Успенский собор во Владимире возвел Андрей Боголюбский. Однако его теперешний облик является плодом усердия Всеволода III, перестраивавшего «златоверхую Богородицу» после пожара.
Первоначальный храм[править | править код]
Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.
Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его [Андрея Боголюбского] даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго [Фридриха Барбароссы], с которым Андрей в дружбе был как ниже явится»[3]. Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.
С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:
Они [романские элементы] проявляются в декоративных деталях и приемах. Таковы, например, … аркатурно-колончатые пояса, в которых (в Успенском соборе) применяется чисто романская Würfelkapitell. Западное происхождение этих деталей очевидно[источник не указан 927 дней].
Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.
По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.
Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.
Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.
Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.
Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).
Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)
Во всём блеске и величии!
Собор получился воистину грандиозным. Одновременно он мог вместить в себе две тысячи человек! После снятия строительных лесов с собора весь люд ахнул! Его главный купол сверкал золотом и возвышался не менее, чем Софийский собор в Киеве! Богатые барельефы каменных стен украшали женские и львиные маски, вензеля и церковные сюжеты: «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников Севастийских», «Вознесение Александра Македонского».
Пол в храме был устелен блестящими словно золото, медными листами! На многие вёрсты вокруг сверкал он своими куполами и как бы возвышался над всем остальным городом. Многообразие золотой и серебряной утвари, украшенной драгоценными каменьями, было просто невообразимым! Летописцы сравнивали Успенский собор по красоте и величию с Иерусалимским храмом Царя Соломона. Своей постройкой Успенский собор определил на долгое время вперёд ход развития белокаменного зодчества на Руси.
Источник: https://turizmbezgranic.ru/uspenskij-sobor-vo-vladimire/
Настоятели, ключари
За историю собора иногда Владимирские владыки являлись его настоятелями, а непосредственное ведение собором было поручаемо ключарям. В другие периоды настоятелями назначались особые священнослужители.
Ключари
- Сщмч. Патрикий (? – 3 июля 1411)
- Александр Виноградов (1880 – 1893)
Настоятели
- Александр Виноградов (1903 – 31 мая 1908)
- Сергий Богословский (16 сентября 1944 – 1 января 1945)
- Алексий Громов (упом. 19 июня 1957 – 1960) [2]
- Аркадий Тыщук (1962 – 1969)
- Алексий (Кутепов) (май 1980 – март 1984)
- Кирилл (Наконечный) (19 марта 1984 – 10 июня 1987)
- Василий Войнаков (упом. ок. 2010)
Источник: https://drevo-info.ru/articles/17302.html
Неспокойные годы юности
Молодость собора была тревожной. В 1183 году он сильно выгорел при пожаре, так что пришлось возводить новые стены из известняка и связывать их арками со старыми. При восстановлении собора его внутренняя часть была значительно расширена и стала вмещать одновременно аж три тысячи человек, вместо двух. Всеволод третий сделал и без того пышное убранство собора ещё более красочным и насыщенным драгоценностями. Он окружил основной храм двухэтажной галереей с четырьмя главами. Собор стал пятиглавым.

Купола Успенского Собора Во Владимире
Ещё одна напасть приключилась с собором в период монголо-татарского ига. В 1238 году монголо-татары осадили город и подошли к Успенскому собору, в котором укрывались жители Владимира, семья князя и владимирский еписком Митрофан. Собор был обложен брёвнами, хворостом и подожжён. Впоследствии собор был разграблен. Нападение монгольского царевича Талыча в 1410 году унесло из собора многие ценности.
Источник: https://turizmbezgranic.ru/uspenskij-sobor-vo-vladimire/
Дальнейшая история собора[править | править код]

Собор до переделок 1880-х годов: с кирпичными контрфорсами, скатным покрытием и луковичными главами
Когда Владимир был взят войском хана Батыя в 1238 году, в соборе заперлись великая княгиня Агафия Всеволодовна с дочерью и снохами, а также владыка Митрофан. Собор был подожжён монголами, все находившиеся в нём погибли. Агафия Всеволодовна и вся великокняжеская семья были канонизированы позже как владимирские мученики.
В 1411 году, в ходе междоусобных войн, суздальско-нижегородский княжич Даниил Борисович послал на Владимир своего союзника — татарского царевича Талыча, войско которого не гнушалось грабежами храмов; пострадал и Успенский собор. Однако значительная часть ценностей была сохранена благодаря ключарю отцу Патрикию, который успел их спрятать, а потом принял мученическую смерть под пытками, но так и не выдал язычникам место нахождения храмовых святынь[4].
От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.
Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века. Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма, выделив для этого 14 тысяч рублей. Обновление собора было проведено в духе времени, самое же главное изменение коснулось иконостаса — вместо древнего рублёвского был установлен новый, выполненный в барочном стиле.
На протяжении XVIII—XIX веков претерпел серьёзные изменения и внешний облик собора: были растёсаны окна, сооружены контрфорсы, установлена четырёхскатная кровля. Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня — четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золочёным шпилем. В 1862 году по проекту губернского архитектора Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен придел во имя великомученика Георгия Победоносца, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.
В конце XIX века была проведена первая научная реставрация собора. В 1882—1884 годах проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублёва; в 1886—1891 годах собор под руководством академика Забелина отреставрировали снаружи: были убраны контрфорсы, восстановлены растёсанные окна и позакомарное покрытие, луковичные главки были заменены равноценными шлемовидными.
В XX веке собор несколько раз реставрировался. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 1970-х — начале 1980-х: был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок, отрегулировали температурно-влажностный режим.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)
Святыни
- Образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский
- Мощи блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (в раке) и сонма других святых (в некрополе, см. ниже)
Источник: https://drevo-info.ru/articles/17302.html
Строительство
Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофиллированным отливом. После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность. Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.
Источник: https://pravednik.info/uspenskij-kafedralnyj-sobor-vo-vladimire.html
Как доехать к собору?
В нескольких километрах от г. Владимир есть аэропорт Семязино, который осуществляет регулярные пассажирские рейсы Владимир – Санкт-Петербург. Воздушное сообщение возобновлено с 4 августа 2017 года. Маршрут обслуживается компанией АО «Комиавиатранс». Приблизительная цена билета 5000 рублей + цена рейса до С.-Пб.
Оптимальный вариант для туриста – железная дорога. Недалеко от Свято-Успенского собора располагается железнодорожный вокзал, через который проходит более 70 дальних рейсов (27 каждый день).
Комплекс церквей и соборов находится между улицами Большая Московская и Урицкая. К этим улицам ведут десятки маршрутов городского транспорта. Для частного транспорта имеются бесплатные парковки. Гостям города предлагается на выбор множество гостинец/отелей.
Лучшие из них:
- Стрелецкая, ул. Стрелецкая 30А;
- парк-отель Вознесенская слобода, ул. Вознесенская 14Б;
- Орион, ул. 2-я Никольская 3;
- Мономах, ул. Гоголя 20.
Источник: https://run4trip.ru/ru-sng/uspenskij-vladimirskij-sobor-istoriya-arxitektura-pravila-poseshheniya.html
Престольные праздники[править]
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа
Престолы:
- Пантелеимон, целитель, великомученик – 9 августа
- блгв. Андрея Боголюбского (северный)
- блгв. Глеба Владимирского (южный)
- Георгиевский (на стыке северного фасада собора с колокольней)
- Чуда Архистратига Михаила в Хонех (в колокольне)
Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)
Современное положение[править | править код]
Успенский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля»[5].
Ныне Успенский собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные богослужения, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.
Фрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, связанного с несовершенством систем вентилирования и отопления храма[6].
-
Колокольня Успенского собора
-
Фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного
-
Вырезки из листов кровли Успенского собора во Владимире (1158—1160-е годы) с буквами. Медный сплав, позолота, гравировка. ГИМ
-
Храмовый ансамбль с высоты птичьего полёта
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)
Святыни[править | править код]
- Мощи святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, Георгия Всеволодовича.
- Частица мощей святого благоверного князя Александра Невского[7].
- Мощи святой благоверной княгини Агафьи Всеволодовны с семейством, священномученика Митрофана, святого благоверного князя Михаила Георгиевича (покоятся в одной гробнице в северной стене собора)[8].
- Мощи святителей Симона, Серапиона, Максима.
- Списки с икон Божией Матери: Владимирская, Боголюбская и Максимовская[9].
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)
Фотографии
-
Успенский собор
-
Успенский собор
-
Успенский собор
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/%20ruwiki/48140
Древняя княжеская усыпальница
Успенский собор был усыпальницей многих Русских князей. В нём похоронен Андрей Боголюбский, его дети — Изяслав и Глеб, Всеволод третий, а также Юрий Долгорукий и другие. Также здесь похоронены владимирские епископы и митрополиты.
Источник: https://turizmbezgranic.ru/uspenskij-sobor-vo-vladimire/
Что посмотреть рядом
Территория соборного комплекса со всех сторон окружена белокаменной оградой.
Вблизи расположены:
- Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
- Дмитриевский собор;
- парк имени Пушкина;
- Дмитриевский парк;
- Соборная площадь с памятником 850-летия Владимира;
- памятник Андрею Рублеву;
- памятник князю Владимиру и святителю Федору.
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vladimir/temples/21803
Литература[править | править код]
- Балыгина Л. П. , Некрасов А. П., Скворцов А. П. Вновь открытые и малоизвестные фрагменты живописи XII в. в Успенском соборе во Владимире // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI—XVII в. — М., 1980.
- Виноградов А. И. История Кафедрального Успенского собора в губ. гор. Владимире. — 3-е изд. — Владимир: Типолитография Губ. правления, 1905. — 120 с. + 94 с. приложений.
- Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской : Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.: Искусство, 1967.
- Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв.. — М., 1961. — Т. 1.
- Заграевский С. В. Успенский собор во Владимире: некоторые вопросы архитектурной истории. // Памяти Андрея Боголюбского. Сб. ст. — М. — Владимир, 2009. — С. 95—114.
- Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М.: Алев-В, 2008. — ISBN 5-94025-099-8.
- Комеч А. И. Архитектура Владимира 1150—1180-х гг.: художественная природа и генезис «русской романики». // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. — СПб., 1999.
- Раппопорт П. А. Русская архитектура X—XIII вв. : Каталог памятников. — Л., 1982. — (Свод археол. источников. Вып. Е I—47).
- Тимофеева Т. П. К вопросу о пятиглавии Успенского собора Андрея Боголюбского во Владимире. // Мат-лы краевед. конф. 2004 г. — Владимир, 2005. — С. 27—34.
- Ульянов О. Г. Летопись древнего собора : неизвестные страницы // Свет невечерний. — Владимир, 2001.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)
Куда сходить и что посмотреть в Владимире
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vladimir/temples/21803