Транссибирская магистраль. Конечный пункт, карта, протяженность, направления, города по порядку, крупные транспортные узлы, год, история строительства

История строительства Транссибирской магистрали, протяженность, конечный пункт, значение, особенности, интересные факты. Потребность в появлении транспортного сообщения остро встала в 1689 г., когда Россия и Китай заключили Нерчинское соглашение, установив между собой официальные торговые отношения. Протяженность около 9300 км. Это самый длинный показатель в мире. Дорога по суше пересекает практически весь материк Евразию. На пути прохождения Транссиба расположено 87 городов.

Через какие города России проходит Транссибирская магистраль

Что же такое Транссибирская магистраль? Это крупнейшая железная дорога Евразии, сократившая время перемещения из Владивостока в Москву до 6 суток. Она проходит (исторический маршрут) через Рязань, Самару, Уфу, Златоуст, Миасс, Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Новосибирск, Красноярск и Владивосток и соединяет, таким образом, западные, северные и южные порты России, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск) с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск).

Сегодня Транссиб представляет собой условно четыре ветки

  1. Непосредственно исторический маршрут (красная линия на карте) – с вышеперечисленными городами.
  2. Байкало-Амурская магистраль (зеленая линия): Тайшет – Братск – Усть-Кут – Северобайкальск – Тында – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.
  3. Северный маршрут (синяя линия): Москва – Ярославль – Киров – Пермь – Тюмень – Красноярск – Тайшет – и далее переход в Байкало-Амурскую магистраль.
  4. Южный путь (черная линия показывает отрезок Южного пути где он отличается от других маршрутов): Тюмень – Омск – Барнаул – Новокузнецк – Абакан – Тайшет.

Расположение дороги

Транссибирская магистраль имеет протяженность до конечного пункта около 9300 км. Это самый длинный показатель в мире. Дорога по суше пересекает практически весь материк Евразию. Начальной точкой Транссиба считается вокзал Ярославский в Москве. Завершается магистраль на берегу бухты Золотой Рог Японского моря, на вокзале Владивостока.

Удивительный путь проходит сразу по двум материкам:

  • Европе;
  • Азии.

При этом Европейская часть попадает лишь на 19%, весь остальной путь проходит по Азии. Граница перехода одного материка в другой находится рядом с городом Первоуральск. Здесь железная дорога пересекает один из перевалов Уральских гор. В этом месте установлен памятный знак, обозначающий границу.

Транссибирская магистраль. Протяженность, направления, конечный пункт, история строительства

В таблице можно увидеть территориальное расположение магистрали:

Территориальные наименования Названия субъектов
1 Магистраль пересекает 12 областных пунктов Подмосковье, Омская, Новосибирская, Костромская, Кировская, Свердловская, Тюменская. Амурская, Еврейская автономная, Ярославская, Владимирская, Иркутская, Кемеровская,
2 5 краев Приморье, Забайкалье, Пермский, Хабаровский, район Красноярска
3 республик — 2 Бурятская, Удмуртская
4 1 округа Усть-Ордынского Бурятского

На пути прохождения Транссиба расположено 87 городов. В этих регионах производится 65% добычи угля всей страны, находятся 80% месторождений природных ресурсов, среди которых нефть, руды, газ, уголь. Столь богатый регион остро нуждался в строительстве путей непрерывного сообщения с центром России.

Реконструкция Транссиба[править | править вики-текст]

Правительство России утвердило паспорт проекта модернизации БАМа и Транссиба. Общий объем инвестиций в проект до 2018 года составит 560 млрд рублей. Из них 110 млрд будет направлено непосредственно из госбюджета, 150 млрд рублей — из Фонда национального благосостояния, еще 300 млрд — по инвестпрограмме РЖД.[11]

Также планируется соорудить мост или тоннель на Сахалин[12].

История строительства Транссибирской магистрали

Исторически Транссибом являлась только восточная часть магистрали от Южного Урала до Владивостока. Именно этот отрезок длиной порядка 7 000 км и был построен с 1891 по 1916 годы. Проект великой стройки был задуман еще при Александре III, который повелел своему наследнику воплотить его в жизнь «…приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений».

Транссибирская железная дорога

В 1891 будущий наследник престола Николай II лично отвез первую тачку балласта в полотно будущей дороги и принял участие в закладке первого камня железнодорожного вокзала во Владивостоке.

Всего через 10 лет (только вдумайтесь!) все рельсовые пути, кроме отрезков на речных переправах, уже были готовы и началась перевозка грузов и пассажиров. То есть в среднем рабочие прокладывали по 700 км в год, или по 1,9 км в день! А ведь условия работы были самыми что ни на есть тяжелыми — дорога прокладывалась в глуши, через леса, балки, скалы, полноводные сибирские реки, болота и слабые грунты, не существовало по сути и инфраструктуры для подвоза материалов. При этом строители были ограничены в средствах и одной из первостепенных задач, поставленных перед инженерами, была задача экономии.

Нельзя не сказать в этой связи чуть больше о самих талантливых инженерах, благодаря которым этот проект стал возможен, несмотря ни на какие климатические и финансовые ограничения. Профессия инженера путей сообщения была одной из наиболее престижных в дореволюционной России, ведь именно в этой сфере на тот момент воплощались все самые передовые разработки научно-технического прогресса. Сегодня мы, пожалуй, могли бы провести аналогию с IT, робототехнкой и нано-материалами…

Но вернемся назад в прошлое. Институт корпуса инженеров путей сообщения, основанный в 1809 году, давал образование такого класса, что по курсовым проектам его студентов можно было немедленно строить без внесения каких-либо правок и дополнений — настолько они были выверены, детально проработаны и технически грамотны. Сам император Николай I говорил: «Мы — инженеры», подразумевая, что именно в этой специальности в наиболее полной мере проявляются все творческие и аналитические качества русского народа. И нужно признать, эти люди действительно с честью выполнили свой профессиональный долг, (а, возможно, и превзошли его) и воплотили самые смелые чаяния своих современников — Транссиб останется вечным памятником их талантам.

«Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы Бог и потомки никогда не сказали обиды мне».

Евгений Кнорре, инженер-строитель

С 1901 по 1916 год уже проводились только вспомогательные работы — по возведению мостов и различных инженерных сооружений. Впрочем, их объем впечатляет не меньше, чем протяженность рельсового полотна. Только на первоначальном этапе на Транссибе было построено 87 крупных станций и локомотивных депо, более 1800 мелких станций и полустанков и около 11 тысяч инженерных сооружений: мостов, тоннелей, водопропускников, отбойных стенок.

Ровно 100 лет назад — в 1916 (то есть во время Первой Мировой войны и тотальной нехватки финансовых и людских ресурсов), был все же сдан в эксплуатацию сложнейший мостовой переход через Амур. Именно с этого момента начинается отсчет бесперебойного железнодорожного сообщения по всей протяженности Транссибирской магистрали, поэтому он считается датой окончательного завершения строительства.

Император понимал, что готовый участок Транссибирской магистрали — это только начало масштабного развития транспортной инфраструктуры страны. Ведь одной веткой охватить все ключевые точки просто невозможно. В стороне остались золотые прииски в районе Бодайбо, а также главная водная артерия Сибири — река Лена… Планам по строительству новой ветки в царской России не суждено было сбыться из-за войны и революции. Так или иначе, проект все равно был реализован под названием БАМ (Байкало-Амурская магистраль) уже при советской власти. Эта стройка века XX-го заслуживает отдельного исследования — сейчас лишь обратим внимание на то, что она логически продолжает Транссиб и на сегодняшний день являет с ним единое целое.

Сейчас маршрут Транссиба заканчивается во Владивостоке, но уже в ближайших планах — сооружение моста или тоннеля на Сахалин. Утвержден и масштабный план модернизации Транссиба и БАМа на ближайшие годы. Так, общий объем инвестиций в проект до 2018 года составит 560 млрд рублей. Сюда входит и сооружение железной дороги до Магадана и к Беринговому проливу. Начались работы по реконструкции Транскорейской магистрали с выходом её на Транссиб и превращение последнего в Магистральный транспортный коридор.

Вот так — Империя сменилась Советами, прошли войны, революции, кризисы, былые достижения унаследовала уже Российская Федерация. Три разных уклада, а Великий Путь продолжает жить и развиваться независимо от того, какая идеология задает вектор в данный конкретный момент — и это еще одно подтверждение его непреходящего цивилизационного значения.

Населённые пункты[править | править вики-текст]

Ниже приводится основной маршрут Транссиба, действующий начиная с 1958 года (через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не совпадает с названием соответствующего населённого пункта):

Москва/Москва-Пассажирская-Ярославская — Ярославль/Ярославль-Главный — Данилов — Буй — Шарья — Киров — Балезино — Верещагино —Пермь/Пермь II — Кунгур — Первоуральск — Екатеринбург/Екатеринбург-Пассажирский — Тюмень — Называевск/Называевская — Омск/Омск-Пассажирский — Барабинск — Новосибирск/Новосибирск-Главный — Юрга/Юрга I — Тайга — Анжеро-Судженск/Анжерская — Мариинск — Боготол — Ачинск/Ачинск I — Красноярск/Красноярск-Пассажирский — Канск/Канск-Енисейский — Иланский/Иланская — Тайшет — Нижнеудинск — Зима — Иркутск/Иркутск-Пассажирский — Слюдянка/Слюдянка I — Улан-Удэ — Петровск-Забайкальский/Петровский Завод — Чита/Чита II — Карымское/Карымская — Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский — Могоча — Сковородино — Белогорск — Архара — Биробиджан/Биробиджан I — Хабаровск/Хабаровск I — Вяземский/Вяземская — Лесозаводск/Ружино — Уссурийск — Владивосток

Реконструкции

Перевозка грузов и пассажиров до конечного пункта Транссибирской магистрали производилась паровозами. Их мощность была небольшая. Кроме того, это влияло на количество перевозимых вагонов и людей. В 1929 г. было принято решение заняться электрификацией железной дороги. Ее окончание состоялось только в 2002 г.

Работы проводили частично, это приводило к тому, что нарушалась пропускная способность. На участках дороги, где не было электричества, приходилось заменять локомотивы. Транссибирская магистраль должна была подлежать реконструкции. Работы предполагалось начать с 2018 г. и завершить их в 2020 г. Эти меры стали необходимы для увеличения пропускной способности железнодорожной трассы.

Новые инвестиции должны помочь в обновлении состава, локомотивов, модернизировать отдельные участки.

Транссибирская магистраль. Протяженность, направления, конечный пункт, история строительства

Реконструкция откроет дополнительные перспективы регионам, через которые проходят пути.

Упоминания[править | править вики-текст]

  • Башкирский писатель Мажит Гафури путь в литературе начал с книги «Себер тимер юлы йәки әхүәле милләт» (баш. «Сибирская железная дорога, или положение нации») (Оренбург, 1904).
  • Александр Розенбаум в 1999 году выпустил альбом «Транссибирская магистраль», который открывает одноимённая песня.
  • В девятом студийном альбоме группы U.D.O. была записана песня Trainride in Russia вступление к которой исполнено на русском языке. Текст песни и музыка навеян личными впечатлениями Удо Диркшнайдера от путешествия поездом на гастролях в России. «Поезд по России идёт и идёт, поезд по России — сто грамм, и вперёд».

Факты[править | править вики-текст]

  • Хотя Владивосток является конечной станцией Транссиба, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции — мыс Астафьева и Восточный порт.
  • По Транссибу курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54 Харьков — Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 7 суток 6 часов 10 минут. С 15 мая 2010 года этот поезд был «обрезан» до станции Уфа[13], однако курсирование беспересадочных вагонов было сохранено. С ноября 2011 года этот поезд был окончательно отменён. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на долгое время являлся Киев — Владивосток, расстояние 10259 км, время проезда 7 суток 19 часов 50 минут. С ноября 2011 года он также был отменён из-за нерентабельности. По состоянию на октябрь 2014 года самыми дальними поездами Транссиба являлись поезда Москва — Владивосток и Москва — Пекин.
  • Самый «быстрый» поезд Транссиба — № 1/2 «Россия», сообщением Москва — Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 2 часа (средняя скорость 64 км/ч).[источник не указан 133 дня] Поезд № 3/4 Москва — Пекин и поезд № 5/6 Москва — Улан-Батор участок Иркутск-Москва проходят быстрее на 1 час, чем поезд № 1/2 «Россия».[источник не указан 133 дня]
  • На Ярославском вокзале Москвы, а также во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали — «0 км» на одной грани и «9298 км» (в Москве), «9288 км» (во Владивостоке) на другой грани.

См. также[править | править вики-текст]

  • Китайско-Восточная железная дорога
  • Строительство Транссибирской магистрали в обход Томска
  • Турксиб
  • Трансазиатская железная дорога
  • Список узловых станций в Российской Федерации
  • Железнодорожная ветвь Енисей — Дивногорск
  • Координационный совет по Транссибирским перевозкам
  • Сибирский тракт
  • Чердынская дорога
  • Бабиновская дорога
  • Арская дорога

Видео о транссибирской магистрали

Транссибирская магистраль, из прошлого в настоящее:

Литература[править | править вики-текст]

  • Путеводитель по Великой сибирской железной дороге. — Издание Министерства путей сообщения. — СПб.: “Товарищество Художественной Печати”, 1900.
  • Сибирь под влиянием рельсового пути. С приложением карты Сибирской железной дороги. — СПб.: Издание редакции периодических изданий Министерства финансов, 1902. — 221 с.
  • Департамент торговли и мануфактур министерства финансов. Сибирь и Великая Сибирская железная дорога с приложением карты Сибири. — СПб.: Типография Киршбаума, 1893. — 309 с.
  • Сибирь и трансазиатский железный путь. — СПб., 1891. — 37 с.
  • «Транссибирская магистраль» в Энциклопедии Забайкалья.

Читайте в Иркипедии:

  1. Транссибирская магистраль в 1904 году
  2. Восточно-Сибирская железная дорога: главные сведения
  3. Кругобайкальская железная дорога
  4. Железная дорога по льду Байкала
  5. Кругобайкальская железная дорога — отрывок из путеводителя 1908-1909 годов
  6. Летняя поездка по Кругобайкальской железной дороге (фотоальбом)
  7. Железная дорога Абакан – Тайшет
  8. Детская Восточно-Сибирская железная дорога
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...