Хотелось бы начать с того, почему именно Равенна. Что дало возможность небольшому по размеру городу, стать единственным в своем роде, знаменитым самыми прекрасными в Западной Европе византийскими и раннехристианскими мозаиками.
История базилики[править | править код]
Базилика, изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом в 493-526 годах, то есть в промежутке между завоеванием Равенны остготами до смерти короля. Эта датировка связывается с описаниями Агнелла Равеннского (IX в.), автора хроники «Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis». Агнелл приводит текст надписи в апсиде церкви: «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit»[2][3] (эта надпись не сохранилась). Базилика находилась рядом с королевским дворцом, развалины которого были раскопаны в 1910-1920 годах[4]. Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам. Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.
После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta mater ecclesia Ravennas, vera mater, vera orthodoxa»[5] передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена последними в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения[3]. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.
В связи с участившимися пиратскими набегами на Классис (бывший порт, находившийся за равеннским стенами, ныне район Равенны) в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария[6] . Храм был переосвящён в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» — для отличия от уже существовавшей в городе церкви св. Аполлинария, ныне известной как Сант-Аполлинаре-ин-Классе)[3]. В 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, при этом «новая» базилика сохранила своё посвящение и название.
В X — XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный портик[7], заменивший предположительно ранее существовавший квадропортик (следы аналогичного квадропортика были обнаружены археологами в Сант-Аполлинаре-ин-Классе[8]). В том же XVI веке из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна[9]. В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в 1950[9] и 1986 годах[7]) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах)[7].
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82-%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B5-%D0%9D%D1%83%D0%BE%D0%B2%D0%BE
Базилика Сан Витале в Равенне и ее ослепительные мозаики
Базилика Сан Витале в Равенне, посвященная Святому Виталию Миланскому, была построена в середине VI века по воле епископа Экклесия. Здание представляет собой типичную равеннскую архитектуру, сочетающую в себе элементы римской (форма купола и порталов, башни) и византийской архитектуры (полигональная абсида, капители). Сегодня базилика Сан Витале находится под защитой ЮНЕСКО и это не удивительно. Красивейшие мозаики, украшающие ее интерьер, представляют собой ценнейший образец византийского искусства.
Базилика Сан Витале находится на Via Argentario, 22.
Источник: http://unitalia.ru/mozaiki-ravenny-sokrovishha-starogo-goroda/
Искусство Византийской империи
В Византийской империи производство мозаики было поставлено на поток, и все храмы и царские дворцы украшались полотнами из цветного стекла. Конечно, это не вполне корректное название, поскольку такое искусство – не живопись. Создатели величайших произведений писали их не красками, а набирали из кусочков смальты.
Расцвет мозаичного искусства приходится на V–VI столетия, названные золотым веком. Самыми известными в мире шедеврами признаны мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Исторический храм в Стамбуле и по сей день сохранил всю мощь и величие, которыми он был наделен своими создателями – творцами Древней Византии. Красивейшие произведения, имеющие огромную ценность для мировой культуры, сохранились в хорошем состоянии.

Источник: http://FB.ru/article/305236/vizantiyskie-mozaiki-ravennyi
Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь
Раннехристианские культовые сооружения, датирующиеся V–VII веками, когда Равенна являлась столицей Западной Римской империи, никого не удивят архитектурными решениями и особой красотой. Гости древнего города признаются, что внешне он не производит никакого впечатления: невыразительные улицы, неприметные площади, отсутствие сказочной атмосферы и особого колорита. Однако за серыми фасадами храмов и толстыми кирпичными стенами скрывается мозаичное наследие города. Подлинные произведения искусства спрятаны от чужих глаз и, чтобы их найти, придется раздобыть карту населенного пункта, находящегося на северо-востоке Италии.
Мозаики Равенны настолько известны во всем мире, что другие культурные объекты остаются незамеченными туристами. Бесценные сокровища, равных которым нет ни в одном городе мира, спрятаны за безликими фасадами исторических зданий. Прежде чем рассказать о главной гордости Равенны, необходимо обратить внимание на особенности подобных полотен.
Источник: http://FB.ru/article/305236/vizantiyskie-mozaiki-ravennyi
Мавзолей Галлы Плацидии
По аналогии с базиликой Сан Витале, убранство мавзолея (Mausoleo di Galla Placidia) создавалось сразу после завершения возведения самого здания, то есть в первой половине V века.
Усыпальница предназначалась для дочери римского императора Феодосия Галлы Плацидии (ок. 380-450). Она и сама успела побывать в роли правительницы: в 425 году ее приставили регентшей к малолетнему сыну, провозглашенному государем Валентинианом III. До 437 года, до совершеннолетия отпрыска, Галла единолично руководила Западной Римской империей. В течение всей своей жизни она покровительствовала Церкви, активно участвовала в распространении и утверждении новой веры.
Мозаики, занимающие всю верхнюю часть мавзолея, несут в себе главную идею христианского учения – торжества вечной жизни над смертью. Символ этой победы – крест. Его мы видим прямо в центре усыпальницы, в своде купола, представляющем собой небеса с золотыми звездами. Ниже, по четырем углам, расположены евангелисты в уже знакомом нам символическом облике.
Прямо под куполом можно увидеть фигуры апостолов. Они изображены в люнетах – частях стен, которые сверху ограничены не горизонтальным карнизом, но аркой, за счет чего приобретают полукруглые очертания. Загвоздка в том, что апостолов в люнетах восемь, а не двенадцать. Такое решение продиктовано только эстетикой: мозаичисты изобразили по одному апостолу с каждой стороны от окна, дабы не нарушать симметрию. Четыре других ученика вплетены в орнаментальный узор нижних сводов.
Нельзя не обратить внимание на изображения чаш и фонтанов, располагающихся чуть ниже. Из них пьют воду голуби. Это один из самых растиражированных фрагментов мозаичного убранства мавзолея. Сюжет можно встретить на многочисленных открытках, магнитах и прочей сувенирной продукции. Тем не менее, сцена обладает глубоким смыслом: пьющие воду птицы олицетворяют собой человеческие души, приобщающиеся к христианскому учению.
Наконец, в люнетах, располагающихся прямо над пустой каменной кладкой стен, помещены два сцены весьма интересного содержания.
На южной стене мы видим человека в белых одеждах, с крестом в правой руке и книгой в другой. Он направляется к пылающей огнем решетке.
Слева от нее стоит раскрытый шкаф, где на полках видны книги: четыре Евангелия. Изображение неоднозначное, по поводу личности святого до сих пор ведутся споры. Самая популярная версия заключается в том, что это святой Лаврентий. Решетка истолковывается как орудие его казни, книга в руках – Псалтырь, а крест здесь выступает богослужебным предметом. Псалтырь и крест говорят нам о дьяконском сане святого Лаврентия, а четыре Евангелия выступают символом всего христианского учения.
Непосредственно над входом, уже в северном люнете, изображение Христа в лице Доброго Пастыря.
Данная иконография сложилась еще в I-II веках, а сам образ возник на основе слов евангелистов – Господь собирает христианскую Церковь, как пастух (пастырь) собирает вокруг себя собственное стадо.
Источник: http://Italy4.me/emilia-romagna/ravenna/vizantijskie-mozaiki-ravenny.html
Мавзолей Галлы Плацидии и мозаики императорской усыпальницы
Мавзолей Галлы Плацидии (на ит. Mausoleo di Galla Placidia) располагается на территории комплекса Базилики Сан Витале. Усыпальница была построена в V веке для дочери Феодосия I Великого — римского императора, однако по своему прямому назначению так и не была никогда использована, поскольку сама Галла Плацидия была захоронена в Риме.
Скромное сооружение, построенное в форме латинского креста, хранит внутри настоящее сокровище. Великолепные мозаики, созданные, предположительно, византийскими мастерами, отлично сохранились.
Мавзолей Галлы Плацидии находится на Via Argentario, 22.
Источник: http://unitalia.ru/mozaiki-ravenny-sokrovishha-starogo-goroda/
Архиепископская капелла
В бывшей резиденции равеннских епископов, которая сегодня является музеем, находится небольшая домовая церковь. Это и есть Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile di Sant’Andrea), освященная в честь апостола Андрея. Ее создавали на рубеже V-VI веков.
Что интересно, не все убранство здесь мозаичное, есть и расписанный (но гораздо позже) темперной краской люнет на сюжет снятия Господа с Креста.
Иконография капелла довольная простая. В алтарной апсиде на темно-синем звездном небе помещен сияющий крест. Арки украшены заключенными в круглые медальоны образами Спасителя и святых. В центральном своде четыре ангела держат голубую сферу с монограммой (ее еще называют “хризма”) имени Христа – это две первые буквы имени Господа. Между ангелами изображены евангелисты в своем символическом облике.
Замешательство может вызвать мозаика над входной дверью капеллы. Это редко встречающийся образ Христа-воина. Он сложился под влиянием уже существовавших канонов изображения римских императоров.
Иисус одет в доспехи, через плечо перекинут голубой плащ, заколотый драгоценной булавкой; в правой руке – крест, в левой – раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» книга. Фразу можно перевести как «Я есть путь, истина, жизнь». Господь ногами попирает символы зла – льва и аспида. Да, лев выступает универсальным персонажем, могущим олицетворять как силы светлые, так и темные. С аспидом таких проблем не возникает: это тот самый змей, искусивший Еву яблоком с древа познания. Других значений у него нет.
Обязательными элементами любого (и мозаичного, и живописного) убранства христианского храма являются растительные орнаменты, узоры, птицы и цветы. Это все – символы райского сада. В случае с Архиепископской капеллой многочисленные лилии можно встретить на своде прямо над входом.
Источник: http://Italy4.me/emilia-romagna/ravenna/vizantijskie-mozaiki-ravenny.html
Примечания[править | править код]
- ↑ Early Christian Monuments of Ravenna (англ.)
- ↑ Король Теодорих создал эту церковь от основания во имя Господа нашего Иисуса Христа (лат.).
- ↑ 1 2 3 Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 59. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
- ↑ Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 82. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
- ↑ Святая матерь-церковь Равенны, матерь истинная, матерь православная (лат).
- ↑ Равенна. Город искусства. Равенна, 2006. С. 8
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 30. — 144 с.
- ↑ Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 96. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
- ↑ 1 2 Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 61. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
- ↑ 1 2 Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — С. 43. — 264 с.
- ↑ Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 59—61. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 73. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
- ↑ Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 66—67. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
- ↑ Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 34. — 144 с.
- ↑ Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 34—38. — 144 с.
- ↑ Отто Демус. Мозаики византийских храмов (неопр.). Дата обращения: 1 июля 2009.
- ↑ Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 38. — 144 с.
- ↑ 1 2 3 Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 72. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
- ↑ Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 38—43. — 144 с.
- ↑ Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 43—50. — 144 с.
- ↑ Титульные святые римской базилики Санти-Джованни-э-Паоло, офицеры римской армии, принявшие мученический венец при Юлиане Отступнике
- ↑ Им может быть Панкратий Римский, легендарный мученик начала IV века, или священномученик Панкратий Тавроменийский, епископ Таормины, ученик апостола Павла
- ↑ В оригинале IAWVINIUS
- ↑ 1 2 Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 52. — 144 с.
- ↑ Параллельные русский и латинский тексты Тридентской мессы (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 июня 2009. Архивировано 22 апреля 2008 года.
- ↑ Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 72—73. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
- ↑ Grabar. La peinture byzantine, 61-62.
- ↑ Лазарев В.Н. История византийской живописи (Равенна: Арианский баптистерий, Архиепископская капелла, Сант Аполлинаре Нуово) (неопр.). Дата обращения: 30 июня 2009. Архивировано 29 января 2012 года.
- ↑ Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 70. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
- ↑ В оригинале EVIALIA
- ↑ Параллельные русский и латинский тексты Тридетнской мессы (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 июня 2009. Архивировано 22 апреля 2008 года.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82-%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B5-%D0%9D%D1%83%D0%BE%D0%B2%D0%BE
Баптистерии
Кроме вышеописанных сооружений, в Равенне находится два баптистерия – арианский (Battistero degli Ariani) и православный (Battistero degli Ortodossi, или Neoniano).
Внутри данных сооружений, предназначенных для совершения таинства крещения, также можно встретить поразительной красоты мозаичные полотна. И те, и другие набирались примерно в одно время — вторая половина V — начало VI веков. Иконография изображений незамысловата: в сводах обоих зданий помещена сцена Крещения Христа, вокруг которой расположены фигуры двенадцати апостолов.
Разница замечается в деталях. Например, у апостолов в православном баптистерии имена подписаны, а у тех же учеников в арианском – отсутствуют.
Поэтому их сложно идентифицировать. Они вроде бы обладают некоторыми характерными чертами, но мы помним, что строгого канона изображения святых тогда не существовало. Это дает свободу интерпретации. Только Петр и Павел узнаваемы, так как в руках у них заметны их обязательные атрибуты: у первого – ключи от Рая, у второго – свиток .
Еще одно важное отличие заключается в разности истинно христианского и арианского вероучений, что отразилось в мозаичных изображениях. Христиане под крещением Христа понимают соединение Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.
Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность. Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы.
Замечательно в достопримечательностях Равенны то, что, глядя на здания снаружи, невозможно представить, какая мозаичная красота ждет внутри. Фасад построек никак не соотносится с интерьером. Так что, за порцией восхищения, восторга и удивления лучше отправляться именно сюда.
Источник: http://Italy4.me/emilia-romagna/ravenna/vizantijskie-mozaiki-ravenny.html
Божественная красота
Мозаики Равенны, фото которых вызывают восторг даже у людей, далеких от искусства, сразу бросаются в глаза. Купол находящегося под защитой ЮНЕСКО мавзолея представляет собой синее звездное небо, в его центре сияет золотистый крест, направленный на восток, а четыре свода византийцы украсили символами евангелистов – быком, львом, орлом и ангелом. Здесь можно увидеть уходящий мир античности, и мастера отобразили на полотнах совершенно иную красоту – божественную.
Источник: http://FB.ru/article/305236/vizantiyskie-mozaiki-ravennyi
Билеты и время работы
Для осмотра всех мозаик нужно приобрести единый билет за 12,50 евро на официальном сайте www.ravennamosaici.it или по адресам в Равенне:
- Basilica di Sant’Apollinare Nuovo, via di Roma 53
- Museo Arcivescovile, piazza Arcivescovado 1
- Basilica di San Vitale, via Argentario 22
Детям до 10 лет вход бесплатный.
Билет действует семь дней и даёт возможность посетить каждую из достопримечательностей по 1 разу. Все религиозные сооружения с мозаиками расположены в шаговой доступности.
Карту Равенны можно получить бесплатно в кассе или скачать заранее по ссылке в формате PDF.
Время работы: 09.00-19.00 с марта до 1 ноября и 09.00-17.00 с 2 ноября до марта. Выходные в Рождество и Новый год. В июле и августе Basilica S.Vitale и Mausoleo di Galla Placidia открыты по четвергам и пятницам с 21:00 до 22:45.
Источник: http://Italy4.me/emilia-romagna/ravenna/vizantijskie-mozaiki-ravenny.html
Литература
http://www.maranat.de
http://www.dsbw.ru/italy/liguria
http://www.pravoslavie.ru/put/apologetika
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мавзолей_Галлы_Плацидии
http://ru.wikipedia.org/wiki/Равенна
http://ru.wikipedia.org/wiki/Теодорих_Великий
http://ru.wikipedia.org/wiki/Арианство
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сан-Витале
http://www.smalta.ru/istoriya-smalty/vizantiya/mavzolei-gally-placidii-ravenna
http://www.easypedia.com
http://www.wcurrlin.de
http://amarakhovski.files.wordpress.com
http://stres.a.gape.org/clanki/ravenna
http://www.cirota.ru/forum/images/88
Источник: http://referat911.ru/Iskusstvo/mozaiki-ravenny/223029-2435706-place1.html
Советы
- Если приезжаете в Равенну на поезде, то осмотр мозаик рекомендую начать с Basilica St. Apollinare Nuovo, которая находится всего 5 минутах ходьбы от вокзала. На визит планируйте 30 минут.
- Если путешествуете на авто, то паркуйтесь по адресу Largo Giustiniano, 1 и начинайте осмотр с Basilica of San Vitale, которая находится в 7 минутах пешком.
Источник: http://Italy4.me/emilia-romagna/ravenna/vizantijskie-mozaiki-ravenny.html
Мозаики Равенны на карте
Как экономить на отелях
Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!
Дата последнего обновления: 17.03.2021Автор статьи: Италия для италоманов ©
unitalia.ru
Источник: http://unitalia.ru/mozaiki-ravenny-sokrovishha-starogo-goroda/