Пешая прогулка к Синему камню – одной из достопримечательностей Переславля-Залесского


Синий камень на Плещеевом озере в Переславле-Залесском. Легенды, отзывы, фото, видео, панорама, где находится, отели рядом.

Материал[править | править код]

Название камня связывают с тем, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность). Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца[1].

Камень испещрён мелкими бугорками[1]. Согласно последним исследованиям, вес камня — около 12 тонн[2].

Где находится и какдобраться?

Где находится: Синь камень расположен в национальном парке «Плещеево озеро» по адресу Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Советская, 41.

Сюда можно добраться на личном авто, такси или автобусе. Маршрут №1, который идет практически через весь город, поможет доехать до нужной точки. 

Как добраться на личном автомобиле из центра Переславля-Залесского:

Услуги такси обойдутся в пределах 100-200 рублей, в зависимости от того,откуда вы будете ехать.

Рельеф Переславского края

Весь рельеф национального парка, расположенного между Борисоглебской возвышенностью и Клинско-Дмитровской грядой, образован ледником в период Московского, или, как его называют многие исследователи, московской стадии Днепровского оледенения, случившегося в этих местах около 30 тысяч лет назад. Огромные массы глины, песка и валунов, которые нес в своей толще и толкал перед собой ледник, сложили столь привычные нам возвышенности, а талые ледниковые воды, заполнив образовавшиеся между ними низинки, создали многочисленные озерца и озера, большинство которых постепенно состарилось и превратилось в болота.

Память о леднике хранят и многочисленные валуны, частью скрытые под возвышенностями и холмами, частью – лежащие на поверхности. К ним относится и лежащий на Плещеевском берегу знаменитый Синий камень.

Языческие времена[править | править код]

Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в ІХ—XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.

Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. (По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня — вершина Александровой горы, что неверно).

Судьба Синего камня в христианское время[править | править код]

Камень сейчас находится у берега Плещеева озера

Несмотря на наличие рядом Борисоглебского Надозёрного монастыря, переславцы нередко собирались у камня и устраивали буйное веселье, пляски и костры. Некоторое время монахи и священники ограничивались увещеваниями, пугая местных жителей тем, что в идоле живёт нечистая сила. Однако внимание к языческой святыне не ослабевало.

Всё изменилось в начале XVII века. В житии святого Иринарха Ростовского говорится о том, что преподобный посоветовал своему другу дьякону Онуфрию зарыть камень. Тот и зарыл «идола», отчего потом сильно болел. По другому варианту, наоборот, дьякон зарыл камень и за это выздоровел от лихорадки[3].

В земле камень пролежал некоторое время, а потом снова очутился снаружи. Водяная эрозия размыла склон, а замерзающий грунт понемногу выталкивал камень из земли.

В 1788 году его хотели использовать под фундамент строившейся Духовской церкви (она находилась на берегу Мурмажа, притока речки Трубеж, которая впадает в Плещеево озеро южнее Борисоглебского монастыря). Синий камень водрузили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера. Но лёд не выдержал огромной тяжести, треснул, и камень утонул на глубине 2 аршин (1,4 метра). (Бердников ошибочно пишет про 2 сажени, то есть 4,3 метра.)

Через 70 лет Синий камень снова вынесло на берег озера, причём севернее его прежнего местонахождения. Дискуссия о причинах этого явления шла в газете «Владимирские губернские ведомости» и завершилась выводом о том, что камень выдавили весенние торосы, ураганный ветер и движение льдов[4][5].

Сегодня Синий камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. Сорок лет назад он выдавался на поверхность чуть ли не в рост человека, а теперь его высота менее чем до колена.

Как доехать до Синь-камня

Валун находится на северо-восточном берегу Плещеева озера примерно в 5 км от окраины Переславля-Залесского.

До самого камня можно доехать из города на такси, воспользовавшись приложениями: Яндекс.Такси, «Зеленоглазое такси».

Можно дойти и пешком, но путь предстоит долгий и утомительный.

Удобнее добраться до места на машине.

Из Переславля-Залесского поездка займет примерно 15 минут.

Из Москвы до Синего камня приблизительно 150 км.

Машину нужно будет оставить у обочины. На пути к достопримечательности есть палатки с сувенирной продукцией, едой и напитками.

Синь-камень: видео

.

Настенька

май 2021

empty1x1.png

Вход 10 мая 2021 года 200₽,подорожало с 50₽ с 1 мая сказали)))))

Oksana

июль 2020

empty1x1.png

Не поняла смысла в камне… ну да ладно, народ ходит и счастлив

Sergei

июнь 2018

empty1x1.png

Очень слабо для достопримечательности.. из земли торчит камень среднего размера и все.

Inessa

июнь 2018

empty1x1.png

Стоит сходить для галочки или сфоткаться на мостике. Много сувениров. Мы купили варган.

.

Екатерина

апрель 2018

empty1x1.png

Когда мы там были, камень был обычного цвета, впечатления особого не произвел. По легенде, он ползет в гору, откуда его спустили, где он раньше лежал в основании храма.

.

Dim

январь 2018

empty1x1.png

Хорошая достопримечательность, интересные легенды про этот камень. Прекрасный вид на озеро, совсем рядом от города. Вообщем стоит посетить. Стоимость 50 рублей за вход.

.

Inna

ноябрь 2017

empty1x1.png

Милое место, правда камень завален «подношениями», огрызки всякие, женьшенем мелкие. А вот смотровая площадка симпатичная. Вход стоит 50₽!!!!

.

Светлана

октябрь 2017

empty1x1.png

Языческий сильный камень. Можно загадать желание

.

inspector

июль 2017

empty1x1.png

Чистой воды хуйня же…

Смотреть отзывы наtripadvisor

Культ синих камней[править | править код]

Вера в священные камни присутствует в религиозных воззрениях разных народов. Они до сих пор почитаются в традиционных культурах (например, на Алтае).

Синий камень на Плещеевом озере — одно из свидетельств существования подобных верований у восточных славян и ранее обитавшего здесь финского племени меря.

На Переславщине было много таких камней: Лось-камень и Петух-камень на реке Нерли Волжской, легендарная каменная баба на Берендеевском болоте.

Наконец, ещё один синий камень, найденный Иваном Борисовичем Пуришевым при земляных работах[8], был размещён на Красной площади Переславского кремля возле Спасо-Преображенского собора. По состоянию на 2020 год этот камень лежит уже не на Красной площади, а в Музее ботика Петра.

О широком распространении культа «синих камней» свидетельствуют также и исследования финского этнографа Арья Альквист, зафиксировавшие в 1995 году в Переславском районе шесть «синих камней», помимо камня у оз. Плещеево:

  • Синий камень в низине у деревни Скоморохово
  • Синий камень — лес, болото близ поселка Релинский
  • Синий камень — в 3-х километрах от деревни Деревково
  • Синий камень — возле деревни Городище (рядом с селом Глебовское)
  • Синий камень у дороги близ села Романово
  • Синий камень на небольшом бугорке на опушке леса Строга за рекой Кубрь

Альквист предположила, что название «синий» у культовых камней мерян связано с именем Укко, верховного божества грозы финно-карельской мифологии, имевшем прозвище «Синяя накидка» (Sinivitta), который в мифах часто представал в одежде синего цвета[9].

Почитание углублений в виде «следов» и «чаш», часто встречающихся на синих камнях, связано с древним культом зооморфных и антропоморфных предков. Например, по мнению В. А. Бурова, эти углубления олицетворяют вход в пещеру «матери-горы», а сам валун выступает как вместилище душ — членов определённого рода. Такая трактовка была предложена по аналогии между поверьями о культовых камнях в меряно-русских верованиях и представлениями других финно-угорских народов (в частности, манси) о «стране мертвых», путь в которую лежит через отверстие в скале с водой[9].

Условия посещения

Синий камень в Переславле-Залесском расположен на территории парка «Плещеево озеро», поэтому придется заплатить за его посещение.

Билет стоит 100 рублей со взрослого человека и 50 рублей с ребенка. Работает парк каждый день.

Магическая сила

Как говорят прихожане, магическая сила места заключается в том, чтобыизлечить хронические и тяжелые болезни у детей и взрослых, а женщинам —излечить бесплодие. Для этого нужно потереть камень правой ладонью, но делатьэто не скептически, а с верой.

Чтобы приезжим было комфортно, администрация парка оборудовала рядом беседки. Возле камня есть кострище и деревянный столик.

Гости «заряжают» от камня свои аксессуары, ленточки, носовые платки, а также оставляют рядом монетки на счастье.  

Куда сходить и что посмотреть в Переславле-Залесском

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Видео о достопримечательности

Автор Анастасия Савиных

Камень, туристы и язычество 

Как видите, камень, если и ползет, то не вверх, к горе, а вниз, к озеру, что объясняется элементарным курсом школьной физики. В субботние, воскресные и праздничные дни к Синему камню подъезжает примерно до 12-18 автобусов с туристами в день. Умножим число автобусов на число выходных и праздничных дней в году, получим число автобусов, привозящих туристов взглянуть на Синий камень. Умножим число автобусов на число туристов, коих в каждом автобусе в среднем 40 человек. Умножим полученное на средний вес человека, скажем, 75 кг; теперь умножим полученное на ускорение свободного падения 9,8 и получим далеко не полную цифру той механической нагрузки, которую испытывает Синий камень, на который каждый турист, по примеру экскурсовода, норовит встать ногами. И это без учета так называемых «неорганизованных» туристов, которых каждое лето у Синего камня бывают тысячи…

И почти каждый из посетителей, в надежде на чудо, старается кусочек камня «на память» отколоть и с собой прихватить. К тому же постоянно находятся люди, которым ледниковый валун не дает покоя: одни предлагают перевезти камень к городскому музею и прикрепить к нему табличку; другие, в целях его же сохранения, заключить камень в железную клетку или поднять его на вершину Александровой горы; третьи советуют взорвать или утопить «проклятого языческого идола». Что ж – каждому по вере его, тем более, что статья 28 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам России «…право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

А потому давайте прекратим никому ненужную шумиху вокруг плещеевского Синего камня. И, независимо от того, «тот» он или «не тот», постараемся сохранить его как одну из достопримечательностей национального парка «Плещеево озеро» для наших детей, внуков и правнуков, как немого свидетеля большой и такой разной истории нашего Переславского края. В том виде и на том месте, где он находится сейчас, не нарушая хрупкого очарования драгоценной оправы «голубой жемчужины Залесья».

Источники:

Марина Дорофеева, национальный парк «Плещеево озеро»

Фото – камень – середины 1950 г.г.

Камень – 80 гг

Камень – 2000 –е,

Камень сейчас.

При подготовке данного материала использована литература:

1. Альквист А. (Aria Ahlgvist) Синие камни. Каменные бабы. – Ж. «Финно-угры», 1995, № 86. (Периодическое издание Хельсинского университета, г. Хельсинки).

2. Бердников В.В. Синий камень Плещеева озера. – Ж. «Наука и жизнь», 1985, № 1

3. Пуришев И.Б.. Еще раз о Синем камне. – Газета «Коммунар», 1985 г., март, 27

4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- Москва, «Наука», 1994, 608 с.

Материал опубликован в журнале “Деловой Переславль”. 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.