Русская судьба Аристотеля Фиораванти из Болоньи


Успенский собор (Москва). Совершенно та же Википедия. Только лучше.

История[править | править код]

Заложение Успенского собора и перенесение мощей святителя Петра Иоанном III (рис. 1897 года)

Строительство[править | править код]

Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года при Иване Калите, освящён 14 августа 1327 года[4]. Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Изначально это был одноглавый белокаменный трёхапсидный храм, увенчанный кокошниками, к которому позднее пристроили приделы[1][5]. По стилю он напоминал владимиро-суздальские постройки начала XIII века, в частности Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора[6][7][8][9]. В соборе хранилась икона «Богоматерь Одигитрия, с праздниками на полях», привезённая из Византии[10].

Во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма — церковь Поклонения вериг апостола Петра, — треснули своды, после чего их укрепили массивными брёвнами. Инициатором обновления собора выступал митрополит всея Руси Филипп. Причиной перестройки также послужило изменение статуса Москвы, которая стала политическим и духовным центром Русского государства. Для сбора средств все монастыри обложили налогами, а мирян и церковнослужителей призывали к пожертвованиям. Проект поручили мастерам Кривцову и Мышкину, руководили работой Владимир Григорьевич и Иван Владимирович Ховрины, а также Василий Ермолин. При Иване III в 1472-м состоялась торжественная церемония закладки храма. В качестве образца строительства был выбран Успенский собор во Владимире. Внутри здания устроили временную деревянную церковь, в которой Иван III сочетался браком с Софьей Палеолог[11][8][12].

Начатое строительство не было закончено: возведённый до сводов храм обрушился после «труса» — землетрясения, случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует:

…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися[13].

Исследователи причиной разрушения называют недостаточную прочность строительного раствора и тонкие боковые стенки[11][14]. Для завершения строительства в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. По его проекту собор возвели из тёсанных блоков белого камня и кирпича, которым выложили столпы, своды и барабаны глав. Для укрепления стен в них заложили железные сваи. Фасады расчленили вертикальными выступами. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием[15][16]. В 1481 году собор расписывали иконописец Дионисий и его ученики[17]. Сергей Заграевский указывает на особенность инженерной задумки архитектора: кирпичи были встроены в кладку таким образом, что в целом постройка сохранила белокаменный облик[18].

XVI—XIX века[править | править код]

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра

Вид с южной стороны, 1883 год

Во время реставрации после пожара 1547 года верх храма покрыли вызолоченными медными листами, а мощи митрополита Петра переложили из серебряной раки в золотую. В 1561 году из Великого Новгорода привезли и поместили в Успенский собор четыре древних образа: «Спас на престоле (Спас Златая риза)», «Апостолы Пётр и Павел», «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия»[19][20][нет в источнике].

В 1624 году угрожавшие падением своды разобрали и вновь восстановили с дополнительным армированием связным железом и с введением подпружных арок. В 1625 году в собор перенесли ризу Господню, присланную в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события был установлен праздник «Положение Ризы Господней». Драгоценный ковчег с ризой поместили в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий[21].

В 1642—1644 годах собор был расписан заново по образцам 1515 года. До настоящего времени сохранились фрагменты первоначальной стенописи, являющейся древнейшим образцом фресковой живописи на территории Кремля. Среди мастеров были Иван и Борис Паисеины, Сидор Осипов Поспеев, Марк Матвеев, Бажен Савин, Степан Ефемов, иконописцы и знаменщики из Владимира, Новгорода, Костромы и других городов[22]. Они написали 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур[23]. В 1660-х годах обновили роспись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми[24]. Во второй половине XVII века Похвальский придел, в котором проходили службы только на престольный праздник, перенесли в юго-восточную главу. К этому времени собор владел 160 дворами, а к 1670-м годам — 253[3]. В 1682 году в соборе случился пожар, после чего его капитально ремонтировали. В 1683 году были снова укреплены своды и барабаны, белокаменные архивольты сняли и заменили на кирпичные. Чтобы защитить прясла от дождя, над ними были устроены козырьки из кровельного железа[20].

Троицкий пожар 1737 года повредил росписи собора и целостность стен. Ремонтные работы провели в период правления Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина. Восстановление росписей началось в 1767 году[25]. В 1775 году по приказу князя Григория Потёмкина в собор передали иконы из Оружейной палаты, которые разместили в иконостасах у северной и южной стен. В 1790-х их закрыли золотыми и серебряными окладами[26]. В 1797 году в собор на хранение передали изданный Павлом I Акт о престолонаследии, отменявший указ Петра I 1722 года[27].

Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню, Корсунские кресты и другие ценности. Среди гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. В помещениях храма были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть металла удалось вернуть при отступлении войск, из него в 1817 году мастер А. Гедлунг отлил люстру, украшенную изображениями цветов, колосьев, виноградных лоз. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским)[28][29][30].

В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, согласно которому в случае его смерти, в связи с отречением от прав на престол Константина Павловича, наследником короны становился великий князь Николай Павлович[31]. К коронации Александра III в 1880-х храм ремонтировали. На его восстановление было потрачено 200 тысяч рублей. В очередной раз собор отреставрировали в 1896 году перед венчанием на царство Николая II, работами руководили иконописцы Григорий Чириков и Михаил Михайлович Дикарёв, а также архитектор Сергей Родионов. В ходе реставрации были раскрыты фрески середины XVII века, восстановлены иконы, заменены перекрытия над апсидами. Окна в арочном поясе уменьшили до размера верхних и украсили полуциркульными перемычками[32][25].

XX век[править | править код]

По проделанной в конце века работе было решено провести полное раскрытие древней живописи. В 1910 году для наблюдения за работами создали комиссию, членами которой являлись Владимир Суслов, Николай Покровский, Пётр Покрышкин, Александр Успенский, Николай Лихачёв. Главой комиссии назначили Алексея Ширинского-Шихматова, производителем работ стал Сергей Соловьёв, а после его смерти в 1912-м — Иван Машков. В результате работ реставраторы дописали сюжеты, были позолочены фоны изображений, укреплена роспись маковой олифой[33][25][34].

15 августа 1917 года в престольный праздник в соборе открылся Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской церкви, а 21 ноября того же года произошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина)[35].

Однако уже в октябре Успенский собор пострадал от обстрела, когда красногвардейцы бомбардировали занятый юнкерами Кремль. В купол попал снаряд, повредив главы, алтарная стена покрылась выбоинами от пуль и осколков, были выбиты окна, повреждена роспись, погнуты паникадила[35]. В акте осмотра сообщалось:

Удары этих осколков были столь сильны, что выдвинули целые кирпичи внутрь собора, и от этих сдвигов отвалилась и отпучилась штукатурка с росписью в нескольких местах <…> в купольном барабане имеется овальная брешь, вызывает беспокойство юго-западный парус под барабаном Похвальского придела. Большие обломки камня, кирпича, известковая и кирпичная пыль густым слоем покрывают образ над «казною», ярусы лесов, солею и пол у солеи <…> эта пыль покрывает и иконы иконостаса и все окружающие предметы[30].

22 апреля (5 мая) 1918 года была совершена служба на Пасху, после чего храм, как и остальные кремлёвские церкви, закрыли. Богослужение, которое возглавил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), стало сюжетной основой картины Павла Корина «Русь уходящая»[3]. Однако исследование фресок продолжилось. В первые годы после революции были раскрыты «Владимирская Богоматерь», «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте, «Спас Златые власы», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», «Ангел Златые власы»[36].

В 1922-м из собора «в фонд помощи голодающим» Гохран изъял 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра. В 1930 году иконы и исторические артефакты передали в Оружейную палату и Государственную Третьяковскую галерею[28].

Реставрационные работы в храме начались вскоре после Великой Отечественной войны. Были расчищены иконы XIV века: «Богоматерь Одигитрия», «Апостолы Пётр и Павел», «Троица», «Похвала Богоматери с акафистом»[37]. Летом 1955 года собор открыли для посещений как музей[38], а в феврале 1960-го его передали в ведение Министерства культуры СССР[24]. В 1978 году были обнаружены три фигуры преподобных возле алтарной преграды и две справа от входа в Дмитриевский придел[39].

В 1990 году в России на пост патриарха был выбран Алексий II. С этого времени РПЦ было передано множество храмов. Успенский собор сохранил статус музея, с 1991 года находясь в комплексе музея-заповедника «Московский Кремль». Однако с благословения патриарха в нём совершаются богослужения в отдельные дни[30][40]. В 2017-м в соборе началась комплексная реставрация, в процессе работ планируется восстановить архитектурный облик и строительные конструкции, стенописи в интерьере и на фасадах[41].

Аристотель Фиораванти: биография и начало деятельности

Точная дата его рождения неизвестна, в летописях указывают обычно 1415-1420 гг. Рудольфо Фиораванти (его настоящее имя, а Аристостель — прозвище) родился и вырос в итальянском городке Болонья в семье архитекторов. Упоминания о строительной деятельности его отца встречаются в исторических хрониках 14 века, когда он занимался перестройкой Палаццо Коммунале (Болонского муниципалитета).

В этой же хронике в 1436 г. отмечен и сам Аристотель Фиораванти, вместе с литейщиком Г. Нади построивший и отливший колокол для башни Аринго. Еще один колокол в 1453 г. они отлили и подняли на башню с помощью специального подъемника, который разрабатывал Рудольфо, имеющий и инженерные знания.

Начиная с 1447 года, Фиораванти с отцом и дядей работали над неординарными проектами по передвижению колокольни Св. Марка (Болонья) и башни в Венеции. За заслуги перед городом совет Болоньи торжественно вознаградил его званием старшины ложи каменщиков, а также ему было пожизненно подарено материальное обеспечение.

аристотель фиораванти построил

Но после трагедии с венецианской башней, которая рухнула из-за плохого грунта в основании и задавила несколько рабочих, архитектор покинул Венецию и переехал в Павию для реставрации древнего моста и строительства Пармского канала.

Москва — столица мира?

Оно, может, и познавательно, но на целый ряд вопросов всё-таки не отвечает. Например, эти истории оставляют за бортом главное: почему этот храм был так важен и почему, собственно, он именно Успенский, а не какой-нибудь другой.

Ответы придётся искать в неожиданной плоскости и в глубокой древности. Но зато сразу станет ясно, на каких духовных скрепах держалось русское национальное государство.

Делается это просто. Достаточно правильно ответить на пару вопросов не сложнее кроссвордных. Как назывались главные храмы Древней Руси, построенные в двух столицах, Киеве и Новгороде? Правильно, Софийские. В подражание и в продолжение главного храма православного христианского мира: Софии Константинопольской.

София Премудрость Божия. Это один из иконописных образов Богородицы. Значит, первые русские храмы посвящены ей. А теперь — внимание. Престольный праздник и той, и другой Софии — Успение Пресвятой Богородицы.

Теперь — о том, чем важен и чем известен этот праздник. Согласно церковному преданию, отход Богородицы в мир иной сопровождался событиями, исполненными глубокого смысла. Прощаясь с апостолами, она обещала и после своей смерти заботиться обо всех христианах. И проявила заботу сразу же. Когда её тело несли на погребение, об этом донесли иерусалимской страже. Та попыталась разогнать процессию. Но не тут-то было: «Облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых апостолов, так и остальных христиан». А иудейский первосвященник Афония, сделавший попытку пробиться через эту облачную стену, жестоко поплатился: «Руки его были отсечены неведомой силой».

Теперь складываем два и два. Получается вот что. Москва, затевая у себя строительство Успенского собора, ясно давала понять всем окружающим, на что она претендует.

Во-первых, на прямую преемственность власти и величия от Древней Руси и от Византии. А значит, на звание новой столицы всей Русской земли. Более того: столицы всего православного мира.

Боровицкий холм - въезд в Московский Кремль.

Во-вторых, Москва символически демонстрировала, что всякий, кто попробует покушаться на этот её статус, поплатится примерно так же, как древний иудейский первосвященник. Грубо говоря, не суйся, а то в лучшем случае руки отрубим.

Выходит, что строительство Успенского собора было делом первейшим. Делом политической важности. Делом международного престижа. Всяческие проволочки в этом деле расценивались как национальный позор.

Но и это почему-то остаётся за кадром.

Иван Грозный: детство и венчание на царство

Будущий царь родился в 1530 году в семье Московского князя Василия III Рюриковича и княжны литовской Елены Глинской. Уже в 3 года после смерти отца он номинально стал царем. В 1538 умерла и его мать. Его детские годы прошли в период борьбы между кланами бояр Шуйских и Бельских, из-за чего у ребенка в характере развилась подозрительность и мнительность, а также сформировалось недоверие к боярам.

В 1547-м 16 января Иван Грозный венчается на царство. Во время церемонии митрополит Макарий возложил на юношу царские регалии: шапку Мономаха, барму и крест Животворящего Древа. Вначале царя именовали Иоанном I, затем Н. Карамзин в своей книге «История Российского государства», где был сделан отсчет от Ивана Калиты, присвоил ему титул IV. Прозвище «Грозный» царь Иоанн получил еще в подростковом возрасте за самоличное зверское убийство одного из бояр в Москве.

Через 2 года Иван Грозный формирует Избранную Раду, состоящую из единомышленников, которая помогла ему при проведении многих реформ в государстве. В 1549-м впервые прошел созыв Земского собора, в который входили представители всех сословий России (кроме крестьян).

В 1550-м он формируется стрелецкое войско, целью которого было повышение обороноспособности России. Одним из полезных документов стал судебник, который позволил упорядочить существующие нормативно-правовые акты в стране.

Могила Ивана Грозного

Использование[править | править код]

Коронации и венчания[править | править код]

Коронация Николая II, 1896

Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году. На церемонии Иван III передал бармы и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию. В 1547-м при венчании Иван IV принял титулы царя и самодержца, а в число его регалий включили наперсный крест, скипетр и цепь[68]. В здании также проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Пётр I в 1721 году ввёл в соборе обряд коронаций императоров: царский венец был заменён короной, бармы — мантией[69]. Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года. Для подготовки обряда наняли 2500 человек. Для священнослужителей были изготовлены златотканые парчовые облачения[70][3].

В Успенском соборе совершались бракосочетания. В 1391 году митрополит Киприан обвенчал великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472-м состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году — Василия III и Соломонии Сабуровой[71].

Некрополь[править | править код]

Схема расположения захоронений в соборе

С 1382 года в Успенском соборе хоронили русских святителей — митрополитов и патриархов. Усыпальница задумывалась для погребения светских и духовных владык московского княжества, но после постройки в 1333-м Архангельского собора некрополь разделили. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в нём погребли двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — середины XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Бо́льшая часть погребений находится под полом собора и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками. Надгробия патриархов, в отличие от митрополичьих, сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями. В 1913-м все гробницы закрыли латунными посеребрёнными чехлами с восьмиконечными золочёными крестами и черневыми надписями на крышках. Они были изготовлены фирмой Ивана Хлебникова. В Петропавловском приделе находятся мощи Филиппа II и митрополита Петра, основавшего храм. В соборе был похоронен московский, владимирский и новгородский князь Юрий Данилович, умерший в 1325 году, но его могила утрачена[72]. Рядом с патриаршими гробницами находится Гроб Господень, в котором хранятся посох митрополита Петра иГвоздь Господень[73][72][28]. С 1929 по 1948 год в храме хранились мощи митрополита Алексия (Бяконта), после перенесённые в Богоявленский собор в Елохове[72].

В стенах храма погребены:

Иконостас

Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий – ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Новые публикации

Специалисты сервиса «Яндекс.Карты» изучили названия порядка 160 тыс. населённых пунктов России, в основном сёл и деревень. Оказалось, что приблизительно треть из них имеют уникальные и порой ну очень необычные названия. В Нью-Дели завершился XIII Академический форум БРИКС, проходивший с 3 по 6 августа в режиме онлайн. Председатель правления Национального комитета по исследованию БРИКС, глава Комитета по образованию и науке Государственной Думы, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов выступил на пленарной сессии форума. Самый маленький город Московской области находится в 90 км от столицы. Когда-то Верея была крепостью, отражая наступления недругов на западных границах Московского княжества. Сейчас это живописный русский городок, в котором живут чуть более 5000 жителей. Они помнят свою историю – здесь можно и правда проникнуться тем самым русским духом, которого нет в столицах. Чтоб понять своё чадо, словарь специальный родителям надо. Это утверждение можно отнести к языку молодёжи разных времён, поскольку ни одно поколение не миновало в период взросления этап активного использования сленговых слов и выражений. Влияние русского языка в постсоветских странах, несмотря на почти повсеместное понижение его статуса, даже усиливается. К такому заключению пришли эксперты из Института языкознания РАН. Причина проста – общие прошлое, культура и терминология.   После того как Иван Санжаров вышел на пенсию, он занялся необычным делом – начал выращивать саженцы кедров и бесплатно раздавать их для озеленения территорий школ, детских садов и парков. Вместе со своей командой он уже вырастил и отправил в разные регионы России 2,5 миллионов саженцев кедров. Мечта пенсионера – чтобы кедровые рощи росли по всей стране и очищали воздух в городах. В Токио завершились летние Олимпийские игры. Странная, перенесённая, необычно тихая (из-за почти полного отсутствия зрителей) для российской сборной Олимпиада стала яркой и драматичной. Семьдесят одну награду завоевали наши спортсмены на Играх. Россияне – пятые по количеству золотых наград, хотя по общему количеству медалей мы на третьем месте. Хорошая новость для ценителей прекрасного: теперь любой желающий может купить экспонат из Эрмитажа – если, конечно, хватит денег. Вдвойне новость хороша тем, что сделать это можно без какого-либо ущерба общественному благу. И третье, о чём нужно упомянуть, – всё это стало возможным благодаря новым технологиям.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Реестр, 2010.
  2. 1 2 Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. — М.: Искусство—XXI век, 2014. — С. 14. — 616 с. — ISBN 978-5-98051-113-5.
  3. 1 2 3 4 5 6 Успенский собор Московского кремля (неопр.). Православие.ru. Дата обращения: 15 мая 2018.
  4. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель под ред. И. Ю. Юдакова. — Национальное географическое общество, 2013. — C. 37
  5. ПСРЛ. — Т. 18. Симеоновская летопись. — СПб., 1913. — С. 90.
  6. Смирнова, 2015.
  7. Выголов, 1988, с. 181.
  8. 1 2 Толстая, 2009, с. 12—17.
  9. Зодчество, 2003.
  10. Иконы Успенского собора, 2007, с. 18.
  11. 1 2 Молева, 2003.
  12. Забелин, 2007, с. 115.
  13. Успенский собор Московского кремля (неопр.). Мослента (4 января 2018). Дата обращения: 15 мая 2018.
  14. Выголов, 1988, с. 191—192.
  15. Толстая, 2009, с. 19.
  16. Качалова, 2003, с. 9.
  17. Школьник, 2010, с. 101.
  18. Трифон, 2008.
  19. Иконы Успенского собора, 2007, с. 23.
  20. 1 2 Кавельмахер, 1995, с. 214—235.
  21. Юдаков, 2013, с. 37.
  22. Домшлак, 1989, с. 319.
  23. Толстая, 2009, с. 51.
  24. 1 2 Успенский собор Московского кремля (неопр.). Русский город. Дата обращения: 15 мая 2018.
  25. 1 2 3 Исаева, 2008, с. 94—100.
  26. Иконы Успенского собора, 2007, с. 30.
  27. Император Павел I обнародовал акт о престолонаследии (неопр.). // Президентская библиотека. Дата обращения: 28 октября 2018.
  28. 1 2 3 4 Владимировна, 2012, с. 12—15.
  29. Качалова, 2003, с. 52.
  30. 1 2 3 Собор старейшей Богоматери (неопр.). Газета.ru (24 августа 2017). Дата обращения: 15 мая 2018.
  31. Чечулин Н. Д. Константин Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  32. Иконы Успенского собора, 2007, с. 39.
  33. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 175.
  34. Нащокина, 2005, с. 382—387.
  35. 1 2 Звонарёв, 1988, с. 36—45.
  36. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 179.
  37. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 180.
  38. Бусева-Давыдова, 1997, с. 92.
  39. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 69.
  40. 1 2 3 Московский Кремль: Патриарший Успенский собор (неопр.). Patriarchia.ru. Дата обращения: 15 мая 2018.
  41. Директор музеев Кремля: при реставрации Успенского собора возможны открытия (неопр.). РИА Новости (17 мая 2017). Дата обращения: 15 мая 2018.
  42. Толстая, 2009, с. 43.
  43. Толстая, 2009, с. 78.
  44. Домшлак, 1989, с. 316.
  45. Бусева-Давыдова, 1997, с. 29.
  46. Романюк, 2013, с. 89.
  47. Заграевский, 2015.
  48. Бусева-Давыдова, 1997, с. 32.
  49. 1 2 Толстая, 2009, с. 36.
  50. Бусева-Давыдова, 1997, с. 35—36.
  51. Бусева-Давыдова, 1997, с. 38.
  52. Толстая, 2009, с. 118.
  53. Толстая, 2009, с. 202.
  54. Бусева-Давыдова, 1997, с. 39.
  55. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 77.
  56. Романюк, 2013, с. 94.
  57. Бусева-Давыдова, 1997, с. 47.
  58. Толстая, 2009, с. 95—96.
  59. Толстая, 2009, с. 101.
  60. Бусева-Давыдова, 1997, с. 48—49.
  61. Романюк, 2013, с. 92.
  62. Бусева-Давыдова, 1997, с. 58.
  63. Бусева-Давыдова, 1997, с. 63.
  64. Мономахов трон, 2001, с. 7—8.
  65. Соколова, 2006, с. 24—25.
  66. Мономахов трон, 2001, с. 27.
  67. Мономахов трон, 2001, с. 11.
  68. Толстая, 2009, с. 83.
  69. Бусева-Давыдова, 1997, с. 84.
  70. Бусева-Давыдова, 1997, с. 73.
  71. Толстая, 2009, с. 87.
  72. 1 2 3 4 5 6 Бусева-Давыдова, 1997, с. 77—86.
  73. Толстая, 2009, с. 192.

Местонахождение[править]

Адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная пл.

Телефон: +7 495 695-37-76

Паломнику[править]

Успенский собор Московского Кремля

Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00.

В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00.

Выходной день — четверг.

Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора.

Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб.

Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб.

Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают:

Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца.

Билеты можно приобрести:

– Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных;

– в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30.

В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг.

Дополнительные услуги:

– экскурсии в сопровождении экскурсовода музея.

Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена.

Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету.

Царское моленное место

Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано “Сказание о князьях владимирских”, повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Видео: история в красках

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5

(

61

оценок, среднее:

4,82

из 5)

loading.gif

Загрузка…

Настоятели

  • Василий Платонов (16 марта 1840 – 11 апреля 1856 [3])….
  • Димитрий Новский (1874 – 1878)
  • Михаил Богословский (1879 – 9 января 1884)
  • Николай Сергиевский (1884 – 1892)
  • Николай Благоразумов (16 июля 1892 – ?)
  • Николай Световидов-Платонов (? – 1897)
  • Александр Ильинский (1897 – 1899)
  • Владимир Марков (январь 1900 – 11 августа 1911)
  • Николай Любимов (12 августа 1911 – 1918)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.