Канавка Богородицы в Дивеево: как пройти, отзывы и чудеса, какая глубина, длина, история и судьба, где находится и как использовать землю

Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево – знаменитая православная святыня современной России. Как Серафим Саровский создал Канавку, ее устройство и значение.

Внешний вид[править | править код]

Канавка в первые годы XX века. Восстановлена во времена игуменства Марии (Ушаковой)

Канавка представляет собой земляное сооружение, состоящее из рва и насыпи с внутренней стороны. Она ограничивает территорию так называемой первоначальной Мельничной женской общины размером три десятины и состоит из шести прямолинейных отрезков (первоначально — с резкими поворотами[3])[4]. В монастырских рукописях размеры канавки указывались как три аршина глубины, три — ширины, три аршина — высота вала вблизи неё[5], но во времена самого Серафима глубина достигала только одного или двух аршин[6]. В ходе работ по реконструкции Канавки доктору геолого-минералогических наук Н. С. Чернышёву удалось установить, что ширина дна была первоначально 1,2 метра, откосы рва были почти отвесными с наклоном к линии горизонта 80°, что вело к слабой их устойчивости. С бортов рва обваливались и смывались с вала песчано-глинистые грунты, которые заполняли дно[7]. Крутизна первоначального вала была, как предполагает Чернышёв на основе изучения сохранившихся фрагментов, от 30 до 45°[8]. Он сохранился только вдоль первой из шести прямых линий Канавки. Высота его сохранившейся части 0,5 метра, но, возможно, прежде она действительно достигала здесь 2,13 метра, то есть 3 аршина[9]. Глубина рва и высота вала уменьшались по мере продвижения от начала к концу Канавки[9].

История монастыря

Дивеевский женский монастырь был основан во второй половине XVIII века матушкой Александрой (Мельгуновой). По велению Богородицы она пошла из Киева на север русских земель. В селе Дивеево монахине повторно явилась Дева Мария и повелела остаться в этой местности.

В 1780 году освятили первый каменный храм (Казанскую церковь), возведённый за счёт средств матушки Александры. Через восемь лет на землях, примыкающих к Казанской церкви, построили дом, в котором поселилась Александра и четыре послушницы.

В 1789 году опеку над общиной взял монах Серафим из Саровского мужского монастыря. В 1796 году главой монашеской общины выбрали Ксению Михайловну Кочеулову, о которой с большим уважением отзывался Серафим Саровский.

Читайте о старце:

  • Икона преподобного Серафима Саровского
  • Праздник Серафима Саровского
  • Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян

По благословению попечителя Серафима в 1827 году, недалеко от Казанской основали Мельничную общину, которую возглавила представительница дворянского рода Мантуровых — монахиня Елена. На деньги князя Михаила Мантурова построили церковь Рождества Христова.

В 1842 году дивеевские общины объединились, а через 20 лет им был присвоен статус монастыря. К началу XX века в обители постоянно проживали 1600 монахинь.

Пустынька праведника

Рядом с монастырскими воротами в небольшом бело-зеленом домике находится музей блаженной Параскевы Ивановны, известной под именем Паша Саровская. Удивительная женщина, прожившая 120 лет, умела предсказывать будущее и учила бороться с грехами. Молва о ней разошлась по всей России. В своей комнате Паша принимала до сотни гостей в день. В 1903 году ее посетил царь Николай II с царицей Александрой. Параскева Ивановна приняла их как обычных посетителей, предложив сесть на пол. Блаженная предсказала все то, что произошло позже — гибель династии, разгром Церкви и море крови. Она протянула царице кусок кумача со словами: «Возьми твоему сынишке на штанишки, и, когда он родится, поверишь всему, что я сказала». Через год в царской семье появился на свет наследник — цесаревич Алексей.

Из подлинных вещей, принадлежавших блаженной, сохранился синий сарафан, икона Иоанна Предтечи и масляная лампадка. На кровати разложены куклы, которых она кормила, укладывала спать и использовала для гадания. На стене висит качественный и четкий фотопортрет Паши Саровской. Скорее всего, его сделала одна из насельниц монастыря. Помимо нотной грамоты, иконописи и литографии монахини осваивали приемы фотографического искусства. Камеру на треноге привезла из Санкт-Петербурга игуменья Елизавета Ушакова — энергичная и хозяйственная настоятельница, при которой обитель достигла наибольшего расцвета. На столике под стеклом лежат личные вещи, у стены стоит фисгармония, на которой любила играть матушка Елизавета.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru

В одной из комнат музея реконструирована пустынька батюшки Серафима, располагавшаяся в Сарове. В небольшой келье нет никакого ложа — старец спал на коврике у двери. Он молился до поздней ночи, а утром отправлялся на послушание. Вот стульчик, сделанный руками святого. На него Серафим Саровский усаживал гостей, а сам располагался рядом, на маленьком пеньке, чтобы быть чуть ниже сидящего человека. Так батюшка выражал свое смирение перед людьми. Лесенка, с помощью которой отодвигалась задвижка в печи, тоже сделана руками старца. Он смастерил и подставку для молитвы в виде табуретки. На сиденье выделяется черное пятно. Святой умер во время молитвы, и от упавшей свечи подпалились некоторые вещи, в том числе и табуретка. В пустыньке висит копия иконы Божией Матери «Умиление». Настоящая икона, к которой прикладывался батюшка Серафим, находится в Москве, в Патриарших покоях. После того как Дивеевский монастырь был закрыт, святой образ тайно вывезли в Муром, где он хранился до 1991 года, потом его передали в столичную резиденцию Патриарха.

Ваш запрос не может быть обработан

Ваш запрос не может быть обработан

С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.

Внешний вид

На фото, сделанных с высоты, хорошо виден ров, опоясывающий часть обительской территории. Внутри огражденного насыпью пространства долгое время были корпуса обители, часовня прп. Серафима. Ныне же, согласно завету прп. Серафима Саровского, здесь высится еще великолепный Благовещенский собор, строительство которого завершилось в 2013 г.

Общая длина Канавки сейчас 775 м, при этом два конца рва не смыкаются, между ними – около 125 м. Глубина составляет 215 см, примерно столько же – высота вала.

Особенности проезда к монастырю и паломническим корпусам

В Дивеево изменился порядок движения транспорта по ул. Октябрьской. Подъехать к монастырю на автомобиле можно к КПП, расположенным по адресам: ул. Арзамасская, д.4 и ул. Октябрьская, д.23. Все паломнические корпуса, в том числе находящиеся на территории монастыря, работают в обычном режиме. Обращаем ваше внимание на особенности проезда к некоторым из них.

Цели и значение Канавки[править | править код]

Православная церковная и народная традиции почитания Канавки[править | править код]

Крестный ход по Канавке, конец XIX века

Василий Садовский сообщал о значении, которое придавал Серафим Саровский созданию Канавки: «Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Так, что Канавка эта — стопочки Божьей Матери! Тут её обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! И как антихрист придёт, везде пройдёт, и Канавки этой не перескочит!»[20][42][43]. Сохранились свидетельства сестёр Мельничной общины, утверждавших, что Серафим считал Канавку границами киновии, а за её пределами предвидел создание лавры[44].

Архимандрит Серафим вспоминал о своих ощущениях от посещения Канавки:

«Какое это было благодатное чудо: идти по Канавке с чётками в руках, читая 150 раз молитву „Богородице Дево, радуйся!“. Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность и наступает полная тишина, и небо становится как-то ближе к земле, когда медленно движутся молящиеся по канавке, как будто бы это происходит не в наш суматошный век, а в древней Святой Руси. Русь создала сказание о Китеже-граде, это была её вековечная мечта — уйти от грешного мира. Но здесь была не мечта, а истинная реальность, здесь было истинное богообщение небожителей с людьми. На Канавке бывали истинные видения батюшки Серафима и других святых и праведных людей, здесь все жили духовной жизнью и духовными радостями. Здесь небо сходилось с землей!»

Архимандрит Серафим (Чичагов). Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря[45]

Ежедневно вечером сёстры ходили по Канавке. Идя по ней, они произносили 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся…». На каждый десятый раз читали «Отче наш»[46]. Читалось также Богородичное правило преподобного Серафима (раздел 7.1 «Молитвы на Святой канавке»), поминались живые и умершие[47]. В настоящее время церковь также воспринимает Канавку как сакральный объект — обход Канавки монахинями со священником входит как обязательный элемент в праздничные церковные службы[48].

Дореволюционные жития Серафима сообщали о многочисленных фактах исцеления, связанных с Канавкой: кучер повёз больную по канавке, затем вокруг собора и привёз к образу Божией Матери «Умиление», после чего она исцелилась[49]; страдающий кожной болезнью мальчик опустился в Канавку, срывал траву и цветы, кладя их на голову, покрытую струпьями, приехав затем в Саров, искупался в источнике Серафима, а по возвращении домой полностью исцелился[50].

В настоящее время небольшая часть верующих обходит Канавку босиком, ещё более редкой практикой является обход на коленях. На праздник Успения Пресвятой Богородицы дорожку покрывают импровизированным ковром из свежескошенной травы и живых цветов. По такой дорожке во время крестного хода проносят плащаницу Божией Матери. Верующие разбирают траву и цветы, сушат и хранят как святыню. В конце Канавки обустроено место, откуда желающие могут взять горсть земли, которая воспринимается частью верующих как целебная[51]. Ю. М. Шеваренкова настаивает, что данная традиция народного почитания действительно существовала, но была полностью прекращена к 100-летию канонизации Серафима Саровского, когда Канавка была переоборудована[48].

Католическое духовенство о Святой Канавке[править | править код]

Католический священнослужитель и выпускник Парижского университета, церковный историк протоиерей Всеволод Рошко называл в своей книге о Серафиме Саровском три цели создания Канавки. Он отмечал, что Серафим считал назначением Канавки увековечить путь Божией Матери во время её посещения Дивеева. Поэтому верхний слой почвы, по которой она ступала, сохранили и переложили в ров; считалось, что прохождение по «тропинке Богородицы» со стопятидесятикратным прочтением «Богородице Дево, радуйся!» дарует особую благодать. Сооружение рва, по мнению Рошко, «на самом деле „изуродовало тропинку Пресвятой Девы“»[10]. Но основное назначение её, по мнению Рошко, — «обеспечение безопасности сестёр»[52]. Он ссылался на слова самого Серафима: «Воры-то и не перелезут». По мнению Рошко, опасность монахиням исходила от крестьян и шахтёров, живших по соседству. Он считал, что Серафим однажды сказал, что Дивеево «было вражье жилище, но Господь… дозволил мне прогнать всё сатанинское полчище», подразумевая именно эту опасность[10].

План Серафимо-Дивеевской лавры, составленный Серафимом Саровским, начало XIX века

Доказательством третьей цели Рошко считал слова Серафима: «Вы до Антихриста не доживёте, а времена антихриста переживёте» и «И как Антихрист придет, везде пройдет, и канавки этой не перескочит». Серафим имел в виду, по мнению Рошко, не Антихриста с большой буквы, а Иоасафа (Ивана Тихонова, 1801—1884 годы, послушника Саровского монастыря, а с 1848 года монаха и священника, стремившегося представить себя близким Серафиму человеком[53]). Кельи и земельные участки сестёр были разбросаны по всему Дивееву, для работы и молитвы же обе общины часто объединялись. Настоятельница Казанской общины легко поддавалась влиянию Ивана Тихонова, поэтому Мельничная община утратила бы автономию, если не была бы отделена Канавкой[54]. В 1841 или 1842 году Иоасаф пытался заставить монахинь Мельничной общины по очереди признать перед крестом и Евангелием, что Серафим поручил ему заботу о них. В 1842 году он даже добился объединения двух общин (их в это время официально признала церковная власть), положив этим конец автономии Мельничной общины[55]. После этого Тихонов перенёс мельницу на новое место, снёс кельи сестер и трапезную и навёл через Канавку мосты[56].

Рошко отмечал, что расположение Канавки не указано на нарисованном Серафимом плане лавры[Прим 1]. По мнению Рошко, в описании событий 1861 года Канавка упоминается лишь как символ. Одна из сестёр, впадавшая в юродство, призвала сестёр укрепиться за Канавкой и воззвать к ней: «Канавка, Канавка! Возопий за нас до Неба!». Ни одна монахиня не сделала этого. Все, по утверждению Рошко, понимали, что это символический образ, свойственный юродивым. Он считал, что после 1861 года Канавка была восстановлена по «чисто благочестивым побуждениям»[56].

Светская традиция изучения Канавки[править | править код]

Кандидат филологических наук Ю. М. Шеваренкова писала, что легенда о святыне едина для книжной церковной и для фольклорной религиозной традиции. Культ же Канавки существенно различается в церковной и народной среде: монахини ограничиваются её обходом, а народный культ строится по языческим «законам», связан с почитанием земли и деревьев и представляет спектр манипуляций с этими предметами. В самом создании Канавки Шеваренкова усматривала отголоски магического ритуала опахивания селения во время эпидемий и эпизоотий. Обряд обхода, по её мнению, осуществляется на разных уровнях: на высшем — мифологическим покровителем монастыря — Богородицей, цель его — защитить святую обитель; обряд совершается монахинями и священником (церковный уровень), это — ежедневное символическое завершение церковной службы; на низшем же уровне обряд совершается рядовыми верующими и направлен на разрешение собственных жизненных проблем (для избавления от грехов, поэтому может сопровождаться дополнительными условиями, например, наличием тяжёлых сумок, для очистительных и медицинских целей)[57][58].

Шеваренкова находила в функционировании Канавки отголоски культа стопы как заместителя человека, параллель с обрядом опоясывания храма (дома, селения) «с продуцирующей, поминальной и защитной целью», намёк на особенности сооружения языческих святилищ, по границе которых возводился частокол, земляные валы и неглубокие канавки для символической защиты святого места от злых сил. Поклонение деревьям с Канавки включает манипуляции с их корой, ветвями или листьями, которое может осуществляться непосредственно в святом месте (к деревьям нужно прислониться больной частью тела; съесть кусочек смолы с коры; умываться дождевой водой из ствола упавшего гнилого дерева) и в домашних условиях (из коры и листьев заваривают чай, сорванные ветки прикладывают к больным местам, изготавливают из собранных щепок нательные кресты). Шеваренкова отмечала, что «земляной» культ Канавки выражен слабее: землю из-под деревьев прикладывают к больным местам, кладут под подушку детям и обсыпают ею дом[59].

Исследовательница указывала, что в среде духовной и светской интеллигенции распространено философско-символическое понимание Канавки — как способ познания, способ приобщения к высокому, к Серафиму Саровскому, «пророческий национальный образ будущей России»[60].

Доктор филологических наук А. Б. Мороз видел в почитании Канавки Серафима Саровского отражение понятия иерофании. Он считал правилом, что в местах, где, согласно житию или легенде, проявил себя святой, «существует традиция буквального и детального наложения легенды и шире — комплекса нарративов (народного жития) на местный ландшафт». В частности, с его точки зрения, видение Богородицы привело к созданию в этом месте Канавки. Она стала одним из наиболее значимых сакральных объектов Дивеевской обители. По ней и в настоящее время проходят паломники, повторяя путь Богородицы, с надеждой получить исцеление[61].

Святая Канавка

Главная святыня обители появилась после явления Серафиму Саровскому Богородицы. Дева Мария приказала основать новую обитель (Мельничную) и обнести её рвом и валом. Копать ров в указанном месте надлежало монахиням и послушницам монастыря. Труд жителей села использовался на вспомогательных работах. Строительство канавы было закончено в 1832 году.

Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка

Канавка состоит из шести отрезков общей протяжённостью 777 метров. Её глубина и ширина, а также высота прилегающего вала равны 2,13 метра (3 локтя).

Верующие люди утверждают, что святая канавка является забором четвёртой духовной обители Богородицы на земле, через который не сможет переступить даже антихрист. Богоматерь каждый день незримо присутствует в своём уделе.

Интересно! Паломники и монахини советуют приходить к святыне с 3 до 4 часов ночи. Они верят, что в это время там прогуливается Дева Мария и является избранным.

Иконография[править | править код]

Иконописные изображения на сюжеты, связанные с Канавкой, редки и практически всегда связаны с Дивеевом. Среди них клеймо складня «Преподобный Серафим Саровский начинает копать Канавку», который был создан 1920-е годы в иконописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря. Изображение выполнено маслом по дереву и левкасу, находится в Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. На ещё одном иконописном образе — аналойном, созданном в начале XX века и находящемся в частном собрании, — удачно переданы «предрассветное небо, удивление и радость послушницы, увидевшей старца». В композицию иконы введена и реальная историческая деталь — жернова «мельницы-„питательницы“», которые изображены на дальнем плане[62].

В больничном храме в честь иконы Божьей Матери «Целительница» в Дивееве находятся две фресковые росписи на тему Канавки: «Явление на Канавке Пресвятой Богородицы Серафиму (Звездинскому)» и «Исцеление хромого на Канавке»[63].

Трапеза для паломников с 27 июля по 1 августа

Дорогие паломники!С 27 июля по 1 августа в палаточном городке (в конце ул. Арзамасской на въезде в с. Дивеево, рядом с гостиницей “Олимп”) для всех желающих предлагается бесплатная трапеза: 27 июля – ужин 18:00-20:00; 28-31 июля – обед 13:00-15:00, ужин 18:00-20:00; 1 августа – обед 13:00-15:00.

  • Колокольня Серафимо-Дивеевского монастыря

    Колокольня с часами — самое высокое сооружение монастыря. Ее высота — 70 метров. Вместе с куполом и крестом она всего на метр ниже Спасской башни Московского кремля.

    Построили колокольню в 1901 году. В оформлении использовали разные стили, но доминирует в проекте классицистический с его строгим декором и симметрией. Когда сняли строительные леса, стало видно, что здание стоит не строго вертикально. Однако перестраивать его не стали, решив, что эта погрешность, наоборот, поможет колокольне устоять на неровном береговом грунте.

    До революции на колокольне располагались куранты, которые каждые четверть часа вызванивали молитвенную мелодию «Пресвятая Богородице, спаси нас». После революции куранты и колокола уничтожили, а на здании разместили телевизионный ретранслятор.

    В конце 1990-х годов колокольню полностью отреставрировали, отлили новые колокола — самый большой из них весит пять тонн. А в 2003 году на колокольне закрепили новые часы с курантами.

    Какую молитву читать на канавке

    Святая Канавка Божией Матери — это особое место и даже, если вы приехали просто посетить его, а молиться по какой-либо причине не планировали, там не принято громко шуметь. Вести себя следует с почтением, тихо и скромно.

    Не существует строгих правил молитвы на Святой канавке, но обычно принято 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся»:

    Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

    Икону со словами молитвы можно приобрести в монастыре.

    Многие читают перед посещением Святой Канавки молитвенное правило Преподобного Серафима Саровского.

    «Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

    молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,

    потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды

    и, наконец Символ Веры единожды.

    — Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

    Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

    Монастырь Дивеево. Святая канавка

    — Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, — читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.

    — Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

    — «Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

  • Как использовать землю с канавки?

    Землю прикладывают к больным местам, иногда – растворяют водой небольшую часть, пьют как благословение.

    Дивеевские чудеса

    О них есть множество свидетельств паломников. Вот, например, рассказ Владимира из Саранска, сотрудника храма:

    «Осенью 1998 г. со мной произошло несчастье. Я молотком сильно ударил по пальцам руки. Боль была невыносимая. Но к врачам не обращался, терпел. Я знал, что получил это за грехи мои. Кисть руки разбухла, рана гноилась. Особенно трудно было по вечерам, перед сном. В это время боль усиливалась и не давала заснуть. Я уже стал подумывать о том, что у меня гангрена.

    Однажды боль усилилась до такой степени, что я половину ночи не спал, держал руку вытянутой вверх: так было немного легче. Под утро вспомнил, что, будучи в Дивееве, я накопал земли в канавке и привез ее домой. Разыскав сумочку с этой святой землей, о которой я, к стыду моему, забыл, лег в постель. Опустив руку в сумочку, я зарыл ее в землю. Боль сразу утихла и через несколько минут совсем затухла. Сон сразу же окутал меня. Я блаженно спал, а рука покоилась в сумочке с целебной землей. Проснувшись утром, я не узнал свою руку. Нарыв был прорван, и земля вытянула из руки весь гной. Опухоль спала, и рука была совершенно здорова. Я смотрел на руку и не верил своим глазам…»

    Дивеево. Святая Канавка

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Загрузка ...