Топ 15 — дворцы Потсдама

Дворцы и парки Потсдама и Берлина – олицетворение величия, которого достигло королевство Пруссия на рубеже XVIII-XIX веков.

История[править | править код]

Проект и место для дворца Фридрих II выбрал ещё до Семилетней войны. Предпочтение вместо фридерицианского рококо отдавалось палладианству. За основу взяты английский Замок Говард и голландский дом Кловенирсбюргваль (нем.) № 29, который в мирное время в Нидерландах впечатлил Фридриха[2]. Строительство началось после окончания войны, в память о которой напротив установлены 24-метровые триумфальные ворота[3]. Здание выполнено более сдержанно, без излишества скульптур и украшений, чтобы, по определению самого Фридриха, это не выглядело «Fanfaronade» (хвастовством и позёрством)[4]. Здание украшают три Грации: Аглая (красота), Евфросина (радость), Талия (изобилие). С апреля по октябрь приглашённые высокопоставленные гости и родственники короля посещали торжественные церемонии и внутренний театр[5] по случаю окончания строительства пышного дворца и демонстрации политической силы[6]. Незамужняя сестра короля Анна-Амалия выступила в качестве хозяйки дома, поскольку королева Елизавета Кристина, согласно желанию её супруга, не присутствовала[5].

После смерти короля Фридриха в 1786 году дворец редко использовался для официальных церемоний. В 1859 году кронпринц Фридрих Вильгельм, будущий император Фридрих III жил здесь в летние месяцы с семьёй. Во время своего 99-дневного правления (9 марта — 15 июня 1888) переименовал дворец во Фридрихскрон (нем. Schloß Friedrichskron) и велел выкопать вокруг него ров. Его сын последний император Вильгельм II оснастил дворец паровым отопление и электрическим освещением, в некоторых покоях устроены ванные комнаты, а в 1903 году у северной лестницы установлен лифт. До 1918 года дворец оставался летней резиденцией германского императора и его супруги Августы Виктории, и экскурсии были невозможны. После Ноябрьской революции 1918 года и отречения кронпринца Вильгельма в 1919 году дворец превращён в музей. После Второй мировой войны дворцу теперь вернули облик фридерицианского рококо.

Строительство дворца

Дворец и парк Sanssouci расположены на южном склоне холмистой излучины реки Хафель. При строительстве города Потсдама во время правления Фридриха Вильгельма Ⅰ, отца Фридриха Великого, для укрепления болотистых почв на этих склонах были вырублены все дубовые рощи. Фридрих Ⅱ принял решение разбить на этом месте виноградники. Выращиванием виноградной лозы и виноделием в Бранденбургских землях занимались уже не первое столетие, но идея декоративного оформления виноградниками королевской резиденции была использована только в Сан Суси.

В августе 1744 г. на голых холмах начинается строительство шести террас, спланированных таким образом, чтобы по максимуму использовать солнечный свет. На террасах между саженцами виноградной лозы местных сортов и привезенными из Франции, Италии и Португалии, были устроены застекленные ниши, в которых высадили инжир, а в больших горшках росли апельсиновые деревья. По центру холма была построена широкая лестница, а передние части террас декорированы изгородями из стриженого тиса, фруктовыми деревьями на шпалерах и газонами.

Схема парка Сан Суси

В 1745 г. на самой высокой точке виноградника началось строительство дворца. Проектированием и воплощением замыслов прусского короля занялся архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, которого впоследствии назовут основателем стиля фридерицианского (или потсдамского) рококо, воплощенного в архитектуре дворца Сан Суси. Особенно сильно этот стиль появляется во внутренней отделке помещений: стены и потолки богато украшены стилизованными растительными орнаментами, которые не выглядят тяжеловесно. Легкость декора достигается сочетанием изящной позолоты тонких орнаментов со светлыми оттенками стен, множеством зеркал и живописных полотен.

Внешне дворец Сан Суси больше всего соответствует канонам южно-германского и австрийского барокко. Здание состоит из центрального зала-ротонды с куполом и двух длинных одноэтажных пристроев по обеим сторонам с анфиладами комнат. Фасады богато орнаментированы и украшены скульптурами, вазами и пилястрами. Гермы, изображающие вакхов и вакханок символизируют тему виноделия.

Фридрих хотел иметь резиденцию, отвечающую его убеждениям и взглядам: чтобы дом был наполнен любимыми произведениями искусства, но имел тесный контакт с природой. Он не позволил строить длинные парадные лестницы, чтобы из дома можно было выходить прямо в сад. У подножия виноградного холма построен большой фонтан. Его окружают полукруглые скамьи и скульптуры античных богов и символы стихий — Вода, Земля, Воздух и Огонь. Наибольшую художественную ценность среди них представляют статуи Меркурия и Венеры выдающегося французского скульптора Жана Батиста Пигаля.

Новый дворец

История строительства

В 1763 году по окончании семилетней войны началось строительство Нового дворца вместе с примыкающей к нему колоннадой. Проект его был создан еще в 1755 году Иоганом Бюрингом. За основу были взяты находящийся в Англии замок Говард и Кловенирсбюргваль – голландский дом, который когда-то впечатлил Фридриха Великого.

Гравюра Новый дворецГравюра с изображением Нового дворца в Потсдаме, Германия

Возведение этого архитектурного шедевра было задумано для того, чтобы показать миру, что Пруссия еще имеет достаточно сил и величия даже после проведения трех военных сражений. Несмотря на то что в то время в моду вошел классицизм, Фридрих пожелал оформить покои в стиле рококо, который господствовал в 17 веке.

Руководство строительством до 1764 года осуществлял Иоганн Готфрид Бюринг, а после его ухода в 1765 году на его место заступает Карл фон Гонтанд. К тому времени строительство дворца уже продвинулось настолько, что Гонтанд в основном занимался планировкой его внутреннего оснащения.

Новый сад в Потсдаме

Племянника Фридриха Великого Фридриха Вильгельма II не особо впечатляла архитектура и стиль дворца Сан-Суси. Слишком несовременным он его находил. Поэтому взойдя на престол глубоко проникся острым желанием построить что-нибудь более соответствующее духу времени. И в 1787 году он начал осуществлять свою задумку. На землях, расположенных рядом с парком Сан-Суси, омываемых Девичьим озером (Jungfernsee) и Святым озером (Heiliger See) был организован парк в английском стиле, который получил название Новый сад (Neuer Garten).

Новый сад в Потсдаме
Новый сад в Потсдаме

Парк получился «сельско-деревенским», с небольшими домиками, но это и является его изюминкой. Парк немаленький, площадью около 100 га, и поэтому помимо всей этой деревенской «милоты» в Новом саду есть и более фундаментальные и величественные постройки.

Мраморный дворец (Marmorpalais) – построен в 17871792 годах на берегу Святого озера в стиле классицизм. Некоторое время был летней резиденцией Фридриха Вильгельма II. Фасад здания украшает мрамор, отсюда и соответствующее название. После Второй Мировой Войны в здании дворца одно время функционировал советский дом офицеров, потом переросший в армейский музей. После развала СССР и объединения Германии эту лавочку, конечно же, прикрыли.

Мраморный дворец в Потсдаме
Мраморный дворец в Потсдаме

Дворец Цецилиенхоф (Cecilienhof) – построен в 19141917 годах. Дабы не выбиваться из общего стиля Нового сада, стилизован под средневековую сельскую Англию. Стал последней резиденцией, возведенной Гогенцолернами для себя любимых, ибо для них наступили нелегкие времена. Короли в Германии заканчивались и потихоньку начинались усатые фюреры с тупыми прическами.

Дворец Цецилиенхоф в Потсдаме
Дворец Цецилиенхоф в Потсдаме

Наибольшую известность дворец Цецилиенхоф получил в 1945 году, когда в большом зале дворца проходила знаменитая встреча глав трех держав, одержавших победу во Второй Мировой Войне. Внимательный читатель наверняка уже смекнул, что речь идет о Постдамской конференции. В честь победителей на внутренней лужайке перед дворцом до сих пор красуется красная звезда из цветов.

Дворец Цецилиенхоф в Потсдаме
Дворец Цецилиенхоф в Потсдаме

Парк Бабельсберг

Облагораживание территории и превращение ее в живописный парк началось в 1833 году Вильгельмом I, когда он еще был кронпринцем. Из парка открывается отличный вид на мост Глинике, о котором мы поведаем чуть ниже. С инженерной точки зрения парк также небезынтересен, ибо он обладает качественной искусственной системой орошения, что позволяет сохранять свежеть зелени даже в самые засушливые дни.

Парк Бабельсберг в Потсдаме
Парк Бабельсберг в Потсдаме

Парк Бабельсберг богат тропами и дорожками, по которым можно прогуляться, а потом и отдохнуть от долгих прогулок. Главной же достопримечательностью парка является дворец Бабельсберг.

Дворец Бабельсберг (Babelsberg) – возводился с 18351849, что крайне небыстро. Вышло так, потому что папа решил не выделять много денег своему сыну принцу Вильгельму, будущему королю Пруссии. Тем не менее, Вильгельм I с женой Августой, которая принимала непосредственное участие в строительстве, довели начатое до конца и поселились-таки в дворце. Даже став королевской четой в 1861 году, они продолжили свое житье-бытье в нем, вплоть до смерти Вильгельма в 1888 году. В данный момент дворец закрыт на реконструкцию, поэтому насладится его видом можно только на фото. Неоготический стиль дворца лично меня впечатляет, потому что люблю я готику, заодно и неоготику, заодно еще много чего.

Дворец Бабельсберг в Потсдаме
Дворец Бабельсберг в Потсдаме

Относительно же района Бабельсберг есть один любопытный фактик. Известнейший своим умом, проницательностью и анекдотами советский разведчик Штирлиц из незабвенного советского фильма «Семнадцать мгновений весны» проживал именно в этом районе. Будете рядом, ищите его дом. Он такой — с красной крышей

Дворец Цецилиенхоф

Дворец ЦецилиенхофДворец Цецилиенхоф. | Фото: relexa hotels / Flickr.

Последний дворец династии Гогенцоллернов был построен во время Первой мировой войны в тюдорском стиле. Цецилиенхоф изобилует фахверковыми деталями из массивного темного дуба и отличается наличием декоративных дымовых труб.

Не умаляя архитектурных достоинств Цецилиенхоф, стоит все же признать, что ключевая особенность этой достопримечательность заключается в том, что именно здесь с 17 июля по 2 августа 1945 года проходила знаменитая Потсдамская конференция.

Президент США Трумэн, премьер Великобритании Уинстон Черчилль (а затем Климент Атли) и генералиссимус СССР Иосиф Сталин спали и работали здесь в течение нескольких дней, пока определялось будущее Германии и Европы после второй мировой войны.

Адрес: Дворец Цецилиенхоф, Im Neuen Garten, Потсдам, Германия.

Интерьер

Залы Нового Дворца украшают картины и произведения искусства различных времен. В нем насчитывается 259 произведений голландских и итальянских художников 15-18 столетий. При оформлении внутреннего убранства использовались ценные породы дерева, мрамор, красная яшма, гобелены и обои из шелка.

Повсюду установлена ценная мебель, комоды с мозаикой, отделанные красочной позолотой и бронзой, камины. Много изделий из фарфора, древних ваз, красивых статуэток, напольных часов. Потолки дворца украшают хрустальные люстры.

Вестибюль здания имеет богатое и торжественное декорирование. Его стены обиты нежно-розовыми шелковыми обоями, чтобы создать атмосферу романтики. Пол прихожей второго этажа покрыт плиткой, изготовленной из редких и ценных деревянных пород: розового дерева и белового бука. Над дверями дворца расположено несколько лепных работ знаменитого Феххельма.

Вестибюль

Мраморный зал дворца является самым большим. Его потолок изогнут и украшен фресками, где изображены сюжеты из древних мифов. В его убранстве имеется лепнина с позолотой, гирлянды и мозаика. Вдоль стен мраморного зала установлен ряд скульптур: 4 императора и 8 епископов, которые имели право выбрать императора на трон Римского государства. Эти статуи являются работой голландского скульптора Эггерса.

Marble Hall

Зал-грог, окна которого выходят на парк, отделан окаменелым деревом и драгоценными камнями, в отделке также присутствуют различные минералы, кораллы, ракушки, белый мрамор и стекольный шлак. Потолок украшает картина художника Иоганна Нидлиха «Венера и грации». Пол выложен мозаикой из разноцветного мрамора, на нем изображены картины с силуэтами морских обитателей и подводных растений.

Grottensaal (Grotto Hall)

Охотничий кабинет комплекса богат чучелами собак. Его дверные косяки напоминают собой массивные стволы дубов. Кресла в этом помещении имеют скульптурные подлокотники, на которых изображены любимые псы Фридриха II. Здесь расположено несколько массивных столов. Люстра изготовлена из берлинского фарфора.

Neues Palais Jagdzimmer

Зеленый кабинет дворца обит шелковыми обоями изумрудного оттенка. Также в этой комнате расположен шкаф для хранения монет, украшенный позолоченной инкрустацией.

Кабинет Вильгельма IIЧасть мебели из кабинета Вильгельма II

За образец для оформления театра архитектор взял Потсдамский городской дворец. В его интерьере преобладают белый, красный и золотой цвета. Стены богато отделаны лепниной, имеются элементы орнамента с резьбой по дереву. Театр напоминает собой античный театр, так как кресла в нем расположены полукругом и поднимаются от сцены, а над ними сооружены две балконные ложи, которые упираются на отделанные позолотой колонны.

Придворный театр

Коммуны[править | править код]

В так называемых «коммунах» (Communs), скопированных с Гран Коммун (фр.) в Версале, располагались жилые помещения для прислуги (англ.), кухни, прочие хозяйственные помещения. В 1769 году появились пристройки к зданию на юге для гвардии и на севере для кастелян. В северном крыле значительно позже разместилась Рейхская школа немецкой службы труда (нем.)[8]. После Второй мировой войны здесь открыли Бранденбургский колледж (позже Педагогический колледж имени Карла Либкнехта) в Потсдаме. Сегодня здесь располагаются философский факультет, институт математики, физики и спорта Потсдамского университета.

Мопке[править | править код]

На внутреннем дворе дворца Мопке проводились масштабные фестивали и военные церемонии, куда открывался вид с лестниц и залов «Коммун». В 1896 году Вильгельм II построил под Мопке подземный проход между замком и павильоном.

Парк[править | править код]

Новый дворец расположен в западной части дворцового парка Сан-Суси, где заканчивается Большая аллея. В момент строительства он вписывался в барочный ландшафт, но претерпел изменения после работы Петера Йозефа Ленне. С тех пор у восточного крыла замка стоят Античный храм и Храм дружбы.

Павлиний остров

Павлиний остров (Pfaueninsel) находится все на той же реке Хафель. Никаких мостов к нему не ведет, и попасть можно только вплавь или на паромчике. В 1793 году Фридрих Вильгельм II завез на остров павлинов и открыл питомник, что и дало ему современное название. Также были посажены экзотические деревья и растения. Многие из них неожиданно прижились, и до сих пор радуют глаз. Наличествует содержательный розарий. Павлины тоже иногда попадаются. Хотя, как гласят придания и легенды, во времена расцвета, помимо павлинов, там было много разных видов неведомых зверушек, но потом их переселили в Берлин, что и послужило основанием для открытия Берлинского зоопарка.

Павлиний остров в Потсдаме
Павлиний остров в Потсдаме

Вскоре Фридрих Вильгельм II возвел на острове небольшой замок для своей фаворитки Вильгельмины Энке, даровал ей титул графини Лихтенау, и регулярно наведывался в сие прелестное гнездышко сами знаете зачем

Замок на Павлиньем острове в Потсдаме
Замок на Павлиньем острове в Потсдаме

Концовочка, однако ж, этой любви вышла печальной. Вскоре король умер, а новый король Фридрих Вильгельм III не испытывал теплых чувств к Вильгельмине, сослал ее куда подальше и конфисковал все имущество. Ну ничего, зато пожила в маслице.

Галерея[править | править код]

  • План дворца

  • Вид на дворец сверху

  • Новый дворец

  • Триумфальные ворота напротив дворца

  • Интерьер дворца

  • Грот-зал

  • Мраморный зал

Картинная галерея

  • Новый дворец

  • Грот Холл в 1988 году

  • Мраморный зал в 1988 году

  • Столовая императорской четы, как она была устроена на последнем обеде в 1918 году.

  • Новый дворец и деталь парка Сан-Суси

  • Долгие переговоры после отречения последнего императора: кому принадлежат картины, семье или государству.

  • Сервант для еды

  • Украшение фарфоровых шкафов предметами, предоставленными Doorn

  • Помещение для завтрака

  • Баня Императрицы

  • Гримерная императрицы с проходом к сейфу с драгоценностями императрицы.

  • Стол последнего императора

  • Гардероб императора

  • Униформа последнего императора

Куда сходить и что посмотреть в Потсдаме

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 archINFORM (нем.) — 1994.
  2. Hans-Joachim Giersberg. Friedrich als Bauherr. Studien zur Architektur des 18. Jahrhunderts in Berlin und Potsdam. — Berlin: Siedler, 1986. — ISBN 978-3-88680-222-7.
  3. Dittfeld, Hella. DasTriumphtor ist geöffnet, Potsdamer Neueste Nachrichten (12 сентября 2014). Дата обращения 7 ноября 2017.
  4. Adrian von Butler, Marcus Köhler. Tod, Glück und Ruhm in Sanssouci. Ein Führer durch die Gartenwelt Friedrich des Großen.. — Ostfildern, 2012. — С. 132f.
  5. 1 2 Henriette Graf. Das Neue Palais König Friedrichs des Großen. Funktion, Nutzung, Raumdisposition und Möblierung, 1763–1784. In: Wie friderizianisch war das friderizianische Zeremoniell? Raumdisposition und Möblierung ausgewählter europäischer Schlösser am Ende des Ancien Régime (неопр.). perspectivia.net. www.perspectivia.net (2.06.2012). Дата обращения: 7 ноября 2017.
  6. Karoline Zielosko. Verwandtenbesuch. Das Neue Palais als Bühne dynastischer Selbstinszenierung. In: Friedrich der Große und die Dynastie der Hohenzollern (неопр.). perspectivia.net. www.perspectivia.net (30.09 / 1.10.2011). Дата обращения: 7 ноября 2017.
  7. Saskia Hüneke. „Net soli cedit“. Dekoration und Bauskulptur am Neuen Palais // Friederisiko. Friedrich der Große. Die Ausstellung. — München: Generaldirektion der Stiftung Preußische Schlösser und Gärten Berlin–Brandenburg, 2012. — С. 286ff.
  8. Frank Bauer, Hartmut Knitter, Heinz Ruppert. Vernichtet. Vergessen. Verdrängt. Militärbauten und militärische Denkmäler in Potsdam. — Berlin: Mittler, 1993. — С. 116. — ISBN 3-8132-0413-8.

Смотри тоже

  • Комод Три Грации

литература

  • Герт Стрейдт, Клаус Фрам: Потсдам. Замки и сады Гогенцоллернов. Könemann Verlagsgesellschaft, Кельн 1996, ISBN 3-89508-238-4 .
  • Официальный путеводитель Фонда прусских дворцов и садов Берлин-Бранденбург: Новый дворец Сан-Суси. 1-е издание. Потсдам 2001.
  • Адриан фон Бутлар , Маркус Кёлер: Смерть, удача и слава в Сан-Суси. Путеводитель по садовому миру Фридриха Великого. Остфильдерн 2012.
  • Саския Хюнеке: «Nec soli cedit» . Украшение и строительная скульптура Нового дворца. В: Риск мира. Фридрих Великий. Выставка. изд. от Главного управления Фонда прусских дворцов и садов Берлин-Бранденбург, Мюнхен, 2012 г., стр. 286–293.
  • Каролина Зелоско: в гостях у родственников. Новый дворец как сцена династической самопрезентации. В: Фридрих Великий и династия Гогенцоллернов. Материалы пятого коллоквиума из цикла «Friedrich300» с 30 сентября по 1 октября 2011 г., изд. Майкла Кайзера и Юргена Люха ( онлайн-публикация на сайте perspectivia.net , по состоянию на 21 февраля 2013 г.).
  • Генриетта Граф: Новый дворец короля Фридриха Великого. Функции, использование, расположение и обстановка помещений, 1763–1784 гг. В: Каким образом Фридрих был церемониалом Фредерикана? Планировка комнат и обстановка избранных европейских замков в конце Ancien Régime. Материалы международной конференции 2 июня 2012 г., изд. Генриетта Граф и Надя Гейсслер (Friedrich300 – Colloquien, 6), ( онлайн-публикация на сайте perspectivia.net , опубликована 20 декабря 2013 г.).
  • Йорг Кирштайн : Новый дворец в Потсдаме. Семейная идиллия и царское великолепие. Бебра, Берлин 2017, ISBN 978-3-86124-690-9 .

Ссылки[править | править код]

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Новый дворец в Потсдаме
  • Новый музей (нем) на странице Фонда прусских дворцов и садов Берлина — Бранденбурга
  • Новый музей (нем) на странице potsdam-park-sanssouci.de
  • Новый музей (нем) на странице портала музеев museumsportal-berlin.de

Церковь Святого Николая

Церковь Святого НиколаяЦерковь Святого Николая. | Фото: Andy Hay / Flickr.

Напротив реконструированного Дворца Барберини на Альтер-Маркт расположена красивая неоклассическая церковь Святого Николая, которую отличает массивный купол и портик. Проект самой большой в Потсдаме церкви предложил придворный архитектор Карл Фридрих Шинкель, и в итоге она была построена в два этапа в промежутке с 1830 по 1850 год.

Последнее, что предстояло сделать архитекторам – возвести огромный купол высотой 77 метров, который заимствовал внешний вид у купола собора Святого Павла в Лондоне. Церковь Святого Николая дважды подвергалась бомбежкам во время войны, поэтому ее реставрация затянулась на целые десятилетия и была завершена лишь в 1981 году.

Адрес: St. Nikolaikirche Potsdam, Am Alten Markt, 14467 Potsdam, Германия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...