Монастыри и храмы Суздаля

20 главных церквей и храмов Суздаля – фото с названиями и описанием, время работы, отзывы туристов. Какие стоит посетить в первую очередь. Церкви Суздаля на карте.

Почему в Суздале так много церквей

Наверное, никто не сможет точно ответить на вопрос: “Почему в Суздале так много церквей?”. Может быть потому, что все люди верили в Бога и строили храмы, чтобы приходить в них молиться. Недаром встречается выражение – Святая Русь. Конечно, многие храмы пострадали во время набегов вражеских завоевателей и в результате пожаров, но народ бережно относился к духовной культуре, поэтому многие церкви и храмы были отстроены заново.

Суздальские церкви не только являются украшением города, но и помогают создать неповторимую атмосферу и мысленно перенестись на несколько веков назад. Многие памятники архитектуры принадлежат постройкам 12 столетия, однако активное строительство на суздальских землях происходило в 16-17 столетиях, когда город был присоединён к Московскому княжеству и утратил политическое влияние, превратившись в наиболее крупный на Руси центр религии, культуры и ремесла. Именно в тот период и начали появляться сохранившиеся до наших дней архитектурные композиции: Кремль и принадлежащие ему постройки, Покровский монастырь и т.д. В 18 столетии начинается возведение посадских приходских храмов, и к началу 19 столетия архитектурный ансамбль города был полностью сформирован.

Город-заповедник

Когда Юрий Долгорукий сделал Суздаль столицей Северо-Восточной Руси, Москвы не было и в проекте. Суздалю уже больше 1000 лет, но город до сих пор хранит свой древний облик и даже границы. Городок по нашим меркам малюсенький — его площадь всего 10 квадратных километров. На этой скромной территории теснятся 200 церквей и храмов, из-за чего город кажется одним большим музеем под открытым небом…

Справедливо подмечено, что лучший способ узнать город — самостоятельно прогуляться по улицам. И Суздаль — не исключение. Вы и не заметите, как обойдете весь исторический центр — и вовсе не из-за его миниатюрности. Просто туристы, сраженные скромным обаянием милых улочек и движимые любопытством, переходят от одного объекта к другому, не чувствуя времени и усталости.

Остановившись у моста через речку Каменку, трудно сразу решить, куда податься вначале, а куда — потом, в качестве факультатива. Хочется разом пойти на все четыре стороны. Мост — словно камень перед богатырем: “Направо пойдешь…”

В гости к прошлому

Кроме времени туристу терять нечего, поэтому в путь. На левом берегу реки перед мостом стоит свернуть налево и по Пушкарской улице направиться к Музею деревянного зодчества и крестьянского быта. Заблудиться невозможно: улица тянется вдоль берега Каменки, да и чешуйчатые крыши музейных храмов служат прекрасным ориентиром. Правда, шагать вы будете не по исторической спирали, поскольку Музей — это новодел, появившийся в 60-х годах прошлого века. Но то, что здесь представлено — это частички подлинной истории, образцы деревянного зодчества, свезенные из различных областей России (этим он схож с “Витославлицами”, что Великом Новгороде).

Экспозиция музея – своеобразное село, на улице которого соседствуют:

  • деревянные храмы,
  • рубленные дома зажиточного крестьянина и простого батрака,
  • совсем забытые современным человеком ветряные мельницы,
  • овины и амбары,
  • огромный колодец,
  • расписные деревянные качели.

В каждом предмете воплощен древний опыт русского народа, его представление о практичности и красоте. Везде можно гулять, фотографироваться на фоне резных наличников, незатейливых, но белейших занавесок с пышной геранькой на подоконнике, дородной хозяйки в цветастой шали.

Читайте также: “Золотые” майские праздники

Прямо у музейных ворот раскинулся сувенирный базар и самый ходовой и занимательный его товар — это огурцы любой “крепости”: от малосольных до “вырви-глаз”. Суздальцы считают огурец важнейшей овощной культурой и чуть ли не символом города. Слава о ежегодном празднике Огурца, проходящем здесь, разнеслась по многим российским городам и весям.

Хмельные прогулки

Переправой на противоположный берег речки Каменки вам послужит дощатый мостик, а извилистая дорожка проводит к местному Кремлю, с которого и начиналась история Суздаля. Древние бревенчатые стены кремля сгорели в городском пожаре XVIII века — на память потомкам осталось лишь кольцо поросших травой земляных валов. Обязательно по ним прогуляйтесь: отсюда открывается замечательный вид на заречные слободы и ансамбли монастырей. А в самом Кремле стоит посетить древнейшие памятники Суздаля: Архиерейский дом и Рождественский собор – выдающийся памятник белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, включенный в список мирового наследия ЮНЕСКО.

От Кремля тенистая улочка (по которой можно пройтись пешком, а можно и прокатиться на лошадке под звон бубенцов) выведет путника на Торговую площадь. Она и поныне не утратила своего назначения: даже в будний день разномастных торговцев здесь едва ли не больше, чем покупателей. На прилавках в основном традиционные туристические безделицы да прославленная медовуха. От покупки этого исконно русского напитка удержаться трудно. Пьется медовуха легко и приятно, хмель быстро выветривается. Однако сомнительной жидкости в пластиковых бутылках, продающейся с рук на площади, стоит предпочесть медовуху, предлагаемую в дегустационном зале здесь же неподалеку.

Тайны монастырских стен

Суздальские монастыри — отдельная страница в истории города. В былые времена здесь блистали маковками 15 обителей, но до наших дней сохранилось лишь 5. Самые значительные — Покровский (женский) и Спасо-Ефимиев (мужской) монастыри, расположенные по соседству.

Последний, недействующий, является “уникальным примером музеефикации огромного архитектурного ансамбля”, как пишет один из путеводителей. Основан Спасо-Ефимиев монастырь был еще в середине XIV столетия, задумывался как крепость и первоначально был обнесен деревянным частоколом. Когда значение монастыря как твердыни потеряло смысл, ему нашли новое применение — при Екатерине Великой он стал тюрьмой для еретиков и политических вольнодумцев. К арестантам здесь применялись самые бесчеловечные наказания, поэтому место обрело дурную славу. Тюрьму упразднили только в 1905 году.

Суздаль. По тропинкам русского средневековья. Суздаль. По тропинкам русского средневековья.

Сейчас это внушительный музейный комплекс. Осмотр его экспозиций займет не час и не два. Ценителям редких фолиантов стоит заглянуть на выставку “Книжные сокровища шести столетий”. Согласитесь, нечасто приходится увидеть выпущенный первопечатником Руси Иваном Федоровым “Апостол” — издание, с которого началась история русского книгопечатания. Здесь же выставлена “Грамматика” Мелетия Смотрицкого — когда-то лучший учебник русского языка, рукописное Евангелие XVII века и другие библиографические раритеты. Для любителей иконописи и древнего искусства развернута выставка русской иконы XVIII — XX веков. Для интересующихся историей – экспозиция, посвященная роду Пожарских. И сам легендарный предводитель народного ополчения похоронен здесь же на территории обители.

Приобретая билеты в кассе, поинтересуйтесь, когда состоится ближайший концерт колокольных звонов. Несмотря на обилие храмов, только в комплексе Спасо-Ефимиева монастыря есть действующая звонница. От малинового звона, несколько раз в день льющегося над древним городком, на душе становится теплее и спокойнее. Особенно красивы пасхальные перезвоны — многие приезжают сюда специально, чтобы их послушать.

Один раз взглянув на благородную простоту Покровского монастыря, можно догадаться, что здесь доживали свой век представительницы знатных родов. Династическая борьба и семейные обстоятельства нередко приводили сюда именитых особ. Среди его инокинь в разное время жили одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова, дочь Бориса Годунова Ксения, первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Но наибольшей загадочностью окутано пребывание в стенах обители жены великого князя Василия III Соломонии Сабуровой. Ее постригли в монахи против воли за бесплодие, но уже здесь у нее родился мальчик, который вскоре умер.

Однако народная молва говорит, что Соломония, чтобы спасти сына от коварных родственников Елены Глинской, новой жены царя, лишь инсценировала похороны. На эту же мысль наводит находка археологов: при раскопках была обнаружена безымянная гробница с полуистлевшей деревянной куклой в шелковой рубашечке. А сына, говорят, княгиня отдала в верные руки и спустя годы многие верили, что русский Робин Гудразбойник Кудеяр – есть никто иной, как сын Соломонии и посему именно он должен восседать на русском троне вместо Ивана Грозного…

Мед-пиво пил…

В городе вообще трудно отделаться от мысли, что весь он — некая декорация к историческому фильму. Здешняя натура — на дать ни взять классический уездный город N. Не зря его улицы стали фоном для “Женитьбы Бальзаминова”, “Царской невесты”, “Мертвых душ”, “Андрея Рублева”, “Братьев Карамазовых” и многих еще других отечественных картин, пишет “Туризм и Отдых”. Чтобы окунуться в ауру старой милой сказки под названием Суздаль, нужно проехать чуть более 200 километров от Москвы. Вполне можно управиться за 1 день, а в понедельник рассказать коллегам как в выходные в Суздале был, мед-пиво пил…

Но, скорее всего, одного дня вам будет мало для осмотра Суздаля. Тогда можно снять номер в одной из гостиниц города. Заплатить за номер, по информации TravelOnline.ru, придется от 600 рублей (стандартный двухместный) до 80 долларов (полулюкс). Если хотите знатно потрапезничать, отправляйтесь прямо… в Кремль. В его Архиерейских палатах расположен самый изысканный ресторан города — “Трапезная”. Меню включает:

  • “Мясо по-монастырски”,
  • “Уху архиерейскую из осетрины с расстегайчиком”,
  • “Гуся, запеченного с яблоками”,
  • “Щуку фаршированную”.

Однако и цены здесь сродни московским. Есть в городе и много недорогих кафе, где тоже можно вкусно поесть.

Самые интересные новости читайте на главной странице.

Название[править | править код]

В Повести временных лет упоминается в 1024 году в форме «Суждаль»[3]:

Въсташа волсъви в Суждали

В XIX веке Д. Европеус предложил начальный компонент сузда- производить от финского слова «susi» или эстонского «suzi» в значении «волк»[4][5]. А. А. Шахматов в финно-угорском ключе реконструировал название как *susudal, но М. Фасмер его отверг, так как такое слово неизвестно в финском языке[6].

По мнению О. Н. Трубачёва, название города происходит от старославянского глагола съзьдати, одно из значений которого было «слепить из глины». От него же происходит глагол «создать»[7]. В. П. Нерознак считал, что название Суздаль возникло от формы зижду «строю» как существительное, обозначающее результат действия глагола[8].

Собор Рождества Богородицы

К числу древнейших культовых сооружений Суздаля относится храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом 12 в. Над возведением церкви трудились мастера из Киева. В качестве строительного материала использовалась плинфа, т.е. обожженная квадратная плита.

В середине 12 в. задание построили заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Увеличилось количество куполов с 3 до 5. На внутренней поверхности появилась роспись. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного строения можно увидеть фрагменты разного возраста (13-17 вв.).

Интерес для посетителей представляют усыпальницы прославленных княжеских и боярских родов (Долгорукие, Шуйские и пр.), сохранившиеся в крипте. Уникальным декоративным элементом внутреннего интерьера являются двери.

Их створки выполнены с использованием техники “огневого золочения”. Богородице – Рождественский храм включен в категорию “Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и находятся под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение: Русской Православной Церкви и Владимирско-Суздальскому музею-заповеднику.

Суздальский кремль

Никольская, Успенская, Рождества Христова – храмы, расположенные на территории главного архитектурного ансамбля города. Первая была построена в 18 века. Точная дата основания Никольской церкви не известна. Это один из первых храмов, возведенных после пожара, который произошел в 1719-м. Церковь построена из белого камня, состоит из основной части, колокольни и трапезной.

Успенская церковь построена в 17 веке. После пожара была реставрирована. До революции церковь мела шатровую колокольню. Капитальную реставрацию провели в конце 50-х годов. Основная часть постройки выдержана в нарышкинском стиле.

Церковь Рождества Христова построена в 1775-м. Расположена в юго-восточной части кремля. В 19 столетии к ней пристроили паперть. Храм напоминает жилую постройку.

суздальский кремль

3. ПОСЛУШАТЬ ПЕРЕЗВОН ДРЕВНИХ КОЛОКОЛОВ

Спасо-Евфимиев мужской монастырь – почти ровесник Покровскому. Они и находятся рядышком, надо лишь перейти по мостику речку Каменку. «Спасские монахи зело пьянственны», – жаловался на местную братию князь Иван Курбский в 1541 году.  Это единственное место в России, где днем каждый час можно слышать перезвон колоколов. Ни одного новодела, только раритеты. Самый старый отлит в 1585 году.

Стены, своды и купол Спасо-Преображенского собора украшают фрески XVII века кисти знаменитого живописца Гурия Никитина. По указу Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма-крепость. Сейчас в казематах открыт музей.

Еще один известный храм находится в селе Кидекша в трех километрах от города. В ХII веке там располагалась резиденция  князя Долгорукого, откуда он правил Ростово-Суздальской землей. По преданию, именно в этом месте еще раньше находилось становище святых князей Бориса и Глеба. В память о них Долгорукий и повелел в 1152 году возвести храм. Небольшой и приземистый, он словно вбит в землю. В стене сохранились великокняжеские захоронения, на сводах – фрагменты старинных фресок.

Белокаменная церковь Бориса и Глеба – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4. ЗАБРАТЬСЯ НА КРЕМЛЕВСКИЕ ВАЛЫ

Суздальский Кремль археологи датируют X веком. До наших дней сохранились все главные строения за исключением защитных стен и башен. Его жемчужина – храм Рождества Богородицы с золотыми воротами. Уцелели оборонительные рвы и земляные валы – они достигают высоты 17 метров. Секрет их «долгожительства» в технологии строительства – из глины, внутри деревянный каркас (городня).

Стоит наведаться и в Музей деревянного зодчества. Краеведы воссоздали быт XVII–XIX веков. Есть изба простого батрака, дом зажиточного крестьянина, хоромы купца. И две церкви, построенные плотниками без единого гвоздя – Преображенская и Воскресенская.

5. ОТВЕДАТЬ МЕДОВУХИ И ВАРЕНЬя ИЗ ОГУРЦОВ

На Руси медовуху называли просто мед. «И я там был, мед-пиво пил», – присказка как раз оттуда. У зажиточных хозяев в погребах стояли огромные емкости – медуши, с сотнями литров напитка. В Суздале медовое наследие сохранили. Угоститься можно на каждой улице. Есть даже специальный дегустационный зал в знаменитых Торговых рядах.

«Во граде Суждале по доброте земли и по приятности воздуха луку, чесноку, а наипаче огурцов преизобильно», – писал в XVIII веке историк Ананий Федоров. Так что недаром Суздаль провозгласил себя огуречной державой.  «Зелененькие» солят, маринуют, даже варенье из них варят. А летом устраивают большой праздник – День огурца.

А еще здесь просто праздник для любителей сувениров – расшитые валенки, платки, керамика… С пустыми руками никто не уезжает.


В ПОМОЩЬ ТУРИСТУ

  • На машине из Москвы до Суздаля ехать 250–270 километров, около четырех часов, смотря по какому шоссе ехать. Из Минска – 955 км, почти 11 часов.

  • Из Москвы можно добраться на автобусе, цена билета – 560 российских рублей, в пути 4,5 часа.

  • На электричке или поезде нужно ехать до Владимира, билет – от 460 российских рублей. Затем чуть менее часа езды на маршрутке, цена билета – 70 российских рублей.

  • Номер в гостинице – от двух тысяч российских рублей. Выбор отелей огромный – на любой вкус. Но заказывать надо заранее, особенно в праздники.

Автор публикации: Борис ОРЕХОВ

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года (рус.). Дата обращения: 17 октября 2020. Архивировано 17 октября 2020 года.
  2. Закон Владимирской области от 26 ноября 2004 года N 190-ОЗ «О наделении Суздальского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ»
  3. 1 2 Полное собрание русских летописей. — Т. 1. I. II. Лаврентьевская и Троицкая летописи. — СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1846. — С. 147.
  4. Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. — М.: Мысль, 1966. — С. 397.
  5. Нерознак В. П. Названия древнерусских городов. / Отв. ред. акад. Д. С. Лихачёв; АН СССР; Ин-т языкознания. — М.: Наука, 1983. — С. 165.
  6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс, 1987. — Т. 3. — С. 797.
  7. Горбаневский М. В., Дукельский В. Ю. По городам и весям «Золотого кольца». — М., 1983. — С. 130.
  8. Нерознак В. П. Названия древнерусских городов. / Отв. ред. акад. Д. С. Лихачёв; АН СССР; Ин-т языкознания. — М.: Наука, 1983. — С. 164.
  9. 1 2 Макаров Н. А. Суздальское Ополье. / Макаров Н. А., Леонтьев А. Е. (отв. ред.). Русь в IX—X веках: археологическая панорама. — М.; Вологда: Древности Севера, 2012. — С. 194—212.
  10. Лущай Ю. В. Вопрос о дате основания города Суздаль. // Вест. Удмуртского ун-та. — Вып. 4. — 2016.
  11. Седов В. В., Седова М. В. Древний Суздаль. Археологическое исследование. // Вестник АН СССР. — 1983. — № 1. — С. 132
  12. Седов В. В. Две заметки по археологии Суздаля. // Культура средневековой Руси. — Л., 1974. — С. 62—63
  13. Шушарин В. П. Русско-венгерские отношения в IX веке // Международные связи России до XVII века. М., 1961. С. 135—136.
  14. История появления Суздальского кремля // anashina.com.
  15. Зализняк А. А. Проблемы изучения Новгородского кодекса XI века, найденного в 2000 г. // Славянское языкознание. XIII Международный съезд славистов. Любляна, 2003 г. Доклады российской делегации. М., 2003. С. 190—212 (PDF) // Славянское языкознание. XIII Межд. съезд славистов. Любляна, 2003 г. Доклады росс. делегации. — М., 2003. — С. 190—212.
  16. Варганов А. Д. Из ранней истории Суздаля (IX—XIII вв.) // Крат. сообщ. Ин-та истории материал. культуры. — 1946. — Т. XII. — С. 133.
  17. Молчанов А. А. Тысячелетние корни славного русского рода (неопр.).
  18. ПСРЛ, I, 1962, стб. 240.
  19. Седова М. В. Украшения «городского типа» X—XI веков из Суздаля и его округи // КСИА. — № 212. — 2001. — С. 23—33.
  20. Грамота Свинц. 1 (неопр.). Дата обращения: 1 декабря 2014. Архивировано 15 июня 2015 года.
  21. 1 2 Берестяная грамота 675.
  22. Зализняк А. А. «К Миляте от брата…» (о торговых операциях в Киеве, Великих Луках и Суздале). // Древненовгородский диалект. — 2-е изд. — М., 2004. — С. 296—297.
  23. Археологи нашли в Суздале старинную женскую подвеску, 13.08.2020
  24. 1 2 3 4 Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский. — М., 1965. — С. 151.
  25. Андрейчук Ю. Мазыки хрусты шишлили, а по фене ботали. Русские офени: история феномена // Русский журнал. — 29.04.2005.
  26. Архитекторы просят создать «строительную полицию» в Суздале // Российская газета. — 20.12.2007.
  27. Гриньков В. От Шаляпина до Конёнкова // Независимая газета : газета. — 01.09.2016.
  28. Изменения в административно-территориальном делении субъектов Российской Федерации за 2008 год.
  29. 1 2 3 4 5 Предварительные итоги переписи по Владимирской губернии. Выпуск 2-й // Всесоюзная перепись населения 1926 года / Владимирский губернский статистический отдел. — Владимир, 1927.
  30. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Народная энциклопедия «Мой город». Суздаль (неопр.). Дата обращения: 26 июня 2014. Архивировано 26 июня 2014 года.
  31. Списки населённых мест Российской империи. VI. Владимирская губерния. По сведениям 1859 года / Обработано ст. ред. М. Раевским. — Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — СПб., 1863. — 283 с.
  32. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Численность городского населения СССР по городским поселениям и внутригородским районам (неопр.). Дата обращения: 30 ноября 2013. Архивировано 30 ноября 2013 года.
  33. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  34. Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  35. Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  36. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
  37. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов – райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
  38. Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения: 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
  39. Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения по населённым пунктам Владимирской области (неопр.). Дата обращения: 21 июля 2014. Архивировано 21 июля 2014 года.
  40. Владимирская область. Оценка численности населения на 1 января 2009-2016 годов
  41. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения: 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  42. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения: 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  43. Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения: 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  44. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения: 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  45. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года (рус.) (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021. Архивировано 8 мая 2021 года.
  46. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  47. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (рус.). Дата обращения: 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2018 года.
  48. с учётом городов Крыма
  49. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года. Таблица «21. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2019 года» (неопр.) (RAR-архив (1,0 Мб)). Федеральная служба государственной статистики.
  50. Курганный могильник «Мжарский» («Панки») Архивировано 13 марта 2016 года.
  51. Список приводится по книге: Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. М., 1974. С. 151—231
  52. Belov, I︠U︡riĭ (I︠U︡riĭ Vasilʹevich), Белов, Юрий (Юрий Васильевич). V glavnoĭ roli Suzdalʹ. — Moskva: “Algoritm”, 2006. — 302 pages, [24] pages of plates с. — ISBN 5926502810.
  53. Международные связи – Администрация города Суздаля. Официальный сайт (неопр.). www.gorodsuzdal.ru. Дата обращения: 3 февраля 2016.
  54. Международные связи (неопр.).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...