Весь Кронштадт, форт «Великий князь Константин» и теплоходная прогулка — 65 отзывов, цена 2400 ₽

Официальный сайт

Содержание

Индивидуальные экскурсии Индивидуальные экскурсии по фортам и маякам Кронштадта. Вы получите незабываемые впечатления от морской прогулки по Финскому заливу на комфортабельном катере. Только Вы и море. Никто не помешает Вам наслаждаться прекрасными пейзажами и старинными фортами. Некоторые из них Вы сможете покорить в рамках экскурсии.

от 8000 рублей

Подробнее

Как добраться

К форту Константин можно проехать на велосипеде или дойти пешком от автобусной остановки. На территорию форта пускают с велосипедами. Входная плата в 2019 году — 150 руб.

Немного истории

В 1808 г. возникла реальная опасность боевого столкновения с британским флотом в Финском заливе. Для прикрытия единственного глубоководного прохода к городу, на узком юго-западном мысу острова Котлин поставили 37 пушек, но знаменитое наводнение 1824 г. смыло все постройки. В середине 19 века начали сооружение оборонительной линии из 10-тонных гранитных валунов и броневых плит. Здесь испытывали новейшие орудия, дальномеры и беспроволочный телеграф. Но авиация и ракеты сделали форт бесполезным, в 1960 г. он был оставлен армией и разграблен.

Предыстория форта “Константин”

История основания крепости Кронштадт удивительным образом связана с историей дипломатических отношений с государствами Европы и, в первую очередь, с Англией.

В декабре 1807 года император Александр I подписал указ об усилении Кронштадтской крепости. Это было необходимо, так как назревала война с Туманным Альбионом.

Деревянная батарея[править | править код]

Зимой 1808 года в связи с началом военных действий английского флота в Балтийском море Морское ведомство приняло решение «построить батарею в два яруса для 45 пушек» для обороны. Весной на отмели в северной части кронштадтского рейда установили деревянные срубы, которые были засыпаны камнем. На этом основании, возвышавшемся на 1,5 метра над ординаром, начали строительство деревянной батареи.

Размеры батареи:

  • высота валганга — около трёх метров над ординаром;
  • длина фронта — около 170 метров;
  • ширина — около 10 метров.

Батарея, получившая название «Двойная Южная», была вооружена двадцатью пятью 36-фунтовыми, двенадцатью 30-фунтовыми пушками и двенадцатью единорогами. Гарнизон состоял из 250 человек личного состава.

Во время наводнения 6 ноября 1824 года батарея пострадала меньше других фортов Кронштадта и была полностью восстановлена к весне 1826 года.

В 1834 году для защиты от возможного нападения с тыла в горже был сооружен капонир (также на засыпном деревянном основании), образовавший открытую с двух сторон внутреннюю гавань. Вокруг батареи, на расстоянии около 200 метров, в дно залива были забиты два ряда свай, чтобы не допустить приближения вражеских судов.

В том же году император Николай I после своего посещения батареи повелел переименовать её в форт «Константин» в честь своего сына великого князя Константина Николаевича, который в 1831 году в возрасте 4 лет был назначен генерал-адмиралом российского флота.

Изменения в Политике конфиденциальности

Вступили в силу изменения в Политике конфиденциальности. Нажимая на кнопку «Я согласен» или продолжая пользоваться сервисом, Вы подтверждаете принятие этих изменений.

Ваш запрос не может быть обработан

Ваш запрос не может быть обработан

С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.

Мегалиты форта в Кронштадте

Рядом с крепостной гранитной стеной, выложенной из каменных глыб в XIX веке, любители-исследователи обнаружили нагромождение из тщательно обработанных плит, которые, очевидно, служили раньше облицовкой. На это указывают проделанные в них отверстия для крепежа.

Форт Константин в Кронштадте на карте. Фото, история, адрес, экскурсии

Трудно понять, откуда взялись эти камни: использовались ли они для отсыпки острова или это часть рухнувшей когда-то защитной стены. Компания «Планета Урбантрип», специализирующаяся в области непознанного, отсняла небольшой ролик, где показала странные плиты и озвучила рассуждения любителя-исследователя об их происхождении.

В описании нагромождения употреблено слово «мегалит» и высказано предположение, что гранитные плиты под ногами значительно старше тех, что использовались в каменной кладке. Правда, это так и осталось предположением, неподтвержденным научными доказательствами.

Ресторан

Пообедать мы зашли в плавучий ресторан. Я читал разные отзывы — кто-то пишет, что там часто включают какие-то сериалы на полную громкость и это портит всю атмосферу, кто-то что ресторан начинает работать с 14.00. Просто будьте готовы, что каких-то стандартов там нет — может быть как плохо, так и хорошо, поэтому я просто поделюсь своим опытом.

Мы приехали в субботу, в этом время в соседнем шатре школьники праздновали выпускной и ресторан их обслуживал. Но нам повезло, хозяин решил что уже все приготовлено и нас пустил. 

Обед на двоих нам обошелся в 700 рублей, но было очень вкусно. Серьезно, я получил искреннее удовольствие от еды. Атмосфера приятная и необычная — в одном метре от нас плавали чайки, в 50 катались яхты. 

В общем, рестораном я остался доволен.

РесторанЭто и ресторан и гостиница на водеРесторанРесторанКормят вкусно, но порции небольшие

Форт «Константин» сегодня

С 2006 года на территории форта «Константин» ведутся работы по реконструкции объекта. Сегодня здесь находятся культурно-туристический центр и яхт-клуб, открыта плавучая гостиница с кафе. Территория форта предоставляется для таких массовых мероприятий, как исторические реконструкции событий, спортивные соревнования и различные фестивали.

Что обязательно посмотреть в Кронштадте

Старый город Кронштадта легко обойти пешком. Там так же, как в Петербурге есть Летний сад, Обводный канал, Синий мост, Гостиный двор, только всё это в гораздо меньшем размере и без шика и блеска, присущего центру Санкт-Петербурга. В Кронштадте пока еще много заброшек и руин, город открыли для туристов совсем недавно.

Обводной канал, КронштадтОбводной канал и здания армейских складов

Если вы приехали на общественном транспорте, рекомендую начать прогулку с нового парка «Остров фортов». Для этого стоит выйти на улице Цитадельной, до въезда в старый город Кронштадта, и идти в сторону моря, всего около 900 метров. Этот метод позволит к концу осмотра оказаться около Морского собора и сесть в обратную маршрутку, там где она будет пустая, возле Дома Быта сидячих мест может на всех не хватить.

Прибывшим на метеоре логично будет начать с осмотра Морского собора, а взявшим экскурсию всё покажут специально обученные люди.

Николаевский Морской собор

Морской собор – самая красивая достопримечательность Кронштадта c непростой судьбой, однозначное must see. Собор освятили в 1913 году. Он был задуман, как памятник всем погибшим морякам. Весь первый ярус церкви изнутри увешан черными мраморными плитами, на которых перечислены их имена и обстоятельства гибели, на белых мраморных досках начертаны имена погибших корабельных священников.

Николаевский морской собор в КронштадтеМорской собор

Собор построили в неовизантийском стиле по образу и подобию святой Софии в Стамбуле. Золотой купол храма служил в том числе и заметным ориентиром для проходящих кораблей. Его видно из Зеленогорска и из Петергофа. Отделка внутреннего пространства просто великолепная. Николаевский Морской собор является действующей православной церковью, вход свободный, одежда должна быть соответствующей.

Интерьер Морского собора в КронштадтеПотолок собора

В храме проводят по несколько экскурсий в день в царскую ложу, на колокольню, под купол. Во время экскурсии вам расскажут, о том, как в советские годы храм использовали в качестве кинотеатра, клуба, как уничтожили большую часть отделки и устроили гардеробную и общественные туалеты в алтаре.

Морской собор, алтарьАлтарь Морского собора

Реставрация Морского собора была закончена в 2013 году, к столетию со дня освящения.  Большую роль в восстановлении собора играла, уроженка Кронштадта, жена тогдашнего президента России, Светлана Медведева.

Якорная площадь и памятник С.О.Макарову

Якорной площадь прозвали не потому что на ней изображен огромный якорь, а потому что во времена закладки собора в начале XX века на этой площади были складированы старые якоря. Для того чтобы лично увидеть якорь на площади придется взять экскурсию на колокольню Морского собора (300 руб. на 2020 год). С колокольни открывается вид не только на площадь, но и на весь остров Котлин, дамбу и скоростное шоссе на ней, острова и форты Финского залива.

Якорная площадь, КронштадтЯкорная площадь, вид с колокольни собора

На якорной площади стоит обратить внимание на оригинальный памятник адмиралу С.О.Макарову. Адмирал стоит в развевающейся на ветру шинели, у ног его замерли бронзовые волны, постамент представляет из себя гранитную необработанную глыбу.

А там, где обычно паркуются экскурсионные автобусы мостовая сделана из чугуна и это еще одна достопримечательность города-крепости. Дело в том, что болотистые земли острова поглощали каменное мощение довольно регулярно, а чугунные диски с прорезями оказались намного более эффективными. В начале XX века в Кронштадте было много чугунных мостовых, сейчас оставили небольшой участок у собора, потому что шины современных машин отлично скользят по такому покрытию.

Петровский парк

От Якорной площади до Петровского парка всего 1 км через Макаровский мост, перекинутый над Овражным парком и далее по улице Красной. На самом деле овраг использовали для слива воды из Петровского дока. Петровский парк раскинулся уже на самом берегу Финского залива и назван так, потому что в центре парка стоит памятник Петру I (1841 год). Бронзовый Петр взирает на любезные его взору корабли в гавани. Каким то чудом Петра не снесли после революции, а во время ВОВ надпись на памятнике: “Оборону флота и сего места держать до последней силы живота яко наиглавнейшее дело” использовали на плакатах в качестве пропаганды.

Зимняя пристань и кораблики к фортам

Петровский парк одной стороной своей выходит на Петровскую гавань. Рядом на Зимней пристани стоит касса, в которой продают билеты на кораблики, совершающие прогулку вокруг фортов Кронштадта. Стоимость билета 650 руб. на 2020 год, дети до 12 лет 500 руб. В хорошую погоду в кассу всегда стоит очередь, мне билеты достались на рейс через 1,5 часа только, и это было в пятницу, даже не в выходной день.

Форт Чумной в Финском заливеФорт Чумной

На 2020 год высадка на фортах не производится, все теплоходы следуют по одинаковому маршруту. Экскурсии с высадкой на форт Милютин осуществляются в малых группах от Летней пристани, билеты брать здесь заранее, желающих очень много не смотря на цены.

Схема движения прогулочных корабликов от Зимней пристани КронштадтаСхема движения корабликов вокруг фортов Кронштадта

На самый цивилизованный форт «Константин» от остановки у Петровского парка и от остановки ул. Рошаля 4 раза в день ходит бесплатный автобус.

Петровский док

Петровский док – уникальный комплекс гидротехнических сооружений, позволявший в свое время строить одновременно до 10 кораблей. В настоящее время посмотреть на док можно только с моста, по бокам он огорожен заборами и охраняется. Справедливости ради стоит заметить, что при Петре только начали строительство дока, достроили его окончательно уже при Елизавете Петровне в 1752 году.

Петровский док в КронштадтеПетровский док

Но сейчас он выглядит совсем иначе, чем это было при Петре. Т.к. в конце XIX века док был углублен, местами облицован гранитом и знаменитые в кругах альтернативных историков лестничные пролеты из цельного куска гранита изготовили именно в конце XIX века, а не при Петре.

В середине XVIII века Петровский док представлял из себя уникальное сооружение. Когда в Голландии между заходом судна в док и началом его ремонта проходило 3-4 дня, в Кронштадте для этой же манипуляции требовалось всего 3-4 часа. Голландский док осушали при помощи насосов, а из Петровского вода уходила самотеком через ныне Овражный парк в Доковый бассейн и затем из него перекачивалась насосами в Обводный канал и по нему возвращалась в море.

Петровский док планируют превратить в музей подводной археологии, проект уже разработан. На август 2020 года работы еще не начаты.

Итальянский дворец

На берегу Итальянского пруда стоит Итальянский дворец, так же его называют еще Меньшиковским, но светлейший князь не имеет к существующему ныне зданию никакого отношения. Так дворец прозвали лишь в честь воспоминания о том, что раньше на его месте стоял деревянный дворец Меньшикова. Изначально, каменный дворец построили в 1720-1724 годах для Апраксина в барочном стиле, после его смерти дворец отошел казне.

Итальянский или Меньшиковский дворец в КронштадтеИтальянский дворец

В 1843-1846 годах здание было перестроено для штурманского училища и все элементы барокко канули в лету. Сейчас в Итальянском дворце расположено одно из закрытых учреждений ВМФ и кабинет-музей русского изобретателя радио А.С.Попова. В Кронштадте проживали многие русские изобретатели, существует даже отдельная экскурсия под названием «Кронштадт – силиконовая долина царской России».

Голландская кухня

Напротив Итальянского пруда на пристани обращает на себя внимание одноэтажный дом красного кирпича. Это Голландская кухня. Кухню построили в 1803-1805 годах на месте старой деревянной кухни для того, чтобы там кормить моряков и матросов с кораблей, прибывающих в порт. В те времена все корабли были деревянными под парусами, готовить еду на огне на борту было очень опасно, поэтому горячее питание экипажей обеспечивали на Голландской кухне. Кухня проработала вплоть до строительства Морского канала в Финском заливе в 1885 году, потом суда стали ходить до Санкт-Петербурга и клиентов у Голландской кухни не стало.

Голландская кухня в КронштадтеГолландская кухня

Рядом с Голландской кухней стоит парочка летних уличных кафе, именно там можно покушать или выпить чашечку кофе летом с видом на суда ВМФ России.

Деревянный маяк и гавань в КронштадтеДеревянный маяк и гавань

Кронштадтский футшток и памятник колюшке

Итальянский дворец с одного торца ограничен Петровским доком, а с другого Обводным каналом. Через последний перекинут синий мост с которого открывается вид сразу на 2 достопримечательности – Кронштадтский футшток и памятник колюшке. Вот это как раз те самые незаметные достопримечательности Кронштадта, которые легко пропустить, если на них не укажут пальцем.

А между тем именно по уровню Кронштадского футштока отсчитывают высоту над уровнем моря на всей территории бывшего Советского Союза. Домик мореографа построили в 1951 году, сам футшток это линейка, закрепленная на одной из опор моста. Именно относительно неё измеряли уровень подъема воды во время наводнений в Санкт-Петербурге, Петрограде, Ленинграде. Во время самого катастрофичного наводнения 1884 года вода поднялась до уровня 4 м 20 см.

Памятник колюшке на Обводном канале в КронштадтеПамятник колюшке

К облицовке набережной Обводного канала с другой стороны от мореографа крепится памятник колюшке. Колюшка это очень мелкая рыбка с тремя шипами на спине, к любимой всеми корюшке она не имеет отношения. Так вот, эта самая мелкая и колючая колюшка спасла остров во время Блокады, её ловили сачками и крутили из неё котлеты. Кронштадт оказался в двойном кольце. Его снабжение осуществлялось по Малой Дороге Жизни, которая шла из Лисьего носа в Кронштадт и далее на Ораниенбаумский плацдарм, что рядом с Петергофом.

Рыбные ряды

Рядом с Синим мостом на берегу того же Итальянского пруда стоит красивое желтое здание с колоннами. Это бывший рыбный рынок. Любоваться им можно только издали, т.к. сейчас Рыбные ряды находятся на территории Базы подводных лодок ВМФ, сами подводные лодки хорошо видно в Купеческой гавани с борта кораблика во время морской прогулки к фортам.

Рыбные ряды в КронштадтеРыбные ряды

Сквер «Инчхон»

Если идти дальше вдоль моря по улице Макарова или Мартынова, то буквально через 10 минут окажитесь в очень маленьком и уютном скверике с корейским названием «Инчхон». Сквер носит имя города побратима Кронштадта в Корее. Из Кронштадта вышел легендарный крейсер «Варяг» в своё последнее плавание и погиб 27 января 1904 года у порта Чемульпо (ныне город Инчхон) в одном из первых сражений Русско-японской войны.

Сквер «Инчхон»Сквер «Инчхон»

К скверу примыкает такой же маленький песчаный пляж. Купаться, конечно официально там запрещено, но кто же выполняет все распоряжения Роспотребнадзора.

Парк «Остров фортов»

Парк «Остров фортов» открыли всего 8 августа 2020 года. Торжественное открытие показывали по телевизору, чем вызвали интерес к объекту у народа. Для взрослых в парке предназначена аллея Славы, а для детей качели, веревочный парк

Андреевский сквер

Андреевский сквер стоит немного в отдалении от очерченного мной маршрута, и прямо супер исторических достопримечательностей там рядом нет, но местечко очень приятное. Ранее на этом месте стоял большой Андреевский собор, заложенный тут еще Петром I, но утраченный в годы советской власти.

Макет Андреевского собора в КронштадтеМакет Андреевского собора

На набережной у сквера поставили современную инсталляцию «Дерево желаний», а ближе в улице Ленина стоит памятник Котлу. Котел изображен на гербе Кронштадта и  с ним связана весьма любопытная легенда. Говорят, что русские войска наступали так стремительно по одной версии на крепость Ниеншанц, по другой на остров Котлин, что шведы удрали не успев съесть сваренный в котле суп и тот еще горячим достался русским солдатам.

Сейчас Кронштадт переживает второе рождение в качестве интересного туристического объекта. Город-форт хотят превратить в мощный туристический кластер. Открытие парка «Остров фортов» лишь первый микроскопический шаг к возрождению Кронштадта. Планируют отремонтировать три форта: «Петр I», «Кроншлот» и «Александр I» и впоследствии приспособить из под современные нужды.

Возможно вам будет интересно узнать принципы работы дамбы Петербурга или по-научному – комплекса защитных сооружений от наводнений.

Ссылки[править | править код]

  • Северные крепости
  • ФОРТ КОНСТАНТИН — Современное коммерческое использование
  • Форт Константин — Туристический проект ОАО Третий парк

Как добраться

Форт открыт для посещения круглосуточно. Отель, находящийся на его территории, тоже работает круглосуточно.

Добраться до форта можно несколькими способами:

  • на автобусах № 101, 101а до остановки «Кронштадтское шоссе», затем пешком 2 километра;
  • на маршрутке № 405 до остановки «Кронштадтское шоссе», затем пешком 2 километра;
  • на метро — синяя ветка до станции «Черная речка»; фиолетовая ветка до станции «Старая деревня». Затем нужно пересесть на маршрутку № 405 или автобусы № 101, 101а;
  • на автомобиле. Маршрут от Дворцовой площади до Кронштадта смотрите по google-карте (время в пути займет около 50 минут).

Также вы можете воспользоваться услугами местных служб такси — «Яндекс. Такси» и Uber.

Форт «Константин» на google-панораме

Форт «Великий князь Константин» на видео

Tonika

июль 2020

empty1x1.png

Неплохая организация. Нормальная парковка, недорогой вход. Есть, чем заняться на целый день

Алексей

июль 2020

empty1x1.png

Детям очень понравилось, облазали все бастионы.

Максим

январь 2020

empty1x1.png

Атмосферное местечко, любителям красивых видов однозначно стоит посетить, особенно, если любите фоткать. Иногда можно вблизи понаблюдать за проплывающими кораблями, а иногда попасть на выставку 🙂

Борис

август 2019

empty1x1.png

Отличное место для отдыха и развлечения!!!

Alexander

сентябрь 2018

empty1x1.png

Историческое сооружения с богатой историей. Для общего развития посетить – самое то.

Глеб

август 2018

empty1x1.png

Хорошее место!

Elena

июль 2018

empty1x1.png

Забавная экспозиция со звуками привидений, но больше форт рассматривается как отправная точка до других морских фортов. только в бургерной на площади ни стаканов, ни мороженого, ни сдачи)))

Смотреть отзывы наtripadvisor

Крымская война и форты Кронштадта

Морское ведомство приняло решение создать на месте старого форта более мощное и современное укрепление с эскарпной стеной из гранита; данное укрепление должно было обеспечивать защиту от артиллерийского огня и от вражеских десантов.

Во время Крымской войны суровый вид фортов Кронштадта наводил ужас на противников. Так, была остановлена англо-французская эскадра, которая не решилась напасть на Санкт-Петербург. Утром 14 июня 1854 года неприятель появился на траверзе Красной Горки, однако и в это лето побоялся атаковать крепость Кронштадт.

На следующий год 15 мая вечером опять появилась воинствующая эскадра в составе 13 винтовых кораблей, 1-го парохода и 7-ми канонерских лодок. Она бросила якорь недалеко от Красной Горки. В 1855 году 28 мая 4 вражеских парохода подошли к северному фарватеру, но и на этот раз грозный вид кронштадтских фортов и опасения подорваться на минах заставили врагов покинуть Финский залив.

Казармы — музей маяков

В 1866 году правом фланге была построена казарма на восемь кубриков с полуподвалом, защита казармы обеспечивалась каменной стеной высотой в два метра, а также земляным валом. В 1868 году была построена казарма в средней части Константиновской батареи.

Казарма - музей маяков

Павильон оптического дальномера

В 1870 году на земляном траверсе, расположенном между 9- и 6-орудийными брустверами, был размещен специальный павильон для оптического дальномера по проекту полковника В. Ф. Петрушевского. Верхняя часть павильона вращалась, обеспечивая возможность обзора местности в широком секторе. Связь павильона с фортами «Павел I» и «Александр I» обеспечивалась с помощью специально проложенных подводных кабелей, что позволяло организовать сосредоточенный огонь фортов по цели.

Пунки управления огнем

Пунки управления огнем

Пунки управления огнем

Пунки управления огнем

Пунки управления огнем

Видео о форте Константин в Кронштадте

Форт Константин в Кронштадте, описание и обзор:

Подъёмный кран

Подъёмный кран

На подъезде к форту можно увидеть памятник морякам-катерникам Балтики.

Памятник морякам-катерникам Балтики

Форт “Константин” в ХХ веке

В сражениях Первой мировой войны и последующей за ней Гражданской войне форт участия не принимал. В 1924 году форт переименовали в форт “К” (“Рошаль”). В годы Великой Отечественной войны орудия форта “Константин” помогали защитникам Ораниенбаумского плацдарма.

В 1960-е годы форт “Константин” вывели из списка фортификационных сооружений и разоружили. Поскольку его не охраняли, он постепенно разрушался и разграблялся. В 1980-е в связи со строительством дамбы, вокруг форта осушили большие территории, а сам форт превратили в автобазу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...