Спасо-Преображенский монастырь в Муроме: история, архитектура, святыни + официальный адрес, расписание богослужений

Паломничество в Спасо-Преображенский монастырь. Информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Мурома.

Содержание

История[править | править код]

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме»[1], связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии[2][3], хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с «муромским походом» черниговского князя Олега Святославовича и гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …[4]

Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича — 19 января 1175 года — относится второе упоминание Спасского монастыря как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме»[5]. При этом по Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребён князь, характеризуется как возведённая его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда»[6].

В конце XV века Спасский монастырь ещё раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр — Фёдора Борецкого, принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре — единственной в то время мужской обители в Муроме: «Тоя же весны (9 мая 1476 года) преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9»[7].

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря[8].

Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нём с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. … Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму

С именем царя Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участие в жизни обители представителей царствующего дома[10].

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь[11].

Настоятельские палаты (XVII век)

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву[12]. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь[13].

В 1680-е годы в монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова), происходившего из династии муромских купцов. На его средства в монастыре были построены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция обветшавшего Покровского трапезного храма.

В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, а на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей[14]

Соборная церковь (XVI век)

26 января 1765 года в Муромское духовное правление был направлен указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего синода епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель[15].

Преподобный Серафим Саровский посещал в этой обители старца Антония Грошевника[16]. С 1866 по 1868 годы обителью управлял архимандрит Гавриил (Воскресенский) — в прошлом профессор Казанского университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.

Пришедший в 1877 году на должность настоятеля архимандрит Антоний (Ильенов) застал её в удручающем состоянии — храмы разрушались, другие строения приходили в негодность, средств на ремонт не было. После поездки в 1878 году архимандрита Антония на Афон в обитель была привезена точная копия иконы Божией Матери «Скоропослушница», оригинал которой находится с X века в монастыре Дохиар. На протяжении 1880-х годов монастырь реставрировали, приводили в порядок, он стал местом паломничества[17].

В 1891 году на территории обители был возведён каменный трёхэтажный братский корпус, в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь священномучеников Херсонесских.

Закрытие монастыря[править | править код]

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым[18].

В 1918—1919 годах Преображенский собор монастыря продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц[19].

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года обитель заняли военные и частично отделение НКВД. В это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на территорию монастыря гражданских лиц был прекращён.

Возрождение монастыря[править | править код]

Современная часовня Георгия Победоносца

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное управление, а также к председателю Муромского горисполкома Жукову, в поддержку передачи муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За возрождение обители выступил академик Дмитрий Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). 5 июня того же года Священный Синод Русской православной церкви благословил открытие монастыря[20] Как вспоминал иеромонах Кирилл (Епифанов): «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась икона Божией Матери «Скоропослушница», понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации. Куратором от Счётной палаты — председателем попечительского совета по восстановлению являлся аудитор Сергей Рябухин.

22 июня 2005 года на территории монастыря освящена часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца «в молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отчество на поле брани жизнь свою положивши, от ран и глада почивших в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена Ты Господи веси».

Икона БожиейМатери «Скоропослушница»

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница»— одна из самых любимых и почитаемых икон в древнем городе Муроме. В Спасо-Преображенский мужской монастырь привезена со святой горы Афон в позапрошлом веке в 1878 году. Народом  любима за свое скорое послушание: исполнение прошений, вспоможение в делах, освобождение от бед, исцеление. (Подробнее…)

Паломническийцентр

В Спасской обители открытпаломнический центр  г. Мурома

Новый паломнический центр — это комфортабельнаягостиница с евроотделкой, хорошими условиями для отдыха.

Уют, удобная мебель, удобства в номере. 
На первом этаже столовая.

Ценыза ночлег в паломническом центре рассчитаны, как на людей с малым достатком,так и на обеспеченных туристов.
 

Как добратьсядо Мурома 

Общественнымтранспортом

Жители Муромапредпочитают следующий маршрут:

От Курскоговокзала (Москва) до г.Владимира (автовокзал) в течение дня  отходятмеждугородние скоростные автобусы. 

Стоимость проезда350 р. 

Времяв пути 3,5 часа

От Владимирадо Мурома регулярно ходят маршрутки и автобусы. 
Стоимостьпроезда 325 руб.
Время впути 2,5 часа.

Пересадкапроисходит тут же на автовокзале г. Владимира.

Вариант II
без пересадок

 автобусы Москва — Муромследуют  от Московского автовокзала
(станцияметро Щелковская)

Расстояние — 330 км
Ежедневно

РАСПИСАНИЕ
см.ссылку

Своим транспортом

По Горьковской (Нижегородской)автотрассе до г. Владимир.
Перед Владимиром поворот направона Муром.
Москва — Владимир — 170 км,
Владимир — Муром — 130 км.
Всего 300 км (без заезда в Владимир).

Информация для паломников
nerl.jpg

В храме Покрова на Нерли (Владимирская обл.)  с недавних пор в светлые Христовы  праздники проходят церковные службы.

Монастырю в Муроме 

910 лет (2006 год)

Спасо-Преображенскому мужскому монастырю, что в Муроме Владимирской области,

2 августа 2006г. исполнилось 910 лет.

На торжества  прибыл патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Это первый визит патриарха в Муром. 

«ПРАВОСЛАВИЕ.RU»

Обращение Святейшего Патриарха Алексия к участникам торжеств в Муроме и Владимире

 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с поздравительным словом к участникам празднования 400-летия блаженной кончины святой праведной Иулиании Лазаревской, подвижницы Муромской, освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы в Богородице-Рождественском монастыре г. Владимира, 790-летия самостоятельного существования Владимирской епархии и 260-летия ее восстановления в качестве целостной церковно-административной структуры
Подробнее

Путину приготовили меч Ильи Муромца

Патриарх Алексий Второй освятил оружие для вручения главе государства/

2 августа в Муроме прошла необычная церемония — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  освятил… меч! Да не простой, а точную копию меча Ильи Муромца. Для Верховного главнокомандующего России Владимира Путина. 
Привез чудо-оружие в Муром председатель Счетной палаты России Сергей Степашин — на юбилей. Одному из древнейших монастырей России — муромскому Спасо-Преображенскому исполнилось 910 лет. 
Освящение меча происходило на частице мощей святого Ильи Муромца. В конце мая останки героя русских былин (причислен Русской православной церковью к лику святых) привезли из Киево-Печерской лавры. В Спасо-Преображенском монастыре установили раку — символическое захоронение Ильи Муромца с частицей мощей.
Весь день меч провисел над ракой. И из-за обилия охраны и первых лиц журналисты поначалу просто не обратили на него внимания. Спохватились только после торжественной церемонии, когда Патриарх вручил кладенец Степашину для передачи главе государства.
— Этот меч поможет президенту править Отечеством нашим, утверждая возрождение России, помогая духовному возрождению святой Руси, — сказал Алексий II.

Татьяна СТАРКОВА («КП» — Владимир»)

22 июня

Глазами очевидца

И свершилось чудо!

22 июня 2005 года во время панихиды по усопшим воинам и закладки храма-часовни во имя Сергия Радонежского на территории Муромского Спасо-Преображенского монастыря свершилось чудо.:

    •  
col.jpg

Подробнее

Событие

23 января 2006 года в Государственной Думе прошла выставка «Лучшие проекты России». На выставке был особо отмечен проект восстановления Муромского Спасо-Преображенского  монастыря.

Подробнее…

ЧАСТНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ

подробнее здесь!

Изменения в Политике конфиденциальности

Вступили в силу изменения в Политике конфиденциальности. Нажимая на кнопку «Я согласен» или продолжая пользоваться сервисом, Вы подтверждаете принятие этих изменений.

Архитектурный ансамбль[править | править код]

В «Списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения», в составе ансамбля Спасо-Преображенского монастыря значатся пять объектов[21]:

  • Спасо-Преображенский собор 1552 г. — небольшой, почти квадратный в плане, четырехстолпный, пятиглавый, трехапсидный[22];
  • Трапезный корпус с Преображенской церковью 1691 г. — двухэтажный;
  • Настоятельский корпус 1687 г.;
  • Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-10 гг.;
  • Братский корпус 1890 г.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор, Муром

Это самый древний храм на территории монастыря, именно с него начиналась обитель. В храме находятся мощи 30 святых угодников Божьих и чудотворцев.

Спасо-Преображенский собор, Муром, мощи святых

Спасо-Преображенский собор, Муром, Икона Спиридона ТримифунтскогоСпасо-Преображенский собор, Муром, голова великомученицы Варвары Икона святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, освященная на его мощах в г.Керкира (Греция). Эта святая обитель располагается на греческом острове Корфу.

В Киоте с иконой находится часть башмачка владыки, которые меняются каждый год на его нетленных мощах. А происходит это потому, что он изнашивает их, посещая страждущих людей.

Деревянная глава святой великомученицы Варвары с частицей ее мощей. Ей молятся об избавлении от внезапной смерти.

Настоятели[править | править код]

Настоятели

  • архимандрит Антоний (1658—1662)
  • архимандрит Вениамин (…—1819)
  • архимандрит Иероним (Малицкий) (1829—1856)
  • архимандрит Иннокентий (Флоринский) (1857—1859)
  • архимандрит Гавриил (Воскресенский) (13 июня 1866 — 10 мая 1868)
  • архимандрит Антоний (Ильенов) (1877 — ?)
  • епископ Евгений (Мерцалов) (16 декабря 1907 — 14 июня 1912)
  • епископ Митрофан (Загорский) (15 июля 1912 — январь 1919)
  • архиепископ Евлогий (Смирнов) (1995—2013)
  • епископ Нил (Сычёв) (со 2 октября 2013 года[23])

Наместники

  • архимандрит Кирилл (Епифанов) (4 июля 1995 — 15 марта 2011)
  • игумен Кронид (Козлов) (март — декабрь 2011) временный исп. об.
  • архимандрит Варлаам (Пономарёв) (декабрь 2011 — январь 2013)
  • игумен Афанасий (Селичев) (с февраля[24] по июль 2013)
  • иеромонах Симеон (Нестеров) и. о.

Видео «Спасо-Преображенский монастырь в Муроме»

В этом видео представлена архитектура обители.

Часовня-костница

Часовня-костница была возведена на месте монастырского кладбища, на котором около 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати.

После закрытия монастыря, при размещении здесь воинской части, на месте кладбища были построены 2 казармы и размещен платц.

В 1998-2005 годах, при благоустройстве территории монастыря были обнаружены многочисленные останки людей из поруганных захоронений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница.

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме, Часовня-костница

Внутри в небольшом углублении за стеклом можно увидеть черепа и кости погребенных здесь когда-то людей. Можно спуститься по лестнице поближе. Зрелище, прямо скажем, не для слабонервных.

А сверху над останками располагается надпись, которая заставляет задуматься о Вечном всех сюда входящих:

«Помни всякий брат: мы были как Вы, Вы будете как мы».

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме, Часовня-костница

Паломнику[править]

При обители действует паломнический центр – это комфортабельная гостиница с евроотделкой, хорошими условиями для отдыха.

Уют, удобная мебель, удобства в номере.

На первом этаже столовая.

Цены за ночлег в паломническом центре рассчитаны, как на людей с малым достатком, так и на обеспеченных туристов.

Подробнее…

Ссылки[править | править код]

  • Сайт Муромского Спасо-Преораженского монастыря
  • История, современный облик, факты и фотографии восстановления Спасо-Преораженского монастыря
  • 10 фактов о Муромском Спасо-Преображенском монастыре.

Расписание богослужений

День недели Богослужение Время
Понедельник-суббота Часы. Божественная Литургия. 07:40
Вечерня. Утреня. 17:30
Воскресенье Часы. Ранняя Божественная Литургия. 08:00
Часы. Поздняя Божественная Литургия. 10:00
Вечерня. Утреня. 17:30

Время работы: с 07:30 до 20:00 для паломников и с 10:00 до 17:00 для туристов. Каждая веха богатой на события тысячелетней истории оставила свой след в жизни, укладе и быте обители.Спасо-Преображенский монастырь в Муроме. Святыни, расписание, адрес, часы работы

Пережив разные благоприятные и разрушительные для веры исторические эпохи, Спасо-Преображенский монастырь выстоял, сохраняя свою уникальность и пополняя свой духовный и материальный фонд новыми святынями и важными историческими событиями, оставаясь одним из важнейших духовных центров города Муром.

Автор: Розова Татьяна

Оформление статьи: Владимир Великий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...