[IV.5. Равенна: Арианский баптистерий, Архиепископская капелла, Сант Аполлинаре Нуово] – Лазарев В. Н., История византийской живописи


Хотелось бы начать с того, почему именно Равенна. Что дало возможность небольшому по размеру городу, стать единственным в своем роде, знаменитым самыми прекрасными в Западной Европе византийскими и раннехристианскими мозаиками.

История базилики[править | править код]

Базилика, изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом в 493-526 годах, то есть в промежутке между завоеванием Равенны остготами до смерти короля. Эта датировка связывается с описаниями Агнелла Равеннского (IX в.), автора хроники «Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis». Агнелл приводит текст надписи в апсиде церкви: «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit»[2][3] (эта надпись не сохранилась). Базилика находилась рядом с королевским дворцом, развалины которого были раскопаны в 1910-1920 годах[4]. Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам. Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.

После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta mater ecclesia Ravennas, vera mater, vera orthodoxa»[5] передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена последними в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения[3]. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.

В связи с участившимися пиратскими набегами на Классис (бывший порт, находившийся за равеннским стенами, ныне район Равенны) в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария[6] . Храм был переосвящён в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» — для отличия от уже существовавшей в городе церкви св. Аполлинария, ныне известной как Сант-Аполлинаре-ин-Классе)[3]. В 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, при этом «новая» базилика сохранила своё посвящение и название.

В X — XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный портик[7], заменивший предположительно ранее существовавший квадропортик (следы аналогичного квадропортика были обнаружены археологами в Сант-Аполлинаре-ин-Классе[8]). В том же XVI веке из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна[9]. В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в 1950[9] и 1986 годах[7]) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах)[7].

Базилика Сан Витале в Равенне и ее ослепительные мозаики

Базилика Сан Витале в Равенне, посвященная Святому Виталию Миланскому, была построена в середине VI века по воле епископа Экклесия. Здание представляет собой типичную равеннскую архитектуру, сочетающую в себе элементы римской (форма купола и порталов, башни) и византийской архитектуры (полигональная абсида, капители). Сегодня базилика Сан Витале находится под защитой ЮНЕСКО и это не удивительно. Красивейшие мозаики, украшающие ее интерьер, представляют собой ценнейший образец византийского искусства.

мозаики равенны Базилика Сан Витале

византийские мозаики равенны Базилика Сан Витале

Базилика Сан Витале находится на Via Argentario, 22.

Искусство Византийской империи

В Византийской империи производство мозаики было поставлено на поток, и все храмы и царские дворцы украшались полотнами из цветного стекла. Конечно, это не вполне корректное название, поскольку такое искусство – не живопись. Создатели величайших произведений писали их не красками, а набирали из кусочков смальты.

Расцвет мозаичного искусства приходится на V–VI столетия, названные золотым веком. Самыми известными в мире шедеврами признаны мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Исторический храм в Стамбуле и по сей день сохранил всю мощь и величие, которыми он был наделен своими создателями – творцами Древней Византии. Красивейшие произведения, имеющие огромную ценность для мировой культуры, сохранились в хорошем состоянии.

Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь

Раннехристианские культовые сооружения, датирующиеся V–VII веками, когда Равенна являлась столицей Западной Римской империи, никого не удивят архитектурными решениями и особой красотой. Гости древнего города признаются, что внешне он не производит никакого впечатления: невыразительные улицы, неприметные площади, отсутствие сказочной атмосферы и особого колорита. Однако за серыми фасадами храмов и толстыми кирпичными стенами скрывается мозаичное наследие города. Подлинные произведения искусства спрятаны от чужих глаз и, чтобы их найти, придется раздобыть карту населенного пункта, находящегося на северо-востоке Италии.

Мозаики Равенны настолько известны во всем мире, что другие культурные объекты остаются незамеченными туристами. Бесценные сокровища, равных которым нет ни в одном городе мира, спрятаны за безликими фасадами исторических зданий. Прежде чем рассказать о главной гордости Равенны, необходимо обратить внимание на особенности подобных полотен.

Мавзолей Галлы Плацидии

По аналогии с базиликой Сан Витале, убранство мавзолея (Mausoleo di Galla Placidia) создавалось сразу после завершения возведения самого здания, то есть в первой половине V века.

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне

Усыпальница предназначалась для дочери римского императора Феодосия Галлы Плацидии (ок. 380-450). Она и сама успела побывать в роли правительницы: в 425 году ее приставили регентшей к малолетнему сыну, провозглашенному государем Валентинианом III. До 437 года, до совершеннолетия отпрыска, Галла единолично руководила Западной Римской империей. В течение всей своей жизни она покровительствовала Церкви, активно участвовала в распространении и утверждении новой веры.

Мозаики, занимающие всю верхнюю часть мавзолея, несут в себе главную идею христианского учения – торжества вечной жизни над смертью. Символ этой победы – крест. Его мы видим прямо в центре усыпальницы, в своде купола, представляющем собой небеса с золотыми звездами. Ниже, по четырем углам, расположены евангелисты в уже знакомом нам символическом облике.

Мозаики в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне
Прямо под куполом можно увидеть фигуры апостолов. Они изображены в люнетах – частях стен, которые сверху ограничены не горизонтальным карнизом, но аркой, за счет чего приобретают полукруглые очертания. Загвоздка в том, что апостолов в люнетах восемь, а не двенадцать. Такое решение продиктовано только эстетикой: мозаичисты изобразили по одному апостолу с каждой стороны от окна, дабы не нарушать симметрию. Четыре других ученика вплетены в орнаментальный узор нижних сводов.

Нельзя не обратить внимание на изображения чаш и фонтанов, располагающихся чуть ниже. Из них пьют воду голуби. Это один из самых растиражированных фрагментов мозаичного убранства мавзолея. Сюжет можно встретить на многочисленных открытках, магнитах и прочей сувенирной продукции. Тем не менее, сцена обладает глубоким смыслом: пьющие воду птицы олицетворяют собой человеческие души, приобщающиеся к христианскому учению.

пьющие воду птицы на мозаике в мавзолее Галлы Плацидии Равенна

Наконец, в люнетах, располагающихся прямо над пустой каменной кладкой стен, помещены два сцены весьма интересного содержания.

На южной стене мы видим человека в белых одеждах, с крестом в правой руке и книгой в другой. Он направляется к пылающей огнем решетке.

Изображение святого Лаврентия на мозаике в Мавзолее Галлы Плацидии Равенна

Слева от нее стоит раскрытый шкаф, где на полках видны книги: четыре Евангелия. Изображение неоднозначное, по поводу личности святого до сих пор ведутся споры. Самая популярная версия заключается в том, что это святой Лаврентий. Решетка истолковывается как орудие его казни, книга в руках – Псалтырь, а крест здесь выступает богослужебным предметом. Псалтырь и крест говорят нам о дьяконском сане святого Лаврентия, а четыре Евангелия выступают символом всего христианского учения.

Непосредственно над входом, уже в северном люнете, изображение Христа в лице Доброго Пастыря.

Христос в виде Доброго Пастыря на мозаике в Мавзолее Галлы Плацидии Равенна

Данная иконография сложилась еще в I-II веках, а сам образ возник на основе слов евангелистов – Господь собирает христианскую Церковь, как пастух (пастырь) собирает вокруг себя собственное стадо.

Мавзолей Галлы Плацидии и мозаики императорской усыпальницы

Мавзолей Галлы Плацидии (на ит. Mausoleo di Galla Placidia) располагается на территории комплекса Базилики Сан Витале. Усыпальница была построена в V веке для дочери Феодосия I Великого — римского императора, однако по своему прямому назначению так и не была никогда использована, поскольку сама Галла Плацидия была захоронена в Риме.

Скромное сооружение, построенное в форме латинского креста, хранит внутри настоящее сокровище. Великолепные мозаики, созданные, предположительно, византийскими мастерами, отлично сохранились.

мозаики равенны Мавзолей Галлы Плацидии византийские мозаики равенныМавзолей Галлы Плацидии  византийские мозаики Мавзолей Галлы Плацидии равенна

Мавзолей Галлы Плацидии находится на Via Argentario, 22.

Архиепископская капелла

В бывшей резиденции равеннских епископов, которая сегодня является музеем, находится небольшая домовая церковь. Это и есть Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile di Sant’Andrea), освященная в честь апостола Андрея. Ее создавали на рубеже V-VI веков.

Что интересно, не все убранство здесь мозаичное, есть и расписанный (но гораздо позже) темперной краской люнет на сюжет снятия Господа с Креста.

Мозаика в Архиепископской капелле в Равенне
Иконография капелла довольная простая. В алтарной апсиде на темно-синем звездном небе помещен сияющий крест. Арки украшены заключенными в круглые медальоны образами Спасителя и святых. В центральном своде четыре ангела держат голубую сферу с монограммой (ее еще называют “хризма”) имени Христа – это две первые буквы имени Господа. Между ангелами изображены евангелисты в своем символическом облике.

Замешательство может вызвать мозаика над входной дверью капеллы. Это редко встречающийся образ Христа-воина. Он сложился под влиянием уже существовавших канонов изображения римских императоров.

образ Христа-воина на мозаике в Архиепископской капелле в Равенне

Иисус одет в доспехи, через плечо перекинут голубой плащ, заколотый драгоценной булавкой; в правой руке – крест, в левой – раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» книга. Фразу можно перевести как «Я есть путь, истина, жизнь». Господь ногами попирает символы зла – льва и аспида. Да, лев выступает универсальным персонажем, могущим олицетворять как силы светлые, так и темные. С аспидом таких проблем не возникает: это тот самый змей, искусивший Еву яблоком с древа познания. Других значений у него нет.

Обязательными элементами любого (и мозаичного, и живописного) убранства христианского храма являются растительные орнаменты, узоры, птицы и цветы. Это все – символы райского сада. В случае с Архиепископской капеллой многочисленные лилии можно встретить на своде прямо над входом.

Примечания[править | править код]

  1. Early Christian Monuments of Ravenna (англ.)
  2. Король Теодорих создал эту церковь от основания во имя Господа нашего Иисуса Христа (лат.).
  3. 1 2 3 Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 59. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  4. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 82. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  5. Святая матерь-церковь Равенны, матерь истинная, матерь православная (лат).
  6. Равенна. Город искусства. Равенна, 2006. С. 8
  7. 1 2 3 4 5 6 Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 30. — 144 с.
  8. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 96. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  9. 1 2 Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 61. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  10. 1 2 Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — С. 43. — 264 с.
  11. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 59—61. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  12. 1 2 3 4 5 6 7 Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 73. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  13. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 66—67. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  14. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 34. — 144 с.
  15. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 34—38. — 144 с.
  16. Отто Демус. Мозаики византийских храмов (неопр.). Дата обращения: 1 июля 2009.
  17. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 38. — 144 с.
  18. 1 2 3 Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 72. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  19. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 38—43. — 144 с.
  20. Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 43—50. — 144 с.
  21. Титульные святые римской базилики Санти-Джованни-э-Паоло, офицеры римской армии, принявшие мученический венец при Юлиане Отступнике
  22. Им может быть Панкратий Римский, легендарный мученик начала IV века, или священномученик Панкратий Тавроменийский, епископ Таормины, ученик апостола Павла
  23. В оригинале IAWVINIUS
  24. 1 2 Ravenna. City of Art. — Ravenna: SALBAROLI, 2008. — С. 52. — 144 с.
  25. Параллельные русский и латинский тексты Тридентской мессы (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 июня 2009. Архивировано 22 апреля 2008 года.
  26. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 72—73. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  27. Grabar. La peinture byzantine, 61-62.
  28. Лазарев В.Н. История византийской живописи (Равенна: Арианский баптистерий, Архиепископская капелла, Сант Аполлинаре Нуово) (неопр.). Дата обращения: 30 июня 2009. Архивировано 29 января 2012 года.
  29. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. — Равенна: ЛОНГО, 2008. — С. 70. — 160 с. — ISBN 88-8063-085-7.
  30. В оригинале EVIALIA
  31. Параллельные русский и латинский тексты Тридетнской мессы (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 июня 2009. Архивировано 22 апреля 2008 года.

Баптистерии

Кроме вышеописанных сооружений, в Равенне находится два баптистерия – арианский (Battistero degli Ariani) и православный (Battistero degli Ortodossi, или Neoniano).

Внутри данных сооружений, предназначенных для совершения таинства крещения, также можно встретить поразительной красоты мозаичные полотна. И те, и другие набирались примерно в одно время — вторая половина V — начало VI веков. Иконография изображений незамысловата: в сводах обоих зданий помещена сцена Крещения Христа, вокруг которой расположены фигуры двенадцати апостолов.

Мозаика арианский баптистерий в Равенне

Разница замечается в деталях. Например, у апостолов в православном баптистерии имена подписаны, а у тех же учеников в арианском – отсутствуют.

Мозаика в православном баптистерии Равенна

Поэтому их сложно идентифицировать. Они вроде бы обладают некоторыми характерными чертами, но мы помним, что строгого канона изображения святых тогда не существовало. Это дает свободу интерпретации. Только Петр и Павел узнаваемы, так как в руках у них заметны их обязательные атрибуты: у первого – ключи от Рая, у второго – свиток .

Еще одно важное отличие заключается в разности истинно христианского и арианского вероучений, что отразилось в мозаичных изображениях. Христиане под крещением Христа понимают соединение Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность. Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы.

в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя

Замечательно в достопримечательностях Равенны то, что, глядя на здания снаружи, невозможно представить, какая мозаичная красота ждет внутри. Фасад построек никак не соотносится с интерьером. Так что, за порцией восхищения, восторга и удивления лучше отправляться именно сюда.

Божественная красота

Мозаики Равенны, фото которых вызывают восторг даже у людей, далеких от искусства, сразу бросаются в глаза. Купол находящегося под защитой ЮНЕСКО мавзолея представляет собой синее звездное небо, в его центре сияет золотистый крест, направленный на восток, а четыре свода византийцы украсили символами евангелистов – быком, львом, орлом и ангелом. Здесь можно увидеть уходящий мир античности, и мастера отобразили на полотнах совершенно иную красоту – божественную.

Билеты и время работы

Для осмотра всех мозаик нужно приобрести единый билет за 12,50 евро на официальном сайте www.ravennamosaici.it или по адресам в Равенне:

  1. Basilica di Sant’Apollinare Nuovo, via di Roma 53
  2. Museo Arcivescovile, piazza Arcivescovado 1
  3. Basilica di San Vitale, via Argentario 22

Детям до 10 лет вход бесплатный.

Билет действует семь дней и даёт возможность посетить каждую из достопримечательностей по 1 разу. Все религиозные сооружения с мозаиками расположены в шаговой доступности.

Карта Равенны с расположением мозаик

Карту Равенны можно получить бесплатно в кассе или скачать заранее по ссылке в формате PDF.

Время работы: 09.00-19.00 с марта до 1 ноября и 09.00-17.00 с 2 ноября до марта. Выходные в Рождество и Новый год. В июле и августе Basilica S.Vitale и Mausoleo di Galla Placidia открыты по четвергам и пятницам с 21:00 до 22:45.

Литература

http://www.maranat.de

http://www.dsbw.ru/italy/liguria

http://www.pravoslavie.ru/put/apologetika

http://ru.wikipedia.org/wiki/Мавзолей_Галлы_Плацидии

http://ru.wikipedia.org/wiki/Равенна

http://ru.wikipedia.org/wiki/Теодорих_Великий

http://ru.wikipedia.org/wiki/Арианство

http://ru.wikipedia.org/wiki/Сан-Витале

http://www.smalta.ru/istoriya-smalty/vizantiya/mavzolei-gally-placidii-ravenna

http://www.easypedia.com

http://www.wcurrlin.de

http://amarakhovski.files.wordpress.com

http://stres.a.gape.org/clanki/ravenna

http://www.cirota.ru/forum/images/88

Советы

  1. Если приезжаете в Равенну на поезде, то осмотр мозаик рекомендую начать с Basilica St. Apollinare Nuovo, которая находится всего 5 минутах ходьбы от вокзала. На визит планируйте 30 минут.
  2. Если путешествуете на авто, то паркуйтесь по адресу Largo Giustiniano, 1 и начинайте осмотр с Basilica of San Vitale, которая находится в 7 минутах пешком.

Мозаики Равенны на карте

Как экономить на отелях

Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!

Дата последнего обновления: 17.03.2021Автор статьи: Италия для италоманов ©

unitalia.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.