НОВГОРОДСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР – Древо

Софийский собор (Великий Новгород). Совершенно та же Википедия. Только лучше.

История[править | править код]

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой. Храм имеет пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле середины XII века с большим количеством горельефов и скульптур.

Во время штурма Новгорода войсками Якоба Делагарди протопоп собора Амос Иванович погиб в сражении с шведскими солдатами.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор В. В. Суслов[1].

В 1922 году, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году собор был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей[2], где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Смотрите также

  • История и культура: О деревянной Софии Новгородской
  • Аэропанорама: Новгородский Кремль, Ярославо дворище, река Волхов

Росписи и иконы Софийского собора[править | править код]

Пророк Соломон. Фреска в барабане храма

Мартириева паперть Софийского собора

Софийский собор был окончательно расписан к 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:

  • Икона Божией Матери «Знамение»
  • Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
  • София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
  • Тихвинская икона Богородицы (XVI век). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.
  • Деисусный чин Успенского иконостаса написан Аароном, иконописцем XV столетия.

Премудрость созда себе дом…[править]

Посольский Спасо-Преображенский монастырь

Икона «Премудрость созда Себе Дом» (ок. 1548). Новгородская школа

Главный храм Новгорода посвящен Софии, Премудрости Божией, а между тем его престольный праздник —Успение Пресвятой Богородицы. Как же так получилось? Начнем издалека. В Византии (а русские «Святые Софии» — прямые наследницы константинопольской) долгое время вообще не существовало престольных праздников, да и праздники Господские и Богородичные не были столь четко разделены, как теперь. Однако к моменту освящения Софийского собора в Константинополе (360 год) христиане ясно понимали, что под Софией, Премудростью Божией, следует понимать Христа, воплощенное Слово Божие. Это нашло отражение во многих письменных памятниках того времени. На Руси, однако, как справедливо отмечал Георгий Флоровский, «в… Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни». Так, в первой русской Софии — киевской — престольным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, здесь произошло некоторое смещение смыслового акцента —с самой Премудрости Божией на Ее вместилище, то есть с Христа на Божию Матерь. «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», — говорится в Книге притчей Соломоновых. Под «Домом», согласно общепринятому толкованию, понимается Божия Матерь, из Которой воплотилось Слово Божие. Но дом Божий — это также и храм, и это двойственное значение, судя по всему, нашло свое отражение в установлении престольных праздников русских Софийских соборов. Для новгородской Софии такое установление произошло довольно поздно, при архиепископе Геннадии (+1505). Именно он «повеле» праздновать Успение Пресвятой Богородицы как престольный праздник Святой Софии, ориентируясь при этом, по-видимому, на Москву с ее главным Успенским собором, ибо и сам он был московским ставленником — из архимандритов Чудова монастыря.

Мощи[править | править код]

В соборе постоянно находятся останки святых: Анны, князей Владимира, Мстислава и Фёдора, епископов Иоакима Корсунянина, Луки Жидяты, Никиты и Аркадия и архиепископов Иоанна, Григория, Мартирия, Антония, Василия Калики, Симеона и Аффония.Церковная атрибуция останков, по мнению советского историка В. Л. Янина, не соответствует исторической действительности[5].Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв.

Магдебургские врата[править | править код]

Ма́гдебургские, иначе Корсунские врата — название бронзовых дверей первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора[6]. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский.

Использованные материалы

  • “Софийский собор,” сайт Русский город, раздел “Великий Новгород”:
    • http://www.russiancity.ru/text/nov01.htm
  • Священнослужители Софийского собора Великого Новгорода, официальный сайт:
    • http://saintsofianovg.ru/drevnosti/duhovenstvo-sobora-xi-xx-vekov/

[1]  Летописи XVI-XVII века указывают 989 год; жизнеописание первого святителя Новгородского Иоакима, http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7540, указывает 992 год.

[2]  По “Сказанию о Святой Софии – 21 мая.

[3]  Исключение составляет датировка Янина, который относит событие к 1046 году. См. Янин, В. Л., Очерки комплексного источниковедения, М., 1977, 124.

[4]  Версия В. Г. Брюсовой. В летописях известно о поражении русских под Царьградом в 1043 году, и ничего не говориться о походе следующего года. Брюсова предполагает что поход впоследствии был ошибочно приписан Владимиру Мономаху и описывается в “Сказании о князьях Владимирских“. Брюсова отмечает, что в этот поход могли быть вывезены из Византии Корсунские врата и большое количество икон, часть из которых затем были приписаны новгородской школе иконописи. См. Брюсова, В. Г., София новгородская, памятник искусства и истории, М., 2001

[5]  Первая датировка по Софийской 1-й летописи, вторая – по Новгородской 3-й летописи.

[6]  В Новгородской 3-й летописи.

[7]  Духовенство Новгородской губернии на 1864 год. Новгород, генеалогический сайт Бовкало А. А.,: http://www.petergen.com/bovkalo/sp/novgorod1864.html

[8]  Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916, http://www.proza.ru/2015/10/03/2043

[9]  БД ПСТГУ “Новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века”, http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxIT…b**

[10]  БД ПСТГУ “Новомученики и исповедники Церкви Русской: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/koi/newmr/?HYZ…tk*

[11]  Духовенство Софийского собора, на официальном сайте кафедрального Софийского собора: http://saintsofianovg.ru/duhovenstvo/

Крест главного купола и легенда о голубе[править | править код]

Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный учинил резню новгородцев, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.[7]

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

  • Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ

  • Центральный купол собора с голубем

  • Голубь

  • Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

Граффити Софии Новгородской[править | править код]

Фрагмент граффити в Софийском соборе

Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века. Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века. В 1978 году в книге А. А. Медынцевой была опубликована 251 надпись из них 10 глаголических, остальные — кириллические. К 2012 году было известно о 22 глаголических надписях[8]. Всего к 2014 году известно около 800 текстов[9]. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV век. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии Киевской[10]. Обнаруженное в Новгородской Софии прорицание жреца воронов Якова Ноги в отношении Хотена Носа Алексей Гиппиус считает редчайшим осколком устной поэтической традиции, дошедшей до нас в «Слове о полку Игореве», в котором эпический певец Боян назван вещим[11].

Звонница

Это отдельное сооружение, появившееся в XV веке. Звонница является самой древней на всейРуси.  На сооружении заметны частыеперестройки, следы от артиллерийских снарядов. Занесена в охранный списокЮНЕСКО.

На звоннице есть смотровая площадка,куда можно подняться с апреля по сентябрь.

Звонница является чисто новгородскимизобретением. Представляет собой конструкцию с несколькими колоколами. Когдазвонили все колокола, то звук от них был слышен на 50 км. Повторить такое жесооружение на протяжении всей истории удалось только 2 раза. Считается, чтоименно звук звонницы вдохновлял Рахманинова, который начал использоватьзвучание колоколов в академической музыке.

На звоннице был даже так называемыйсветский колокол, то есть без креста.

Во время Второй мировой войны колоколапытались сохранить. Часть была перевезена в Кириллов, часть утонула в реке, анекоторые были закопаны на берегу Волхов. Все сохранившиеся колокола все равносильно пострадали и в них нельзя звонить. Они являются частью экспозицииСофийской звонницы, Валдайского и Кирилло-Белозерского музеев.

Вокруг одного из колоколов, который не сохранился до наших времен, есть интересная легенда. Во время правления Ивана Грозного, в день, когда он отправился к обедне в Софийский собор, во время перехода по мосту через реку, звонарь стал звонить. Но громких звуков испугалась лошадь и Грозный чуть не упал в реку. После чего он приказал отрубить колоколу уши и оставить только среднее. В итоге «казненный» колокол стали называть «безухий».

Звонница

Ссылки[править | править код]

  • Софийский собор в Новгороде // Музей православного зодчества
  • Софийский собор // «Русский город»
  • О деревянной Софии Новгородской // Novgorod.ru
  • Собор Святой Софии, Новгород: иконы, фрески, литература // Icon-art.info

Фотогалерея

Другие статьи о культурном наследии

loading.gif

Загрузка…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...