Свято- Варсонофиевский женский монастырь – Калейдоскоп путешествий


Какова история создания монастыря. Что расположено на территории монастыря. Какие чудеса произошли во время строительства. Легенда о ключе, который исцеляет незрячих. Отзывы о игумене Свято-Варсонофиевского женского монастыря отце Алексее. Почему сюда едут со всей России. Как добраться до обители.

История[править]

Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году на месте обычного прихода, в селе Покровские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия, на расстоянии 186 км от г. Саранска, 15 км от районного центра Зубова Поляна и 450 км от г. Москвы. Монастырь расположен на возвышенности, на фоне спокойного равнинного сельского пейзажа. В центре монастыря находится храм, освященный в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца.

Недалеко от ограды возведен благолепный десятиглавый собор Воскресения Христова, высота которого достигает 37 метров, заложена монастырская стена с построенными надвратной церковью Архангела Михаила, Святыми вратами и одной башней.

Свято-Варсонофиевский монастырь — самый молодой в Саранской епархии. Селищенские мокшане, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1740-х годах, уже вскоре проявили себя как хорошие православные христиане, построив себе сразу два деревянных храма — холодный Покровский и теплый Никольский (1756 год). От летнего Покровского храма пошло второе, церковное, название села — Покровские Селищи.К началу XIX века образовался большой Покрово-Селищенский приход, насчитывавший более 5500 человек. Постепенно он разделился на два прихода: в селе Покровские Селищи — теплый Никольский храм, а в соседнем селе Новые Выселки (Бозуновка), насчитывавшим 3900 жителей, осталась деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В 1854 году в с. Новые Выселки на собранные жителями села пожертвования был возведен грандиозный по размерам и облику каменный храм с тремя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы и придельными в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой великомученицы Ирины. Храм был спроектирован по подобию нового Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря.

В 1903 году, по милости Божией, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор иконы преподобного Серафима Саровского особо почитаются местными прихожанами.

В 1920-е годы верующим еще удавалось отстаивать свои храмы. В 1934 году в Новых Выселках каменный храм был полностью разрушен, до фундамента. Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб. В 1975 году Покровский и Никольский храмы признаны историческими памятниками архитектуры XVIII века и поставлены под государственную охрану. Однако вскоре Покровский храм был снесен.В 1991 году образовалась самостоятельная Саранская епархия. В том же году жители села Покровские Селищи ходатайствовали к светским властям о возвращении церкви и к владыке Варсонофию с просьбой о возрождении прихода.

В 1992 году была возвращена Никольская церковь, полностью разграбленная и нуждающаяся в капитальном ремонте. В честь открытия Саранской епархии под руководством владыки Варсонофия старый приход стал именоваться Свято-Варсонофиевским. 7 февраля 1992 года во вновь освященной церкви в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) совершилась первая Божественная литургия.

Постепенно при приходе образовалась сестринская община. Активное участие в этом принял настоятель и духовник отец Алексий: воспитывая сестер, он был первым во всех работах и молитве.

Община постепенно увеличивалась и под руководством настоятеля храма иеромонаха Алексия обустраивала территорию будущего монастыря. Вся обитель была огорожена бетонной стеной высотой в 2,5 метра, с железными вратами арочного типа. Построены корпус для настоятеля (ныне игуменский), просфорная, отремонтирован корпус бывшей библиотеки для первых сестринских келий. Началось строительство пекарни, молочного цеха, бани, жилого дома для послушниц, коровника. Стали разбивать огород и фруктовый сад. К 1996 году под руководством отца Алексия было уже 20 сестер, и такое количество насельниц позволило общине обратиться к владыке Варсонофию с просьбой ходатайствовать перед высшим начальством о переименовании общины в женский монастырь.

Вскоре сестры и их духовник иеромонах Алексий (Дегаев) получили радостное извещение, что определением Священного синода Русской православной церкви с 22 февраля 1996 года приход церкви святителя Варсонофия с. Покровские Селищи Зубово-Полянского района преобразуется в Свято-Варсонофиевский женский монастырь». А поскольку на тот момент не было настоятельниц с именем Варсонофия, то в честь открытия Саранской епархии будущей игумений дали имя Варсонофия. Таким образом, обитель возглавила игумения Варсонофия (в миру Кузьмичева Валентина Кузьминична).

В настоящее время в Свято-Варсонофиевском женском монастыре пять храмов. Первый, главный, – собор Воскресения Христова, заложен в 2002 году.

Нижняя церковь будет освящена в честь иконы Божией Матери «Знамение», с приделами в честь святой великомученицы Варвары и святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Верхняя церковь – во имя Воскресения Христова, с приделами в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Близ Воскресенского собора расположена вторая однокупольная церковь базиликального типа с колокольней в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, построенная в 1740-х годах. Покровская и Никольская домовые церкви построены в 1999 году и в 2000 году. Пятый – надвратный храм Архангела Михаила, однокупольный, построен в 2005 году. В нем предстоят внутренние отделочные работы и обустройство храма. Планируется дальнейшее расширение территории монастыря. Возводится монастырская стена, и по образцу древних построек в ней разместятся монастырские кельи, мастерские, гаражи и другие подсобные помещения.

Происхождение названия и его значение

Свое название обитель заимствует от того же храма, по повелению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия (ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского), который назвал так самый древний храм на монастырской земле, прославляя своего тезоименитого святого.

17 октября, согласно новому стилю, православной церковью чтится память Варсонофия, известного как епископ Тверской, Казанский, святителя и наделенного от Господа чудотворением. Этой же датой поминается престольный праздник светлой обители.

Обретение чудесных мощей прославленного Варсонофия, святейшего епископа Тверского (год преставления 1576), а также святителя праведного Гурия, в сане архиепископа праведного Казанского (год преставления 1563), совершилось в Казани, в 1595 г.

Во время возведения новой церкви белокаменной в прославление Преображения Господня на территории Спас-Преображенского монастырского удела, основателем которого был сам святитель Варсонофий, у обветшалой стены алтарной старого храма были явлены на свет гробы угодников Божьих с их благоухающими мощами. Открытие их сопровождалось удивительными явлениями.Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Мордовия. Фото, святыни, описание, как добраться

Святой Гурий был полон целебного и благоухающего мира. Невредима была и погребальная одежда.

Только губы святого немного коснулось тление. Он открыл и другой гроб, праведного Варсонофия.

По благоговению Бога свету открылись чудесные почти полностью сохранные мощи старца и его одежды были также невредимы.

Есть свидетельства и о многих случившихся тогда исцелениях помазанных святейшим миром, истекавшем из раки святителя Гурия.

Дополняет же благое и радостное богослужение в этот день почитание тезоименитства матушки игуменьи прихода, в постриге нареченной Варсонофией.

Вот уже более 20 лет она смиренно несет свой многотрудный крест во славу и процветание святого места.

Современное состояние[править]

Сердцевиной монашеской жизни является церковное богослужение, общее молитвенное бдение, участвовать в них стремятся все насельницы. В монастыре ежедневно совершается полный суточный круг богослужений, неопустительно читается Неусыпаемая Псалтирь.

Монастырь стал не только местом молитвы, но и социального, духовно-просветительского служения. В 2012–2013 году Свято-Варсонофиевский монастырь стал победителем конкурса «Православная инициатива» и успешно реализовал свои социальные и просветительские проекты. При монастыре воспитываются оставшиеся без попечения родителей или попавшие в трудную жизненную ситуацию дети, в том числе 5 детей-инвалидов. В монастырской богадельне проживает около двадцати насельниц-монахинь и престарелых благочестивых женщин. При богадельне имеется храм, освященный в честь вмч. Пантелеимона, в котором еженедельно совершаются богослужения. Лежачие сестры причащаются Святых Христовых Таин в кельях. Сестры, имеющие медицинское образование – врачи и медсестры – ведут в монастыре амбулаторный прием больных. Медицинскую помощь получают не только насельницы обители, но и местные жители, паломники. При монастырском подворье – больничном храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» – действует сестричество.

Монастырь строится, обрабатывает обширные сельскохозяйственные угодья, занимается скотоводством, пчеловодством, садоводством и огородничеством. На скотном дворе содержат крупный рогатый скот, овец, коз. На птичнике разводят кур, уток, гусей, индюков, в монастырских прудах – рыбу. На земельных угодьях возделываются пшеница, рожь, ячмень, овес, овощные и кормовые культуры. На аптекарских огородах выращивают и собирают лекарственные травы. Сестры выполняют различные послушания, среди которых выпечка просфор, уход за престарелыми в богадельне, воспитание и обучение детей, проживающих в монастыре под опекой, издание духовной литературы, изучение церковной истории края, а также все труды по хозяйству: уход за скотом и птицей, полевые работы, производство молочных продуктов, засолка рыбы, заготовка овощных консервов, сушка плодов, ягод и трав, изготовление лекарственных мазей, настоек и бальзамов и т. д.

В обители работает просфорная, переплетная мастерская, пошивочная мастерская, в которой сестры шьют священнические облачения, монашескую церковную и повседневную одежду. Развиваются традиционные монашеские рукоделия: иконопись, вязание четок, плетение поясов, вышивание, вязание.

Интересные факты и легенды

Многовековая история Покрово-Селищенских мест хранит в себе не только прописанные факты становления монастырских угодий и земель, но и разные иносказания и рассказы очевидцев о Господних знамениях.

  1. Существует легенда, что во время освящения крепкого величественного храма во славу честного Покрова нашей Владычицы, некая девица, названная Дарьей, предсказывала его неминуемое и скорое полное обрушение. В последствии ее слова оказались пророческими. Также она говорила, что в здешних местах «возгориться свеча от самой земли и до небес». Этими словами она предзнаменовала появление святой богоугодной обители.
  2. Интересный факт знамений в чудесном соборе Воскресения Христова. Сестры и духовенство рассказывают о славном явлении участка для будущей постройки этого собора. Говорят, что Господь сам огнем очистил землю для новой белоснежной святыни на выкупленном к тому времени в монастырскую собственность земельном участке. По приданию на нем произошел пожар, который уничтожил все деревянные постройки, так как были выполнены они из древесного материала от старой церкви.
  3. Еще одно, не поддающееся научному изъяснению, событие произошло там же в 2003 году. От начала Рождественского сорокадневного поста, когда возводили нижний удел собора, на сводах его необъяснимо появилось очертание огромного четкого креста из сверкающего инея. Он сохранялся вплоть до времени Великого поста. Считается, что это чудо послано Спасителем для большего укрепления правой веры в Божий Промысел.

Святыни[править]

Святой источник.

Святыни Свято-Варсонофиевского женского монастыря

Особо прославляется святыня на целебном источнике в хвалу прославление иконы Владычицы нашей «Живоносный источник».Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Мордовия. Фото, святыни, описание, как добраться

В 2012 году освятили обитель на источнике, прославляющую чудный образ «Живоносный источник». Эта святыня пользуется особой популярностью у паломников. Христиане приезжают сюда за тысячи км и получают долгожданное исцеление от недугов тела и души.

Есть многие свидетельства, которые бережно сохраняются и повествуются сестрами монастырской обители. Люди, страдающие от сердечных болезней, от болезней души и тела получают по собственным прошениям и благодарственным молитвам, а также по сестринским молитвам и проектам необходимую помощь.

Особые молебны на источнике:

  1. Свято-Варсонофиевский женский монастырь в полном составе, духовенством, сестрией и верующими мирянами, совершается обычай — крестный ход к источнику на Преполовение Пятидесятницы — воздавая хвалу Господу, участники возвращаются к монастырскому комплексу, минуя засеянные поля. Священники щедро освящают посевы, окропляя святой водой.
  2. Летом каждую среду совершаются молебны водосвятные к Пресвятой Богородице ради иконы «Неупиваемая чаша».
  3. 1 сентября, когда памятуют икону Божьей Матери «Донская» служится особый молебен с благодарением.Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Мордовия. Фото, святыни, описание, как добраться

Накануне праздничного дня Богоявления в 2007 году была устроена оборудованная купальня закрытого типа.

Деятельность прихода

Руководит приходом с февраля 1992 года архимандрит Алексий (Дегаев). Он прошел путь от настоятеля монастыря, до духовника и игумена. Сегодня он руководит всей деятельностью прихода, проводит богослужения и встречи с паломниками и прихожанами.

Монахини проявляют особую заботу о подрастающем поколении, поэтому тут открыт приют для детей-сирот или тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Сегодня тут постоянно проживают и воспитываются 5 детей-инвалидов, а также от 3 до 18 девочек, нуждающихся в жилье и помощи.

Проживающие в приюте, часто живут в кельях с монахинями, чтобы те положительным примером помогали им расти духовно здоровыми людьми. На территории действует детсад для детей, чьи матери проживают в обители как монахини.

Работает при монастыре и богадельня — в ней проживает около 20 насельниц и престарелых женщин, которые нуждаются в уходе и заботе. Все проживающие регулярно посещают богослужения, а лежачие участвуют в Таинстве Евхаристии посредством помощи монахинь.

Богослужение в монастыре проводит игумен Алексий

Сестры с медицинским образованием при богадельне открыли центр амбулаторного приема и принимают паломников, местных жителей и монахинь, стараясь облегчить болезни и оказать первую помощь. Монастырь полностью обеспечивает себя с помощью сельского хозяйства. Тут монахини занимаются:

  • выращиванием овощей и фруктов, а также пшеничных культур и кормовых;
  • разведением скота (производство молочных продуктов);
  • содержанием птичника (куры, утки, индюки);
  • пчеловодством;
  • травничеством (в местном саду выращиваются аптечные травы, делаются мази и бальзамы и составляются лечебные сборы);
  • рыболовством (в местном пруде выращивают карпов).

На подворье действует печатная, переплетная и пошивочная мастерская, пекарня (выпекается хлеб и просфоры), коптильня и посолочная (на зиму запасают рыбу, овощи фрукты). В 2016 году при приходе был открыт церковно-исторический музей, посвященный истории села, культуре Мордовии и традициям местного народа. Насельницы обязательно участвуют в работе, принимая обязанности в одном из направлений деятельности прихода.

Святыни и престольные праздники

В монастыре главной реликвией считается святой источник в честь Божьей Матери «Донская», чьи воды считаются чудодейственными и исцеляющими. При источнике построена небольшая одноименная часовня (в 2000 году) и закрытая купальня, которая пользуется для освящения воды на Крещение и в другие праздники.

Мозаичная икона святителя Варсонофия на надвратной церкви монастыря

Послушницы обители особо почитают святителя Варсонофия епископа Тверского, памятные дни о котором отмечают 11 апреля и 4 октября, а также священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского, памятные дни которого приходятся на 25 января и 14 июня. Отмечаются и праздники, в честь которых были названы местные церкви:

  • святого Иоанна Богослова (21 мая);
  • святого Иоанна Крестителя (6 октября);
  • иконы Богородицы «Знамение» (10 декабря);
  • святителя Николая (19 декабря);
  • Покров Богородицы (14 октября);
  • влмчн. Пантелеимона (9 августа);
  • Архангела Михаила (21 ноября);
  • иконы Богородицы «Живоносный Источник» (пятница Светлой седмицы).

В обители наиболее почитаемы два образа святого Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.

Чудеса

Все произошедшие тут чудесные события связаны со святым источником, который расположен на территории обители, но в некотором удалении от главных зданий. Началось все задолго до основания тут обители — когда тут была расположена лишь деревянная церквушка местная деревенская девочка, которая страдала от слепоты молилась и просила Божью Матерь исцелить ее.

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Богородица услышала чистые и искренние молитвы ребенка и ночью явилась ей во сне, указав на источник. Ребенок пошел на указанное место и умылся там чистой водой. Девочка была исцелена сразу же и увидела явившуюся ей икону Богородицы Донской.

Интересно! С тех пор, источник считается чудесным, многие люди, молящиеся у него и пившие его воду, получали исцеления от болезней, освобождались от бесов и грехов.

Второе явное чудо произошло во время строительства собора в монастыре. Архитектор долго не мог выбрать правильное и хорошее место под здание. Он начал молиться, и просить у Бога мудрости, в ответ на молитву произошел страшный пожар на территории — сгорела постройка местного противника-атеиста, которую он построил из остатков старых церковных досок.

Тут и решили строить новый собор. Во время возведения, поздней осенью на потолке недостроенного строения вдруг проступил большой крест из инея, который оставался там вплоть до Великого поста.

Музей

На базе монастыря создан и успешно действует музей церковно-исторического значения. Он является не только детищем сестринской общины, но и многих жителей района Зубово-Полянский — трудящихся в образовательной и культурной сферах, детских учреждений и студенчества всего края.

Основные экспозиции освящают темы:

  • быт мордовского общества;
  • культура;
  • история края;
  • становление монастыря;
  • святым и, почитаемым православным народом, подвижникам в этом крае живших или подвизавшимся.

Помощь центральной районной больнице

Монахини молельного дома во имя Божьей Матери и образа ее «Всецарица» всех желающих призывают принимать активное и очень ценное соучастие в благом проекте и оказывать посильную помощь центральной районной больнице.Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Мордовия. Фото, святыни, описание, как добраться

Преосвященный Климент, чтимый епископ Краснослободский и Темниковский благословил организацию сестричества на территории с названием Зубова Поляна при храме во имя Владычицы, и светлого образа ее всепетого «Всецарица». Все желающие могут присоединиться к проекту в качестве сестер милосердия.

Как добраться[править]

Поездом до поселка Зубова Поляна, далее автобусом с автостанции отправляющемся в направлении села Пичпанда или города Спасск (Беднодемьяновск), до остановки Новые Выселки.

Паломнику[править]

Свято-Варсонофиевский женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием. На бесплатной основе гостиница монастыря принимает паломников и путников, обеспечивает горячим питанием. Рассчитана на 80 мест.

Адрес: Россия, Республика Мордовия Зубово-Полянский район, с. Покровские Селищи

Телефон: 8 (83458) 3-84-23

Сайт: http://varsonofy.ru/

E-mail: varsonofymon@gmail.com

Страничка в контакте: https://vk.com/club74352535

Видео о Свято-Варсонофиевский женский монастырь

Варсонофиевский женский монасырь:

Правила посещения женской обители

Конечно, всякий, кто оказывается на территории обители, должен придерживаться определенных правил, чтобы его пребывание не нарушало ритма жизни и деятельности монастырского сообщества и не противоречило нормам жизни этого богоугодного места.
Здесь нельзя:

  • быть в шортах, спортивной форме, открытых платьях;
  • пить, курить и находиться в состоянии опьянения, алкогольного или наркотического;
  • заходить на газоны и срывать цветы;
  • не имея соответствующего позволения, фотографировать и снимать на видео;
  • женщине быть с непокрытой головой и в неприличной одежде;
  • мужчине в головном уборе находиться в храме;
  • разговаривать, пока идет богослужение;
  • включать мобильники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.