Самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге, схема метро, история строительства

Метро Санкт-Петербурга, станции, линии, планы реконструкции метро Санкт-Петербурга.

Содержание

История[править | править код]

История строительства[править | править код]

Строительство метрополитена началось в апреле 1941 года, но с началом войны выработки были затоплены. Вновь строительство начато 3 сентября 1947 года. 7 октября 1955 года запущен первый обкаточный электропоезд. 5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена, а 15 ноября первая линия петербургского метрополитена была торжественно открыта (станция «Сад 9-го января» не была построена в целях экономии).

Станции первой очереди (Площадь Восстания, Владимирская, Пушкинская, Технологический институт, Балтийская, Нарвская, Кировский завод и Автово) были построены до выхода постановления «об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и выполнены в стиле сталинского классицизма, благодаря чему включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения[2].

После постройки станции Площадь Ленина, первая линия соединяла все действовавшие в то время вокзалы Ленинграда, кроме Варшавского, который располагался в 400 метрах от Балтийского, и строительство под него станции метро было нецелесообразно.

В 1966 году для обеспечения транспортной доступности района «Дачное» была построена временная открытая наземная станция «Дачное». Она была закрыта и разобрана в 1977 году, после открытия участка «Автово» — «Проспект Ветеранов». По результатам эксплуатации этой станции было решено отказаться от строительства в Ленинграде наземных станций открытого типа.

В 1974 году в Ленинграде был разработан проект односводчатой станции глубокого заложения, и первыми станциями, построенными в СССР по этой технологии, стали «Площадь Мужества» и «Политехническая» Кировско-Выборгской линии.

Строительство первой линии петербургского метрополитена многократно осложнялось из-за сложных геологических условий. К примеру, из-за проблем при сооружении наклонного хода, открытие станции «Пушкинская» было отложено до апреля 1956 года. Наиболее сложным был перегон между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», где из-за прорыва плывуна оба тоннеля пришлось перестраивать трижды.

Хронология пусков[править | править код]

Дата пуска Участок Длина Кол-во станций
15 ноября 1955 года «Автово» — «Площадь Восстания»
(без станции «Пушкинская»)
10,8 км 7
декабрь 1955 года «Автово» — ТЧ-1 «Автово» ≈1,5 км
30 апреля 1956 года «Пушкинская»
(на действующем участке «Владимирская» — «Технологический институт»)
1
1 июня 1958 года «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина»
(без станции «Чернышевская»)
3,4 км 1
1 сентября 1958 года «Чернышевская»
(на действующем участке «Площадь Ленина» — «Площадь Восстания»)
1
1 июня 1966 года «Автово» — «Дачное» 1,5 км 1
30 июня 1970 года «Автово» — ТЧ-2 «Дачное» неизвестно
22 апреля 1975 года «Площадь Ленина» — «Лесная» 3,5 км 2
31 декабря 1975 года «Лесная» — «Академическая» 5,3 км 3
5 октября 1977 года «Автово» — «Проспект Ветеранов» 3,6 км 2
закрыта станция «Дачное» −1,5 км −1
29 декабря 1978 года «Академическая» — «Девяткино» 4,3 км 2
1979 год «Девяткино» — ТЧ-4 «Северное» 1,0 км
Всего: 29,6 км[3] 19 станций

Изменения в Политике конфиденциальности

Вступили в силу изменения в Политике конфиденциальности. Нажимая на кнопку «Я согласен» или продолжая пользоваться сервисом, Вы подтверждаете принятие этих изменений.

1я Красная линия

  • Самая старая линия Петербурга.
  • Начало постройки: апрель 1941 года.
  • Возобновление стройки: 3 сентября 1947 года.
  • Открыта 15 ноября 1955 года.
  • Изначально: Кировско-Выборгская линия.
  • Длина линии 29,7 км, в ней 19 станций.
  • Средняя скорость поездов: 38 км/ч.
  • Среднее время из конца в конец: 47 минут.
  • Средняя глубина станций: 50 метров.
  • Длина поездов: 8 вагонов.

На всей линии посадка через последнюю дверь последнего вагона не производится, т.к. при остановке поезда она находится за пределами платформы.

На станциях с выходом на правую сторону – Технологический Институт-2 и Девяткино – высадка не производится из первой двери первого вагона.

Возможное развитие:

  • На запад от станции Проспект Ветеранов – Александрино (проект) и Проспект Маршала Жукова (проект).
  • На север от станции Политехническая – Сосновка (проект) и Проспект Культуры (проект).
  • Продолжение в аэропорт Пулково – в проекте заменено ж/д аэроэкспрессом.

Как и подобает наиболее заслуженным линиям, на Первой линии есть много интересного:

  • Станция Девяткино и ТЧ-4 “Северное” находятся за границей Питера – в Ленинградской области.
  • Станция Гражданский проспект как одна из двух станций в Питере с наземным комплексом противоатомной защиты.
  • Недостроенное ответвление на станции Политехническая.
  • Широко знаменитый в узких кругах “размыв” с “прорывом” (плывуном) между станциями Лесная и Площадь Мужества.
  • Проход под Невой в районе её наибольших глубин (24 метра, глубина тоннелей свыше 70 метров) между станциями Площадь Ленина и Чернышевская.
  • ССВ 1/3 линий (Восстания/Маяковская).
  • Самый короткий в Петербурге перегон (720м) между станциями Владимирская и Площадь Восстания.
  • Вывал грунта при строительстве наклонного хода станции Пушкинская, и подземный памятник Пушкину там же.
  • ССВ 1/2 линий (Техноложка).
  • Панно “1917 год” на станции Балтийская.
  • Станция-призрак Сад 9-го Января (не построена).
  • Множество легенд про секретную служебную ветку на территорию Кировского завода и порта от станции Нарвская к станции Кировский Завод.
  • ССВ 1/6 линий (Путиловская, строится).
  • Стеклянные колонны на очень красивой станции Автово.
  • Сразу три метродепо: ТЧ-4 “Северное”, ТЧ-1 “Автово” и ТЧ-2 “Дачное”.
  • Ныне несуществующая наземная станция Дачное (закрыта) (теперь это МРЭО-5 ГИБДД Кировской района).
  • Самая загруженная станция метро Петербурга – Проспект Ветеранов, около 2,6 млн человек в месяц.

Имхо, самая красивая станция на этой линии – Площадь Восстания. Она же – вторая по загруженности в Питерском метро. Интересно, что в Московском метро самая загруженная станция – “парная” ей “Комсомольская”. Парная, потому что весь трафик на поездах между Москвой и Петербургом проходит через обе эти станции, на Московском и Ленинградском вокзалах соответственно.

Почему метро Санкт-Петербурга самое глубокое в мире 

В среднем станции петербургской подземки находятся на уровне в 57 метров под землей, а самая глубокая из них – «Адмиралтейская», 86 метров. Связано это с тем, что город стоит на подвижных водонасыщенных грунтах и долгое время не было технологий, которые позволяли в них строить. 

Как строили метро Санкт-Петербурга и почему оно не протекает

Поэтому станции закладывали на глубине, где лежит плотная осадочная горная порода – кембрийская глина. Она отлично сопротивляется влаге, так что ее используют для строительства фундаментов на земле с высоким уровнем грунтовых вод, а еще добавляют в состав кладочных и штукатурных растворов. 

Станции[править | править код]

Все станции Кировско-Выборгской линии, кроме «Девяткино», имеют островные платформы.

Типы станций[править | править код]

Колонная станция глубокого заложения[править | править код]

В Санкт-Петербурге (Ленинграде) станции такого типа появились в первой очереди на пусковом участке «Автово» — «Площадь Восстания» в 1955 году.

На 2021 год таких станций на Кировско-Выборгской линии семь:

  • «Гражданский проспект» (1978),
  • «Академическая» (1975),
  • «Лесная» (1975),
  • «Выборгская» (1975),
  • первый зал станции «Технологический институт» (1955), действующий как кроссплатформенный пересадочный узел между Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской линиями,
  • «Балтийская» (1955),
  • «Кировский завод» (1955).

Односводчатая станция глубокого заложения[править | править код]

Данный тип станции представляет собой однообъёмный большой зал. В Санкт-Петербурге (Ленинграде), а также в мире, станции такого типа появились на пусковом участке «Лесная» — «Академическая» в 1975 году.

На 2021 год таких станций на Кировско-Выборгской линии две:

  • «Политехническая» (1975),
  • «Площадь Мужества» (1975).

Пилонная станция глубокого заложения[править | править код]

В Санкт-Петербурге (Ленинграде) станции такого типа появились в первой очереди на пусковом участке «Автово» — «Площадь Восстания» в 1955 году.

На 2021 год таких станций на Кировско-Выборгской линии шесть:

  • «Площадь Ленина» (1958),
  • «Чернышевская» (1958),
  • «Площадь Восстания» (1955),
  • «Владимирская» (1955),
  • «Пушкинская» (1956),
  • «Нарвская» (1955).
  • второй зал станции «Технологический институт» (1961), действующий как кроссплатформенный пересадочный узел между Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской линиями.

Станции «Чернышевская» и «Владимирская» имеют укороченный центральный зал.

Колонная станция мелкого заложения[править | править код]

В Санкт-Петербурге (Ленинграде) станции такого типа появились в первой очереди на пусковом участке «Автово» — «Площадь Восстания». Такие станции располагаются на глубине не более 15 метров и имеют высокую пропускную способность в часы пик.

На 2021 год таких станций на Кировско-Выборгской линии три:

  • «Автово» (1955),
  • «Ленинский проспект» (1977),
  • «Проспект Ветеранов» (1977).

Наземная станция[править | править код]

Единственная такая станция на линии — «Девяткино» — появилась в 1978 году. В 1966-77 годах функционировала ещё одна наземная станция «Дачное».

Пересадки

С севера на юг:

Обслуживание пассажиров

Начиная с 2008 года, происходит замена на новые указателе «К поездам до станций» и указателей выходов, внедряется так называемое новое информационное пространство, неоднозначно воспринимаемое пассажирами, равно как и постепенная замена освещения на натриевое. В то время как на новых станциях элементы НИП органично вписываются в общий дизайн, на других они смотрятся чужеродно и разрушают уникальный исторический облик. Кроме того, при установке новых указателей происходит демонтаж старых, которые зачастую представляют художественную ценность и являются важной деталью в целостном архитектурном решении.

В августе 2013 года на платформах станций «Звенигородская» и «Площадь Александра Невского» линии 4 были установлены табло с обратным отсчётом времени до прибытия следующего поезда. В феврале 2014 года эксперимент был признан неудачным (программ, управляющая табло обратного отсчёта, работала со сбоями, не учитывала задержки в движении поездов и т. п.); установка новых табло не планируется.

Также в вестибюле станции «Площадь Александра Невского» было установлено информационное табло, показывающее время прибытия наземного транспорта на остановке около станции метро. Информация транслируется на русском и английском языках.

Исчезнувший Сталин

Никита Хрущев, главный борец с культом личности Сталина, пришел к власти в год смерти «отца народов» – 1953, а первую очередь ленинградского метро запустили в 1955 году. 

Как строили метро Санкт-Петербурга и почему оно не протекает
Источник: spb.aif.ru

После смены вождей архитекторы станции «Автово» успели скорректировать проект под новую действительность. Так под потолком кассового зала вместо надписи «Великому Сталину слава» появилась другая – «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой». 

Переименования станций[ | ]

  • 1 июля 1992 года: «Комсомольская» → «Девяткино»

Перспективы развития

Перспективная схема метрополитена

Технологические подробности

На линии основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная АЛС-АРС. На линии с 26.04.2009 не используется ни какой системы автоведения.

Перспективы[править | править код]

Продление линии на юг[править | править код]

Некоторыми планами развития метрополитена предусматривалось продление первой линии метрополитена за станцию «Проспект Ветеранов». Станции имели бы условные названия «Улица Солдата Корзуна», «Проспект Маршала Жукова», «Лигово» (с пересадкой на одноимённую станцию Красносельско-Калининской линии)[6][7]. Согласно другому плану предполагается строительство станций «Ульянка» (близ одноимённой железнодорожной платформы) и «Пулково» (близ аэропорта)[8]. Эти планы планировалось осуществить к 1990 году.

В настоящее время планируется продлить первую линию в южном направлении на две станции:

  • «Александрино»;
  • «Проспект Маршала Жукова» (на пересечении проспектов Ветеранов и Маршала Жукова).

Строительство планируется начать в 2023—2028 годах[9].

Ответвление от станции «Политехническая»[править | править код]

При выборе направления строительства участка «Академическая» — «Девяткино» как основной рассматривался вариант продолжения линии по оси Светлановского проспекта. Этот вариант отвергли из-за плохих геологических условий. Тогда был предложен вилочный вариант: по оси проспекта Культуры и в сторону станции Ручьи (под ответвление были построены заделы). Это объясняет расположение метро относительно застройки района.

Нынешний Генеральный план предусматривает ответвление линии с двумя станциями:

  • «Сосновка» (на пересечении Тихорецкого и Северного проспектов);
  • «Проспект Культуры» (на пересечении проспектов Культуры и Просвещения).

Строительство планируется начать после 2025 года[10].

Примечания

  1. Петербургский метрополитен. Линия 1 на сайте Санкт-Петербургская интернет-газета

Непостроенная станция «Сад 9-го января»[править | править код]

По первоначальному плану, утверждённому приказом Народного комиссара путей сообщения (Л. М. Кагановича) от 21 января 1941 года № 27 «О строительстве Метрополитена в Ленинграде», планировалось строительство 12 станций. Станция «Сад 9-го января» должна была располагаться между станциями «Кировский завод» и «Нарвская».Станцию (первой очереди) планировали открыть в декабре 1942 г., но началась война и строительство метрополитена пришлось отложить.Были заложены все шахты, расчищены площадки под наземные сооружения.

После войны, из-за масштабных работ по восстановлению города и нехватки денег, от строительства этой станции пришлось отказаться. В результате получился один из самых длинных перегонов на первой линии метро.

Проект реконструкции пр. Стачек с изображением станции метро «Сад 9-го января»

Текст приказа[11][12]:

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
№ 27
гор. Москва 21 января 1941 года
«О строительстве Метрополитена в Ленинграде»
Во исполнение постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП/б/ № 126-54сс от 17 января 1941 года о строительстве Метрополитена в гор. Ленинграде, — приказываю:
I. Начальнику Метростроя тов. Гоциридзе и его первому заместителю тов. Самодурову
а/ приступить немедленно к строительству Метрополитена в Ленинграде;
б/ строительство первой очереди, общим протяжением 19,1 клм. вести по Кировско-Выборгскому направлению от Автово до Бабурина переулка и от площади Восстания до Октябрьской железной дороги со станциями:
1. Автово
2. Кировский завод
3. Сад 9-го января
4. Площадь Стачек
5. Балтийский вокзал
6. Технологический институт
7. Витебский вокзал
8. Площадь Нахимсона
9. Площадь Восстания
10. Кирочная улица
11. Финляндский вокзал
12. Бабурин переулок.
в/ сооружение Ленинградского Метрополитена вести глубоким заложением /30—50 метров/ при помощи щитов с чугунной обделкой станций и тоннелей под Невой и бетонной обделкой перегонных тоннелей…

Работы были начаты незамедлительно.Уже в конце марта 1941 г. вышло архитектурно-планировочное задание к проектированию станций, вестибюлей и входов метрополитена в Ленинграде(за подписью начальника строительства № 5 НКПС (первое название «Метростроя») И. Г. Зубкова).[13][14][15][16][17]

Юрий Андреев

@a1phadog

Люблю Apple, рассказываю о гаджетах, кино и полезных вещах из мира IT.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...