Татарский этикет: татарское гостеприимство, речевой этикет татар, обычаи и традиции

Татары – история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешности мужчин и женщин, жизни и быта, праздников и ритуалов.

Семейный уклад

Как и во многих народах и странах, традиции сильнее сохраняются в сёлах и маленьких городах Татарстана, городские жители с каждым десятилетием всё больше отходят от них. Хотя в последнее время наметилась тенденция возвращения к своим истокам, поэтому всё чаще традиции возобновляют даже в среде самой «продвинутой» молодёжи.

Татарские дома мало чем отличались от привычных русских. Но имелась одна особенность, которая не встречается у православных — деление дома на две части. Одна из них считается мужской, а другая – женской. Чтобы разграничить эти территории, использовали специальную штору – «чаршау», а в редких случаях – деревянную перегородку.

Татарская изба

В каждом доме можно было увидеть яркие сундуки красного или зелёного цвета. Они необходимы были для того, чтобы собирать приданое для будущей невесты. Чем больше в семье подрастало девочек, тем больше изготавливали таких сундуков, служивших предметом гордости. На видном месте располагали «шамаиль» — оберег с пожеланиями счастья и удачи. Он представлял собой кусочек текста из священной книги Коран, которая является предметом почитания татар.

Где живут

Примерно половина (53% общей массы) татар проживает в Республике Татарстан. Другие расселены по остальной территории России. Представители народа живут в районах Средней Азии, Дальнего Востока, Поволжье, Сибири. По территориально-этническому признаку народ делится на 3 большие группы:

  1. Сибирские
  2. Астраханские
  3. Живущие в Среднем Поволжье, Приуралье.

В последнюю группу входят: казанские татары, мишари, тептяри, кряшены. К другим субэносам относятся:

  1. Касимовские татары
  2. Пермские татары
  3. Польско-литовские татары
  4. Чепецкие татары
  5. Нагайбаки

Обычаи и традиции татарского народа в семейной жизни

Подобные семьи имеют патриархальный характер, главой беспрекословно является мужчина. В этой сфере жизни традиции татарского народа сводятся к празднованию свадьбы и «обмыванию» новорожденного младенца. Бракосочетание имеет четкий сценарий, где импровизации недопустимы. Торжественное событие включает в себя выкуп невесты и получение приданого.

Ячейка общества

Свадьба у татар имеет ряд отличительных особенностей. В процессе ее празднования свято соблюдаются древние традиции народности.

Никах – это процедура у мусульман, которая проводится имамом в мечети и в доме. В современном мире ритуал является данью уважения к предкам. Юридической силы обряд не имеет, поэтому в обязательном порядке проводится регистрация во Дворце Бракосочетания.

Для проведения Никах требуется соблюсти ряд условностей. Молодожены до официальной регистрации не имеют права жить в одном доме и вступать в интимные отношения. На церемонии отсутствуют алкогольные напитки и блюда из свинины.

На столе можно увидеть только свежеприготовленные национальные яства, которые у татар принято вкушать на любом торжественном мероприятии. К ним относятся перемячи, губади, чак-чак, корт, токмач аши и т.д. Конечно, этим перечнем не ограничивается праздничное меню. На стол выставляют огромное количество невероятно вкусных блюд.

Мужчины, присутствующие на Никах, обязательно надевают тюбетейки. Невеста облачается в закрытое платье с длинными рукавами, на голове платок. Ритуал проводит мулла или имама. После того как священнослужитель объявит пару мужем и женой, стороны обмениваются подарками.

Презент достается каждому родственнику. Парни становятся обладателями новых тюбетеек, а девушки получают платки или сорочки. Затем проводится общее застолье, где гости наслаждаются едой и развлечениями.

Обряды и правила, касающиеся рождения ребенка

Появление на свет нового члена общества сопровождается большим количеством традиций. В древние времена роды у девушки принимала бабка-повитуха (бала эбисе). В ее обязанности входило отрезание и завязывание пуповины, обмывание младенца. Также повивальные бабки заворачивали новорожденного в нательную рубаху отца.

Затем татарские традиции предписывали проведение авызландыру (в дословном переводе «дать отведать»). В тонкую материю заворачивали кусочек пережеванного хлеба с маслом и мёдом. Из нее формировали что-то наподобие пустышки и давали малышу пососать.

Иногда ребёнку просто обмазывали ротик маслом и мёдом. Подобная процедура носила название «зэмзэм су». Спустя сутки после рождения младенца проводили обряд «бябяй мунчасы» (детская баня). Натапливали «мыльню», затем повивальная бабка помогла помыться роженице и ополоснуть ее дитя.

Через несколько дней после родов проводили ритуал «исем кушу», то есть имянаречение. На праздники приглашали муллу и гостей, но исключительно мужского пола. Накрывался стол с угощениями. Священнослужитель читал молитву, потом к нему подносили младенца.

Мулла обращался к Всевышнему, прося его о том, чтобы тот взял дитя под свое покровительство. Затем на арабском языке шептал ребенку в ушко его имя. После завершения обряда гостя на подносе предлагали яства. Они должны были его взять, а взамен положить деньги.

Выбором имени для ребенка занимался в основном мулла, у которого был специальный календарь. Считалось, что от имени будет зависеть будущая жизнь младенца.

Как становятся мужчиной

Мальчикам в возрасте от трех до шести лет проводят обрезание. Ритуал связан с предписаниями шариата и выполняется в строгом соответствии с ними. Чтобы парнишке было не так грустно, в этот день организуют настоящее торжество.

Родственники и друзья семьи начинают готовиться к празднику заранее. В былые времена для проведения операции на дом приглашали сюннети. В наши дни ребенка доставляют в хирургическое отделение больницы, где в стерильных условиях осуществляется обрезание крайней плоти. Это сводит к минимуму риск появления осложнений после вмешательства.

По завершении операции мальчику надевают длинную рубашку и укладывают на чистое постельное бельё. Как только ранка немного затянется, родители устраивают праздник, который проходит по одному из двух сценариев.

Согласно первому парни и девушки рассаживаются по отдельным столам, на которых отсутствуют алкогольные напитки. Второй вариант более веселый. Гостей угощают сладостями, приглашенные музыканты поют национальные песни.
Вернуться к оглавлению 

Печальный ритуал

Однако не все обряды связаны с праздниками. Если в семье случилось горе, то прощание с умершим происходит в соответствии с древними традициями татар.

В первую очередь обмывают тело покойного. Процедур проводят люди того же пола, что и умерший. Затем его облачают в специальный наряд под названием кафенлеу. Это кусок белой материи, который вручную зашивают непосредственно на теле покойника. Для представителей мужского пола требуется семнадцать метров полотна, для женщин – двенадцать.

Похороны проходят сразу в день смерти. На погребении имеют право присутствовать только мужчины. История татарского народа не предусматривает захоронение в гробу. Чтобы доставить тело на кладбище используют носилки.

Могилку на погосте также роют в день похорон. По традиции покойного кладут головой в сторону севера, а ногами на юг. Это связано с расположением основных святынь у мусульман – Мекки и Медины. В могиле делают углубление, куда трое родственников мужского пола помещают тело. На покойного ни в коем случае не должна попасть земля.

Поминки проводят на третий, седьмой и сороковой день. В первую дату приходит мало людей. В основном это мужчины преклонного возраста. На седьмые сутки посетить поминальный обед разрешается женщинам. На сороковину и годовщину приходят все желающие почтить память покойного.

Выпить чаю и получить гостинец

На знаменитое татарское гостеприимство ещё в XIX в. обратил внимание профессор Казанского университета Карл Фукс, первый исследовавший быт казанских татар. «Главное угощение татар – чай, которого надобно выпить не менее четырёх чашек (у небогатых татар – с мёдом), – писал Карл Фукс. – Потом ставят на стол каймак (самые густые, варёные сливки), малиновую пастилу и жареные тоненькие лепёшки. Всего этого надо непременно отведать, но этим не кончится. Два или три татарина, вам даже незнакомые, дожидаются, чтобы позвать вас к себе.  Отговориться невозможно.  Отказом чрезвычайно их обидишь – равным образом ежели в гостях не выпьешь три чашки чаю и не поешь их десерта. Я несколько раз испытал эту чайную «пытку», имея до 25 чашек чаю в желудке».

Карл Фукс был человеком энциклопедических знаний

По словам Розалинды Мусиной, в некоторых районах проживания татар есть даже выражение: «кунакларны кыстарга» (гостей угощать, настаивая). Когда все угощения выставлены на столе, считается неприличным, если хозяйка несколько раз не предложит отведать то или иное блюдо. Она может подвинуть его к тому или иному гостю, если видит, что кто-то ещё не попробовал. Чтобы не обидеть хозяев, гость может попробовать понемногу каждое блюдо. 

«Раньше у многих татар, например, у такого субэтноса, как мишари, застолье начиналось с чаепития и им же заканчивалось, – говорит этнолог. – В начале трапезы обязательно накрывали чайный стол и только потом, через какое-то время, приступали к основным блюдам. Когда гости пили чай, их опять-таки усиленно угощали, наливая одну чашку за другой. Отказаться от угощения можно было, не произнеся ни единого слова. Гость просто переворачивал чашку вверх дном на блюдце».

Традиционная татарская семья до революции.

Чай с татарской национальной выпечкой: эчпочмаком, элешем, губадиёй – не оставляет равнодушным ни одного гостя Казани. Так, например, все прелести татарского гостеприимства испытали знаменитый толстый кот Виктор и его хозяин Михаил Галин. Прошлой весной они на три дня приезжали в Казань. В Старо-Татарской слободе их потчевали чаем.
Напомним, Михаил и его питомец стали известны на всю страну после того, как одна из российских авиакомпаний отказалась пускать в самолёт Виктора из-за его избыточного веса. Коту предложили лететь в багажном отсеке. Хозяин этого допустить не мог. После нашумевшей истории S7 Airlines увеличила доступный вес животных в салоне самолета до 10 кг. И кот Виктор стал первым, кто полетел по новым правилам.

В XIX-XX веках в каждом, даже самом бедном доме у татар были чашки с блюдцами. Считалось, что чем меньше чайная чашка, тем лучше. Чай за столом постоянно обновляли – наливали свежий. В маленькой чашке он не успевал остыть, всегда был горячим.

Ещё одна неотъемлемая часть гостевого этикета –күчтәнәч (гостинец). В гости неприлично ходить с пустыми руками. Если это не день рождения и не свадьба, принято принести что-то к столу: либо конфеты, либо фрукты. Если в доме есть маленький ребёнок, для него несут отдельно какой-подарок – игрушку или сладости.   

Когда приём заканчивается и гости уходят, с пустыми руками их домой не отпускают, что-то дают с собой. Такой гостинец тоже называется күчтәнәч. Для родственников им может быть кусок пирога или сладости, оставшиеся от стола. Раньше считалось, что күчтәнәч предназначен для оставшихся дома детей, чтобы родители обрадовали их, вернувшись с угощением.

«И сегодня гостинцы складывают в отдельные пакеты и раздают уходящим гостям, – отмечает Розалинда Мусина. – Хотя этот обычай перестал быть обязательным, он соблюдается очень часто.

2. Особое воспитание для девочек

В традиционных татарских семьях девочек до сих пор с самого раннего детства учат вести хозяйство, приобщают к приготовлению национальных блюд, подготавливают к вступлению в брак.

рисунок.jpg

Источник фото: Ильдус Муртазин “Татарский танец” ok.ru

Рукоделие

В татарских традициях важное место занимают яркие цвета. Они используются для украшения дома и двора. Чаще всего можно встретить пёструю вышивку. Ислам не позволяет выполнять изображения людей и животных, поэтому в полной мере до небывалых высот развилось умение вышивать геометрические узоры, которые можно встретить на полотенцах, покрывалах, одеялах, дорожках и пр.

Обилие вышитых изделий объясняется легко: много веков подряд женщины этого народа вели достаточно затворнический образ жизни, поэтому весь свой потенциал они вкладывали в рукоделие.

По этой причине татарки были известными на весь мир вышивальщицам, а их изделия ценились очень высоко.

Татарские узоры

Не забыть вторую обувь

Восточному обычаю снимать обувь при входе в дом татары следуют уже много веков. Во многих дореволюционных исследованиях, заметках путешественников говорится о том, что в татарских домах деревянные полы выскоблены добела и чисто вымыты. Все домочадцы ходят в белых шерстяных носках.

Многие свадебные обычаи сохраняются в татарских деревнях.

«Моются полы в крестьянской избе раз в неделю в четверг, а в обычное время только подметаются. Чистота пола сохраняется ещё потому, что татары в избу не входят в той обуви, в которой были вне дома, – описал в 1926 году жилище казанских татар этнограф Николай Воробьёв – Даже лапти татарин чаще всего снимает в сенях и входит в избу в суконных чулках, заменяющих татарам онучи. Обычай не входить в дом в обычной обуви великолепно поддерживает чистоту татарского помещения».

Правило снять обувь и оставить у входа распространяется и на гостей. Сейчас, особенно в городах, принято идти в гости со второй обувью. «Прежде обычай снимать обувь, заходя в дом, был более распространен у татар, нежели у других народов Поволжья. Исследователи связывают это как с мусульманскими нормами гигиены, соблюдающимися правоверными, так и тем, что женщины в татарских семьях, в отличие от других народов края, меньше занимались сельскохозяйственными работами и имели больше возможности заниматься домом, домашним хозяйством – отмечает Розалинда Мусина. – Однако сейчас этот обычай существует не только в татарских домах. Есть версия, что западная традиция, когда люди ходят дома, в квартире в той же обуви, что и на улице, у нас не прижилась из-за… разного состава почвы. Хотя,  наверное, имеет значение и распространенный на западе  способ влажной со специальным составом уборки улиц. Когда я приехала на конференцию в Стенфорд (США, штат Калифорния), то вдруг поняла, что за несколько дней ни разу не протёрла свою обувь. В этом просто не было необходимости: обувь была чистой. И, когда мы были в гостях в живущих там татарских семьях, нас просили не снимать обувь, хотя на полу, покрытых коврами, играли маленькие дети».

Мужчины всегда носили на голове тюбетейку, женщины - калфак.

Религия

Подавляющее большинство татар — мусульмане, исповедующие ислам суннитского направления. Также встречаются православные христиане. Небольшая часть считает себя атеистами.

Этикет татарского народа

Помимо дружеских диалогов, этикет татар чувствуется и в их поздравлениях: «бяйрям белян» (с праздником), «Туган конен белян» (с днем рождения), «Яна ел белян» (с Новым годом).

Обедая, татарский народ желает друг другу «вкусной еды», как эквивалент «приятного аппетита» по-русски: «ашларыгыз тямле булсын» (пусть будет вкусной ваша еда). 

Особенно этичны татары на свадьбе, желая молодоженам счастливой свадьбы («туйларыгыз котлы булсын»), поедания меда («ашаганын бал булсын») и питья масла («чумергянен май булсын») 

Но даже у любезного татарского народа есть свои «злые» пожелания: «кулын корыгыры» (пусть отсохнет твоя рука), «лягънят суксын» (будь ты проклят).

Название

Самоназвание нации — татарлар. Ясной версии происхождения термина «татары» нет. Существует несколько версий этимологии этого слова. Основные из них:

  1. Корень тат, означающий «испытывать», плюс суффикс ар — «получающий опыт, советник».
  2. Производная от татувлы — «мирный, союзник».
  3. На некоторых диалектах тат обозначает «иноземец».
  4. На монгольском слово татари означает «плохо разговаривающий».

Согласно двум последним версиям, этими словами называли татар другие племена, которые не понимали их язык, для которых они были чужеземцами.

История

Первые свидетельства о существовании татарских племен нашли в тюркских летописях. Также о татарах упоминают китайские источники как о людях, живших по берегам Амура. Они относятся к 8-10 векам. Историки считают, что предки современных татар образовались при участии хазарских, половских кочевников, племен, населявших Волжскую Булгарию. Они объединились в одну общность со своей культурой, письменностью, языком. В 13 веке была создана Золотая Орда — могущественное государство, имевшее разделение на сословия, аристократию, духовенство. К 15 веку оно распалось на отдельные ханства, которые дали начало формированию субэтнических групп. В более позднее время началась массовая миграция татар по территории Русского государства.
В результате генетических исследований выяснилось, что у разных татарских субэтносов не было общих прародителей. Также наблюдается большое разнообразие генома внутри подгрупп, из чего можно сделать вывод о влиянии на их создание множества народов. У некоторых этногрупп велик процент генома кавказских национальностей, в то время как азиатский почти отсутствует.

Религиозные праздники

В татарском языке для религиозных праздников существует отдельный термин – «гает».  Как любые мусульмане, татары очень щепетильны в отношении своей религии, поэтому традиции, связанные с мусульманством, соблюдаются ими неукоснительно. Прививая их с самого детства, эти люди хранят их в душе на протяжении всей жизни, как стержень своего народа и культуры.

Утром во время религиозных праздников для татар обязательной является молитва, которую всё мужское население обязательно проводит у могил умерших родственников. Такая молитва направлена на то, чтобы помнить свои истоки и даровать предкам, которые очень почитаемы в мусульманстве, благую загробную жизнь.

Религиозные праздники

Рамазан

Этот праздник в языке тюрков называется «ураза». Приходится он на девятый по счёту месяц в соответствии с календарём мусульман. Именно в этот месяц пророку Мухаммеду явился ангел, который передал ему откровение божье. Это откровение стало частью Корна – святой для турок книги.

На этот период выпадает пост, который должны выдержать истинные мусульмане. Это вызывает укрепление их духа и милость Аллаха. Традиция постов этого народа резко отличается от православного мира. Есть кушанья, пить напитки и предаваться удовольствиям нельзя на протяжении светового дня, от восхода Солнца до заката. В это время необходимо искренне молиться, продолжая работать, и думать о самодисциплине. В современном Татарстане многие именно в это время предпочитают заниматься благотворительностью.

Рамазан

Курбан-байрам

Этот день посвящён праздничному жертвоприношению по поводу окончания хаджа – паломничества в Мекку. Праздник приурочен к десятому дню двенадцатого лунного месяца.

В святом писании сказано, что во сне пророку Ибрахиму было передано повеление Аллаха о том, чтобы принести в жертву жизнь любимого первенца. Несмотря на сильную любовь к отпрыску Ибрахим повёл себя как настоящий мусульманин, и начал приготовления к жертвоприношению. Однако в последнюю минуту Аллах остановил татарина. Такое задание было проверкой на силу веры для Ибрахима, и он с честью выдержал эту проверку, поэтому жертву разрешено было заменить на ягнёнка. Курбан-байрам служит напоминанием для верующих о милосердии Аллаха, его великой милости и важном значении нерушимой веры.

Курбан-байрам в Татарстане

Традицией этого дня является жертвенное закалывание барана. Раньше жертвенным животным часто становились быки или верблюды, но на протяжении последнего столетия от такого обычая отошли.

Смысл Курбан-байрама не в том, чтобы заколоть животное, приготовить и съесть в своей семье. Традиционно тушу нужно разделить на три равные части. Одну можно оставить для себя и своей семьи, вторую подарить тем, кто живёт более бедно, а третью раздать тем, кто просит милостыню. Это наполняет душу верующих благодатью и добром.

Жилище

Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.

Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой.

7c118f9s-1920.jpg?1538738125

Еда

Большое влияние на татарскую кухню оказали народы Азии, Сибири, Урала. Вхождение их национальных блюд (плов, пельмени, пахлава, чак-чак) разнообразило рацион татар, сделало его многообразней. Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном. Популярные блюда татарской кухни:

  1. Шурпа — жирный, густой суп на основе баранины.
  2. Бэлиш — печеный пирог из пресного теста, начиненный мясом с картофелем, рисом или пшеном. Это наиболее древнее блюдо, его подают на праздничный стол.
  3. Тутырма — домашняя колбаса из кишки, начиненная рубленым мясом с рисом.
  4. Бешбармак — тушеное мясо с домашней лапшой. Традиционно его едят руками, отсюда произошло название «пять пальцев».
  5. Пахлава — угощение, пришедшее с Востока. Представляет собой печенье из слоеного теста с орехами в сиропе.
  6. Чак-чак — сладкое изделие из теста с медом.
  7. Губадия — закрытый пирог со сладкой начинкой, которая распределяется слоями. В него входит рис, сухофрукты, творог.

В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.

kazan_local_food.jpg?1538738522

Из напитков популярны:

  • айран — кисломолочный продукт на основе кефира;
  • квас из ржаной муки;
  • шербет — прохладительный напиток из шиповника, лакрицы, розы с добавлением меда, пряностей;
  • травяные чаи.

Для татарской кухни характерно тушение, варка, запекание в печи. Пищу не жарят, иногда вареное мясо немного обжаривают в печи.

Известные люди

Среди татарского народа много талантливых людей, прославившихся на весь мир. Это спортсмены, деятели науки и культуры, писатели, актеры. Вот некоторые из них:

  1. Чулпан Хаматова — актриса.
  2. Марат Башаров — актер.
  3. Рудольф Нуреев — танцор балета.
  4. Муса Джалиль — знаменитый поэт, Герой Советского Союза.
  5. Закир Рамеев — классик татарской литературы.
  6. Алсу — певица.
  7. Азат Аббасов — оперный певец.
  8. Гата Камский — гроссмейстер, чемпион США по шахматам в 1991 году, входит в число 20 сильнейших шахматистов мира.
  9. Зинэтула Билялетдинов — олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы в составе хоккейной сборной, тренер сборной России по хоккею.
  10. Альбина Ахатова — пятикратная чемпионка мира по биатлону.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...