Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Мариинский дворец был свадебным подарком императора Николая I старшей дочери Марии к ее бракосочетанию с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским…

История[править | править код]

Ранняя застройка участка[править | править код]

В начале XVIII века земельный участок, занимаемый Мариинским дворцом, принадлежал представителям разных дворянских семейств — Бутурлиным, Урусовым, Репниным. В 1763 году земли подарила графу Ивану Чернышеву императрица Екатерина II. В 1768-м граф возвёл для себя роскошный дворец по проекту архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота[1]. После смерти Чернышева имение унаследовал его старший сын Григорий, однако вскоре за долги имение было передано Казённому Опекунскому Управлению. Здание долгое время сдавали в частичную аренду. В 1824 году его передали военному ведомству, великий князь Николай Павлович решил построить на этом месте школу Гвардейских подпрапорщиков. Под нужды школы главный дом имения был радикально перестроен, уничтожены внешний декор фасадов и внутренняя отделка, снесены флигели и упразднён парадный двор. Проект возглавлял архитектор Александр Штауберт, строительство закончилось в 1828-м. В 1832—1834 годах в школе учились Михаил Лермонтов и Александр Барятинский[2][3].

Строительство дворца[править | править код]

В 1838 году император Николай I решил возвести новый дворец в подарок своей дочери Марии Николаевне в честь её помолвки с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Школу гвардейских подпрапорщиков перевели в другое здание и переименовали в Николаевское Кавалерийское училище. Под дворец отошла земля, ранее принадлежавшая школе[2], и выкуплены ещё три близлежащих участка в Новом переулке. В результате получился участок неправильной формы, ограниченный со всех сторон зданиями министерств, и встала непростая задача вписать в его рамки будущий дворец. Кроме того, требовалось оставить роль архитектурной доминанты площади для Исаакиевского собора[4].

Возглавить строительство пригласили Андрея Штакеншнейдера, уже в декабре 1838-го он представил императору свой проект перестройки дворца Чернышева. Сохранив основной объём, Штакеншнейдер радикально изменил интерьеры, перенёс дверные проёмы и парадную лестницу. Вокруг прежних стен вплотную была возведена стена в полтора кирпича, несущие элементы заменили на несгораемые материалы — кирпич и металл. При строительстве применялись новейшие на тот момент технические решения: были установлены аммосовские печи для обогрева здания, проведены водопровод, канализация, продумана система вентиляции[5][3][6]. 28 июля 1839 года состоялась торжественная закладка дворца[7].

Для руководства ходом строительства была учреждена специальная комиссия, в которую вошли именитые архитекторы Карл Росси и Василий Стасов[3]. Она еженедельно формировала доклады «об успехах работ», которые отправлялись императору. Периодически Николай I лично приезжал с инспекцией[7].

Помимо самого дворца, Штакеншнейдеру предстояло возвести служебные корпуса: гофмейстерский, конюшенный, прачечный, несколько сараев и кухонь. Чтобы справиться с таким объёмом работ, архитектор набрал целый штат помощников. Штакеншнейдер часто принимал на службу молодых выпускников Академии художеств и поручал им важные задания. Единственным условием, которое ставило ему начальство — брать подписку с каждого «о непринадлежности к тайным обществам», что являлось отголоском Декабристского восстания. Отдел чертежей возглавлял Август Ланге, его старшим помощником был Владимир Шрейбер, каменных дел мастером — Лев Адамини. Со служебными корпусами помогали Павел Кармин и Иван Козлянинов[8][9].

2 июля 1839 года, в день свадьбы Марии Николаевны и Максимилиана Лейхтенбергского, Николай I объявил, что дворец на Исаакиевской площади станет их постоянной резиденцией. Однако в тот момент ещё даже не началась внутренняя отделка, поэтому молодожёны первое время жили в здании при Пажеском корпусе на Садовой улице[10].

История эксплуатации[править | править код]

Отделку интерьеров завершили в конце 1844 года, а 25 января 1845-го дворец сдали Приёмной комиссии, и состоялась торжественная церемония освящения. После этого на некоторое время дворец открыли для свободного посещения всем желающим[11]. При Марии Николаевне во дворце устраивали балы, маскарады, благотворительные вечера. В Ротонде проходили Рождественские ёлки для детей, а в Квадратном зале ставились любительские спектакли. В основном концертном зале выступали как профессиональные певцы и музыканты, так и любители из дворянских семей. Среди них был скрипач князь Алексей Львов, музыканты князь Григорий Волконский и князья Матвей и Михаил Юрьевичи Вильегорские. Гостями на приёмах в Мариинском были ректор Петербургского университета Александр Плетнёв, писатель Владимир Одоевский, критик Пётр Вяземский и многие другие[12].

Штакеншнейдер продолжил работать над дворцовым комплексом в 1850-х — тогда были устроены зимний сад и домовая церковь. В двухэтажном зимнем саду установили фонтан, образ которого был заимствован из Бахчисарайского дворца. Благодаря паровому отоплению сад круглый год хорошо прогревался, в нём росли пальмы и экзотические растения, и были развешаны клетки с тропическими птицами[13].

Главным украшением домовой церкви святителя Николая Чудотворца изначально был иконостас, заказ на исполнение икон получил Козрое Дузи[14][5][15]. В 1858 году Мария Николаевна пожелала сделать интерьер более парадным. Для создания росписи стен и потолка она пригласила вице-президента Академии художеств Григория Гагарина[16][17].

Супруги Максимилиан и Мария были большими знатоками и ценителями искусства, они собрали в Мариинском такую коллекцию, которую Теофиль Готье назвал «одной из лучших среди частных собраний своего времени»[18]. Часть полотен герцог привёз с собой из принадлежавшей его семье мюнхенской галереи: полотна Джованни Беллини, Пьетро Перуджино, Аньело Бронзино, Рафаэля, Лотто, голландцев Яна Стена, Метсю, фламандцев Ганса Мемлинга и Антониса Ван Дейка, испанцев Диего Веласкеса и Бартоломе Мурильо[19][20]. Собрание пополнили картины российских художников — Ивана Айвазовского, Карла Брюллова, Тимофея Неффа и других[21]. В библиотеке насчитывалось свыше 50000 томов, из которых многие ранее принадлежали отцу Максимилиана Эжену де Богарне. Кроме того, герцог увлекался нумизматикой и геологией, его коллекции монет и минералов также хранились в Мариинском дворце[22][23][24].

Перестройка Петерсона[править | править код]

Илья Репин

, «Заседание Государственного Совета Российской Империи», 1903

В начале 1880-х наследники Марии Николаевны продали дворец в государственную казну за 3 млн. рублей. 14 июля 1884 года император Александр III своим указом объявил Мариинский дворец новой резиденцией Государственного совета, Государственной канцелярии, Комитета министров и Канцелярии по принятию прошений на Высочайшее имя. Для перестройки здания под новые цели был приглашён Людвиг Петерсон, он получил пост штатного архитектора. Петерсону предстояло подготовить внутренние помещения к работе ведомств, максимально сохранив имеющуюся отделку. Танцевальный зал был переделан под Комитет министров, Ротонда превратилась в зал общих заседаний Государственного совета, овальные столовую и гостиную передали его департаментам, бывшая библиотека герцога Максимилиана стала Приёмной великой княгини. Значительная часть помещений 1-го и 3-го этажей, а также бельэтажа, заняла канцелярия. К февралю 1885 года переустройство было завершено, и все указанные выше ведомства разместились во дворце[3].

В 1893 году во дворец провели электричество. В том же году штатный архитектор Петерсон рапортовал о необходимости срочно провести комплексный ремонт дворца и отреставрировать художественное убранство. К тому моменту в здании протекали потолки, а у главного подъезда дождём были размыты ямы в полметра глубиной. Для оценки объёма работ была учреждена специальная комиссия, которая пришла к выводу, что 80 % кровли требовали замены, вместо аммосовского отопления следовало установить водяное, в ремонте нуждались все фасады, система водоснабжения и канализации, значительная часть интерьерной отделки[3].

В 1906 году было решено устроить в Мариинском дворце зал для заседаний Государственного совета, однако специально созданная комиссия отвергла проект перепланировки уже имеющихся помещений и решила построить отдельный корпус во дворе и провести от него галерею к главному зданию. 5 мая 1907 года комиссия одобрила проект Леонтия Бенуа и Мариана Перетятковича, а 21-го июля того же года состоялась торжественная закладка здания. Электрификацию здания возглавил инженер М. М. Курбатов, а вентиляцию — гражданский инженер Бронислав Казимович Правдзик. Он создал уникальную систему фильтрации, нагрева и увлажнения воздуха, благодаря которой идеальный воздухообмен был достигнут не только в Большом зале, но и у каждого рабочего места[1]. Оформление фасадов в корпусе Бенуа отлично от основного — у Штакеншнейдера декор оконных проёмов дворовой части выполнен из камня, а у Бенуа сделаны штукатурные тяги. В ходе строительства был демонтирован зимний сад с фонтаном у Помпейского зала[25]. Уже к марту 1908-го все основные работы были завершены и начался этап отделки[3][6][26].

Первое заседание в новом здании состоялось 15 октября 1908 года[3].

После революции[править | править код]

Заседание Государственного совета в Мариинском дворце.

1908

. (

РГИА

)

После революции дворец заняло Временное правительство. 7 августа 1917-го в нём начала работу Всероссийская комиссия по выборам в Учредительное собрание, а в ноябре 1917 здание передали Наркому имуществ и Высшему совету народного хозяйства. Когда правительство большевиков в 1918-м переехало в Москву, дворец отдали под казармы и комиссию Красной армии[3].

В 1920-х дворец отдали «Трансбалту» (управлению морского и речного флота Балтийского бассейна), организовав в здании 60 квартир для служащих. Поскольку большая часть помещений осталась свободной, в 1928-м во дворце открыли «Дом печати», а к 1929-му — общежитие общества «Советский турист» на 1000 мест. Осенью 1929-го во дворце открылось отделение Всесоюзной промышленной академии с общежитием, аудиториями, комнатами персонала. Вместо бывшей домовой церкви сделали кинотеатр, для чего разрушили иконостас и закрасили живопись[27]. В 1940 году аудитории и общежитие перешли Высшим курсам при ЦК ВКП(б)[3].

С началом Великой Отечественной войны дворец отошёл Военному совету, вскоре в нём разместили «Городок № 1» батальонов выздоравливающих — пациентов госпиталей, направленных на восстановительное лечение. Согласно сохранившимся документам, ежедневно в городке находилось около двух тысяч солдат. В годы блокады дворец пострадал от бомбардировок — в него попали три крупных снаряда и около 40 фугасов. Чтобы сохранить внутреннее убранство помещений, в 1944-м здание законсервировали, архитектор М. А. Шепелевский возглавил реставрацию[3]. С 1945-го во дворце разместился Ленсовет. В 1947 году бывший Белый зал переоформили под его нужды, фризы Виги завесили полотнами Владимира Серова[28].

В 1960—1970-х была проведена первая комплексная реставрация дворца, в ходе которой восстановили росписи Помпейской галереи, интерьеры Красного и Белого залов. В 1990-х была восстановлена и частично отреставрирована домовая церковь Николая Чудотворца, на месте которой в 1929-м был устроен кинотеатр[3][6].

После распада СССР[править | править код]

19-22 августа 1991 года во время Августовского путча дворец стал центром сопротивления ГКЧП в Ленинграде, вокруг него были возведены баррикады[29][30][31]. В 1991—1993 годы дворец стал местом заседания Петросовета, в декабре 1993 года совет был распущен в связи с принятием новой Конституции[27]. Целый год дворец стоял пустым, только 14 декабря 1994 года в нём состоялось первое заседание Законодательного собрания Санкт-Петербурга[32].

В 2010-х прошла серия реставрационных работ, во время которых были восстановлены Большой обеденный зал, Голубая гостиная, двери и паркет Помпейской галереи. В 2015-м году была воссоздана роспись домовой церкви работы Григория Гагарина[33].

История Мариинского дворца в Петербурге

Выдающийся архитектурно-исторический памятник был возведен в 1839–44 гг. на месте дворца графа И. Чернышева, построенного в 1763 г. и существенно реконструированного в 1828 г. в целях размещения школы Гвардейских прапорщиков. Николай I, задумавший снести старое здание и построить на его месте новую грандиозную резиденцию для своей дочери Марии, перевел военное училище в другой район города и расширил территорию, выкупив соседние участки земли.

Закладка Мариинского дворца состоялась 28 июля 1839 года. Через 5,5 лет здание торжественно освятили, после чего дворец в течение нескольких дней оставался открытым для публики.

За ходом строительства следила специально созданная комиссия, еженедельно докладывающая императору о ходе работ. Сам Николай I не раз наведывался на объект с инспекциями.

В 1845 г. в резиденцию заселились герцоги Лейхтенбергские — дочь и зять Николая I со своими детьми. Работы по дальнейшему обустройству дворцового комплекса велись до 1850-х гг.

Мариинский дворец<br/> в Санкт-Петербурге

Вскоре после смерти Марии Николаевны в 1876 г., Мариинский дворец был продан в государственную казну, и с тех пор в нем размещаются различные органы власти и ведомства, хотя и с небольшими перерывами. Так, например, в 1918 г. здание отдали под казармы, в 1920-х здесь было 60 квартир для служащих «Трансбалта». Чуть позже тут обосновались Дом печати, Промышленная академия, Высшие курсы при ЦК ВКП(б) и общежитие, а во время ВОВ во дворце находился реабилитационный госпиталь. Домовая церковь долгое время служила кинотеатром.

Location[edit]

The palace stands on the south side of Saint Isaac’s Square, just across the Blue Bridge from Saint Isaac’s Cathedral. The site had been previously owned by Zakhar Chernyshev, and contained his home designed by Jean-Baptiste Vallin, which was built between 1762 and 1768. Chernyshev occasionally lent his home to foreign dignitaries visiting the capital, such as Louis Henri, Prince of Condé.

From 1825 to 1839, the Chernyshev Palace, as it was then known, was the site of the Nikolaevskaya Cavalry School [ru], where Mikhail Lermontov was known to have studied for two years. The palace was demolished in 1839, and materials were reused in the construction of the Mariinsky Palace.

Наши дни

Уж видно, на роду этому дворцу было написано присутствовать при всех политических треволнениях России.

2.jpg?1495014999

В дни августовского путча 1991 года, когда по телевизору непрестанно крутили балет «Лебединое озеро» (вот никак не пойму, почему именно его обычно показывают во всякие волнительные времена), во дворце образовался штаб по сопротивлению ГКЧП.

1.jpg?1494607130

После до 1993 года тут позаседал Петросовет, а после его роспуска, с декабря 1994 года, расположилось и по сей день функционирует Законодательное собрание нашего города, получившее статус местного парламента.

1.jpg?1494613577

С прекращением церковных гонений в 1990 году был вновь освящен домовой Никольский храм Мариинского дворца, приписанный ныне к Казанскому кафедральному собору.

1.jpg?1494607243

Отмечу, что к 2013 году церковный интерьер, полностью уничтоженный в 1918 году, был восстановлен. Богослужения здесь проходят по особому расписанию.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 Зуев, 2013.
  2. 1 2 Куценогий, 2013, с. 45.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Акт по результатам проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дворец», 1762—1768 гг., арх. Валлен — Деламот Ж.-Б., 1839—1844 гг., арх. Штакеншнейдер А. И., 1907—1908 гг., арх. Бенуа Л. Н., расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 6, литера А (Исаакиевская пл., 6, Антоненко пер., 1, Вознесенский просп., 14 — в соответствии с НПА*), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Мариинский» — «Проектная Документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения „Дворец Мариинский“, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 6, литера А, в части реставрации помещения малого вестибюля П-14 правого ризалита», разработанной ООО “Львы Петербурга”в 2018 г., шифр 15-06/2018, с целью определения соответствия проектной документации требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (рус.). Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (22 октября 2018). Дата обращения: 30 октября 2020.
  4. 1 2 Петрова, 1978, с. 27.
  5. 1 2 Куценогий, 2013, с. 46.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дворец», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Мариинский» расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д.6, лит. А (Исаакиевская пл., 6, Антоненко пер., 1,Вознесенский просп., 14), предусмотренных проектом «Научно-проектная документация по реставрации парадной лестницы и вестибюля парадного входа», выполненным ООО «СОЮЗ 55»в 2017г. (ШифрПД-03-2017) (рус.). Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (23 октября 2017). Дата обращения: 31 октября 2020.
  7. 1 2 3 Осипов, 2016, с. 262.
  8. Петрова, 1978, с. 31.
  9. Петров, 2001, с. 77—78.
  10. Выскочков, 2012, с. 206.
  11. Сназина, 2010, с. 149.
  12. Выскочков, 2012, с. 394—395.
  13. Сназина, 2010, с. 149, 154-155.
  14. Сназина, 2010, с. 149, 155-156.
  15. 1 2 Петрова, 1978, с. 36.
  16. Петров, 2001, с. 164.
  17. Сназина, 2010, с. 156.
  18. Петров, 2001, с. 141, 172.
  19. Богдан, Троянова, 2017.
  20. Петров, 2001, с. 141.
  21. Сназина, 2010, с. 151.
  22. Кириченко, 2017.
  23. Сназина, 2010, с. 155.
  24. Петров, 2001, с. 142.
  25. Петрова, 1978, с. 37.
  26. Бенуа, 1908, с. 14—15.
  27. 1 2 Клушина, Л., Иваненко, С., Верещагина, Л. Мариинский дворец: традиции законотворчества (рус.). «Вечерний Санкт-Петербург» (13 декабря 2019). Дата обращения: 2 ноября 2020.
  28. Петров, 2001, с. 79, 449-456.
  29. Афонькин, С. Как Ленинград отстоял Россию: баррикады, коктейли Молотова и газеты (рус.). «СПб Дневник» (22 сентября 2018). Дата обращения: 2 ноября 2020.
  30. Друзья встречаются вновь (рус.). «Новая газета» (23 августа 2010). Дата обращения: 2 ноября 2020.
  31. Август, который изменил историю: Хроника путча 1991 года (рус.). «Фонтанка» (19 августа 2016). Дата обращения: 2 ноября 2020.
  32. Это был парламент без безликих номеров (рус.). ЗакС.ру (13 декабря 2019). Дата обращения: 2 ноября 2020.
  33. Иванов, 2018, с. 85—91.
  34. Петров, 2001, с. 78.
  35. Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дворец», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Мариинский» расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д.6, лит. А (Исаакиевская пл., 6, Антоненко пер., 1, Вознесенский просп., 14), предусмотренных проектом:«НАУЧНО-ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ по ремонту и реставрации помещений NoNo 64, 64-а, 239-245 объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Мариинский», разработанным ООО «РСК АНТИК» в 2020 г. (Шифр: ПД-17-04/2020) (рус.). Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (2 сентября 2020). Дата обращения: 3 ноября 2020.
  36. Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения«Дворец», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Мариинский» расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д.6, лит. А (Исаакиевская пл., 6, Антоненко пер., 1, Вознесенский просп., 14), предусмотренных проектом «Научно-проектная документация по сохранению объекта культурного наследия: ремонт и реставрация помещения 77-Н «Библиотека», входящего в состав объекта культурного наследия «Дворец Мариинский», выполненным ООО «РСК АНТИК» в 2018 г.» (рус.). Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (28 сентября 2018). Дата обращения: 31 октября 2020.
  37. Петрова, 1978, с. 30.
  38. Петрова, 1978, с. 32—33, 42.
  39. Седов, В. Штакеншнейдер: Проект медных канделябров для Мариинского дворца (неопр.). «Проект Классика» (1 июня 2007). Дата обращения: 11 мая 2020.
  40. Сназина, 2010, с. 152.
  41. Петров, 2001, с. 78, 105, 141.
  42. Петрова, 1978, с. 35.
  43. Сназина, 2010, с. 152—153.
  44. Ротонда (рус.). «Официальный сайтЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга». Дата обращения: 30 октября 2020.
  45. Помпейский зал (рус.). «Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». Дата обращения: 30 октября 2020.
  46. Петров, 2001, с. 79.
  47. Петров, 2001, с. 115.
  48. Петрова, 1978, с. 38.
  49. Петрова, 1978, с. 33.
  50. Петрова, 1978, с. 38—39, 42.

Мариинский дворец (Санкт-Петербург): отзывы

Новоселье

Дворец был построен весьма быстро. 25 января 1845 года его освятили и официально назвали в честь хозяйки. Есть легенда, согласно которой Мария Николаевна не хотела принимать подарок отца. Причиной тому стал тот факт, что после смерти Николая I на Исаакиевской площади в его честь установили памятник, на котором император был повернут спиной к дворцу.

Как добраться самостоятельно

Добраться до Мариинского дворца более чем просто. Это можно сделать с помощью метро – достаточно сойти на одной из ближайших станций, а к таковым относят «Садовую» и «Адмиралтейскую». Кроме того, можно воспользоваться некоторыми видами общественного транспорта. В этом случае предстоит выйти на одной из остановок – «Исаакиевская площадь» или же «Казанская улица». К сожалению, сегодня вход во внутренние помещения Мариинского дворца невозможен для туристов. Остаётся лишь наслаждаться эстетической стороной внешнего оформления во время посещения ансамбля Исаакиевской площади.

Литература[править | править код]

  • Бенуа, Л. Новый зал для Общего собрания Государственного совета а Мариинском дворце (рус.). — т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1908. — С. 14-.
  • Богдан В., Троянова И. Частные коллекции в музее Академии художеств. Живопись // Искусство Евразии. — 2017. — Вып. 4 (7). — С. 87—97. — doi:10.25712/ ASTU.2518-7767.2017.04.006.
  • Выскочков Л. В. Глава 3: В праздничном пространстве Петербурга // Будни и праздники императорского двора (рус.) / под ред. Власовой Е.. — СПб.: Питер, 2012. — С. 394—395. — ISBN 978-5-459-00388-8.
  • Зуев Г. И. Свадебный подарок великой княжне Марии Николаевне // Течёт река Мойка (рус.) / под ред. Середнякова В. Н.. — Центрполиграф, 2013. — ISBN 978-5-227-04586-7.
  • Иванов А. Л. Домовая церковь Святителя Николая Чудотворца в Мариинском дворце. К истории воссоздания утраченной росписи // Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация: Мат-лы II Междунар. конф. в рамках V Международного культурного форума / сост. Бобров Ю. Г.. — СПб., 2018. — С. 85—91.
  • Кириченко Е. И. Президент императорской Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский // Искусство Евразии. — 2017. — Вып. 4 (7). — doi:10.25712/ASTU.2518-7767.2017.04.002.
  • Куценогий М. В. Необычная площадь со столичной судьбой: Исаакиевская площадь // «Мир Экскурсий» / под ред. В. Б. Фридмана. — СПб.: «Мир», 2013. — Вып. 1 (21). — С. 45.
  • Осипов Д. В. «Помпейские» портики — памятник дворцу герцога Лейхтенбергского, усадьбы «Сергиевка», старый Петергоф // Дворцы и события: к трёхсотлетию Большого Петергофского дворца (рус.) / под ред. О. С. Капполь. — СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2016. — С. 262—265. — ISBN 978-5-91598-021-0.
  • Петрова Т. А. Мариинский дворец // Андрей Штакеншнейдер / под ред. Кошевой Л. Е.. — Ленинград: Лениздат, 1978. — С. 27—44.
  • Петров Г. Ф. Дворец у Синего моста: Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. — Логос, 2001. — 468 с. — ISBN 978-5-87288-358-6.
  • Сназина В. Б. Мариинский дворец. Взгляд из прошлого(на основе альбома Теофиля Готье «Художественные сокровища древней и новой России. Дворец Великой княгини Марии Николаевны») (рус.) // Дом Бурганова. Пространство культуры. — Музей классического и современного искусства «Бурганов-Центр», 2010. — № 2. — С. 148—158.

Экскурсии

Ознакомительные посещения проводятся организованными группами по предварительным заявкам организаций. Частные лица могут сделать запрос, обратившись к депутатам Законодательного Собрания по форме обратной связи.

Экскурсия по Мариинскому дворцу: видео

Переход в казну

В 1884 году дворец за 3 миллиона рублей по условиям 30-летней рассрочки перешел в собственность государства. В июле 1884 года Александр III подписал указ о том, что дворец стал резиденцией Государственного Совета, Комитета министров, Государственной канцелярии, а также Канцелярии по принятию прошений. Все эти органы были перенесены в здание к началу 1885 года. Некоторые усадебные строения достались Военному министерству, для размещения 3-го батальона Стрелкового Финского полка. 11 февраля дворец торжественно освятили как центр российской государственности.

Ссылки[править | править код]

  • Видеоэкскурсия по Мариинскому дворцу

Как добраться до Мариинского дворца

До остановки «Исаакиевская площадь» можно доехать на автобусах № 3, 22, 27, 10, 70, 71 и маршрутке № 169.

Ближайшие станции метро — Садовая, Спасская, Сенная площадь, Адмиралтейская.

Вызывать такси в городе удобно с помощью мобильных приложений Везёт (Рутакси), Bolt, Maxim, Gett, Яндекс Go. Для составления собственного маршрута можно воспользоваться опциями удобного сайта.

.

Anna

август 2019

empty1x1.png

Здесь заседают люди ,которые ненавидят наш город и его жителей.

.

Dimi

апрель 2019

empty1x1.png

Веселое местечко

Смотреть отзывы наtripadvisor

Советский период

После революционных событий 1917 года все службы императорской власти оказались распущенными, и в здании расположилось Временное правительство. Для повышения его авторитета был создан Временный Совет — так называемый Предпарламент.

Мариинский дворец в советский период

Эта структура была дезавуирована декларацией большевистской фракции. А 25 октября во время революционного мятежа Мариинский дворец был окружен большевиками и Предпарламент был распущен.

Во время блокады в здании размещался центр ополчения и военный госпиталь. На фронт и в тыл врага были сформированы и отправлены десятки стрелковых подразделений и артиллерийско-пулеметных батальонов.

После прорыва блокады, во дворец была направлена команда специалистов. В короткие сроки они восстановили повреждения, возникшие от вражеских налетов, и значительно перестроили интерьеры под размещение правительственной организации. В 1945 году в здании обосновался Исполком Совета народных депутатов. Сейчас Мариинский дворец является официальной резиденцией Законодательного собрания города.

References[edit]

  • Belyakova Z.I. Mariinsky dvorets. SPb, 1996.
  • Petrov G.F. Dvorets u Sinego mosta: Mariinsky dvorets v Sankt-Petersburge. SPb, 2001.

Напоследок

В конце своего рассказа я хочу процитировать академика Лихачёва:

С этим дворцом возникает ощущение великого города… Нет сомнения, что он переживет нас и в будущем останется таким же загадочным хранителем тайн истории, которые ещё предстоит разгадать…

2.jpg?1494622641

Помните, в начале своего рассказа я упоминала таллинский замок Тоомпеа? Конечно, сравнивать различные памятники архитектуры — дело неверное. У каждого свои особенности и красота.

1.jpg?1494617899

Так и при описании таллинского Тоомпеа и петербургского Мариинского дворца — невольно поражаешься стариной и легендарностью первого, величественностью и уникальностью второго.

3.jpg?1494618107

И вторя Дмитрию Сергеевичу, так и хочется стать свидетелем раскрытия новых исторических загадок.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...