Мост через реку Квай (1957) – Bridge on the River Kwai, The – фильм – информация о фильме – европейские фильмы – Кино-Театр.Ру
Сюжет[править | править код]
Во время Второй мировой войны группа английских военнопленных попадает в японский лагерь в бирманских джунглях. Там они встречают двух пленных американцев, выживших из прошлой партии пленных. Англичанами командует подполковник[1] (Lt. Colonel) Николсон (Алек Гиннесс). Он считает, что поскольку он и его люди сдались в Сингапуре в плен по приказу высшего командования, то они и в плену продолжают находиться на военной службе. Среди своих людей он поддерживает строгую армейскую дисциплину, даже в лагерь они приходят строевым шагом, несмотря на ранения, болезни и прочие тяготы японского плена. Николсон не допускает даже мысли о побеге, считая это дезертирством. Он не обращает внимания на слова одного из американцев — коммандера Ширза (Уильям Холден) — о том, что это уже не служба, а ад, и у них только два пути: либо умереть в лагере, как умирают рано или поздно все пленные, либо погибнуть в джунглях при побеге.
Однако командиру японского лагеря полковнику Сайто (Сэссю Хаякава) нет дела до того, кем считают себя англичане, солдатами или пленными. У него приказ построить мост через реку Квай к строго определённому сроку. Он заявляет, что все пленные равны, и поэтому на строительстве моста будут работать все, невзирая на звания. Но Николсон намерен добиваться от японцев буквального исполнения 27-й статьи Женевской конвенции, запрещающей привлекать офицеров-военнопленных к работам. Сайто заявляет, что ему плевать на все конвенции, что в этом лагере он и только он решает, кто и что должен делать. После категорического отказа Николсона отдать приказ своим офицерам работать наравне с прочими пленными Сайто угрожает им расстрелом.
В последний момент вмешивается майор медицинской службы Клиптон, который заявляет Сайто, что тот не может убить ни офицеров, ни многочисленных раненых из медицинского барака, наблюдающих за развитием конфликта. Их всех не смогут застрелить даже за попытку побега, хотя бы потому, что многие просто не в состоянии ходить. Тогда Сайто разворачивается и уходит в свою палатку. Пленные приступают к работе, однако офицеры продолжают стоять под палящим солнцем по стойке «смирно». Один из них, потеряв сознание, падает на землю, но остальные продолжают стоять до самого вечера. Тогда они узнают новый приказ о том, что офицеры будут помещены в карцер, а Николсона запрут в так называемой «духовке» — стоящей на самом солнцепёке конурке, в которой невозможно даже встать в полный рост.
Коммандер Ширз уверен, что шансов выжить в лагере у его подневольных обитателей ничуть не больше, чем в джунглях, поэтому он и ещё двое пленных решаются на побег. Однако его товарищей застрелили японцы, а сам Ширз ныряет в реку, и японцы считают его погибшим. С неимоверными усилиями он добирается до деревушки, где местные жители дают ему лодку, и беглец сплавляется по реке к океану.
Строительство моста продвигается крайне медленно, что никак не устраивает полковника Сайто, который должен будет совершить ритуальное самоубийство, если не выполнит приказ командования — построить мост к определённому сроку. Он предпринимает новые усилия, чтобы заставить английских офицеров работать, предлагает Николсону различного рода сделки, но тот непоколебим. Сайто в бешенстве: он считает, что англичане, потерпевшие поражение, не должны себя так вести, говорит, что у них нет гордости, раз они сдались в плен, и все их требования теперь — лишь упрямство, а не исполнение воинского долга. Он лишает поста своего офицера, командовавшего стройкой, и сам принимает руководство. Однако строительство идёт прежними темпами. Тогда он соглашается, что командовать английскими пленными будут английские офицеры. Под предлогом годовщины окончания русско-японской войны, в которой японцы победили, он объявляет амнистию и выпускает офицеров из карцера.
На следующий день Николсон вместе со своими офицерами осматривает стройку и остаётся крайне недоволен. К удивлению своих офицеров, он намерен прекратить всякий саботаж строительства и действительно построить хороший мост, причём в указанные японцами сроки. Он заявляет, что японцы превратили его батальон в толпу: «никакого порядка и дисциплины». Ради восстановления прежнего строгого порядка он и намерен воспользоваться строительством моста, считая, что его солдаты хороши лишь тогда, когда они занимаются делом. Также он обещает, что его люди покажут, на что способен английский солдат, так что японцам будет стыдно за свою работу, а англичане смогут гордиться своим трудом.
Советники Николсона выбирают новое место для моста. Полковник даже увеличивает ежедневную норму выработки на человека, но также просит Сайто, чтобы тот отдал часть своих людей на стройку, причём они должны выполнять тот же объем работ, что и пленные. «Это поможет создать атмосферу здорового соперничества». Сайто согласен на все условия, лишь бы мост был построен вовремя. И строительство начинает продвигаться с неимоверной скоростью. Солдаты хотя и сомневаются в объяснениях своего полковника насчёт того, зачем ему понадобился действительно хороший мост, но в целом верят ему и беспрекословно выполняют все его распоряжения.
Ныне существующий железнодорожный мост через реку Квай
Тем временем коммандер Ширз оказывается в офицерском госпитале на Цейлоне, где отдыхает на пляже, флиртует с медсёстрами и собирается комиссоваться по состоянию здоровья. К нему подходит майор Уорден (Джек Хокинс) из загадочного отряда 316, который впоследствии оказывается отрядом британских коммандос, и весьма навязчиво предлагает Ширзу принять участие в операции по подрыву строящегося моста. Ширзу совсем не хочется возвращаться туда, откуда он с таким трудом выбрался, поэтому он сознаётся, что хотя и служил на флоте США, он вовсе не офицер. И звание, и имя он себе присвоил, рассчитывая, что в плену с офицерами будут лучше обращаться, и предлагает доложить об этом командованию, чтобы его наказали за это преступление, но только не отправляли обратно в джунгли. Однако оказывается, что настоящая личность Ширза давно установлена и что присоединиться к коммандос — его единственный шанс искупить своё преступление. Он и ещё трое бойцов десантируются на парашютах в районе той деревни, где он побывал, убегая от японцев. Один из солдат приземляется на лес и погибает. Перед оставшимися тремя диверсантами ставится задача: взорвать мост вместе с проходящим по нему поездом в ходе церемонии торжественного открытия.
Тем временем Николсон становится настолько одержимым идеей построить хороший мост вовремя, что делает то, на что не решился даже прославившийся своей жестокостью Сайто. Он не только просит своих офицеров трудиться вместе со всеми, но и приходит в барак к раненым и больным с просьбой помочь на стройке. Любя и уважая своего командира, никто не в силах отказать ему. Таким образом всё, чего добивался сам Николсон в первый месяц своего пребывания в лагере, он сам и отвергает. Мост достраивают вовремя. Николсон и Клиптон прибивают табличку, гласящую, что мост построен британскими солдатами.
Отряд коммандос натыкается на японский патруль. В стычке в ногу ранен командир отряда майор Уорден. Он с трудом идёт, а когда падает в изнеможении, приказывает Ширзу оставить его, чтобы выполнить приказ. Но тот отказывается: «Вы и Николсон одержимы вашим мужеством. И для чего? Чтобы умереть с честью, как положено, когда главное — жить как нормальный человек». На носилках Уордена всё-таки доставляют к месту операции, однако он не может быстро передвигаться, поэтому остаётся прикрывать Ширза и лейтенанта Джойса, который и должен запустить взрыватель. Минирование проходит успешно, но за ночь уровень воды в реке спадает и местами становится виден шнур взрывателя.
Пленные отправляются в следующий лагерь, а полковник Николсон и майор Клиптон остаются посмотреть на проход первого поезда. Николсон замечает шнур взрывателя и чувствует неладное, но он настолько одержим идеей честно выполнить свой долг, что забывает про всё. Он указывает на шнур Сайто, и они вдвоём идут проверять, куда шнур ведёт. Тем временем уже слышен шум приближающегося поезда. Джойс видит идущих к нему Николсона и Сайто, но до последнего надеется, что поезд подойдёт раньше, чем его обнаружат. Однако этого не происходит. Ножом, чтобы не создавать лишнего шума, он убивает Сайто и сообщает Николсону, что командование требует взорвать мост. Николсон пытается остановить Джойса и кричит японцам о помощи. Джойс падает от меткого выстрела. Ширз пытается перебраться через реку, чтобы убить Николсона и взорвать-таки поезд, но оказывается ранен и не может передвигаться. Николсон узнаёт человека, который считался погибшим, и начинает осознавать, что именно он натворил. Уорден, видя, что ни Ширз, ни Джойс не в состоянии передвигаться и могут попасть к японцам живыми, обстреливает их из миномёта с целью добить: коммандос не должны попасть в плен. Смертельно раненный осколком Николсон падает на рычаг взрывателя, мост рушится прямо перед поездом, который уже не может остановиться.
Раненый и потерявший много крови Уорден, не способный самостоятельно передвигаться, остаётся только в окружении местных девушек-носильщиц, их проводник также гибнет в перестрелке. На берег выбегает уцелевший Клиптон, который так и не понял своего полковника, которому верил до конца, и кричит, повторяя: «Безумие, безумие!».
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%83_%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%B9
История моста через реку Квай
Первый мост через реку Квай появился в годы Второй Мировой войны, сооружение воздвигли в ходе строительства Тайско-Бирманской железной дороги, предназначенной для снабжения японской армии, напавшей на Британскую Бирму с территории Таиланда. Сперва мост был деревянным, но всего за полгода его сменила железобетонная конструкция.
Мост через реку Квай или мост № 277 простоял до конца войны и выдержал все авиационные налеты союзников. Разбомбить сооружение удалось лишь в апреле 1945 года. По репарации Япония передала Таиланду две восстановленные центральные секции, что помогло заново отстроить конструкцию и использовать ее в мирных целях.
Панорама моста № 277:
«Дорога смерти»
К сожалению, появление Тайско-Бирманской железной дороги связано с огромной трагедией и многочисленными жертвами, из-за чего она получила прозвище «Дорога смерти». Известно, что в ходе строительства японцы активно задействовали военнопленных британцев, американцев, австралийцев, нидерландцев, азиатских заключенных и мирных жителей Бирмы. По подсчетам историков их было около 240 тысяч. Условия работы были невыносимыми, с людьми обращались крайне жестоко, из-за чего более 100 тысяч человек умерли от болезней, голода и избиений. Эти события описаны в романе Пьера Буля «Мост через реку Квай», по мотивам которого и снят известный кинофильм.
Усугубляет трагизм ситуации тот факт, что Тайско-Бирманская железная дорога связала Бангкок и Рангун всего на пару лет. Проект, унесший тысячи жизней, оказался бессмысленной затеей. После войны строительство дороги признали военным преступлением и разрушили большую часть — из 415 км осталось лишь 130. Участок на территории Бирмы полностью заброшен и поглощен джунглями.

В память о многочисленных жертвах японской армии в Канчанабури созданы несколько мемориалов и музеев. Ужас тех событий отражает городское кладбище, где покоятся около 7 тыс. военнопленных.
В конце ноября в Канчанабури проходят памятные мероприятия. В эти дни вспоминают погибших при строительстве и в ходе сражений, организуют концерты и шоу.
Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/thailand/city/kanchanaburi/bridges/35801
Мост через реку Квай (1957): новости >>
10 мая 2020
«Сдвоенный сеанс. Эпизод V»: 1957 год
25 августа 2016
Самые интересные мосты кинематографа
6 октября 2013
10 зарубежных фильмов о Второй мировой.
Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/euro/28015/annot/
Факты о фильме “Мост через реку Квай”:
- Сценаристы Майкл Уилсон и Карл Формен попали в «черный список» по подозрению в связи с коммунистами. Их имена были вычеркнуты из титров, а премию «Оскар» за лучшую сценарную адаптацию получил Пьер Буль, по роману которого снят фильм. В 1984 году награда вернулась к героям, но Уилсон получил ее посмертно.
- Ассистент режиссера погиб в автомобильной катастрофе по пути на съемки.
- Сюжет основан на подлинной истории подполковника Филиппа Туси. Воспоминания о нем были собраны в книге Питера Дэвиса «Человек позади моста» (1991).
- В фильме мост был построен за 2 месяца, а на самом деле Британская компания строила для фильма мост на Цейлоне целых 8 месяцев, и это при участии 500 работников и 35 слонов. Мост получился 425 футов длиной и 50 футов высотой. Его стоимость составила 85 000 фунтов стерлингов (по меркам 2002 года — 1,2 миллиона фунтов).
- В оригинальной книге Пьера Буля полковнику Николсону удаётся помешать взорвать мост. Поезд подрывается на одном из резервных зарядов, установленных диверсантами, но мост остаётся невредимым.
Настоящее кино.
Диск с фильмом «Мост через реку Квай» случайно нашел на полке супермаркета. Название было совсем незнакомо, но я его купил, только из-за надписи «7 премий Оскар». Почитав немного о фильме, я узнал, что снят он в 1957 году. 53 года назад… старше из того, что я видел, только «Семь самураев» и «Карнавальная ночь»… Поэтому чувства были смешанными — понравится ли мне это? Ответ мог дать только просмотр. Итак!
Итак, Алек Гиннес. Мне трудно было сразу вспомнить, где в последний раз я видел такую реалистичную игру актера(возможно, в исполнении Тома Хенкса в Зеленой Миле), но создавалось впечатление, что все происходит вживую. При всей моей критике, у роли актера сложно найти хоть один недостаток. Не менее сильно сыграть получилось и у Уильяма Холдена. Сам сюжет показывает то хорошие, то плохие качества героев, совершенно скрывая развязку. Какие — то чуждые и непостижимые вещи, с просмотром, кажутся уж не такими и фантастическими, а вполне сознательными и логичными. Мост через реку Квай — это преобладание достоинства и чести перед инстинктами выживания. Это моральная победа при физическом поражении, вот почему этот фильм вызвал наибольшие ассоциации с, казалось бы, совсем не похожим фильмом Герой(Чжана Имоу).
Не сочтите за спойлер, но в одной из сцен фильма, кульминация достигла такого предела, что под эмоциями хотелось бросить все и вместе с майором Ширзом плыть через реку под пулями идя на верную смерть. Это то, ради чего снимают фильмы, это — высшее искусство.
В завершении скажу, что совсем недавно смотрел фильм Повелитель бури, получивший шесть Оскаров, и теперь знаю точно, что членам высокого жюри должно быть очень стыдно из-за любви к деньгам, а не к настоящему актерскому мастерству.
Высшая оценка, 10 +
похожие фильмы:
Источник: https://Kino-o-voine.ru/most-cherez-reku-kvai-1957/
Факты[править | править код]
Сценарий фильма написан опальным дуэтом — Карлом Форманом и Майклом Уилсоном, которые даже не упоминались в титрах. Пьер Буль, которому присудили «Оскара», не присутствовал на церемонии награждения, приз за него получила Ким Новак. За этот же фильм Буль был удостоен премии BAFTA.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%83_%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%B9
Экскурсии и поездка на поезде
Туристы, самостоятельно прибывающие в Канчанабури, могут дойти до моста пешком и прогуляться по нему, либо сесть на поезд, который провезет через долину Квай Ной, где сохранился участок Тайско-Бирманской железной дороги.
Тем, кто предпочитает организованные экскурсии, туроператоры предлагают автобусные экскурсии из Паттайи, Пхукета и Бангкока. Такие программы обычно комплексные, кроме моста вы увидите Национальный парк с водопадами Эраван и водопад Сайок Ной, поучаствуете в сплаве по реке Квай и покатаетесь на слонах.
Осмотреть знаменитое сооружение можно с реки, договорившись с местными лодочниками. А на самом мосту № 277 есть смотровые площадки.
Экскурсионный поезд отправляется от Центрального ж/д вокзала Бангкока по выходным дням. В пути есть несколько остановок, одна из них — перед мостом. Здесь туристы выходят, осматривают достопримечательность и загружаются обратно в вагоны. Состав движется дальше до станции Нам-Ток у границы с Мьянмой (бывш. Бирмой).

Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/thailand/city/kanchanaburi/bridges/35801
Награды и номинации[править | править код]
- 1957 — 4 премии Национального совета кинокритиков США: лучший фильм, лучший режиссёр (Дэвид Лин), лучший актёр (Алек Гиннесс), лучший актёр второго плана (Сэссю Хаякава).
- 1958 — 7 премий «Оскар»: лучший фильм (Сэм Шпигель), лучший режиссёр (Дэвид Лин), лучший адаптированный сценарий (Пьер Буль, Майкл Уилсон, Карл Форман), лучшая мужская роль (Алек Гиннесс), лучшая операторская работа (Джек Хилдьярд), лучший монтаж (Питер Тэйлор), лучшая музыка (Малкольм Арнольд). Кроме того, Сэссю Хаякава был номинирован в категории «лучшая мужская роль второго плана».
- 1958 — 4 премии BAFTA: лучший фильм, лучший британский фильм, лучший британский сценарий (Пьер Буль), лучший британский актёр (Алек Гиннесс).
- 1958 — 3 премии «Золотой глобус»: лучший фильм — драма, лучший режиссёр (Дэвид Лин), лучший драматический актёр (Алек Гиннесс). Кроме того, Сэссю Хаякава был номинирован в категории «лучшая мужская роль второго плана».
- 1958 — премия «Давид ди Донателло» за лучшую зарубежную постановку (Сэм Шпигель).
- 1958 — премия Гильдии режиссёров США (Дэвид Лин).
- 1958 — New York Film Critics Circle: лучший фильм, лучший режиссёр (Дэвид Лин), лучший актёр (Алек Гиннесс).
- 1959 — номинация на премию Грэмми за лучший саундтрек (Малкольм Арнольд).
- 1997 — фильм отобран в Национальный реестр фильмов.
«Мост через реку Квай» в рейтингах Американского института киноискусства:
- 1998 — 13-е место в списке 100 лучших американских фильмов.
- 2001 — 58-е место в списке 100 самых остросюжетных американских фильмов.
- 2006 — 14-е место в списке 100 самых вдохновляющих американских фильмов.
- 2007 — 36-е место в обновленном списке 100 лучших американских фильмов.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%83_%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%B9
Как добраться до моста через реку Квай
Добираться в Канчанабури своим ходом удобнее всего из Бангкока. Кроме экскурсионного поезда, отсюда ходят обычные составы и междугородные автобусы. Дорога занимает 2–3 часа.
Главный ж/д вокзал столицы «страны улыбок» называется Хуа Лампонг, он располагается в районе Ратум Ван. К нему ведет синяя линия метро, выходить нужно на станции «Hua Lamphong station».
Сесть на автобус до Канчанабури получится на Южном автовокзале Сай Тай Май или на северной станции Мо Чит.
Остановка «River Kwai Park Market» находится в шаговой доступности от моста через реку Квай. На ней останавливаются автобусы и минибасы, доставляющие туристов из разных уголков Таиланда. Найти оптимальный вариант поможет русифицированный сайт 12go.asia, специализирующийся на азиатских направлениях. Через него вы сможете подобрать транспорт и купить билеты.
В Бангкоке можно арендовать автомобиль, на нем вы доберетесь до моста примерно за 2 часа. Планируйте маршрут с помощью координат: 14.040905, 99.503700.
Маршрут на Google Maps:
Для вызова такси используйте популярное в азиатских странах приложение GrabTaxi.
Мост через реку Квай: видео

Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/thailand/city/kanchanaburi/bridges/35801
См. также[править | править код]
- Марш полковника Боги (1914), который насвистывают военнопленные в фильме.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%83_%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%B9
Куда сходить и что посмотреть в городе Канчанабури
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/thailand/city/kanchanaburi/bridges/35801
Ссылки[править | править код]
- Account of bombing crew (англ.)
- Постеры фильма
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%83_%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%B9