Как добраться до Троицкой Лавры в Сергиевом Посаде


Крупнейший в стране мужской монастырь – Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде. Он был основан преподобным Сергием Радонежским в 14 веке. Здесь в Свято-Троицком соборе хранятся мощи святого.

История монастыря

Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.

Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал «Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее«.

В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.

Троице-Сергиева Лавра. Храмы

Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….

Изменения в Политике конфиденциальности

Вступили в силу изменения в Политике конфиденциальности. Нажимая на кнопку «Я согласен» или продолжая пользоваться сервисом, Вы подтверждаете принятие этих изменений.

Святыни обители

  • В Троицком соборе: святые мощи преподобного Сергия.
  • Серапионова палата (находится в в приделе Троицкого собора): здесь покоятся останки главных настоятелей Троице-Сергиевой Лавры — святых Серапиона, Дионисия Радонежского и Иосафата.
  • Две «моленные» иконы преподобного Сергия: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая.
  • Образ святого мученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер погиб во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу.

Монастыри России. Троице-Сергиева Лавра

История обители 

Годом ее основания считается 1337, когда Варфоломей и Стефан отправились на пустынное житие на небольшой холм около речки Кончуры 

Первые годы 

Полагают, что келья братьев была в юго-западной части нынешнего монастыря. Здесь же спустя появилась деревянная церковь Святой Троицы. 

Предание говорит: насельников будущей обители несколько лет было ровно 12. Если кому случалось умереть, либо почему-либо покинуть братство, скоро приходил новый инок. 

При этом прп. Сергий, принявший пострижение всячески избегал должности настоятеля Сам он желал жить уединенно, так что по его примеру естественным образом сложилось, что монастырь оказался так называемым «особножительным»: каждый строил отдельную келью. Седмицу братия проводили уединенно, вместе собирались только на богослужение. 

Сергий – игумен 

Спустя несколько лет оказалось, однако, что братия имеют потребность в более тесном общении. Сначала они стали настаивать на том, чтобы смиренный Сергий принял священство и настоятельство. Какое-то времени подвижнику, избегавшему не только повода для гордости, но самой тени этого греха, удавалось избежать начальствования: благо, в монастырь пришел игумен Митрофан, который постригал святого, он и стал настоятелем молодой обители. Но по его кончине (1344 г.) вопрос духовного руководства стал вновь. 

Несколько лет монахи жили без настоятеля, так как никого, кроме Сергия, видеть своим аввой не желали. Наконец, около 1353 или 1354 г. насельники, по сути, принудили Сергия отправиться к епископу, который рукоположил его во иереи, а затем благословил на настоятельство. 

Искушения 

Сразу после того, как прп. Сергий возглавил братию, новый митрополит Алексий, согласно житию, передал ему грамоту Патриарха Константинопольского, благословлявшего устроить общее житие взамен «особного». Первая попытка устроить общежитие, однако, встретила отпор братии, совсем недавно так желавшей быть на послушании у аввы Сергия.

Смиренный подвижник не стал настаивать: видя, что стал причиной нарушения мира, он просто ушел из монастыря. Со своим духовным руководителем Троицкий покинули часть монахов. Три (по другим данным — четыре) года, проведенные Сергием вне стен обители – время основания им нового монастыря на реке Киржач (ныне это действующая обитель, однако после десятилетий безбожия она возрождена, как женская). 

Наконец, монахи, тяжело переживавшие уход своего духовного руководителя, смиренно просили Сергия вернуться. К 1358 г. ему удалось выполнить патриаршее благословение: ввести общежитие. Это повлекло за собой перестройку не только жизни иноков, но также – монастырских зданий. 

Впоследствии, благодаря ученикам преподобного, основавшим новые обители, устав Троицкого постепенно распространяется по другим монастырям. 

Это интересно: Образ преподобного Сергия Радонежского на иконах

Духовная опора в трудные времена

Именно так воспринимался Сергиев монастырь в тяжелое время борьбы с монгольскими завоевателями. Существует житийный рассказ о том, что свт. Алексий Московский предлагал любимому всей страной подвижнику сан митрополита после себя, но Сергий решительно отказался. А в 1380 г. к святому прибыл великий князь Московский Димитрий, просивший молитв о своем воинстве. 

Сердцем России оставалась обитель все последующие столетия: 

  • развитие русского иконописания было определено творениями прп. Андрея Рублева, написавшего икону Св. Троицы, находившуюся в первом каменном храме монастыря – также Троицком (1422); 
  • здесь велось летописание, жития святых, прежде всего – прп. Сергия, созданные насельниками его обители, св. Епифанием, монахом Пахомием Логофетом, были любимым на Руси чтением; 
  • духовной поддержки у мощей преподобного искали правители, обязательно посещавшие «Сергиев» перед военными походами; 
  • в 1530 г. в Троицком соборе крещен княжич Иоанн, сын Василия III, будущий Иван Грозный; 
  • даже архитектурные новации, появлявшиеся здесь, получали широкое распространение: есть мнение, что Грановитая палата Кремля построена по образцу трапезной – второго каменного сооружения все ее крайне скромной обители (1469); ныне эта трапезная не сохранилась, на ее месте с XVIII в. находится колокольня. 

Символом страны была обитель также во время Смуты начала XVII в. Тогда монахи выдержали практически полтора года осады польских войск.  

Близ раки с мощами прп. Сергия можно видеть дверь со следами от польского ядра, оставшуюся с тех времен. Обительский келарь, Авраамий Палицын писал об этом времени:

«…от подкопов и от слухов стены градные расседошися, а в иных местех мало не подаше и строения: во обители же службы и келия братския без покрова быша и многие келии и службы в монастыре погорели».  

По окончании Смуты монастырь снова расцвел, усердием благотворителей восстановлены стены, порушенные здания. Сложный период обители, приходится, однако, на царствование Петра I, которое начинается с бегства 17-летнего государя из Москвы от козней сестры – к преподобному (1689). Но проходит время, и царь обнаруживает не только непонимание значения монашества, но и неблагодарность к спасшей его обители: во время Северной войны государь своей властью изъял из ее казны 400000 рублей, а позже запретил строительство здесь каменных зданий (впрочем, как по всей стране, ведь необходимо было строить новую столицу – Петербург). 

Лавра 

Ситуация изменилась при дочери Петра, Елизавете, которая часто паломничала в лавру. Именно она с 1744 г. присвоила монастырю статус лавры. За 4 года до этого сюда переехала Московская духовная семинария.  

К началу XX в. Троице-Сергиева обитель была: 

  • одной из самых крупных обителей, количество насельников достигало 400 (на 1910 г.) 
  • возможно, самой почитаемой: многие находили здесь духовную поддержку; монастырское кладбище стало местом упокоения представителей лучших дворянских родов страны, известных архиереев; 
  • одной из самых богатых; даже после секуляризации церковных земель при Екатерине II у монастыря осталось немалое хозяйство; 
  • образовательным центром: кроме семинарии, здесь с 1814 г. работала Духовная Академия; с 1895 г. заработала типография. 

Годы безбожия

 

Некоторое время после революционных событий лавра жила обычной жизнью. Однако по издании декрета об отделении церкви от государства ситуация начала резко меняться: 

  • с 1 ноября 1918 г. монастырь превратился в «артель», его имущество отошло государству; 
  • спустя полгода разогнана Академия; 
  • а 11 апреля 1919 г. произведено вскрытие мощей прп. Сергия; их предполагалось увезти, но в конце концов они стали «экспонатом» созданного на базе закрытой лавры музея (1920). 

Последняя служба в Троицком соборе состоялась 31 мая 1920 г. 

Покинутый иноками монастырь за последующие годы пережил ряд пожаров. Постепенно разрушались древние храмы – притом, что территория являлась музеем, имелся даже план реставрации бывшего монастыря как «памятника архитектуры». 

Но прп. Сергий не допустил полного уничтожения своей обители: ее запустение продолжалось чуть более 20 лет. Религиозная политика советской власти начала меняться с 1940-х. После памятной встречи местоблюстителя патриаршего престола митр. Сергия (Страгородского) со Сталиным начинается возрождение монашеской жизни и в лавре, притом, правда, что большая часть территории обители до 1990-х продолжала оставаться музеем. Тем не менее: 

  • в 1945 г. возвращены мощи преподобного основателя монастыря; с тех пор они водворились на прежнем месте, в Троицком соборе; 
  • 19 апреля 1945 г. впервые за несколько десятилетий прошло богослужение в Успенском соборе; 
  • с 1948 в обитель вернулись Московская духовная семинария и Академия; 
  • с 1948 по 1956 гг. монастырю отданы отобранные храмы, другие здания (всего числом 28); 
  • до переноса патриаршей резиденции в Данилов монастырь (1983) лавра была местом пребывания первосвятителей Русской Церкви. 

Деятельность монастыря[править]

  • Белокаменная мастерская
  • Витражная мастерская
  • Звукозаписывающая студия
  • Золотошвейная мастерская
  • Керамическая мастерская
  • Лазерная мастерская
  • Мозаичная мастерская
  • Печатная мастерская
  • Пошивочная мастерская
  • Свечной цех
  • Столярная мастерская
  • Издательство
  • Духовно-просветительская деятельность
  • Благотворительность (Социальная служба Свято-Троицкой Сергиевой Лавры)

Великий реформатор и великий монастырь

Ещё одна страница истории Троице-Сергиевой лавры связана с Петром Первым. Оказывается, не будь Лавры, может быть, и русского флота не было бы, и Санкт-Петербург бы не построили! А почему? А потому что, когда Пётр был ребёнком, в Москве случилось восстание стрельцов. Наследника престола могли убить! Но он дважды спасался… в монастыре Сергия Радонежского!

Свято-Троицкая Сергиева лавраПетр I

Об этом царь потом не забыл. Лавре помогал — построил там Трапезный храм с библиотекой на втором этаже, надвратную церковь и царский дворец. Во дворце сейчас находится Московская духовная академия, там учат будущих священников и богословов. Здания времён Петра выстроены в очень красивом стиле, который называется нарышкинское барокко.

Иконостасы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Создавались в период становления традиции устройства иконостаса, символизирующего Царство Небесное. Отмечают особенную культурную ценность иконостасов двух древних соборов.

Иконостас Троицкого собора

Датируется XV веком. Образы создавались иконописцами под началом Андрея Рублева и Даниила Черного. Известная всему миру «Троица» Рублёва создавалась именно для этого храма. В правления Ивана Грозного нижний ряд (местные иконы) дополнили Троица и житийная икона преподобного Сергия.

Артели Рублева приписывают образы трех средних рядов пяти ярусного резного иконостаса. Наиболее близкими к Рублеву называют иконы «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Апостол Петр». В молебном ряду 15 образов, среди которых святые Георгий и Димитрий, бывшие воинами. Образы говорят о древнейшем молитвенном поминовении воинов, погибших в сражениях с ордынскими полчищами.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Где находится, фото, история, как добратьсяВ праздничном ряду 19 икон. Основной акцент сделан на образ Причащения апостолов, приписываемый работе зрелого мастера старой школы XIV века. Указывают на большое количество иконописцев, трудившихся над этим рядом, в исполнении которых Рублёв почти не принимал участия.

Второй сверху ряд состоит из 7 икон: центральная «Знамение Божие Матери» окружена поясными образами пророков. Первый сверху ряд — 21 образ праотец, над каждым херувим. Иконы украшены серебром, написаны чаянием царя Бориса Годунова.

Царь Михаил Романов украсил собор царскими вратами алтаря, украшенными серебром. Образы, писанные кремлевским мастером XVII в Симоном Ушаковым, помещены в местном ряду. Изначальную живопись стен сбили и переписали, впоследствии регулярно обновляя.

Иконостас Успенского собора

Датирован концом XVII — началом XVIII в. 76 икон традиционно разделена на 5 ярусов. Распятие и предстоящих Богородицу с Апостолом обрамляют резные подсолнухи, розы и виноградные гроздья. Спасителя венчает резная корона.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Где находится, фото, история, как добратьсяСвято-Троицкая Сергиева Лавра. Где находится, фото, история, как добратьсяЗа иконостасом расположена трехъярусная галерея. Рама иконостаса резная, оклады изящно декорированы растительным орнаментом, символически возводя к библейскому Эдему. Предполагают технику исполнения кремлевских мастеров.

В местном ряду расположены образы XVI в. Последующие ряды в большинстве относят к XVII в. Иконостас многократно реставрировался и обновлялся, в советское время изымались ризы из драгоценных металлов.

Святой источник

Еще одной достопримечательность монастыря и магнитом для посетителей является источник, освещенный в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Находится он в помещении самого монастыря в колодце, под небольшим установленным храмиком.

село Тарасково, РПЦ, Свердловская область, Свято-Троицкий Всецарицинский мужской монастырь, святой источник в ТараскиноИсточник фотографии: Свято-Троицкий Всецарицынский мужской монастырь

По традиции, набранной из источника водой, необходимо полить себя, предварительно прочитав молитву. Сделать это можно здесь же в специальном помещении – обливочной.

Недалеко от Свято-Троицкого монастыря находятся еще 3 святых источника, о которых подробно можно узнать из предыдущей статьи «Нашего Урала».

Паломнику

как добраться

На автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.

Автобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.

Пригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.

В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).

где остановиться

1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.

В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.

Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.

2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000   тел./факс +7 (496) 541 43 00

Паломничество. Троице-Сергиева Лавра

богослужения Троице-Сергиевой Лавры

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Будние дни

Воскресные и праздничные дни

Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Ранняя Литургия – 06.00 05.30
Поздняя Литургия – 08.30
После ранней и поздней Литургии служатся панихиды.
В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения.


ТРОИЦКИЙ СОБОР

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30
Средняя Литургия – 06.30 06.30

Молебны с акафистом преподобному Сергию – 08.30–20.30
Начало молебнов в 08.30; 10.30; 12.30; 14.30; 16.30; 18.30

В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения).
В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения).
Освященное масло можно получить за свечным ящиком.

Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.

Читайте также — Мой монастырь

НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Исповедь 1-я смена – с 06.00 с 05.00
Исповедь 2-я смена – с 08.00 с 07.30


ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 07.00
Литургия – 06.20 07.45
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20


ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ

(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповеди в притворе храма нет Исповедь в притворе храма – 07.00
Литургия – 06.20 07.30
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20


ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Ежедневно
Вечернее богослужение 17.00
Литургия 07.40
Таинство соборования 12.00

Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.

трапезные

Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40. 

контакты

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ 
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru

Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45 

Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)  

Троице-Сергиева Лавра. Как добраться
СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ

Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.    

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ 
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70   

Колокольня 

Колокольня Лавры

Вид на колокольню

Она привлекает внимание паломника сразу при входе – нарядное здание барочного стиля появилось  с 1770 г. Первоначальный проект предполагал среднюю высоту, но позже был изменен: ныне высота колокольни 88 м, что на 6 м выше знаменитого Ивана Великого. По замыслу Елизаветы Петровны, столь высокая колокольня символизировала статус особо почитаемой обители. 

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Требования к волонтерам:

– православное вероисповедание;

– трудолюбие и доброжелательность;
– возраст от 23 до 45 лет;
– готовность работать на открытом воздухе.

При себе иметь:

– паспорт;
– предметы личной гигиены;
– вещи на холодную и дождливую погоду;
– сестрам – белый платок и длинную юбку.

Набор волонтеров осуществляется по предварительной регистрации в группе в «ВКонтакте» – 

https://vk.com/lavra_group

 и по телефону.Тел.: +7 (915) 111-03-70 – Зверева Ольга, координатор группы “Лавра”.

Схема проезда

Троице-Сергиева Лавра. Схема проезда

Как добраться

Электричка

От Ярославского вокзала (станция метро «Комсомольская»). Время в пути — 1,5 часа

Машина

От Москвы по Ярославскому шоссе (трасса М8). Это примерно 75 км

Куда сходить и что посмотреть в Сергиевом Посаде

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Интересные факты

  • 7 июня (н.ст.) 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея, «пожар открылся поутру в 3-м часу; сперва изнутри дым валил, потом вспыхнула задняя стена, и вся кузня обнялась пламенем».  В огне погибло все оборудование: инструменты «рассыпались в песок», или были безнадежно испорчены. Ущерб от пожара составил 124 руб. Кузнец уверял, что пьян не был, кузница же могла загореться из-за деревянного основания горна, под которое мог неприметно добраться огонь.
  • 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пудов (или 10,2 тонны)». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. Его не тронули страшной зимой 1929-30 г.г., когда уничтожали колокола.
  • 1 (14) февраля 1750 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был привезен отлитый в 1748 г. царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек.
  • Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.

Источник: Сайт Троице-Сергиевой Лавры

Читайте также — Житие Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева

Монастырские подворья 

Подворья монастырей обычно возникают, когда по тем или иным причинам некоторым монахам приходится длительно исполнять послушания вне стен обители. Издавна подворья были у Сергиевой обители, есть они и сейчас – всего их 18, причем основная часть находится в Московской области. 

Кроме того, есть подворья: 

  • Московское, которым является храм св. Троицы на 2 Троицком переулке столицы; 
  • «Куликово поле» Тульской области; оно построено на территории музея знаменитого сражения; 
  • Черниговское в Геленджике. 

Распечатать схему:

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Рисунки Юлии Кузенковой

Известные духовные наставники наших дней 

Среди нынешних учеников преподобного немало духовников, попасть к которым стремились и стремятся паломники: 

  • архим. Кирилл (Павлов) (1919-2017 гг.); только произнесенные им проповеди составляют несколько объемистых томов; долгое время он также был братским духовником; ему же исповедовались три патриарха – Алексий I, Пимен, Алексий II; 
  • архим. Наум (Байбородин) (1927-1917 гг.), также бывший братским духовником; 
  • сейчас духовно руководит Троицкими иноками архим. Варфоломей (Калугин). 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.