Тибет – самое загадочное и недоступное место на Земле. Особенно удивляет красота местной растительности и разнообразие животных. Что такое Тибет, и какова его история, читайте далее в статье.
Тибет – это Китай или нет
Формально Тибет является особым админ. районом Китая. На протяжении многих веков его считают священным местом для людей, которые поклоняются буддизму и индуизму. Здесь находится множество монастырей и школ духовности. Находящаяся на территории Тибета гора Кайлас в древних сказаниях именуется центральной точкой мира. Это объясняется тем, что ее вершина является истоком сразу четырех крупнейших рек (в их числе Брахмапутра и Инд).
Источник: http://mykitai.ru/strana/tibet.html
1. Как выглядит Тибет? Это только высокие горы?
Николай Рерих. Эверест (Джомолунгма). 1936 годNicholas Roerich Museum
И да и нет. В Тибете действительно расположены Гималаи — самые высокие горы на планете. Их пик Джомолунгма имеет высоту 8848 метров. При этом в Тибете есть не только горы, но и плодородные долины, пустыни, реки и озера. Просто все это поднято на большую высоту: средняя высота Тибета — около 4000 м над уровнем моря. Поэтому географы и путешественники называли Тибет «вздутием Азиатского материка», «столовидной массой», «гигантским пьедесталом». И по той же причине многие думают, что Тибет — это только горы.
Источник: http://arzamas.academy/mag/793-tibet
История
Древнейшие следы человеческой деятельности в регионе относятся к позднему палеолиту (в т. ч. на необитаемой ныне выс. 4300–5100 м). Следующий период представлен традицией «негеометрич. микролитов»; памятники в у. Нагчу близки типу Шиюй (Сев. Китай). Не позднее 5–4-го тыс. до н. э. появилась керамика. На востоке региона сформировалась неолитич. культура Кажо (Каруй; по новым данным, 3 этапа: от 3-й трети 4-го до сер. 3-го тыс. до н. э.).
Культуры палеометалла (Цицзя, Цзунжи, Мачан, Баньшань, Каяо, Сыба, Синьдянь, Сыва и др.) в верховьях р. Хуанхэ соотносят с цянами (жунами), предками тибет. народов. В ходе войн др.-кит. государства вытеснили жунов на Тибетское нагорье, где те в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. вступили в контакт с местным населением (культура Цюйгун и др.), заложив основу прототибетских культур. В юж. и вост. части ТАР встречаются могилы с каменными ящиками (от конца неолита до 7–9 вв. н. э.), связанные с Центр. Азией и Юж. Сибирью. Смешение этих традиций с местными прослеживается в цянских культурах Ганьсу и Цинхая, а также на Тибетском нагорье. На этой основе формируются туфани (тубод), создавшие одноим. государство. Петроглифы (более 60 мест) близки центр.-азиат. и южносибирским, наскальные рисунки – юж.-кит. традициям.
В 1-й пол. 7 в. царь Сронцзангампо создал могущественную Тибет. империю, объединившую весь Т. Во 2-й пол. 7 в. тибетцы соперничали с кит. имп. Тан за контроль над Зап. краем, в 1-й пол. 8 в. активно участвовали в борьбе тюрков и китайцев с араб. экспансией в Центр. Азии. В правление Тисонг Децэна (755–797) благодаря ослаблению Китая Т. расширил свои границы; в 763 тибет войска заняли столицу Тан Чанъань, Т. удалось на время взять под контроль юж. маршрут Великого шёлкового пути. Благодаря инд. учителям Падмасамбхаве и Шантаракшите укрепились позиции буддизма; их ученики основали древнейшую школу тибет. буддизма ньингма, в кон. 770-х гг. был открыт первый монастырь – Самье. Нач. 9 в. Т. провёл в войнах с Халифатом и Уйгурским каганатом. В 842 Т. распался на множество княжеств, управлявшихся собств. династиями, внешние завоевания были утрачены. В 11 в. возникли три ключевые школы тибет. буддизма: кадам-па, сакья-па и кагью-па. С распространением буддизма связан ряд наскальных изображений; пещерные храмы и монастыри (в осн. в окр. Али) со скульптурами, фресками, в т. ч. сюжетными. Неэффективность светской политич. власти привела к быстрому росту роли монастырей, ставших центрами не только образования и науки, но также управления прилегающими к ним территориями. Власть настоятелей монастырей часто превышала власть светских владетелей. В нач. 13 в. наибольшим влиянием обладала школа сакья-па.

Руины города Цапаранг, столицы государства Гуге в Западном Тибете. Фото Paul Farrelly / flickr.com
В 1252–53 монг. войска дошли до Лхасы; глава школы сакья-па Пагба-лама стал наставником Хубилая, в 1260 пожаловавшего ему титул гос. наставника (го-ши) и сделавшего его правителем Т. Специфика этого вассалитета определялась тем, что управлявший Т. гос. наставник в светских делах подчинялся великому хану, но в духовных считался его учителем. Гегемония школы сакья-па сохранялась почти до самого конца существования империи Юань. В 1354 мон. Сакья был взят войсками Джанчуб Гьялцена из династии Пагмоду-па, правившей в обл. Уй и связанной со школой кагью-па. Эта династия правила Т. до 1435. Была основана школа гелуг-па (Школа добродетели), чьи монастыри отличались строгостью правил. В 1435–1565 власть в Т. перешла в руки династии Ринпунг-па, а затем оказалась у династии Цанг-па. Власть этих династий распространялась лишь в земледельч. области долины Ярлунг-Дзангбо (Цангпо), земли кочевников подчинялись гегемонам номинально.
Дальнейшая история Т. связана с растущей популярностью школы гелуг-па. В 1578 на встрече одного из первоиерархов гелуг-па Сонам Гьяцо и тумэтского Алтан-хана последний принял буддизм и даровал Сонаму Гьяцо титул далай-ламы. Впоследствии этот титул был ретроспективно распространён на предыдущие перерождения Сонама Гьяцо, а сам он стал именоваться Далай-ламой III. В 1642 Далай-лама V обратился к ойратскому (хошутскому) правителю Гуши-хану за помощью против притеснений со стороны др. школ и правителей Цанг-па. Гуши-хан низверг Цанг-па и передал Т. в руки далай-ламы, воен. власть оказалась в руках покровителей далай-ламы – хошутских ханов. В 1717 хошутский Лхавзан-хан был убит джунгарами, разорившими Лхасу. В 1720 джунгаров изгнали из Т. монг. войска, направленные маньч. имп. Сюанье. Сюанье учредил при далай-ламе правительство – кашаг и посадил двух представителей двора – амбаней. В 1788–92 Т. вёл тяжёлую войну с гуркхами, Лхаса обратилась за помощью к Пекину. В итоге Т. лишился права свободно вести внешнюю политику, власть амбаней усилилась: только через них далай-лама и второй иерарх школы гелук – панчен-лама отныне могли обращаться к императору. Выбор их новых перерождений стал утверждаться императором. Ко 2-й пол. 19 в. кризис Цинской империи привёл к тому, что власть амбаней в Лхасе стала формальной. В нач. 20 в. за влияние в Т. боролись Великобритания и Россия. Ок. 1900 А. Доржиев, один из учителей Далай-ламы XIII, начал тайные переговоры с С.-Петербургом о приёме Т. под протекторат России. В дек. 1903 брит. войска вторглись в Т. (не начинали активные воен. действия до марта 1904). Великобритания навязала Т. соглашение о протекторате, но реализовать его не удалось; в 1906 британцы признали сюзеренитет Китая в Т.; в 1907 в рамках англо-рос. соглашения обе державы отказывались от попыток проникновения в Тибет.
С 1906 амбань Лянь Юй начал реализацию политики китаизации Т. В февр. 1910 далай-лама был лишён всех своих постов и вынужден бежать в Дарджилинг под защиту Великобритании. Успеху Лянь Юя помешал распад Цинской империи. В нояб. 1911 кит. гарнизон Лхасы восстал и начал грабить мирное население, но получил отпор; в кон. 1912 последние кит. солдаты покинули Т. В янв. 1913 далай-лама вернулся в Лхасу и объявил о независимости Т. Осенью 1913 Великобритания собрала в г. Симла в Индии англо-кит.-тибет. конференцию (см. Симлское соглашение 1914) с целью формализовать особый статус Т. в составе Китая. Кит. делегация отказалась подписать соглашение, реальная власть в Т. осталась в руках далай-ламы. После победы над армией Кит. Республики Народно-освободительная армия Китая начала вторжение в Т. В окт. 1950 тибет. армия была разбита, 23.5.1951 тибет. делегация подписала в Пекине т. н. Соглашение из 17 статей, согласно которому далай-лама признавал Т. частью КНР, отказывался от самостоят. внешней политики, но сохранял власть в центр. части Т. (кроме Амдо и Кама). Китай обязывался не форсировать реформы в Т. и позволить Лхасе сохранить там привычный уклад. Кит. власти в целом исполняли обязательства в центр. Т., но начали жёсткие реформы в Амдо и Каме. 10.3.1959 население Лхасы подняло восстание. Далай-лама XIV с приближёнными бежал в Индию (в апреле того же года в Дхарамсале было учреждено тибет. правительство в изгнании – Центр. администрация Т. – во главе с Далай-ламой XIV). После восстания политика Китая в Т. резко изменилась. В 1959–61 были закрыты почти все из 6 тыс. тибет. монастырей (в период «Культурной революции» 1966–76 большинство их было разрушено отрядами хунвейбинов). Пекин провёл земельную реформу, сопровождавшуюся инсценированными судами над помещиками, офицерами и чиновниками, представителями знати и церкви. Число погибших тибетцев оценивается в 400–1200 тыс. чел.; многие тибетцы были убиты, отправлены в лагеря, погибли на строительстве дорог, воен. объектов. В 1965 тибет. земли, до 1959 находившиеся под управлением Лхасы, были преобразованы в Тибетский автономный район. На сегодняшний день кит. политика по-прежнему вызывает протест значит. части тибетцев. В 2008 многие области Т. были охвачены волнениями, подавленными кит. армией. С 2011 Далай-лама XIV отказался от поста главы тибет. правительства, председатель правительства выбирается путём голосования среди тибет. эмигрантов. Гл. требованием является предоставление Т. реальной автономии.
Источник: http://bigenc.ru/world_history/text/4191069
2. Что древнее — Тибет или Русь?
Янь Либэнь. Император Тайцзун дает аудиенцию Гару, послу короля Тибета, прибывшему для сватовства принцессы Вэньчэн. 641 годПо легенде, китайская принцесса Вэньчэн принесла буддизм в Тибет.
故宫博物院 (Музей императорского дворца, Пекин)
Смотря что имеется в виду. Если взять за точку отсчета принятие мировой религии и формирование государственности, то Тибет древнее: буддизм здесь был принят еще в VII веке, тогда же возникла Тибетская империя До этого между различными кланами постоянно шли войны за расширение владений. В VII–IX веках в этой борьбе стала доминировать так называемая Ярлунгская династия, и в VII веке на территории Тибета возникла огромная империя, завоевавшая даже столицу Танского Китая Чанъань (современный Сиань) и ко второй половине VIII века распространившаяся до Самарканда.. На Руси, напомним, государственность началась с призвания варягов в 862 году, а христианство было принято в 988-м. Китайские письменные памятники упоминают прототибетские племена, существовавшие еще до нашей эры. Руси в этом смысле повезло меньше — среди ее соседей не было таких любителей исторических записей, как китайцы.
Источник: http://arzamas.academy/mag/793-tibet
Тибет на карте мира на русском языке
Найти Тибет на карте мира не сложно. Необходимо найти Индию. Северная граница с Китаем определит начало нагорья. С севера границей округа служит провинция Ганьсу. Официальные координаты местоположения – 32 градуса северной широты, 89 градусов восточной долготы. Столица Лхаса имеет подпись на русском, что позволит обнаружить культурный центр региона.
Отыскать Тибет поможет расположение в этом районе самой высокой горы мира – Эвереста. Историческое название вершины – Джомолунгма. В переводе с местного наречья означает «Божественная мать жизни». На карте она имеет обозначение на русском языке.
Источник: http://KitayGid.ru/gorod/gde-nahoditsya-tibet
Где находится Тибет, в какой стране
Тибет находится на территории между Китаем и Индией, которая именуется Тибетским нагорьем. По отношению к Индии он расположен справа, по отношению к Китаю – слева. Район граничит с Непалом, Бутаном, Катманду, Монголией и Казахстаном.
Территории, которые он занимает, огромны (1 млн. 200 км). Это автономная область Китая, которая присоединилась к нему в 1950 году. Главным городом Тибета является Лхаса.
Источник: http://mykitai.ru/strana/tibet.html
История Тибета
О существовании тибетского государства есть свидетельства, которые датируются 8 веком н. э. Это пора правления полу мифического правителя Сонгцена Гампа. Земли, которые тогда находились в его подчинении, были гораздо меньшими нынешних тибетских территорий. Они состояли из центральной части современного Тибета.
Значимые события тибетской истории:
- В 8 веке стали в подчинении земельные владения и оазис Дуньхуан империи Тан.
- В 9 веке происходили масштабные гонения буддистов и фактический развал государства.
- В 14-15 веках Дже Цонкапой была основана «школа добродетели». Благодаря этому событию появилась история основной ветви буддизма.
- В 16-17 веках появился и начал активно развиваться институт Далай-Ламы.
- 1903-904 годах Британской Империей были организованы экспедиции на тибетские земли, после чего там было установлено ее влияние.
- 1913 год известен как период провозглашения независимости Тибета, с чем категорически было несогласно правительство Китая.
- 1950 год был решающим в вопросе независимости, из-за военного вмешательства китайскими властями, Тибет оказался в их подчинении.
- В 1965 году Тибет обретает статус автономного округа, входящего в состав КНР. Округ становится огромнейшей китайской провинцией.
В период завоевания Тибета Китаем правил Мао Цзэдун. Было уничтожено множество исторически важных памятников, разрушены религиозные постройки и храмы. Местный народ пытался протестовать против захватнических действий китайских властей, что привело к вооруженным конфликтам.
Самым разрушительным было восстание, которое происходило с 1959 по 1962 годы. Происходили массовые репрессии, под которые попало около 90 тысяч граждан Тибета, которые небыли согласны с политикой китайского господства.
Источник: http://mykitai.ru/strana/tibet.html
Растительность
Тибет – это край, на территории которого произрастает скудная растительность пустынь, степей и тундры. Хотя леса здесь тоже есть. Местами их произрастания являются долины рек. Выше отметки 6 000 м простираются вечные снега и ледники.

Особенность растительности этого чудного края заключаются в ее молодости, так как флора древнего периода уничтожена полностью с наступлением периода оледенения. Для данной местности характерны поясные границы и пестрота растительности внутри них. Здесь растет ковыль и осока, горец и кобрезия карликовая, ива и вереск, горечавка и многие другие растения.
Источник: http://FB.ru/article/323925/tibet—eto-opisanie-raspolojenie-klimat-istoriya-i-interesnyie-faktyi
6. Кто же живет в Тибете: китайцы или тибетцы?
Василий Верещагин. Жители Западного Тибета. 1874–1876 годыГосударственная Третьяковская галерея
Тибетцы. Но это не монолитный этнос, а разные локальные группы: амдосцы, кхамба, шерпы, ладакхи и другие. Сегодня на территории Тибета также живут китайцы (преимущественно чиновники и военные), уйгуры (торговцы) Уйгуры — тюркский коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. и монголы (буддийские монахи). Между собой они связаны чисто функционально: китаец начальствует, уйгур продает тыквы, а монгол молится. Межэтнические браки случаются довольно редко. Исследования языка, немногочисленные археологические раскопки, а главное, китайские письменные источники, появившиеся во II веке до нашей эры, показывают, что основу тибетского этноса составили так называемые цяны: они пришли с северо-востока и, смешавшись с различными группами индоиранского,тюрко-монгольского и австрало-азиатского происхождения, образовали тибетский этнос.
Источник: http://arzamas.academy/mag/793-tibet
Животные
В степях, пустынях и горах Тибета сохранились такие редкие животные как лошадь Пржевальского, верблюд двугорбый, кулан и др. Эта местность является родиной верблюдов, яков и ослов, которые относятся к домашним животным. В горных лесах много маралов, косуль, лосей, а в пустынных – горных баранов, антилоп, козлов, снежных барсов и других животных.

Степи полны сайгаками, джейранами, сусликами, сурками, тушканчиками, зайцами, песчанками, полевками. Местом обитания серого волка являются равнины, а красного – горы. Здесь распространены лисицы, колонки, куницы, хорьки, ежи, рыси, манулы. Тибет отличается наличием множества птиц: снежных грифов, горных гусей, галок и др.
Источник: http://FB.ru/article/323925/tibet—eto-opisanie-raspolojenie-klimat-istoriya-i-interesnyie-faktyi
Как добраться?
До столицы округ добраться достаточно легко из любого крупного города Китая. Вариантов два – авиаперелет и поезд. Для удобства рекомендуется выбрать железную дорогу. По этому пути перепад высоты будет происходить плавно, что не позволит развиться горной болезни.
Источник: http://KitayGid.ru/gorod/gde-nahoditsya-tibet
Информация для туристов
Комфортное время для посещения туристами Тибета начинается с конца весны до поздней осени. В зимнее время некоторые высокогорные районы недоступны для туристов. Для того, чтоб организм привык к здешнему климату достаточно всего одной недели. Для того, чтоб осмотреть Лхасы понадобится несколько дней, а при желании побывать в более отдаленных монастырях и природных объектах потребуется 2-3 недели.
Не рекомендуется приезжать сюда 10 марта, это день восстания в Тибете, когда здесь могут происходить митинги. Обычно, властями Китая не дается разрешение на въезд сюда на это число.
В Лхасе сооружено много отелей, а в горах есть возможность снять комнату у здешних жителей. Хоть в этом жилье нет особых условий, но комнаты достаточно чистые.
Из-за того, что перепады температуры днем и ночью существенные, необходимо взять с собой теплую одежду. Чаще всего дождливая погода присутствует в июле и августе, но они не очень сильные.
Виза
Для того, чтоб въехать на территорию Тибета, кроме стандартной китайской визы нужно получить специальное разрешение «Tibet Travel Permit». Его может оформить группа в количестве от 5 человек, поэтому туристу-одиночке, на этапе выдачи документов необходимо объединяться с другими путешественниками.
После въезда на территорию само разрешение вам не понадобится. По некоторым регионам туристы могут передвигаться свободно, к примеру, в Лхасу и Шигадзе. Но есть регионы, для которых потребуется еще одно разрешение, его можно получить в Лхасе или в туристической фирме при оформлении тура.
Как добраться
В столицу Тибета можно добраться внутренним рейсом, который есть в любом крупном городе. Этот вариант путешествия не рекомендован людям со слабым здоровьем, так как маршрут сопровождается резкими перепадами высот.
Более щадящим является маршрут Куньмин – Дали – Лицзян, где высоты повышаются постепенно и перелетом в Лхасу.
В столицу можно прибыть из Пекина, для этого предусмотрено передвижение по железной дороге.
Достопримечательности
Несмотря на разрушительные события «культурной революции», во время которой, было уничтожено около 6000 древнейших памятников, в стране есть на что посмотреть.
- Гора «Эверест»
Главная природная достопримечательность этой страны – гора Эверест. Сотни туристов пытаются покорить ее высоты, но удается это единицам.
- Озеро «Мансаровар»
У здешних жителей бытует версия, что озеро наполнено «живой» водой. Водоем занимает первое место по высоте его расположения. А в период прилета лебедей здесь очень зрелищно.
- Водоем «Раксаш»
Это водоем с «мертвой» водой, в его соленых водах не водятся представители флоры и фауны.
- Монастырь «Чиу Гомпа»
Это маленький древний монастырь, который расположен на вершине горы. Откуда открываются чудесные пейзажи на водоемы Ракшас Тал и Мансаровар.
- Дворец «Потала»
Старинное сооружение, которое когда-то давно выполняло 2 функции, оно было зимней царской резиденцией и буддистским храмовым комплексом. Сейчас каждый местный житель страны знает, что такое Потала. В современное время бывший когда-то дворец Далай-Ламы является самым посещаемым местом.
Источник: http://mykitai.ru/strana/tibet.html
9. Кстати, кто такой далай-лама?
Далай-лама XIV. Тибет, 1939 годབོད་ཀྱི་འགྲེམས་སྟོན་ཁང་།་ (Музей Тибета, Дармсала)
Далай-лама ― духовный лидер тибетцев. Нынешнего, четырнадцатого далай-ламу зовут Тензин Гьяцо: он тибетец и родился на северо-востоке, в районе Амдо, в простой крестьянской семье. Буддисты верят, что, умирая, люди перерождаются в других людей или животных, но не помнят о своих прежних рождениях. А вот святые люди являются реинкарнациями божеств и великих святых прошлого: например, далай-ламы — реинкарнация бодхисаттвы Авалокитешвары. Когда умирает «живой бог», а именно так в европейской литературе называют буддийских святых, его сподвижники отправляются на поиски мальчика, в которого воплотился умерший. Набор магических (например, особые предзнаменования, сны иерархов) и телесных (например, форма ушей и ногтей) признаков указывает на того или иного младенца. В случае с четырнадцатым далай-ламой все указывало на мальчика из Амдо.
Источник: http://arzamas.academy/mag/793-tibet
Что привезти из страны в качестве сувениров?
Из Тибета можно привезти много интересного, связанного с культурой, религиозными обычаями и национальными особенностями тибетцев:
- Сувениры религиозной тематики, связанные с буддизмом: четки, браслеты, мантры и другие изделия.
- Ритуальные маски.
- Кубики из человеческих черепов – таких больше нет нигде в мире.
- Изделия из бирюзы и кораллов.
- Китайскую косметику хорошего качества (маски, кремы, лосьоны).
- Рыба из озера Манасаровар подойдет в подарок женщине, долго мечтающей о ребенке. Предание гласит, что съеденный в отварном виде кусочек поможет исполниться заветному желанию.
- Несколько сортов настоящего чая с горных плантаций Тибета. При этом важно помнить о влиянии покупки на вес багажа.
- Атрибуты национальной одежды из шерсти: пальто, сапоги, шляпы.
Сувенирные изделия и подарки можно приобрести в специальных сувенирных лавках при монастырях, на рынках в Лхасе и других городах. Желательно прислушаться к советам гида, это поможет избежать лишних трат.
Тибет, фотографии которого свидетельствуют о чарующей, завораживающей красоте и разнообразии автономного района Китая в Тибетском нагорье, изменяет внутренний мир людей, дает мощный толчок для духовного самоочищения и саморазвития.
Автор: Людмила Дмитрова
Источник: http://touristam.com/tibet-foto.html
Это интересно
При создании армии нужны были большие деньги. Так как все налоги были уже введены и действовали, в 1926 году начал действовать новый налог, который взимался со всех людей, у которых были уши. Абсурд, но это так было! Однако тибетцы не стали отрезать себе уши, а платили налог, хотя никто не понимал, за что. Деньги для армии собрали за год.
Тибет, между прочим, является лидером по сбору налогов. Люди платили налог, когда рождались, женились, пели, танцевали, били в барабан или звонили в колокольчик. Если путник заблудился в дороге, то ему, прежде чем уснуть на траве, нужно было заплатить хозяевам за такой ночлег.
Источник: http://FB.ru/article/323925/tibet—eto-opisanie-raspolojenie-klimat-istoriya-i-interesnyie-faktyi
12. Йогу придумали в Тибете?
Йог, сидящий в саду. 1620–40-е годыColumbia University
Нет, йогические практики родом из Индии. Они пришли в Тибет вместе с буддизмом, как и многое другое: великие литературные памятники, письменность, индуистский пантеон божеств, мифы. Элементы йоги вошли в тантрические практики тибетских буддистов, использующих физические и психические упражнения для достижения высшего духовного состояния. Однако это совсем не магистральное направление буддизма в Тибете.
Источник: http://arzamas.academy/mag/793-tibet
13. Есть ли в Тибете цивилизация?
Тибетский кочевник. 1938 год © Das Bundesarchiv
Тибет стремительно меняется. Несколько десятков лет назад это была страна, где действительно жили как в Средневековье. В северных районах кочевали скотоводы, пасшие яков и баранов, как десять веков назад. Жители долины реки Цанповыращивали просо и овощи, таская воду в деревянных ведрах. Богатые землевладельцы использовали труд батраков. Товары доставляли на караванах. Была распространена полигамия и полиандрия, то есть многомужество. Умерших расчленяли и отдавали на съедение хищным птицам. Когда в 1904 году англичане совершили военное вторжение в Тибет, им противостояли люди, вооруженные луками и стрелами, пращами и пиками, а также заклинаниями и магическими обрядами. Теперь в Лхасе пятизвездочные отели. В Тибете прекрасные дороги, до Лхасы можно доехать на поезде. Здесь есть электростанции, университеты, издательства. Конечно, в некоторых районах люди живут как в старину. Кроме того, все тибетцы по-прежнему верят в магию и очень религиозны. Впрочем, последнее характерно для многих народов, у которых вера и суеверия прекрасно уживаются с техническим прогрессом.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Архив
Источник: http://arzamas.academy/mag/793-tibet