Реки и каналы Санкт-Петербурга — Википедия


По преданию северные правители неоднократно пытались застроить территорию в устье непокорной реки, впадающей в Финский залив, но безрезультатно: постройки гибли в холодных болотах. И лишь Петру I удалось возвести кварталы вдоль водных артерий – с тех пор реки и каналы Петербурга являются визитной карточкой города!

Реки и каналы Санкт-Петербурга

Место, выбранное Петром для закладки города, просто изобиловало количеством многочисленных речек и речушек. К естественным водным артериям в дальнейшем были добавлены искусственно созданные каналы. Рукотворные водоёмы строились потому, что возведение Петербурга на заболоченной местности требовало осушения земель и возможности стока воды. Каналам отводилась ещё одна роль, транспортная. Они соединяли разные участки города, и население на лодках передвигалось из одного района в другой.

Водных источников на территории Санкт-Петербурга насчитывается около восьми десятков. В этом плане с северной российской столицей не может соперничать ни один город страны, да и в мире Петербургу найдётся не так много конкурентов. К примеру, питерские водотоки по своей протяжённости (более 300 км) в шесть раз превышают показатели Амстердама и значительно опережают такой водный город как Венеция.

Нева

А всему виной река Нева, в устье которой и был построен Петербург. Нева — главный водоток, с которым неразрывно связано его существование. О происхождении слова «Нева» ходят легенды. Всем известно, что Петербург основан после победы над шведами в Северной войне, и названия рек и деревень здесь имели скандинавские корни. По одной из версий, название Нева произошло от финского слова «болото», по другой — почти так же звучало в финском варианте название Ладожского озера. Также считается, что корнем имени вполне могло быть видоизменённое слово «новый». Кто бы ни был прав в этом случае, понятно одно: Нева уже более трёхсот лет связана с Россией и её вторым по значимости городом.

Нева считается относительно молодой рекой и единственной, вытекающей из Ладожского озера. По расчётам учёных, возраст главной петербургской водной артерии составляет порядка 2,5 тысяч лет. Нева при впадении в Финский залив образует обширную дельту площадью более 80 км. Нева распадается на десятки рукавов, многие из которых имеют своё название. Наиболее известны Большая и Малая Нева; Большая, Средняя и Малая Невка. На Большую Неву приходится более половины всего водостока. На севере дельту Невы ограничивает Большая Невка, а на юге — Екатерингофка. Сама Нева берёт начало из Ладоги возле острова Орехова, где высится известная пригородная достопримечательность Петербурга — крепость Орешек (Шлиссельбургская).

Нева всегда была главным «проспектом» города и «начальницей» всех рек и каналов Санкт-Петербурга. Ощущается это и сейчас при взгляде на бескрайний водный простор, а также великолепные набережные и особняки, которые возвышаются с гранитных пьедесталов, обрамляющих своенравную реку.

Невские паводки

Уровень воды в невских «рукавах» зависит от её объёма в самой Неве. Во время паводков, которые нередко случались в Санкт-Петербурге за период его существования, вода очень быстро поднимается во всех невских водотоках. Чаще всего подъёмы воды в Неве происходят осенью. За 300 лет город пережил около 70 таких наводнений, то есть в среднем они случались каждые 4,5 года. В эти периоды уровень воды поднимался на несколько метров. Самыми масштабными были наводнения, случившиеся с разницей в столетие, в 20-е гг. XIX и XX веков. Первое из них даже описал Пушкин в своём произведении «Медный всадник». Тогда вода в Неве угрожающе поднялась более чем на 4 метра и затопила почти весь центр. В прошлом веке уровень подъёма воды был ниже, но стихия сопровождалась таким сильным ветром, что центральные улицы Петербурга опять оказались под водой. Считается, что невские наводнения вызываются сильными нагонными ветрами из Финского залива, провоцирующими длинные волны, которые преграждают выход невской воде.

На стенах питерских домов установлено более 20 памятных досок, указывающих тот уровень, до которого поднималась вода во время сильных наводнений. Такие доски можно увидеть на всех главных реках и каналах центральной части города.

Несколько лет назад закончено строительство Комплекса сооружений по защите Санкт-Петербурга от наводнений. Возведение заградительных дамб продолжалось 35 лет. Защитное сооружение не только закрыло акваторию Невской губы от нагонных волн, но и соединило Кронштадт с Санкт-Петербургом и Ломоносовым.

%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D1%8C%D0%B5_%D0%BD%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9%2C_%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%2C_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3.jpg

Мойка

Мойку по её параметрам в сравнении с Невой можно назвать даже не речкой, а речушкой. Общая протяжённость Мойки едва достигает 5 км, глубина — чуть более 3 м, а ширина — нескольких десятков метров. Тем не менее скромные габариты совершенно не мешали Мойке во все времена считаться одной из главных достопримечательностей города, а её набережным — весьма престижным местом для строительства. Издавна по Питеру ходит легенда, что название реке дали из-за общественных бань, построенных на её берегу. Но исследователи утверждают, что имя Мойка пришло из финского языка и обозначает «слякоть».

1200px-Moyka_River_01.jpg

В былые времена мутный ручей вытекал из болотистого места, на котором сейчас находится Михайловский сад. После того, как в начале XVIII века основали Летний сад, исток Мойки искусственно перенесли, и теперь она берёт свои воды из Фонтанки. Мойка огибает Адмиралтейский остров с юга, с Фонтанкой она соединена каналом Грибоедова. Через Мойку перекинуто полтора десятка мостов, среди которых есть цветные. Разноцветными мостами не может похвастаться больше ни один петербургский водоток. Берега реки украшают великолепные дворцы: Строгановский, Юсуповский дворец графа Разумовского. Тесно связана история реки и с жизнью Пушкина. В доме № 12, принадлежавшем семье декабриста Волконского, поэт жил несколько месяцев перед своей последней дуэлью. Сегодня здесь находится музей-квартира Пушкина.

Фонтанка

Для тех, кто знаком с Петербургом только понаслышке, река Фонтанка ассоциируется с чижиком-пыжиком из знаменитой песни. В начале строительства Петербурга Фонтанка была безымянной. В народе её так и называли — безымянный Ерик. Когда по приказу Петра разбили Летний сад, через реку были перекинуты трубопроводы, подающие воду из канала к строившимся фонтанам. Именно тогда за рекой закрепилось название Фонтанной, которое впоследствии превратилось просто в Фонтанку. Изначально Фонтанка была вялотекущей, болотистой рекой с заводями и островами. До середины XVIII века по ней проходила граница города. Нынешние очертания река приобрела после того, как её расчистили, выпрямили русло, а берега укрыли гранитом. Набережные Фонтанки могут похвастаться такими известными дворцами, как:

1200px-Fontanka_river_SPB_3.jpg

Среди мостов, перекинутых через Фонтанку, наиболее известен Аничков мост с бронзовыми скульптурными композициями коней. А там, где начинается Мойка, на гранитной стене набережной установлен памятник Чижику-пыжику.

Бросая монетку в Фонтанку, постарайтесь попасть в Чижика, и тогда ваше загаданное желание обязательно сбудется.

Самый красивый – Канал Грибоедова

Самый красивый  - Канал Грибоедова

Канал который проходит через центр и пересекает Невский. Канал длиной 5 километров и шириной до 32 метров, начинается от реки Мойки рядом с Марсовым полем и заканчивается в Фонтанке у Мало-Калинкина моста. Его прославили художники и писатели. До 1923 года канал назывался Екатерининским в честь Екатерины II, во времена которой был расширен, углублен и обустроен. Грибоедовым же назван в честь выдающегося инженера Константина Дмитриевича Грибоедова.

Самый крупный и мистический – Обводный канал

Самый крупный и мистический - Обводный канал

Длина канала составляет около 8 километров, а ширина достигает 42 метров. Пролегает от Невы в районе Александро-Невской лавры до реки Екатерингофки. Изначально Обводный канал строился как судоходный, по нему подвозили сырье и увозили готовую продукцию с близлежащих фабрик и заводов. Впоследствии канал обмелел и сейчас по нему могут пройти разве что небольшие катера и лодки. Мистика обводного канала.
К началу XX века канал был в настолько ужасающем антисанитарном состоянии, что Городская Дума планировала его засыпать. Однако Грибоедов убедил правительство не только не засыпать, но и выделить деньги на очистку и обустройство канала. Сейчас его одели в гранит и он переживает вторую молодость. У него есть даже двухэтажные набережные, как в Париже.

Экскурсии по рекам и каналам Питера

История одного из главных развлечений туристов началась чуть более 200 лет назад. Так, первый теплоход в Петербурге стал курсировать в 1815 году по маршруту Петербург-Кронштадт. По городу пассажирские судна стали ходить позже, в 1880 году появился маршрут от Васильевского острова до Финляндского вокзала. Пароходы эти называли «финляндчиками», а проезд стоил 5 копеек. Первые пароходы топились дровами, и в городе стоял запах как от печки. В конце 19 века судна перешли на мазут и уголь, и проезжая под мостами города, пешеходы задыхались от черного дыма. Вот такой был Петербург буквально век назад. Но вернемся в наши дни.

Пожалуй, экскурсия по рекам и каналам Питера — одна из самых «обязательных» в городе. Ну как можно читать про мосты и водные артерии и не увидеть все своими глазами. И так как Питер — огромный город, где 8 % территории занимает вода, то маршрутов несколько. Есть групповые программы, когда вы катаетесь с другими людьми, а есть индивидуальные — то же самое по стоимости, если вас компания 5-10 человек, но без посторонних. Посмотреть расписание и цены экскурсий по рекам и каналам Петербурга можно по ссылкам:

  • Прогулка на теплоходе «Северная Венеция»: реки, каналы и мосты — групповая экскурсия по Неве, Фонтанке и  Мойке через 15 мостов Петербурга.
  • Дневной круиз по Неве «Парадный Петербург» с выходом в Финский залив — групповая экскурсия по Большой и Малой Неве в акваторию Финского залива.
  • Прогулка на катере по индивидуальному маршруту — вариант «куда душа пожелает» по каналам и рекам Петербурга.
  • Прогулка по рекам, каналам и Финскому заливу на индивидуальном катере — для компании до 7 человек.
  • Прогулки по Неве на катере без капитана — экскурсия, где можно самому порулить по рекам и каналам, специальные права не нужны.
Реки и каналы Петербурга

Реки и каналы Петербурга. Фонтанка

Самый скрытый и таинственный – Адмиралтейский канал

Самый скрытый и таинственный - Адмиралтейский канал

Протекает от Крюкова канала до реки Мойки. Прорыли его еще в начале XVIII века для транспортировки корабельного леса со складов Новой Голландии на верфи Адмиралтейства. Позже канал обмелел, и в 1844 году часть его от Адмиралтейства до площади Труда заключили в трубу, а на этом месте обустроили Конногвардейский бульвар. Сейчас от некогда солидного канала остался лишь отрезок от Крюкова канала до реки Мойки.
Адмиралтейский канал и его мосты

Карповка

Карповка — особо любимая речка, т.к. находится на Петроградке и протекает около моего университета (СПбГЭТУ ЛЭТИ). Летом здесь особенно много питерских уток. В дождливые времена Карповка выходила из берегов, а утки плавали прямо на набережной около Ботанического сада. Ходили легенды, что в речке «купали» особо вредных преподавателей университета, но все это на уровне легенд нашего городка. Никаких карпов в речке никогда не было, а название произошло от неправильно произношения финского названия «Корпийоки». Через Карповку перекинуто 7 постов, первый из которых — Аптекарский (построен 1737 году).

Катер

Посмотреть все экскурсии в Питере можно на сайтах Tripster и Sputnik. На Спутнике акцент сделан на групповые экскурсии, а на Трипстер — прогулки с местными жителями.

Карповка

Карповка

Самая простая и миниатюрная – Лебяжья канавка

Самая простая и миниатюрная - Лебяжья канавка

Этот канал неуважительно именуют канавкой лишь из-за малого размера. Протекает он вдоль Летнего сада от реки Мойки до Невы. А лебяжьим назван из-за того что вскоре после постройки в него переселились лебеди с близлежащих прудов.

Самая романтичная – Зимняя канавка

Самая романтичная - Зимняя канавка

Один из самых известных и коротких каналов города. Протекает от Мойки до Невы вдоль Зимнего Дворца. Первоначально именовался Старо-Дворцовым, затем Зимним каналом, пока в 1828 году не стал «канавкой». Любопытно, что в включенная в оперу, но отсутствовавшая в повести «Пиковая дама» история о бедной Лизе, утопившейся в водах канавки, основана на реальных событиях.
Здесь действительно совершила самоубийство на почве несчастной любви некая Юлия Перова. Петр Ильич Чайковский, прочтя эту историю в газетах, решил включить данный сюжет и в оперу. С тех пор Эрмитажный мост через канавку получил свое второе неофициальное название – «Мостик Лизы».

Самый непостоянный – Матисов канал

Самый непостоянный -  Матисов канал

Точное появление и назначение канала не известно. Но, судя по сохранившимся сведениям, прорыт он как минимум лет 150 назад. Находится в нынешнем Красносельском районе, раньше проходил по оси усадьбы Демидовых, по фамилии одного из владельцев которой и назван. При создании Дудергофского канала, Матисов канал отвели в него, завернув на 90° на восток и засыпав прежнее устье. Сейчас он протекает по территории комплекса «Балтийская жемчужина».

Ссылки

  • Перечень и описания рек и каналов Санкт-Петербурга
  • График разводки мостов на Неве.

Ссылки[править | править код]

  • Перечень и описания рек и каналов Санкт-Петербурга

Самый каменный – Большой канал

Самый каменный - Большой канал

Он находится на Каменном острове. Тут есть еще и “Малый канал”, которому не нашлось места в этом списке и “Безымянный канал” ))) Но не будем о грустном. Канал знаменит домами которые стоят на его берегах – это шедевры мировой архитектуры.

Самый глубокий – Морской канал

Самый глубокий - Морской канал

Это, пожалуй, самый загруженный канал Санкт-Петербурга. Он проложен от устья реки Большая Нева до острова Котлин, и предназначен для прохода судов в Большой порт. Во второй половине XIX века встала острая необходимость в реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала. Заказ-подряд на работы получил Николай Иванович Путилов – изобретатель и один из крупнейших предпринимателей России. Он разорился, но канал достроил, вложив в него собственные деньги, когда государство отказалось финансировать стройку из-за пустой казны. Увы в 1880 году Путилов скончался и канал достроили уже без него и он нужен городу и сегодня.

Самый речной – Волковский канал

Самый речной - Волковский канал

Этот канал – – искусственное русло реки Волковки, а точнее ее небольшой части. Когда началась активная застройка района Купчино, возникла необходимость отвести реку от новых территорий. Так в 1960 году был прорыт канал от Купчинской улицы до улицы Фучика, по которому и потекла Волковка.

Шкиперский канал

Был построен в начале XVIII века. Он связывает Галерную гавань с Невской губой. Строительство выполнено по плану известного инженера Д. Трезини. Ранее там была слобода шкиперов. Эта слобода располагалась там еще с самого момента появления города. В данный момент идет обновление, в конце которого ожидают, что канал станет местом скопления отдыхающих жителей.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 199 times, 1 visits today)

Самый молодой – Дудергофский канал

Самый молодой - Дудергофский канал

Это самый юный канал Петербурга. Он берёт своё начало от пруда бывшей усадьбы Петра Шепелева недалеко от пересечения Петергофского шоссе и проспекта Маршала Жукова, проходит вдоль Петергофского шоссе до реки Ивановки, откуда поворачивает на север в сторону Невской губы. Канал был прорыт в 1980-х годах, в связи с необходимостью осушить территорию между Финским заливом и Петергофским шоссе и для обустройства Южно-Приморского парка. Именно через этот канал перекинут нашумевший мост Ахмата Кадырова.

Частично использован список каналов и их описание из Википедии и вКонтакте.

Авторский пост

Ссылки по теме:

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.