Сикхи: первый народ, который начал носить в Индии подштанники и дал женщине права


Друзья, сегодня мы расскажем вам о том, кто такие сикхи в Индии. Уникальная религия, образ жизни и мышления этих людей, несомненно, вызывают интерес.

История

Сикхские организации, в том числе вождь Халса Деван и Широмани Акали Дал во главе с мастером Тарой Сингхом , решительно выступали против раздела Индии , рассматривая возможность создания Пакистана как приглашение к преследованию.

История[править | править код]

Основателем сикхизма стал гуру (учитель) Нанак (1469—1539). Он много путешествовал, побывал даже в Мекке, а в начале XVI в. поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504—1552 гг), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас (1479—1574), который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества, сложил ряд гимнов. Четвёртым гуру стал зять Амар Даса — Рам Дас (1534—1581), прославившийся как знаток и толкователь гимнов. Он заложил город Амритсар («Пруд бессмертия»), который превратился в крупнейший духовный центр сикхизма, равно как и в торговый центр северной Индии. Сан наставника-гуру сделался наследственным при сыне Рам Даса — Арджуне (1563—1606 гг.). Арджун составил «Ади Грантх» — сикхский канон.

Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей. Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (1675—1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 году он был казнен в Дели.

После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов). Постепенно военные вожди сикхов превратились в феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть.

С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в 1801 году, конфедерация преобразовалась в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшем из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

Территориально к 1820 г. Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

  • Провинция Пенджаб, современный Пакистан
  • Штат Пенджаб, современная Индия
  • Союзная территория Чандигарх, Индия
  • Штат Харьяна, Индия
  • Штат Химачал-Прадеш, Индия
  • Бывшее «туземное государство» Джамму, Индия
  • Дели
  • Северо-западная пограничная провинция, Пакистан
  • Зона племён, Пакистан
  • Исламабадская столичная территория, Пакистан
  • Части северо-восточного Афганистана

После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. В 1843 г. британские завоеватели взяли под контроль земли Афганистана и пакистанскую провинцию Синд.

В 1846 году британцы нанесли сикхам серьезное поражение, а после второго поражения в 1849 году Пенджаб был присоединен к Британской Индии.

Последний сикхский князь Далип Сингх был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от британского правительства.

С разделом бывшей Британской Индии в 1947 году на Индию и Пакистан начались конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. После кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 году территория штата Пенджаб уменьшилась за счёт выделения нового штата — Харьяны.

Противоречия между сикхами и индуистами нарастали с 1970 годов; сикхи обвиняли индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди — в диктатуре. В Пенджабе появились сепаратисты, потребовавшие в 1983 году создания независимого сикхского государства Халистан. В начале 1980-х годов особое влияние приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнаил Сингх Биндранвал. Под его руководством главная святыня сикхов — Золотой храм в Амритсаре — была превращена в укрепленную крепость. Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого храма в Амритсаре привела к тому, что 31 октября она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов. Конфликт в Пенджабе длился более десяти лет, приведя к гибели более 20 тысяч человек[2].

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром страны в 2004—2014 годах Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают около 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх). 4 ноября 2015 года сикх Харджит Саджан был назначен на пост министра обороны Канады (в этой стране сикхи составляют более 1,3 % населения (англ.)русск.).

Расселение и численность[править | править код]

В основном сикхи живут в штате Пенджаб, отдельные группы есть и в других районах Индии. Общая численность свыше 25 млн человек. По данным на 2008 год в Индии проживают 20,8 млн человек[3], в США — 500-700 тыс., в Канаде около 470 тыс., в Великобритании — 430 000[4]. Этническая основа сикхов — пенджабцы.

Социальная структура

Семьи народа в основном малые, большинство семей моногамные, патрилинейные[6].

Индусские казачки

«Сикхи – лучшие военные, потому что они верны долгу и присяге, – продолжает перечислять Томми. – Они не признают кастовости и считают себя равными среди равных. Они не боятся никакой работы. Они всегда жизнерадостны и самодостаточны…» А сикхские женщины, прибавлю от себя, очень похожи на наших казачек. Когда мужчина-сикх уезжает в другую страну с какой-то миссией, жена говорит ему: «Иди, любимый, к своей цели и не оглядывайся назад. Не бойся, с нами здесь ничего не случится. А если с тобой стрясётся беда, то не переживай за меня, я всегда смогу снова выйти замуж…»

Томми не слишком хорошо говорил по-английски и, когда заходил в тупик – не понимал вопроса или не мог на него ответить, – просто весело смеялся. И это тоже было ответом на во­прос. А однажды он удивил меня, невольно показав меру своей ответственности перед гостем – обычную для всех сикхов.

В то утро в небольшом местечке между Джайпуром и Агрой я вышел из своего отеля и отправился пофотографировать по пустым улицам. Было часов 6, самый рассвет. Я пересёк главную улицу, свернул на перпендикулярную, миновал безлюдные дворики, прошёл мимо заброшенных хижин. Через какое-то время я обернулся и метрах в 20 за собой увидел Томми, который шёл за мной. Я кивнул ему и зашагал дальше, решив, что Томми забрёл туда случайно. Но он не отставал, держась на почтительном расстоянии… Таким образом он двигался за мной всю дорогу, не приближаясь и не отставая. Хотя охрана и не входила в его обязанности.

«АиФ. Без границ» N 4 за 2013 г.

Основы учения

Адепты сикхизма верят, что Бог един, вездесущ, непостижим и трансцентентен. Он дарит любовь, сострадание, не ведает страстей и гнева.

Творца с точки зрения сикхизма можно рассматривать по-разному:

  • Ниргун – всеведающий Абсолют;
  • Саргун – Бог внутри нас, который помогает духовно расти.

Есть только один Бог, не может быть иных божеств, духов, демонов. Поклонение Богу возможно только в медитативных практиках, которые заключаются в повторении его священного имени и пении молитв.

собрание сикхов

Человек не может родиться или умереть – он существовал всегда, а после физической смерти просто соединяется с Природой, возвращаясь к Богу, и это есть счастье. Именно поэтому в сикхизме нет понятия ада, рая, греха и кармы.

Учение говорит о пороках, к которым относятся:

  • похотливая страсть;
  • злость;
  • подчиненность;
  • алчность;
  • эгоизм.

Они не нужны человеку, ведь любым плохим поступкам Природа будет оказывать сопротивление на жизненном пути.

сикх с оружием

Главными добродетелями можно назвать:

  • любовь;
  • честность;
  • милосердие;
  • чувство меры;
  • смирение.

Для сикхов все люди – братья, достойные любви. Основные правила записаны в Священном тексте, который называется «Ади Грантх». В главной Святыне – Золотом храме – постоянно проходят службы, на которые ежедневно собираются сотни верующих.

Каждый сикх должен хотя бы раз в жизни не просто посетить Золотой храм, а вымыть там пол – это служит лучшим проявлением веры и смирения.

Одежда[править | править код]

Одежда сикхов достаточно своеобразна, особенно это своеобразие проявляется в мужской одежде. Мужчины носят лунги и штаны, рубахи, жилеты, тюрбан (пагри). Они не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку. Женщины носят, как правило, юбки и обязательно покрывают голову[6].

Смотрите также:

  • Александр Градский. «Можно до старости пытаться хорохориться и прыгать, но это смешно» →
  • «Живые истории» от Андрея Макаревича. Отрывок из книги →
  • Меч сикха: чаевые не предлагать →

Смотрите также

  • Список известных сикхов
  • Религия в Индии
  • Кочинские сикхи
  • Сикхизм
  • Сикхизм в Пакистане

Священная книга сикхов

В начале XVII в., завершив строительство Золотого храма (с белоснежными стенами и позолоченной крышей), гуру Арджун приступил к составлению сборника молитв.

Над священной книгой с ним вместе работали поэты, которые собирали и обрабатывали гимны и проповеди, написанные предшественниками Арджуна. Были добавлены стихи индийских бхактов (богословов) – индусов и мусульман. Книгу назвали «Ади Грантх» и определили для хранения в алтарь Золотого храма.

Сикхи в Индии. Кто это такие, фото воины, народ, религия

В последующие годы священное писание пополнялось гимнами последующих гуру. Десятый, последний гуру сикхов, Гобинд Сингх, проводя свои реформы, объявил Ади Грантх своим преемником, то есть «Вечным Гуру». Все верующие выказывают ей почтение и уважение, как своему учителю.

Гимны провозглашают равенство людей, отрицают предрассудки и суеверия. В ней содержится 3384 стиха. Во время молитвы гимны исполняются под музыку.

Литература[править | править код]

  • Альбедиль М. Ф. Сикхи // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / М. Ф. Альбедиль. — М., 1996. — С. 161—164.
  • Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии // Народы Африки и Азии. — 1989. — № 1. — С. 214.
  • Захарьин Б. А. Эволюция религиозного самосознания сикхов в XV — первой половине XIX вв. — М., 2000. С. 40.
  • Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 2001. — С. 371
  • Кочнев В. И. Сикхи // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 482.
  • Фурсов К. А. Львы Пятиречья: Сикхи — великие воины Азии. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. — 474 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-87317-721-9.
  • Ethnologue: Languages of the World, Fifteenth edition. — 2009. — P. 96.
  • Cheema I. K. Sikh Communal Consciousness and State Violence in India // Pakistan Horizon, Vol. 59, No. 3 (July 2006), pp. 67–82.
  • Chilana R. S. Sikhism: Building a Basic Collection on Sikh Religion and Culture // Reference & User Services Quarterly, Vol. 45, No. 2 (Winter 2005), pp. 108–116.
  • Murphy A. History in the Sikh Past // History and Theory, Vol. 46, No. 3 (Oct., 2007), pp. 345–365.
  • Singh Sangat, Quinton King Noel The Sikhs In History: A Millennium Study / Sangat Singh Noel Quinton King. — New York, 1995. — P.105.

Ниханги (Акали)

Сикх-ниханг на фоне Золотого храма.

Сикх-ниханг на фоне Золотого храма.

У сикхов существует традиционный военный орден Ниханги (Акали) для охраны храмов, сыгравший важную роль в ранней военной истории сикхизма, и пользующийся среди сикхов значительным уважением. В настоящее время он играет в основном церемониальную роль. Ниханги подчинены только своему главе и одеваются в одежды синего цвета. Штаб-квартира находится в Акал Тахте[15].

Видео о сикхах

Документальный фильм «Обыкновенная Индия: сикхи»:

См. также

  • Сикхи (народ)
  • Операция «Голубая звезда»
  • Бхакти
  • Сант мат
  • Гатка

Литература

на русском языке

  • Альбедиль М. Ф. Сикхизм // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — С. 826—827. — 928 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-155-6.
  • Гуру Нанак. К 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии: Сб. ст. — М.: Наука (ГРВЛ), 1972. — 200 с. — 1800 экз.
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Козловский В. Д. Религиозно-философское учение сикхизма // Религии и атеизм в Индии. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973. — С. 56—85. — 208 с. — 10 000 экз.
  • Кочнев В. И. Гуру Говинд Сингх — реформатор сикхизма // Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии / отв. ред.: Г. Г. Стратанович; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1973. — С. 70—88. — 224 с.
  • Религия сикхов / Сикхский миссионерский центр; Пер. с англ. И. Н. Полонской и В. Н. Нечипуренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

на других языках

  • Ahiuwalia M. M., Kukas, the freedom fighters of the Panjab, Bombay, 1965.
  • Cunningham J., A history of the Sikhs, Delhi, 1966.
  • Duggal, Kartar Singh (1988), Philosophy and Faith of Sikhism, Himalayan Institute Press, ISBN 978-0-89389-109-1 
  • Kaur, Surjit, Amongst the Sikhs: Reaching for the Stars, New Delhi, Roli Books, 2003 ISBN 81-7436-267-3
  • Banga, Indu (2017), Knut A Jacobsen et al, ed., Brill’s Encyclopedia of Sikhism, Brill Academic, ISBN 978-90-04-29745-6 
  • Khalsa, Guru Fatha Singh, Five Paragons of Peace: Magic and Magnificence in the Guru’s Way, Toronto, Monkey Minds Press, 2010, ISBN 0-9682658-2-0, gurufathasingh.com
  • Khalsa, Shanti Kaur, The History of Sikh Dharma of the Western Hemisphere, Sikh Dharma, Espanola, NM, 1995 ISBN 0-9639847-4-8
  • Singh, Khushwant (2006), The Illustrated History of the Sikhs, Oxford University Press, India, ISBN 978-0-19-567747-8 
  • Macauliffe M. A., The Sikh religion. Its gurus sacred writings and authors, v. 1—6, Oxf.,1909.
  • Sikhism (неопр.). Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 28 ноября 2018.
  • Singh Gopal. Guru Nanak, New Delhi, 1967.
  • Singh, Patwant (1999), The Sikhs, Random House, India, ISBN 978-0-385-50206-1 
  • Takhar, Opinderjit Kaur, Sikh Identity: An Exploration of Groups Among Sikhs, Ashgate Publishing Company, Burlington, VT, 2005 ISBN 0-7546-5202-5
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (2008), Sikh Twareekh, publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 2008.
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (2012), Sikh History (in 10 volumes), publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 2010–12.
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (1997), The Sikh Reference Book, publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 1997.
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (2005), Dictionary of Sikh Philosophy, publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 2005.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.