Топ 15 — монастыри Мордовии

Мордовия является одним из центров расселения финно-угорских народов. Несмотря на малую численность населения, столица республики, Саранск, играет роль

История[править]

Из предания, подтверждаемого древней надписью, записанной уставом на деревянной доске и хранящейся в Ключевской церкви, видно, что в роднике или ключе недалеко от села Четвертакова в 1707 году явилась Казанская икона Божией Матери. Населявшая окрестности этого села мордва, пребывавшая в то время в язычестве, видя бывшие от явленной иконы чудотворения, уверовала в истинного Бога и приняла святое крещение.

Вскоре было решено основать тут пустынь. Место было удобным: владельческие села Тургенево и Четвертаково располагались на почтовом тракте Саранск-Алатырь, а уездная столица Ардатов – в пяти верстах. Пустынь создавалась как загородный двор Алатырского Свято-Троицкого монастыря, приписанного, в свою очередь, к Троице-Сергиевой Лавре. Уже в 1708 году на ключе, по указу Троицкого монастыря, была построена первая деревянная Казанская церковь. В том же году 29 августа церковь была освящена приходским священником Иоанном.

В 1767 году обветшавшую церковь заменили на другую, тоже деревянную. Третий храм, каменный, строился с 1806 года уже не на источнике, а выше его, на холме. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший эту церковь, опирался на местную благотворительность, на приходы Тургенева и Четвертакова. Освящение летней части храма состоялось в 1807 по благословению епископа Казанского Павла (Зернова).

Пустынь скоро стала центром паломничества и внесла свою лепту в христианское просвещение народов Поволжья. В первой половине XIX века почитание явленной Казанской иконы Божией Матери распространилось на соседние уезды. В 1848 году, во время эпидемии холеры, алатырцы потребовали от настоятеля Свято-Троицкого монастыря перенести образ в город, и архимандрит Иезекииль подчинился. Икона с крестным ходом отправилась в Алатырь, её обнесли с крестным ходом вокруг всего города, вскоре после чего болезнь начала стихать. В память об этом знаменательном событии ежегодно 9 августа в Алатыре проводился крестный ход, а в Ключевской пустыни служился благодарственный молебен. По специальному расписанию икону в сопровождении монахов и под охраной полиции носили по домам и отправляли в путешествия по уезду.

В течении XIX века постройки пустыни были не раз перестроены. В начале 1840-х четверик храма был дополнен трапезной, увеличившей его площадь почти вдвое. При храме вначале была деревянная звонница с 8-пудовым колоколом, а во второй половине века была построена колокольня. Бывшая деревянная церковь над родником превратилась в часовню и перестраивалась дважды.

В конце века в Казанской пустыни собралась иноческая община, которая была признана монашеским братством приписанным к Алатырскому Свято-Троицкому монастырю. Поток паломников к ключу ширился – до революции бывало, что весь склон монастырского холма был занят лежащими и сидящими больными, которые ждали очереди, чтобы искупаться в целебном источнике.

В 1930-х годах пустынь была закрыта, монахи изгнаны, деревянная часовня и колокольня уничтожены. Храм пустыни был повреждён, но сохранился. Поток богомольцев и искателей излечения в эти места не прекратился и в советские годы. К концу 1980-х годов Казанская церковь пришла в аварийное состояние: во многих местах кладка оказалась разрушенной протечками, внутреннее пространство деформировано, росписи испорчены, глава снесена, кровля наполовину сорвана.

С учреждением Саранской епархии был поставлен вопрос о возрождении Ключевской пустыни. Синодальным решением от 27-28 декабря 1993 года мужская обитель была вновь открыта. Храм был восстановлен и украшен, был возведена колокольня, два деревянных корпуса, каменный келейный корпус с домовой церковью. Были созданы гостиничные номера для паломников, число которых росло на протяжении 1990-2000-х годов. Над источником была поставлена деревянная часовня с купальней.

22 июля 2011 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новый паломническо-просветительский центр пустыни.

Священноначалие

  • Иларион (Царёв) (27-28 декабря 1993 – упом. нач. 2012) архим.

Исторический очерк[править | править код]

Дважды — в 1662 и 1667 годах — из Саранска в Москву слались донесения о чудесах, происходивших от хранившейся в городе иконы Казанской Богоматери. Чудес, к вящей славе церкви, в те времена происходило много, их гносеология — разговор особый, но следствием саранских чудес было устроение женского монастыря, первая игуменья которого, мать Анисья (Хлопова) упоминается уже в 1668 году. Для иконы был построен деревянный храм, однопрестольный, небольшой, затем в первой четверти XVIII века храм поделили на два этажа — верхнюю Казанскую и нижнюю во имя Алексия-митрополита. Но шли годы, храм ветшал, пока игуменья Улиания (Жмакина) в 1734 году не обратилась в Казанский приказ с челобитной о разрешении строительства двух новых церквей — первой холодной во имя Казанской Богоматери и Алексия-митрополита и второй теплой во имя Архангела Михаила. В тот же год был дан соответствующий указ, и почти одновременно велено было саранским купцам Ивану и Степану Котельниковым разобрать деревянные Успенскую и Смоленскую церкви на Успенской площади и сжечь их в чистом поле, построив вместо уничтоженных одну каменную. Монахиням удалось выпросить деревянные церкви себе. Из Казанского приказа последовал указ рождественскому попу И. Тимофееву отдать церкви «в Богородицкой девичь монастырь» и чтоб «по взятие тех церквей велеть просительнице игуменье Улиании с сестрами во оном их монастыре перестроить по силе прежде данного в прошлом 1734 году указе, а ежеле от перестройки тех церквей останется что негодное, то сожещи в чистом месте и пепел всыпать в реку». Перестройка завершилась в 1736 году.О церкви Михаила Архангела в документах той эпохи упоминаний нет, но она была. Причём каменная, предположительно — первой половины XVIII столетия. Игуменья Улиания не ограничилась перестройкой деревянного храма и возвела небольшой каменный храм для богослужений в зимнее время, как она и просила в челобитной. В монастырском комплексе этот храм не был особо заметным из-за ничтожных размеров и максимально упрощенного облика: рядом с Казанской церковью он выглядел почти часовней, как можно судить по двум фотографиям. Церковь Михаила Архангела была самая русская из саранских церквей, самая «псковская». Простой куб, увенчанный главой, не менее бесхитростная трапезная с притвором, без колокольни. Казалось, она шагнула прямо из XIII века, из какого-нибудь Юрьева-Польского или Чудской глуши.

В комплексе с церквями были двухэтажный дом для причта и приходской школы, каменная сторожка.

Приветственное слово

Параскево-Вознесенский женский монастырь широко известен не только в Мордовии, но и за ее пределами. Этим объясняется внимание к монастырю со стороны высочайших особ. В июне 2005 года монастырь посетил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В этом же году были построены и освящены купели в честь Святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.

В 2006 году в Пайгарм приезжал Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008 г.).

В настоящее время Параскево-Вознесенский женский монастырь продолжает обустраиваться: в 2008 году началось строительство колокольни, в январе 2010 года был освящен храм в честь Святой мученицы Параскевы.

В Саранской епархии 6 монастырей:

Мужские

1. Иоанно-Богословский монастырь – 430910, Республика Мордовия, городской округ Саранск, сел. Макаровка, ул. Нагорная 35; e-mail makarovsky-monastery@yandex.ru; сайт makarovsky-monastery.ru
наместник — игумен Мелетий (Кисняшкин)

2. Свято-Троицкий монастырь – 431626, Республика Мордовия, Ромодановский район, сел. Большое Чуфарово; e-mail: chufarovomonast@mail.ru, kwakenburg@mail.ru(казначей); сайт chufarovo-mon.ru
настоятель — игумен Руфин (Баранников)

3. Александро-Невский монастырь – Ковылкинский район, село Кимляй
настоятель — игумен Роман (Невский)

Женские

4. Параскево-Вознесенский монастырь – Республика Мордовия, Рузаевский район, сел. Пайгарма; сайт paigarm-monastery.ru
настоятельница — игумения Ангелина (Кузоятова)

5. Свято-Тихвинский монастырь – Республика Мордовия, Ромодановский район, сел. Курилово
настоятельница — игумения Серафима (Куняева)

6. Свято-Ольгинский монастырь – 431430, Республика Мордовия, г. Инсар, ул. Московская, 87а
настоятельница — игумения Ольга (Никитина)

Изменения в Политике конфиденциальности

Вступили в силу изменения в Политике конфиденциальности. Нажимая на кнопку «Я согласен» или продолжая пользоваться сервисом, Вы подтверждаете принятие этих изменений.

Места силы

В истории имеется большое количество случаев, когда люди, страдающие различными заболеваниями, выздоравливали, купаясь в местных родниках. Так, в 1998 году, за несколько дней до начала Великого Поста в монастыре произошло чудесное явление. Всем известная икона “Благодатное небо” замироточила. Это явление смогли увидеть прихожане, которые присутствовали в тот период на службе. Из иконы струилось миро. Так называют благоухающее церковное масло. Все присутствующие на службе были помазаны миром.

Кроме того, через определенный отрезок времени стало известно, что один из прихожан смог излечиться от болезни, которая мучила его годами. Это был молодой человек по имени Павел Жувайкин. Ему было 12 лет. С самого рождения ребенок был слепым на левый глаз. После помазания мальчик прозрел. Икона за всю историю существования мироточила три раза – 27 февраля, 1 и 8 марта.

Параскево-Вознесенский женский монастырь находится в 35 километрах от Саранска. Недалеко от святыни есть крупная железнодорожная станция. Дата основания приходится на 1864 год. Это была инициатива местных жителей. Популярность местных источников велика. К ним приезжают из различных регионов. Местная вода применяется для умывания, часть воды используется для купальни, а часть выводится в сток, который расположился под алтарем.

Святыни[править]

  • Святой источник

Престольные праздники[править]

Икона Пресвятой Богородицы “Казанская” – 21 июля, 4 ноября

История монастыря

При основании монастыря местные жители опирались на информацию о святости пайгармских родников. История русской земли непростая. Во второй половине 18 столетия она находилась во власти помещика Еремея Струйского. Бесполезные земли он начал распродавать. Так дровяной лес ушел к зажиточным мордвинам. Лесной массив славился родниками. На одном из них и появилась икона Параскевы. От нее впоследствии смог исцелиться раненный боец. Солдат соорудил сруб и провел в него источник. С этого момента уже на протяжении многих лет к роднику не зарастает тропа. Желающих посетить данное место большое.

В 1861 году пустошь была пожертвована церкви. На этом месте открыли монастырь. В 1863-1865 гг. началось активное прошение крестьян о том, чтобы открыть здесь женскую общину. В данном процессе активное участие приняла дворянка Мария Михайловна Киселева. Она смогла добиться поставленных целей. При ключах организовали сестринскую общину. Для ее обеспечения Киселева продала 20 десятин пашни под Пайгармой. Ее поступок стал примером и для других богатых крестьян.

Всего, в конечном итоге, за общиной стояло около 46 га пашни, лесной зоны. Строительный процесс храма начался в 1865 году. Деньги на стройку поступали за счет пожертвования из различных городов. В конце 19 века подворья стали образовываться в Пензе, Саранске, Санкт-Петербурге и других населенных пунктах.

До 1865 года в Пайгарме находилась маленькая часовня. В 1866 году осветили другую часовню – Параскево-Пятницкую. На деньги народа построили Вознесенскую церковь. В 1873 году на месте часовни было принято решение возвести церковь из дерева во имя великомученицы Параскевы. Внутри храма был ключ, его оправили в кувшин. Деревянная постройка гармонично смотрелась на фоне лесного массива. Ее разрушили в 1950-х годах.

Сегодня на его месте стоит другая обитель, созданная по подобию ранее возведенной. От обители начинается короткий спуск к ключам и источникам. Рядом находился ряд келий. Западнее можно было увидеть корпус трапезной, а с севера больничный корпус. На востоке стояли общественные объекты. Это были школа, церковная лавка, гостиницы для паломников. Центральная часть монастыря преимущественно представлена соборной площадью.

Монастырь с 1870 гг. являлся полностью обнесенным стеной с башнями, в которых четко прослеживаются церковные мотивы. Соборная площадь формировалась длительное время. Весь процесс занял несколько десятилетий.

Большой Успенский собор заложили в 1874 году. Он возводился на протяжении 16 лет. Проект был реализован в память Успения Божией Матери. Внешнее оформление напоминает Храм Христа спасителя. Однако нотки оригинальности также прослеживаются. Отдельного внимания заслуживают росписи на стенах, которые могли похвастаться исключительной выразительностью и утонченностью. Примечательно, что часть фресок прекрасно сохранилась до нашего времени. Красочный слой повредился местами. Образы на стенах безжалостно были повреждены из огнестрельного оружия варварами 20 века. Отбивалась штукатурка, осквернялись иконы.

Реставраторам предстоял широкий спектр работ. Вначале 1990 гг. многие образы были переписаны заново. Успенский собор в настоящее время является полностью отремонтированным. В нем регулярно проводятся службы. Кроме того, храм отличается прекрасными акустическими данными. Внутреннее пространство светлое и наполнено торжественностью.

Вознесенский храм возвели уже в 1893 году. Работа проводилась по проекту архитектора А. Е. Эренберга. Если брать во внимание основные черты, то святыня копирует абрис собора. Она состоит из пяти глав, оснащена отоплением. В советское время главы были разрушены. Впоследствии их заново отстроили. Но росписи еще не завершены. В храме есть фреска, которую закрасили в 1950-м году. Также интересно изображение св. Пантелеймона на столпе. Оно находится с запада. Много росписей на новозаветную тематику.

Святыни Свято-Варсонофиевского женского монастыря

Особо прославляется святыня на целебном источнике в хвалу прославление иконы Владычицы нашей «Живоносный источник».Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Мордовия. Фото, святыни, описание, как добраться

В 2012 году освятили обитель на источнике, прославляющую чудный образ «Живоносный источник». Эта святыня пользуется особой популярностью у паломников. Христиане приезжают сюда за тысячи км и получают долгожданное исцеление от недугов тела и души.

Есть многие свидетельства, которые бережно сохраняются и повествуются сестрами монастырской обители. Люди, страдающие от сердечных болезней, от болезней души и тела получают по собственным прошениям и благодарственным молитвам, а также по сестринским молитвам и проектам необходимую помощь.

Особые молебны на источнике:

  1. Свято-Варсонофиевский женский монастырь в полном составе, духовенством, сестрией и верующими мирянами, совершается обычай — крестный ход к источнику на Преполовение Пятидесятницы — воздавая хвалу Господу, участники возвращаются к монастырскому комплексу, минуя засеянные поля. Священники щедро освящают посевы, окропляя святой водой.
  2. Летом каждую среду совершаются молебны водосвятные к Пресвятой Богородице ради иконы «Неупиваемая чаша».
  3. 1 сентября, когда памятуют икону Божьей Матери «Донская» служится особый молебен с благодарением.Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Мордовия. Фото, святыни, описание, как добраться

Накануне праздничного дня Богоявления в 2007 году была устроена оборудованная купальня закрытого типа.

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Ардатовской епархии:
    • http://ardatep.ru/index.php?option=com_content&view=article&…=15
  • Страница сайта Чудеса России:
    • http://www.ruschudo.ru/miracles/2229/
  • Страница официального сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству:
    • http://monasterium.ru/monastery/russia/ardatovskaja-eparkhij…yn/

[1]  http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/bib/Titles59.htm

[2]  http://ardatep.ru/index.php?option=com_content&view=article&…=15

Как добраться[править]

Адрес: Россия, респ. Мордовия, Ардатовский р-н, п. Тургенево, ул. Школьная, 20

Телефон: (83431) 3-28-69

Электронная почта: ardatovnikol@yandex.ru

Музей

На базе монастыря создан и успешно действует музей церковно-исторического значения. Он является не только детищем сестринской общины, но и многих жителей района Зубово-Полянский — трудящихся в образовательной и культурной сферах, детских учреждений и студенчества всего края.

Основные экспозиции освящают темы:

  • быт мордовского общества;
  • культура;
  • история края;
  • становление монастыря;
  • святым и, почитаемым православным народом, подвижникам в этом крае живших или подвизавшимся.

Паломнику[править]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Помощь центральной районной больнице

Монахини молельного дома во имя Божьей Матери и образа ее «Всецарица» всех желающих призывают принимать активное и очень ценное соучастие в благом проекте и оказывать посильную помощь центральной районной больнице.Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Мордовия. Фото, святыни, описание, как добраться

Преосвященный Климент, чтимый епископ Краснослободский и Темниковский благословил организацию сестричества на территории с названием Зубова Поляна при храме во имя Владычицы, и светлого образа ее всепетого «Всецарица». Все желающие могут присоединиться к проекту в качестве сестер милосердия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...