Тихвинский Богородицкий монастырь, Бузулук. Расписание богослужений, фото, адрес, как доехать, история

Паломничество в Успенский Свято-Тихвинский женский монастырь. Информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Мордовии.

История[править]

В чересполосицу с крестьянами в деревне Новая Куриловка значились земли двух помещичьих семей – Савиновых и Тепловых, последним принадлежали имения в нескольких у., усадебные участки в Саранске, дом в Пензе. Один из Тепловых, Африкан Васильевич, штаб-ротмистр в отставке, отличался набожностью, часто совершал паломничества в Саровскую пустынь, где встречался с прп. Серафимом, благословившим помещика на основание женской общины. В имении появились первые черницы (1830-е). В 1860 епископ Пензенский Варлаам дал благословение на строительство помещений для монахинь новоутвержденной Серафимовской Куриловской общины. В 1890 Св. Синод узаконил общину в ранге монастыря во имя Тихвинской иконы Божией Матери, чудовторный список которой имелся в обители. Первая настоятельница монахиня Ангелина за 15 лет правления построила несколько корпусов, гостиный двор, вырыла два пруда, наладила хозяйство, увеличила земельный надел, рассадила фруктовый сад. Вторая настоятельница монахиня Евстолия реконструировала воздвигнутый Тепловым в 1830-х Тихвинский храм, расширило хозяйство за счет животноводства. Игумения Рафаила заложила новый Крестовоздвиженский собор, освященный в 1895, построила три каменных корпуса и подворье в Саранске. Мать Рафаила умерла в 1897, ей унаследовала игуменья Серафима, построившая трехъярусную колокольню, два каменных корпуса, много хозяйственных зданий, устроила в обители водопровод. Своеобразие планировки обители состояла в том, что вся остальная площадь была свободна от зданий утилитарного типа – здесь располагались два храма, вид на которые со стороны села не преграждали никакие строения, кроме каменной невысокой декоративной стены и арочных ворот, обрамленных башенками. От ворот вглубь монастыря вела аллея, обсаженная елями. Она огибала кельи и настоятельские палаты, образуя внутри комплекса как бы второй периметр. Справа от аллеи постепенно сложился храмовый ансамбль, некогда величественный, а ныне полностью утраченный. Первая церковь в монастыре закладывалась еще Тепловыми в год смерти прп. Серафима (1833). В 1835 храм был освящен. Судя по сохранившимся изображениям, пректировался храм крестово-купольным, в традициях позднего провинциального классицизма. В 1851, 1857 и 1858 храм был расширен приделами, освященными во имя Смоленской иконы Божией Матери и в честь Бесплотных Сил Небесных. Второй храм, во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский), строился с 1890 на собственные средства монастыря. Не смотряна большие размеры, он спустя пять лет был уже полностью готов и освящен. Замысел этого храма соотносился со знаменательным событием в жизни общины – признанием ее общежительным монастырем третьего класса. В архитектурном отношении Крестовоздвиженский собор затеивался под влиянием самого знаменитого по тем временам храма в России – Христа Спасителя.

Центральный неф соответствовал престолу во имя Крестовоздвижения, левый – это придельный храм в честь свт. Николая епископа Мирликийского, правый был освящен как храм в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Современники отмечали хорошее качество росписей собора, писали даже, что «живопись его величественна». Кроме высокочтимых личных вещей прп. Серафима и чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, жертвователи передали в монастырь немало реликвий: там хранилась копия Тихвинской иконы, образ Знамения Богородицы, списанный со знаменитой иконы Понетаевского монастыря, серебряный крест с частицами мощей апостола Андрея Первозванного, ковчег с частицами мощей нескольких мучеников. Этот ковчег открывали во время богослужения. Был в соборе еще один крест с мощами святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Угодника. В одну из икон, святых Пантелеймона и Харлампия, были вделаны частицы ризы Божией Матери. Из всех чтимых образов верующие сберегли только Тихвинскую икону, вернувшуюся в возрожденный монастырь в 1996. Дореволюционные справочники отводили много места Куриловскому монастырю именно потому, что он обладал особо чтимыми святынями, отличался благолепным и торжественным богослужением. Имелась обширная гостиница, сохранившаяся до наших времен. Особенно много мирян приходили в монастырь на храмовый праздник 25-26 июля, в день явления Тихвинской иконы Божией Матери, когда многолюдный крестный ход покидал стены обители и обходил село. Наплыв богомольцев наблюдался также 14 сентября и 8 ноября. Число постриженных монахинь никогда не было большим: в 1895 штат Куриловского монастыря состоял из настоятельницы, одной схимницы и 30 монахинь. Послушниц насчитывалось 133 чел., а перед 1910 в обители уже подвизались 260 черниц, хотя число монахинь среди них опять-таки не превышало 45 чел. Со временем монастырь сложился в достаточно эффективную хозяйственную структуру: у монахинь по данным конца ХIХ в. имелось 306 дес. земли, большой сад, животноводческая ферма, несколько деревянных домов для причта, мельница, рыбные озера, бараки для сезонных рабочих, много хозяйственных построек с мастерскими, в т. ч. киричными. В 1918 у монахинь сразу же было изъято 418 дес. земли и 22 постройки, отданных местному населению. В ведении монастыря оставалось еще 40 зданий. Вскоре власти произвели изъятие настоятельского корпуса, отданного под школу, и крупного здания странноприимного дома под зернохранилище. Оставшимися 38 постройками монахиням долго пользоваться не пришлось: перейти на устав сельхозартели им не позволили, а зарегистрировали только как приход. В 1922 общине все же удалось реорганизоваться в сельскохозяйственное товарищество. В 1924 в Курилово были переведены последние насельницы Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря, а в 1926 последовал полный разгром обители. За годы советской власти были уничтожены оба каменных храма, колокольня, все службные здания. В монастыре размещался детский дом, совхозное хозяйство.

Untitled-2.jpg

1 s

Притецем, людие, к Деве Богородице Царице! 

Множество людей, притекающих с верою к образу Божией Матери находят разрешение в сложных жизненных ситуациях, больные получают исцеление, скорбящие утешение, обидимые заступление.

Уже 150 лет прошло с  тех пор как список чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери был передан в нашу святую обитель. Эта икона почитается во всем христианском мире как Непобедимая Заступница, Крепкая Помощница и Путеводительница.

Мир нуждается в покровительстве Пресвятой Богородицы, и Она с материнской любовью отвечает на все молитвы, обращенные к Ней от искреннего сердца.

Где находится монастырь?

Основной монастырский комплекс расположился в г. Екатеринбург по ул. Зеленая роща, 1.

Контактные телефоны: +7(343)2575095, 2570642, 2173080.

Свято-Симеоновское подворье

 монастыря находится в Верхотурском р-не

Свердловской области

, в с. Меркушино.

Контактные телефоны: +7(34389)23101, 23100, 8902874600.

Столовая для бедных, открытая монастырем, находится по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бебеля, 166.

ЧЕТЫРЕ НАСЕЛЬНИЦЫ, МЕЧТАЕМ О ПЯТОЙ

Надвратный храм с колокольней святой великомученицы Екатерины сохраняет следы былого величия, однако сами ворота много лет закрыты, и проходить под ними небезопасно. Когда-то монастырь был обнесен оградой, но от нее почти ничего не осталось. Скромная калитка сбоку — и мы в монастыре. С первого взгляда на территорию ясно — обитель разрушается. Ближе ко входу — храм Рождества Пресвятой Богородицы. Здание в аварийном состоянии, когда случаются перепады температур, а это в наших широтах не редкость, из стен в буквальном смысле вываливаются кирпичи.

Главный, Введенский собор приведен в относительный порядок, хотя куполов на нем нет. Он сильно пострадал в годы гонений. Сейчас здесь ежедневно совершаются богослужения, благо служить есть кому — Тихвинский Успенский мужской монастырь рядом, его клирики и окормляют и насельниц, и прихожан.

Настоятельница Введенского монастыря игумения Павла (Васюкова)

Настоятельница, игумения Павла (Васюкова), приехала в Тихвин два года назад.

— В храм меня никто не приводил, у самой появилось горячее желание, — рассказывает матушка. — После того как первый раз побывала на службе, захотелось каждый день ходить, но, к сожалению, работа не позволяла: была медсестрой, много лет проработала в больнице. Лет семь я была просто прихожанкой храма Владимирской иконы Божией Матери в Петербурге. Часто посещали мысли, что пора решать — либо замуж выходить, либо в монастырь. И было чувство, что мирское — работа, домашние дела, развлечения — меня не очень-то привлекает. Один знакомый рассказал, что недалеко от нашей дачи есть Покрово-Тервенический монастырь, и предложил поехать посмотреть. Я вышла из машины — и сразу поняла, что это мой дом, я приехала домой. У меня не было больше вопросов, оставаться в миру или идти в монастырь, и если в монастырь, то в какой. Стала ходить на службы на подворье Покрово-Тервенического монастыря в Санкт-Петербурге, помогать там. Как-то одна из монахинь меня спрашивает: «А вы о монашестве не думаете?» — «Думаю!» — отвечаю. «Пойдемте, я вас с матушкой познакомлю». Познакомилась с матушкой Лукианой, приехала в отпуск потрудиться в монастырь. Отпуск подходил к концу, подхожу к игумении: «Матушка, как благословите — возвращаться на работу или увольняться? Берете вы меня или нет?» Она отвечает: «Конечно, берем! Увольняйтесь!» Через месяц я была в Тервеничах. Было это в 2000 году.

Семнадцать лет матушка Павла подвизалась в Тервеничах на различных послушаниях; поскольку хорошо водит машину, наряду с послушаниями на скотном дворе, в сыроварне, алтаре и трапезной, параллельно была на послушании водителя. Она стала благочинной монастыря, и все связи с внешним миром тоже легли на нее.

— Звонит как-то секретарь владыки Мстислава: «Передайте игумении Лукиане, что владыка тогда-то и тогда-то её ждет! И вы тоже должны быть!» Я не понимала, зачем вдруг понадобилась. В кабинете владыки нас оказалось несколько человек, в том числе и игумения Тавифа, тогдашняя настоятельница Введенского монастыря. И владыка говорит прямо с порога: «Вот, матушка Тавифа уходит на покой, и мы назначаем настоятельницей Введенского монастыря матушку Павлу!» И смотрит на меня и на матушку Лукиану. Я просто дара речи лишилась, и матушка не ожидала такого поворота. Ну, что поделаешь, назначили — поехала. Особой тягости, когда приехала, не было. Наоборот, какой-то оптимизм был, что Господь и Божия Матерь не оставят обитель. Это одно из мест, где являлась Тихвинская икона Божией Матери, так что мы под надежной защитой.

Сегодня насельниц в монастыре всего четыре: сама игумения Павла, инокиня Василисса, монахиня Сергия и монахиня Неонилла, под заботой которой находится скит монастыря в деревне Сенно. Инокиня Василисса приехала из Тервеничей вместе с матушкой Павлой.

— Когда матушку сюда назначили, благословили взять с собой кого-то, и выбор пал на меня. Было очень больно расставаться с родной обителью. Когда человек приходит в монастырь, он предполагает остаться здесь навсегда, относится к монастырскому кладбищу как к месту и своего упокоения. После ухоженного, любимого монастыря мы увидели такую разруху. Честно говоря, я не предполагала, что недалеко от Петербурга, в городе, в XXI веке могут в таком состоянии находиться исторические здания. В Тервеничах много сестер, а мы поначалу были вдвоем. Как жить, с чего начать? Было ощущение, что это не со мной происходит, что я сейчас проснусь — и всё будет по-прежнему. Но поплакали, перекрестились, помолились, а завтра уже нужно служить. Утреннее правило, потом Литургия — и жизнь понеслась.

Послушаний у инокини Василиссы много. Даже удивительно, как молодая женщина с ними справляется.

— Каждый день я не знаю, буду я чтецом, певчей или алтарницей. Алтарник не смог прийти — побежала в алтарь. Певчие не пришли — значит, буду петь. Читать некому — буду читать. Мы мечтаем хотя бы о пяти насельницах. Десять — это вообще роскошь. Помимо служб занимаюсь клумбами, свечной лавкой, благоустраиваю территорию. Сейчас появилась свечница, а раньше приходилось и в храме сидеть, и паломников встречать. Священнические облачения надо содержать в порядке, в самом храме и алтаре уборку делать.

В Тервеничах инокиня Василисса водила экскурсии, здесь от собственных экскурсий решили отказаться — слишком много послушаний, отрываться на экскурсию нереально.

— Много времени тратишь на ожидание — группы всегда опаздывают. Так что к нам приходят группы с гидами из Успенского монастыря, — говорит она.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Тихвинский Богородицкий монастырь в Бузулуке находится недалеко от городского кладбища. Всехсвятская церковь представляет собой строение с возвышающейся над притвором деревянной колокольней. В основе кладбищенской церкви находилась часовня и усыпальница семьи купцов Киселевых, созданная в 1901 году.

Тихвинский Богородицкий монастырь, Бузулук. Фото, история, адрес, часы работы, как добраться

В 1950-е годы были достроены галереи и колокольня. Стены храма украшены мозаичными иконами, вход в церковь украшает образ Спаса Нерукотворного. Территорию окружает каменная с коваными элементами ограда. Недалеко от храма расположен новый сестринский корпус.

В дореволюционное время монастырю принадлежали:

  • Никольская церковь;
  • Тихвинский собор;
  • церковь в честь Святой Троицы;
  • колокольня, высотой 28 саженей.

Архитектурный ансамбль монастыря в целом сохранился, утрачена деревянная Никольская церковь и колокольня. После возвращения прежней монастырской территории ведется работа по восстановлению и благоустройству зданий.

История строительства

Тихвинский Богородицкий монастырь в Бузулуке был основан крестьянской девицей Евфимией Овсянниковой, переехавшей из Тамбовской губернии в 30-е годы XIX века. С юных лет она занималась богоугодными делами в православной обители города Кирсанова и продолжила служить Господу, поселившись в Бузулуке.

Получив без всяких прошений и ходатайств от городского правительства участок земли в 4 десятины, Овсянникова решила построить монастырь. Благотворительница Анна Путилова подарила большой участок земли и созвала в общину крестьянок.

Тихвинский Богородицкий монастырь, Бузулук. Фото, история, адрес, часы работы, как добраться

Официальное признание общины произошло в соответствии с указом Святейшего Синода. Евфимия Овсянникова стала учредительницей, а затем и настоятельницей обители.

На благотворительные средства, собранные Овсянниковой, началось строительство деревянного корпуса для послушниц и больничной церкви. Статус монастыря община приобрела в 1860 году. Через год был возведен (холодный) храм из камня, Тихвинский собор Пресвятой Богородицы.

Двухэтажный корпус, вмещавший 41 сестринскую келью, построили в 1865 году. С южной стороны был построен (теплый) отапливаемая Троицкая церковь. В 1880 – 90-х годах заложили колокольню, одноэтажный сестринский корпус, прилежащий к Никольскому храму, пекарню.

Через 50 лет после основания в монастыре нашли приют свыше 400 сестер. В советское время обитель в Бузулуке была закрыта, а впоследствии образована при городской церкви как Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.

Часы работы и особенности посещения

Монастырь открыт ежедневно с 6:00 до 20:00 как для паломников, так и для туристов.
Вы можете погулять по его территории, посетить храмы и богослужения, исповедаться, а при желании также выполнить полезные послушания на благо монастыря.

Знаете ли вы? Женщины, желающие стать послушницами монастыря, могут пожить здесь 1-2 месяца, испытав на себе монашескую жизнь для принятия окончательного решения.

Важно! Обязательно вне зависимости от цели вашего путешествия в монастырь уважайте местные традиции и ведите себя соответственно.

Расписание богослужений

Богослужения в основном монастырском храме совершаются ежедневно. Расписание составляется в соответствии с церковным календарем.

  • В будние дни первое богослужение начинается в 6:00. Утром читается утреня вседневная, часы, литургия и молебен. По вечерам в 17:00 проводится 9-й час, вечерня, заупокойная лития и молебен.
  • По субботам вечернее богослужение начинается в 16:00.
  • По воскресным дням первое богослужение проводится в 6:30 (часы и литургия), затем в 9:00 читаются часы, литургия и молебен. Вечернее богослужение проводится в 17:00.
  • Исповедь в монастыре совершается каждый день за исключением воскресенья с 9:00 до 11:00, а по четвергам, пятницам и субботам еще и с 17:00 до 20:00.

Духовенство, наставники

В монастыре почитают память священников, служивших в обители до революции:

  • Александра Муратова;
  • Александра Бобровского;
  • Прокопия Добросердова.

На личные средства протоиерея Александра Петровича Островидова, совершавшего богослужения с 1859 по 1892 год, был украшен росписями соборный храм, им же пожертвован колокол весом более 300 пудов.

Настоятельница монастыря, Евфимия Овсянникова получила имя Евгения. На благотворительные пожертвования ей удалось начать строительство келейных корпусов и церквей, что продолжили её последовательницы.

Особо почитается память матушки Херувимы (Елены Дмитриевны Волгушевой), управлявшей монастырем с 1899 года. После закрытия обители в 1929 году она была репрессирована и позже расстреляна.

Возрождению женской обители способствовали старания архиепископа Валентина, а также нынешнего епископа Алексия.

Тихвинский Богородицкий монастырь, Бузулук. Фото, история, адрес, часы работы, как добраться

С 2000 года монастырь возглавила монахиня Феофилакта, прибывшая с 12 сестрами из Выксунского женского монастыря, а с 2006 года и до настоящего времени управляет обителью матушка Пантелеймона.

Как добраться[править]

Адрес: 431600, Мордовия, Ромодановский р-н, с.Курилово

Телефон: (83438) 2-51-41

Социальная работа, повседневная жизнь

Под руководством настоятельницы монахини проводят время в полезных богоугодных делах: занимаются рукоделием в золотошвейной мастерской, работают в подсобном хозяйстве, выпекают просфоры, читают Псалтири по усопшим, исполняют молитвенные правила.

Духовные сестры в монастыре придерживаются следующего распорядка:

  • 5 ч 30 мин – подъем;
  • 6 ч 00 мин – открытие монастыря;
  • совершение монашеского правила;
  • выполнение различных поручений.

История Ново-Тихвинского монастыря

  1. Монастырь был основан в конце XVIII века. Свою историю он начал с Успенской церкви, находившейся при кладбище. Тут также была богадельня и небольшая женская община, которая уже в 1809 году переросла в монастырь.
  2. В течение 50 лет монастырь разрастался и стал одним из самых крупных на Урале, привлекая к себе паломников со всей России, которые хотят прикоснуться и помолиться чудотворной Тихвинской иконе Богоматери.
  3. К началу XX века это был процветающий монастырь, в состав которого входило 6 храмов, рабочие мастерские, лечебница, пекарня и другие богоугодные заведения.
  4. Всего здесь проживало около 1000 послушниц, и территория монастыря занимала почти 10% городской территории!
  5. С приходом советской власти монастырь, как и многие другие, был закрыт, его строения частично разрушили, а частично перестроили. В главном монастырском храме сначала расположился оружейный склад, потом – курсы телеграфистов, а в 60-х гг. открылся Краеведческий музей.
  6. И только в 1994 году монастырь официально вернули православной церкви. Главный монастырский храм был полностью восстановлен и освящен только в 2013 году.

Воскресная школа

С 1868 года при монастыре действовала женская школа, впоследствии преобразованная в церковно-приходскую школу. На обучение сроком 1 год поступало около 60 девочек. Сейчас воскресной школы не существует. Во вновь образованной обители есть библиотека для духовного просвещения, где, кроме книг, можно взять диски. Посетить ее можно каждую субботу с 9.00 до 12.00.

Паломнику[править]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Курилово. Куриловский Свято-Тихвинский женский монастырь

Престольные праздники

Главным престольным праздником женского монастыря в Бузулуке является празднование Тихвинской иконы Божьей Матери. Почитаются и другие праздники, в том числе по престолам церквей, принадлежащих монастырю: Святой Троицы, Николая Чудотворца, Архангела Михаила, Всех Святых. Во время престольных праздников проводится богослужение и проходит крестный ход к монастырским храмам.

Фото Ново-Тихвинского монастыря

Красивые цветы дополняют гармонию и нежную атмосферу Ново-Тихвинского монастыря.
Тихвинский монастырь украшают красивые цветы
Внутри собора очень празднично и красиво.
Внутри в тихвинском монастыре празднично и красиво
Одна из послушниц монастыря за работой (здесь действуют иконописные, швейные и другие мастерские, а также пекарня и издательство).
Тихвинский монастирь украшают его послушницы
Архитектура Ново-Тихвинского монастыря на фоне города.
Тихвинский монастырь и его архитектура

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...