Тибет, Китай — города и районы, экскурсии, достопримечательности Тибета от «Тонкостей туризма»


Тибет – самое загадочное и недоступное место на Земле. Особенно удивляет красота местной растительности и разнообразие животных. Что такое Тибет, и какова его история, читайте далее в статье.

Тибет – это Китай или нет

Тибет

Формально Тибет является особым админ. районом Китая. На протяжении многих веков его считают священным местом для людей, которые поклоняются буддизму и индуизму. Здесь находится множество монастырей и школ духовности. Находящаяся на территории Тибета гора Кайлас в древних сказаниях именуется центральной точкой мира. Это объясняется тем, что ее вершина является истоком сразу четырех крупнейших рек (в их числе Брахмапутра и Инд).

1. Как выглядит Тибет? Это только высокие горы? 

Николай Рерих. Эверест (Джомолунгма). 1936 годNicholas Roerich Museum

И да и нет. В Тибете действительно расположены Гималаи — самые высокие горы на планете. Их пик Джомолунгма имеет высоту 8848 метров. При этом в Тибете есть не только горы, но и плодо­родные долины, пустыни, реки и озера. Просто все это поднято на большую высоту: средняя высота Тибета — около 4000 м над уровнем моря. Поэтому географы и путеше­ственники называли Тибет «вздутием Азиатского материка», «столовидной массой», «гигантским пьедесталом». И по той же причине многие думают, что Тибет — это только горы. 

История

Древ­ней­шие сле­ды че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти в ре­гио­не от­но­сят­ся к позд­нему па­лео­ли­ту (в т. ч. на не­оби­тае­мой ны­не выс. 4300–5100 м). Сле­дую­щий пе­ри­од пред­став­лен тра­ди­ци­ей «не­гео­мет­рич. мик­ро­ли­тов»; па­мят­ни­ки в у. На­гчу близ­ки ти­пу Ши­юй (Сев. Ки­тай). Не позд­нее 5–4-го тыс. до н. э. поя­ви­лась ке­ра­ми­ка. На вос­то­ке ре­гио­на сфор­ми­ро­ва­лась не­оли­тич. куль­ту­ра Ка­жо (Ка­руй; по но­вым дан­ным, 3 эта­па: от 3-й тре­ти 4-го до сер. 3-го тыс. до н. э.).

Куль­ту­ры па­лео­ме­тал­ла (Циц­зя, Цзун­жи, Ма­чан, Бань­шань, Ка­яо, Сы­ба, Синь­дянь, Сы­ва и др.) в вер­ховь­ях р. Ху­ан­хэ со­от­но­сят с ця­на­ми (жу­на­ми), пред­ка­ми ти­бет. на­ро­дов. В хо­де войн др.-кит. го­су­дар­ст­ва вы­тес­ни­ли жу­нов на Ти­бет­ское на­го­рье, где те в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. всту­пи­ли в кон­такт с ме­ст­ным на­се­ле­ни­ем (куль­ту­ра Цюй­гун и др.), за­ло­жив ос­но­ву про­то­ти­бет­ских куль­тур. В юж. и вост. час­ти ТАР встре­ча­ют­ся мо­ги­лы с ка­мен­ны­ми ящи­ка­ми (от кон­ца нео­лита до 7–9 вв. н. э.), свя­зан­ные с Центр. Ази­ей и Юж. Си­би­рью. Сме­ше­ние этих тра­ди­ций с ме­ст­ны­ми про­сле­жи­ва­ет­ся в цян­ских куль­ту­рах Гань­су и Цин­хая, а так­же на Ти­бет­ском на­го­рье. На этой ос­но­ве фор­ми­ру­ют­ся ту­фа­ни (ту­бод), соз­дав­шие од­но­им. го­су­дар­ст­во. Пет­рог­ли­фы (бо­лее 60 мест) близ­ки центр.-ази­ат. и юж­но­си­бир­ским, на­скаль­ные ри­сун­ки – юж.-кит. тра­ди­ци­ям.

В 1-й пол. 7 в. царь Сронц­зан­гам­по соз­дал мо­гу­ще­ст­вен­ную Ти­бет. им­пе­рию, объ­е­ди­нив­шую весь Т. Во 2-й пол. 7 в. ти­бет­цы со­пер­ни­ча­ли с кит. имп. Тан за кон­троль над Зап. кра­ем, в 1-й пол. 8 в. ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в борь­бе тюр­ков и ки­тай­цев с араб. экс­пан­си­ей в Центр. Азии. В прав­ле­ние Ти­сонг Де­цэ­на (755–797) бла­го­да­ря ос­лаб­ле­нию Ки­тая Т. рас­ши­рил свои гра­ни­цы; в 763 ти­бет вой­ска за­ня­ли сто­ли­цу Тан Чанъань, Т. уда­лось на вре­мя взять под ко­нт­роль юж. ма­рш­рут Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти. Бла­го­да­ря инд. учи­те­лям Пад­ма­са­мб­ха­ве и Шан­та­ра­кши­те ук­ре­пи­лись по­зи­ции буд­диз­ма; их уче­ни­ки ос­но­ва­ли древ­ней­шую шко­лу ти­бет. буд­диз­ма ньи­нг­ма, в кон. 770-х гг. был от­крыт пер­вый мо­на­стырь – Са­мье. Нач. 9 в. Т. про­вёл в вой­нах с Ха­ли­фа­том и Уй­гур­ским ка­га­на­том. В 842 Т. рас­пал­ся на мно­же­ст­во кня­жеств, управ­ляв­ших­ся собств. ди­на­стия­ми, внеш­ние за­вое­ва­ния бы­ли ут­ра­че­ны. В 11 в. воз­ник­ли три клю­че­вые шко­лы ти­бет. буд­диз­ма: ка­дам-па, са­кья-па и ка­гью-па. С рас­про­стра­не­ни­ем буд­диз­ма свя­зан ряд на­скаль­ных изо­бра­же­ний; пе­щер­ные хра­мы и мо­на­сты­ри (в осн. в окр. Али) со скульп­ту­ра­ми, фре­ска­ми, в т. ч. сю­жет­ны­ми. Не­эф­фек­тив­ность свет­ской по­ли­тич. вла­сти при­ве­ла к бы­ст­ро­му рос­ту ро­ли мо­на­сты­рей, став­ших цент­ра­ми не толь­ко об­ра­зо­ва­ния и нау­ки, но так­же управ­ле­ния при­ле­гаю­щи­ми к ним тер­ри­то­рия­ми. Власть на­стоя­те­лей мо­на­сты­рей час­то пре­вы­ша­ла власть свет­ских вла­де­те­лей. В нач. 13 в. наи­боль­шим влия­ни­ем об­ла­да­ла шко­ла са­кья-па.

Руины города Цапаранг, столицы государства Гуге в Западном Тибете. Фото Paul Farrelly / flickr.com

В 1252–53 монг. вой­ска дош­ли до Лха­сы; гла­ва шко­лы са­кья-па Паг­ба-ла­ма стал на­став­ни­ком Ху­би­лая, в 1260 по­жа­ло­вав­ше­го ему ти­тул гос. на­став­ни­ка (го-ши) и сде­лав­ше­го его пра­ви­те­лем Т. Спе­ци­фи­ка это­го вас­са­ли­те­та оп­ре­де­ля­лась тем, что управ­ляв­ший Т. гос. на­став­ник в свет­ских де­лах под­чи­нял­ся ве­ли­ко­му ха­ну, но в ду­хов­ных счи­тал­ся его учи­те­лем. Ге­ге­мо­ния шко­лы са­кья-па со­хра­ня­лась поч­ти до са­мо­го кон­ца су­ще­ст­во­ва­ния им­пе­рии Юань. В 1354 мон. Са­кья был взят вой­ска­ми Джан­чуб Гьял­це­на из ди­на­стии Паг­мо­ду-па, пра­вив­шей в обл. Уй и свя­зан­ной со шко­лой ка­гью-па. Эта ди­на­стия пра­ви­ла Т. до 1435. Бы­ла ос­но­ва­на шко­ла ге­луг-па (Шко­ла доб­ро­де­те­ли), чьи мо­на­сты­ри от­ли­ча­лись стро­го­стью пра­вил. В 1435–1565 власть в Т. пе­ре­шла в ру­ки ди­на­стии Рин­пунг-па, а за­тем ока­за­лась у ди­на­стии Цанг-па. Власть этих ди­на­стий рас­про­стра­ня­лась лишь в зем­ле­дельч. об­лас­ти до­ли­ны Яр­лунг-Дзан­гбо (Цан­гпо), зем­ли ко­чев­ни­ков под­чи­ня­лись ге­ге­мо­нам но­ми­наль­но.

Даль­ней­шая ис­то­рия Т. свя­за­на с рас­ту­щей по­пу­ляр­но­стью шко­лы ге­луг-па. В 1578 на встре­че од­но­го из пер­во­ие­рар­хов ге­луг-па Со­нам Гья­цо и ту­мэт­ско­го Ал­тан-ха­на по­след­ний при­нял буд­дизм и да­ро­вал Со­на­му Гья­цо ти­тул да­лай-ла­мы. Впо­след­ст­вии этот ти­тул был рет­ро­спек­тив­но рас­про­стра­нён на пре­ды­ду­щие пе­ре­ро­ж­де­ния Со­на­ма Гья­цо, а сам он стал име­но­вать­ся Да­лай-ла­мой III. В 1642 Да­лай-ла­ма V об­ра­тил­ся к ой­рат­ско­му (хо­шут­ско­му) пра­ви­телю Гу­ши-хану за по­мо­щью про­тив при­тес­не­ний со сто­ро­ны др. школ и пра­ви­те­лей Цанг-па. Гу­ши-хан низ­верг Цанг-па и пе­ре­дал Т. в ру­ки далай-ла­мы, во­ен. власть ока­за­лась в ру­ках по­кро­ви­те­лей да­лай-ла­мы – хо­шут­ских ха­нов. В 1717 хо­шут­ский Лхав­зан-хан был убит джун­га­ра­ми, ра­зо­рив­ши­ми Лха­су. В 1720 джун­га­ров из­гна­ли из Т. монг. вой­ска, на­прав­лен­ные маньч. имп. Сю­а­нье. Сю­анье уч­ре­дил при да­лай-ла­ме пра­ви­тель­ст­во – ка­шаг и по­са­дил двух пред­ста­ви­те­лей дво­ра – ам­ба­ней. В 1788–92 Т. вёл тя­жё­лую вой­ну с гурк­ха­ми, Лха­са об­ра­ти­лась за по­мо­щью к Пе­ки­ну. В ито­ге Т. ли­шил­ся пра­ва сво­бод­но вес­ти внеш­нюю по­ли­ти­ку, власть ам­ба­ней уси­ли­лась: толь­ко че­рез них да­лай-ла­ма и вто­рой ие­рарх шко­лы ге­лук – пан­чен-ла­ма от­ны­не мог­ли об­ра­щать­ся к им­пе­ра­то­ру. Вы­бор их но­вых пе­ре­ро­ж­де­ний стал ут­вер­ждать­ся им­пе­ра­то­ром. Ко 2-й пол. 19 в. кри­зис Цин­ской им­пе­рии при­вёл к то­му, что власть ам­ба­ней в Лха­се ста­ла фор­маль­ной. В нач. 20 в. за влия­ние в Т. бо­ро­лись Ве­ли­ко­бри­та­ния и Рос­сия. Ок. 1900 А. Дор­жи­ев, один из учи­те­лей Да­лай-ла­мы XIII, на­чал тай­ные пе­ре­го­во­ры с С.-Пе­тер­бур­гом о приё­ме Т. под про­тек­то­рат Рос­сии. В дек. 1903 брит. вой­ска вторг­лись в Т. (не на­чи­на­ли ак­тив­ные во­ен. дей­ст­вия до мар­та 1904). Ве­ли­ко­бри­та­ния на­вя­зала Т. со­гла­ше­ние о про­тек­то­ра­те, но реа­ли­зо­вать его не уда­лось; в 1906 бри­тан­цы при­зна­ли сю­зе­ре­ни­тет Ки­тая в Т.; в 1907 в рам­ках анг­ло-рос. со­гла­ше­ния обе дер­жа­вы от­ка­зы­ва­лись от по­пы­ток про­ник­но­ве­ния в Ти­бет.

С 1906 ам­бань Лянь Юй на­чал реа­ли­за­цию по­ли­ти­ки ки­таи­за­ции Т. В февр. 1910 да­лай-ла­ма был ли­шён всех сво­их по­стов и вы­ну­ж­ден бе­жать в Дард­жи­линг под за­щи­ту Ве­ли­ко­бри­та­нии. Ус­пе­ху Лянь Юя по­ме­шал рас­пад Цин­ской им­пе­рии. В но­яб. 1911 кит. гар­ни­зон Лха­сы вос­стал и на­чал гра­бить мир­ное на­се­ле­ние, но по­лу­чил от­пор; в кон. 1912 по­след­ние кит. сол­да­ты по­ки­ну­ли Т. В янв. 1913 да­лай-ла­ма вер­нул­ся в Лха­су и объ­явил о не­за­ви­си­мо­сти Т. Осе­нью 1913 Ве­ли­ко­бри­та­ния со­бра­ла в г. Сим­ла в Ин­дии ан­гло-кит.-ти­бет. кон­фе­рен­цию (см. Симл­ское со­гла­ше­ние 1914) с це­лью фор­ма­ли­зо­вать осо­бый ста­тус Т. в со­ста­ве Ки­тая. Кит. де­ле­га­ция от­ка­за­лась под­пи­сать со­гла­ше­ние, ре­аль­ная власть в Т. ос­та­лась в ру­ках да­лай-ла­мы. Пос­ле по­бе­ды над ар­ми­ей Кит. Рес­пуб­ли­ки На­род­но-ос­во­бо­ди­тель­ная ар­мия Ки­тая на­ча­ла втор­же­ние в Т. В окт. 1950 ти­бет. ар­мия бы­ла раз­би­та, 23.5.1951 ти­бет. де­ле­га­ция под­пи­са­ла в Пе­ки­не т. н. Со­гла­ше­ние из 17 ста­тей, со­глас­но ко­то­ро­му да­лай-ла­ма при­зна­вал Т. ча­стью КНР, от­ка­зы­вал­ся от са­мо­сто­ят. внеш­ней по­ли­ти­ки, но со­хра­нял власть в центр. час­ти Т. (кро­ме Ам­до и Ка­ма). Ки­тай обя­зы­вал­ся не фор­си­ро­вать ре­фор­мы в Т. и по­зво­лить Лха­се со­хра­нить там при­выч­ный ук­лад. Кит. вла­сти в це­лом ис­пол­ня­ли обя­за­тель­ст­ва в центр. Т., но на­ча­ли жё­ст­кие ре­фор­мы в Ам­до и Ка­ме. 10.3.1959 на­се­ле­ние Лха­сы под­ня­ло вос­ста­ние. Да­лай-ла­ма XIV с при­бли­жён­ны­ми бе­жал в Ин­дию (в ап­ре­ле то­го же го­да в Дха­рам­са­ле бы­ло уч­ре­ж­де­но ти­бет. пра­ви­тель­ст­во в из­гна­нии – Центр. ад­ми­ни­ст­ра­ция Т. – во гла­ве с Да­лай-ла­мой XIV). Пос­ле вос­ста­ния по­ли­ти­ка Ки­тая в Т. рез­ко из­ме­ни­лась. В 1959–61 бы­ли за­кры­ты поч­ти все из 6 тыс. ти­бет. мо­на­сты­рей (в пе­ри­од «Куль­тур­ной ре­во­лю­ции» 1966–76 боль­шин­ст­во их бы­ло раз­ру­ше­но от­ря­да­ми хун­вей­би­нов). Пе­кин про­вёл зе­мель­ную ре­фор­му, со­про­вож­дав­шую­ся ин­сце­ни­ро­ван­ны­ми су­да­ми над по­ме­щи­ка­ми, офи­це­ра­ми и чи­нов­ни­ка­ми, пред­ста­ви­те­ля­ми зна­ти и це­рк­ви. Чис­ло по­гиб­ших ти­бет­цев оце­ни­ва­ет­ся в 400–1200 тыс. чел.; мно­гие ти­бет­цы бы­ли уби­ты, от­прав­ле­ны в ла­ге­ря, по­гиб­ли на строи­тель­ст­ве до­рог, во­ен. объ­ек­тов. В 1965 ти­бет. зем­ли, до 1959 на­хо­див­шие­ся под управ­ле­ни­ем Лха­сы, бы­ли пре­об­ра­зо­ва­ны в Ти­бет­ский ав­то­ном­ный рай­он. На се­год­няш­ний день кит. по­ли­ти­ка по-преж­не­му вы­зы­ва­ет про­тест зна­чит. час­ти ти­бет­цев. В 2008 мно­гие об­ла­сти Т. бы­ли ох­ва­че­ны вол­не­ния­ми, по­дав­лен­ны­ми кит. ар­ми­ей. С 2011 Да­лай-ла­ма XIV от­ка­зал­ся от по­ста гла­вы ти­бет. пра­ви­тель­ст­ва, пред­се­да­тель пра­ви­тель­ст­ва вы­би­ра­ет­ся пу­тём го­ло­со­ва­ния сре­ди ти­бет. эмиг­ран­тов. Гл. тре­бо­ва­ни­ем яв­ля­ет­ся пре­до­став­ле­ние Т. ре­аль­ной ав­то­но­мии.

2. Что древнее — Тибет или Русь? 

Янь Либэнь. Император Тайцзун дает аудиенцию Гару, послу короля Тибета, прибывшему для сватовства принцессы Вэньчэн. 641 годПо легенде, китайская принцесса Вэньчэн принесла буддизм в Тибет.
故宫博物院 (Музей императорского дворца, Пекин)

Смотря что имеется в виду. Если взять за точку отсчета принятие мировой религии и формирование государственности, то Ти­бет древнее: буддизм здесь был принят еще в VII веке, тогда же возникла Тибетская империя  До этого между различными кланами постоянно шли войны за расширение владений. В VII–IX веках в этой борьбе стала доминировать так называемая Ярлунгская династия, и в VII веке на территории Тибета возникла огромная империя, завоевавшая даже столицу Танского Китая Чанъань (современный Сиань) и ко второй половине VIII века распространившаяся до Самар­канда.. На Руси, напомним, государственность началась с призвания варягов в 862 году, а христианство было принято в 988-м. Китайские письменные памятники упоминают прототибетские племена, существовавшие еще до нашей эры. Руси в этом смысле повезло меньше — среди ее соседей не было таких любителей исторических записей, как китайцы.

Тибет на карте мира на русском языке

Найти Тибет на карте мира не сложно. Необходимо найти Индию. Северная граница с Китаем определит начало нагорья. С севера границей округа служит провинция Ганьсу. Официальные координаты местоположения – 32 градуса северной широты, 89 градусов восточной долготы. Столица Лхаса имеет подпись на русском, что позволит обнаружить культурный центр региона.

Отыскать Тибет поможет расположение в этом районе самой высокой горы мира – Эвереста. Историческое название вершины – Джомолунгма. В переводе с местного наречья означает «Божественная мать жизни». На карте она имеет обозначение на русском языке.

тибет

Где находится Тибет, в какой стране

Тибет находится на территории между Китаем и Индией, которая именуется Тибетским нагорьем. По отношению к Индии он расположен справа, по отношению к Китаю – слева. Район граничит с Непалом, Бутаном, Катманду, Монголией и Казахстаном.

Территории, которые он занимает, огромны (1 млн. 200 км). Это автономная область Китая, которая присоединилась к нему в 1950 году. Главным городом Тибета является Лхаса.

История Тибета

О существовании тибетского государства есть свидетельства, которые датируются 8 веком н. э. Это пора правления полу мифического правителя Сонгцена Гампа. Земли, которые тогда находились в его подчинении, были гораздо меньшими нынешних тибетских территорий. Они состояли из центральной части современного Тибета.

Значимые события тибетской истории:

  • В 8 веке стали в подчинении земельные владения и оазис Дуньхуан империи Тан.
  • В 9 веке происходили масштабные гонения буддистов и фактический развал государства.
  • В 14-15 веках Дже Цонкапой была основана «школа добродетели». Благодаря этому событию появилась история основной ветви буддизма.
  • В 16-17 веках появился и начал активно развиваться институт Далай-Ламы.
  • 1903-904 годах Британской Империей были организованы экспедиции на тибетские земли, после чего там было установлено ее влияние.
  • 1913 год известен как период провозглашения независимости Тибета, с чем категорически было несогласно правительство Китая.
  • 1950 год был решающим в вопросе независимости, из-за военного вмешательства китайскими властями, Тибет оказался в их подчинении.
  • В 1965 году Тибет обретает статус автономного округа, входящего в состав КНР. Округ становится огромнейшей китайской провинцией.

В период завоевания Тибета Китаем правил Мао Цзэдун. Было уничтожено множество исторически важных памятников, разрушены религиозные постройки и храмы. Местный народ пытался протестовать против захватнических действий китайских властей, что привело к вооруженным конфликтам.

Самым разрушительным было восстание, которое происходило с 1959 по 1962 годы. Происходили массовые репрессии, под которые попало около 90 тысяч граждан Тибета, которые небыли согласны с политикой китайского господства.

Растительность

Тибет – это край, на территории которого произрастает скудная растительность пустынь, степей и тундры. Хотя леса здесь тоже есть. Местами их произрастания являются долины рек. Выше отметки 6 000 м простираются вечные снега и ледники.

Полная информация о Тибете

Особенность растительности этого чудного края заключаются в ее молодости, так как флора древнего периода уничтожена полностью с наступлением периода оледенения. Для данной местности характерны поясные границы и пестрота растительности внутри них. Здесь растет ковыль и осока, горец и кобрезия карликовая, ива и вереск, горечавка и многие другие растения.

6. Кто же живет в Тибете: китайцы или тибетцы?

Василий Верещагин. Жители Западного Тибета. 1874–1876 годыГосударственная Третьяковская галерея

Тибетцы. Но это не монолитный этнос, а разные локальные группы: амдосцы, кхамба, шерпы, ладакхи и другие. Сегодня на территории Тибета также живут китайцы (преимущественно чиновники и военные), уйгуры (торговцы)  Уйгуры — тюркский коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. и мон­голы (буддийские монахи). Между собой они связаны чисто функци­онально: китаец начальствует, уйгур продает тыквы, а монгол молится. Межэтниче­ские браки случаются довольно редко. Исследования языка, немногочис­­ленные археологические раскопки, а главное, китайские письмен­ные источники, появившиеся во II веке до нашей эры, показывают, что основу тибетского этноса составили так называемые цяны: они пришли с северо-востока и, сме­шавшись с различными группами индоиранского,тюрко-монгольского и австрало-азиатского происхождения, образовали тибетский этнос. 

Животные

В степях, пустынях и горах Тибета сохранились такие редкие животные как лошадь Пржевальского, верблюд двугорбый, кулан и др. Эта местность является родиной верблюдов, яков и ослов, которые относятся к домашним животным. В горных лесах много маралов, косуль, лосей, а в пустынных – горных баранов, антилоп, козлов, снежных барсов и других животных.

История Тибета

Степи полны сайгаками, джейранами, сусликами, сурками, тушканчиками, зайцами, песчанками, полевками. Местом обитания серого волка являются равнины, а красного – горы. Здесь распространены лисицы, колонки, куницы, хорьки, ежи, рыси, манулы. Тибет отличается наличием множества птиц: снежных грифов, горных гусей, галок и др.

Как добраться?

До столицы округ добраться достаточно легко из любого крупного города Китая. Вариантов два – авиаперелет и поезд. Для удобства рекомендуется выбрать железную дорогу. По этому пути перепад высоты будет происходить плавно, что не позволит развиться горной болезни.

Информация для туристов

Комфортное время для посещения туристами Тибета начинается с конца весны до поздней осени. В зимнее время некоторые высокогорные районы недоступны для туристов. Для того, чтоб организм привык к здешнему климату достаточно всего одной недели. Для того, чтоб осмотреть Лхасы понадобится несколько дней, а при желании побывать в более отдаленных монастырях и природных объектах потребуется 2-3 недели.

Не рекомендуется приезжать сюда 10 марта, это день восстания в Тибете, когда здесь могут происходить митинги. Обычно, властями Китая не дается разрешение на въезд сюда на это число.

В Лхасе сооружено много отелей, а в горах есть возможность снять комнату у здешних жителей. Хоть в этом жилье нет особых условий, но комнаты достаточно чистые.

Из-за того, что перепады температуры днем и ночью существенные, необходимо взять с собой теплую одежду. Чаще всего дождливая погода присутствует в июле и августе, но они не очень сильные.

Виза

Для того, чтоб въехать на территорию Тибета, кроме стандартной китайской визы нужно получить специальное разрешение «Tibet Travel Permit». Его может оформить группа в количестве от 5 человек, поэтому туристу-одиночке, на этапе выдачи документов необходимо объединяться с другими путешественниками.

После въезда на территорию само разрешение вам не понадобится. По некоторым регионам туристы могут передвигаться свободно, к примеру, в Лхасу и Шигадзе. Но есть регионы, для которых потребуется еще одно разрешение, его можно получить в Лхасе или в туристической фирме при оформлении тура.

Как добраться

В столицу Тибета можно добраться внутренним рейсом, который есть в любом крупном городе. Этот вариант путешествия не рекомендован людям со слабым здоровьем, так как маршрут сопровождается резкими перепадами высот.

Более щадящим является маршрут Куньмин – Дали – Лицзян, где высоты повышаются постепенно и перелетом в Лхасу.

В столицу можно прибыть из Пекина, для этого предусмотрено передвижение по железной дороге.

Достопримечательности

Несмотря на разрушительные события «культурной революции», во время которой, было уничтожено около 6000 древнейших памятников, в стране есть на что посмотреть.

  • Гора «Эверест»

Гора «Эверест»

Главная природная достопримечательность этой страны – гора Эверест. Сотни туристов пытаются покорить ее высоты, но удается это единицам.

  • Озеро «Мансаровар»

Озеро «Мансаровар»

У здешних жителей бытует версия, что озеро наполнено «живой» водой. Водоем занимает первое место по высоте его расположения. А в период прилета лебедей здесь очень зрелищно.

  • Водоем «Раксаш»

Водоем «Раксаш»

Это водоем с «мертвой» водой, в его соленых водах не водятся представители флоры и фауны.

  • Монастырь «Чиу Гомпа»

Монастырь «Чиу Гомпа»

Это маленький древний монастырь, который расположен на вершине горы. Откуда открываются чудесные пейзажи на водоемы Ракшас Тал и Мансаровар.

  • Дворец «Потала»

Дворец «Потала»

Старинное сооружение, которое когда-то давно выполняло 2 функции, оно было зимней царской резиденцией и буддистским храмовым комплексом. Сейчас каждый местный житель страны знает, что такое Потала. В современное время бывший когда-то дворец Далай-Ламы является самым посещаемым местом.

9. Кстати, кто такой далай-лама? 

Далай-лама XIV. Тибет, 1939 годབོད་ཀྱི་འགྲེམས་སྟོན་ཁང་།་ (Музей Тибета, Дармсала)

Далай-лама ― духовный лидер тибетцев. Нынешнего, четырна­дцатого далай-ламу зовут Тензин Гьяцо: он тибетец и родился на северо-востоке, в районе Амдо, в простой крестьянской семье. Буддисты верят, что, умирая, люди перерождаются в других людей или животных, но не помнят о своих прежних рождениях. А вот святые люди являются реинкарнациями божеств и великих святых прошлого: например, далай-ламы — реинкарна­ция бодхисаттвы Авалокитешвары. Когда умирает «живой бог», а именно так в европейской литературе называют буддийских святых, его сподвижники отправляются на поиски мальчика, в которого воплотился умерший. Набор магических (например, особые предзнаменования, сны иерархов) и телесных (например, форма ушей и ногтей) признаков указывает на того или иного младенца. В случае с четырнадцатым далай-ламой все указывало на мальчика из Амдо. 

Что привезти из страны в качестве сувениров?

Из Тибета можно привезти много интересного, связанного с культурой, религиозными обычаями и национальными особенностями тибетцев:

  • Сувениры религиозной тематики, связанные с буддизмом: четки, браслеты, мантры и другие изделия.
  • Ритуальные маски.
  • Кубики из человеческих черепов – таких больше нет нигде в мире.
  • Изделия из бирюзы и кораллов.
  • Китайскую косметику хорошего качества (маски, кремы, лосьоны).
  • Рыба из озера Манасаровар подойдет в подарок женщине, долго мечтающей о ребенке. Предание гласит, что съеденный в отварном виде кусочек поможет исполниться заветному желанию.
  • Несколько сортов настоящего чая с горных плантаций Тибета. При этом важно помнить о влиянии покупки на вес багажа.
  • Атрибуты национальной одежды из шерсти: пальто, сапоги, шляпы.

Тибет. Фото, где находится страна на карте мира, что посмотреть

Сувенирные изделия и подарки можно приобрести в специальных сувенирных лавках при монастырях, на рынках в Лхасе и других городах. Желательно прислушаться к советам гида, это поможет избежать лишних трат.

Тибет, фотографии которого свидетельствуют о чарующей, завораживающей красоте и разнообразии автономного района Китая в Тибетском нагорье, изменяет внутренний мир людей, дает мощный толчок для духовного самоочищения и саморазвития.

Автор: Людмила Дмитрова

Это интересно

При создании армии нужны были большие деньги. Так как все налоги были уже введены и действовали, в 1926 году начал действовать новый налог, который взимался со всех людей, у которых были уши. Абсурд, но это так было! Однако тибетцы не стали отрезать себе уши, а платили налог, хотя никто не понимал, за что. Деньги для армии собрали за год.

Тибет, между прочим, является лидером по сбору налогов. Люди платили налог, когда рождались, женились, пели, танцевали, били в барабан или звонили в колокольчик. Если путник заблудился в дороге, то ему, прежде чем уснуть на траве, нужно было заплатить хозяевам за такой ночлег.

12. Йогу придумали в Тибете?

Йог, сидящий в саду. 1620–40-е годыColumbia University

Нет, йогические практики родом из Индии. Они пришли в Тибет вместе с буддизмом, как и многое другое: великие литературные памятники, пись­менность, индуистский пантеон божеств, мифы. Элементы йоги вошли в тантрические практики тибетских буддистов, использующих физические и психические упражнения для достижения высшего духовного состояния. Однако это совсем не магистральное направление буддизма в Тибете. 

13. Есть ли в Тибете цивилизация?

Тибетский кочевник. 1938 год © Das Bundesarchiv

Тибет стремительно меняется. Несколько десятков лет назад это была страна, где действительно жили как в Средне­вековье. В северных районах кочевали скотоводы, пасшие яков и баранов, как десять веков назад. Жители долины реки Цанповыращивали просо и овощи, таская воду в деревянных ведрах. Богатые землевладельцы использовали труд батраков. Товары доставляли на караванах. Была распространена полигамия и полиандрия, то есть много­мужество. Умер­ших расчленяли и отдавали на съедение хищным птицам. Когда в 1904 году англичане совершили военное вторжение в Тибет, им про­тиво­стояли люди, вооруженные луками и стрелами, пращами и пиками, а также заклинаниями и магическими обрядами. Теперь в Лхасе пятизвез­дочные отели. В Тибете прекрасные дороги, до Лхасы можно доехать на поезде. Здесь есть электро­станции, университеты, издательства. Конечно, в некоторых районах люди живут как в старину. Кроме того, все тибетцы по-прежнему верят в магию и очень религиозны. Впрочем, последнее характерно для многих народов, у которых вера и суеверия прекрасно уживаются с техническим прогрессом.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.