Храм Аполлона в Дидиме — подробная информация с фото


Храм Аполлона в Дидиме выглядит величественно и монументально, даже находясь в руинах. Он является одной из наиболее удачно сохранившихся крупных построек времён античности. Дидима была создана близ крупного торгового и морского центра Ионии – Милета, с которым её связывали морское сообщение и проложенная в IV веке до н. э. «священная дорога». Согласно легенде, здесь на месте, где находился оракул, красавица Лето родила от Зевса сына, бога Аполлона. Храм Аполлона в Дидиме начинали возводить несколько раз. Первая попытка состоялась в VIII веке до н. э., а последняя – в IV веке н. э., при этом сооружение так и не было достроено до конца. В древние времена храм Аполлона насчитывал 122 колонны, располагающиеся в 2 ряда, на изготовление только одной из них у строителей тех времен уходило более года.

Храм Аполлона в Дидиме (Temple of Apollo)

Храм Аполлона в Дидиме выглядит величественно и монументально, даже находясь в руинах. Он является одной из наиболее удачно сохранившихся крупных построек времён античности. Дидима была создана близ крупного торгового и морского центра Ионии – Милета, с которым её связывали морское сообщение и проложенная в IV веке до н. э. «священная дорога». Согласно легенде, здесь на месте, где находился оракул, красавица Лето родила от Зевса сына, бога Аполлона. Храм Аполлона в Дидиме начинали возводить несколько раз. Первая попытка состоялась в VIII веке до н. э., а последняя – в IV веке н. э., при этом сооружение так и не было достроено до конца. В древние времена храм Аполлона насчитывал 122 колонны, располагающиеся в 2 ряда, на изготовление только одной из них у строителей тех времен уходило более года.

Храм Аполлона в Дидиме

Смотрите также: Фото Индии, Достопримечательности Новой Зеландии, Города Брунея, Экваториальная Гвинея, Хива, Мишкольц, Син-Салум, Архипелаг Сан-Блас

Литература[править | править код]

  • Fontenrose, Joseph. Didyma: Apollo’s Oracle, Cult and Companions / J.E. Fontenrose. — Berkeley; Los-Angeles; London: University of California Press, 1988. — ISBN 9780520058453.
  • Robin Lane Fox. Chapter 5 // Pagans and Christians. — Penguin Books, 1986. — ISBN 9780670808489.
  • Parke H.W. The Oracles of Apollo in Asia Minor. — L.; Sydney; Dover, 1985.
  • Wiegand, Theodor. Didyma: Die Inschriften / Rehm, Albert. — Berlin: Mann, 1958.

Планировка Милета

Милет был построен в море на полуострове и по примерным подсчетам занимал площадь до 90 га. Состоял он из двух частей, которые были разделены широким пространством с общественной застройкой. В обеих частях города располагались жилые кварталы, которые были разными по размерам, но их уличные сети были связаны между собой. Их ориентация совпадала. Первоначальным ядром была северная часть, которая включала в себя большой рынок и ряд общественных зданий. А южная часть в дальнейшем стала расширением города. Город окружали стены, в которые также была включена и знаменитая «Львиная» бухта.

Сохранившаяся система планировки относится к раннеэллинистическому периоду и отличается от Приены тем, что кварталы северной (более древней) и южной (более новой) части города имели различные размеры.

Гипподам внёс ряд интересных нововведений в регулярную планировку. Прежде всего это касается зонирования городской территории.

Панорама Милета

Общее зонирование города

В Милете четко выделяются три зоны: торговый центр, примыкавший к военной Львинной гавани, общественный центр, тяготевший к Театральной бухте, и два крупных жилых района.

Второй характерной чертой планировки Милета была ориентация главных улиц. Главные улицы были ориентированы с юго-запада на северо-восток, причём отклонение от меридиана было 22.

Обращают на себя внимание и пропорции кварталов. Если в регулярных городах, построенных до Гипподама, жилые кварталы имели вытянутую конфигурацию, как например, кварталы Олинфа, имевшие соотношение ширины к длине 1:2,5, то  в Милете пропорции кварталов в плане были более гармоничными 7:6, 7:4. Жилые дома в Милете были размером 30 х 36 м.

Интересно также соотношение ширины улиц в городах, спланированных Гипподамом: второстепенные улицы имели ширину около 3,5 м, главные улицы в Милете около 7 м., а ведущая улица — дорога в Пирее —15 м., т.е. ширина улиц последовательно увеличивалась.

Городские крепостные стены могут служить примером больших достижений эпохи эллинизма в области фортификационных сооружений. Пир толщине 11 м. стены имели боевые башни на каждом выступе. Сохранились остатки клинчатых сводов над проемом. В юго-восточной части стены находились городские ворота, фланкированные двумя башнями и перекрытые цилиндрическим сводом, который был выявлен на фасаде профилированным архивольтом, опирающимся на пилястры.

Крепостные стены Милета

Имеется ещё одна характерная черта в планах, заключавшаяся в том, что улицы, площади и крупные общественные здания органически вписывались в планировочную решетку плана и это вписывание носило не механический, а эстетический характер. Рассмотрим  центр города Милета.

Общественные здания и планировка в центре Милета

Центр Милета развивался вдоль двух пространственных координат, организующих всю планировку города. Вдоль одной из них располагались гимнасий со стадионом и городской парк, вдоль другой — торговые и общественные площади.

Центр Милета

Эти площади состояли из Южной агоры, предназначенной для торговли, с лавками, расположенными по периметру, и портиками. Южная агора имела три входа, её размер был 166 х 128 м.

Северная агора, значительно меньших размеров, предназначалась для торговли предметами роскоши. Между Северной и Южной агорами располагался гражданский центр городской общины. Сюда выходил булевтерий, т.е. здание, где заседал городской совет. Перед булевтерием находился алтарь для принятия присяги гражданами общины. Поблизости располагался ещё один гимнасий.

Южная Агора и Ионическая Стоя

Далеко не все перечисленные здания относились к эпохе Гипподама. Некоторые из них были построены позднее, может быть, на месте более ранних сооружений. Но пространственное решение центра все же восходит к классическому периоду. То же самое можно сказать и о жилых кварталах. Если северные были построены сразу после греко-персидских войн, то южные, возможно, были построены в эллинистический период.

Общественный центр Милета возводился и перестраивался, начиная со II в. до н.э. вплоть до времен Римской империи.

Вход на Агору (в музее)

В целом Ансамбль города состоял из трёх групп сооружений. Они были различными по своему назначению и по архитектурному решению, но были связаны между собой единым композиционным замыслом.

Северная группа включала порт, Северный рынок, термы, палестру и гимнасий, а также главное святилище Милета — Дельфиний, посвященное Аполлону Дельфинию. Все они были разными по своему назначению, но примыкали к прямоугольной удлинённой площади. Площадь с двух сторон обрамляли галереи ионического ордера. Площадь соединяла северный порт с площадью булевтерия и Южным рынком.

Северные ворота на Агору (Пергамский музей)

В среднюю группу входили здание булевтерия, северные ворота Южного рынка, южный портик, а также нимфейон, который был построен в римское время. Они обрамляли небольшую квадратную городскую площадь, которая располагалась перед булевтерием.

Третью, южную, группу составляли постройки и площадь Южного рынка.

Главным смысловым и композиционным ядром ансамбля считают площадь булевтерия, которая располагалась на стыке двух основных комплексов — южного и северного. Её доминирующее значение подчеркивается расположением основных композиционных осей города и статичной формой самой площади. Здесь уже композиционным центром выступает не культовое сооружение, как это было раньше, а общественное здание, играющее важное значение в жизни города.

Булевтерион и на заднем плане рынок (Агора) с Ионической  галереей (Стоей)

Южный рынок в Милете (Южная Агора) представлял из себя прямоугольную площадь размером 161,5 х 115,7 м. Площадь была обстроена двухнефной колоннадой. Снаружи колоннада была дорической, а внутри ионической. За колоннадами располагались лавки и склады.

Южная Агора и Ионическая Стоя

Остатки Стои

В отличие от распространенного типа ионической агоры (обычно П-образной формы) Южный рынок имел дополнительный въезд на длинной, западной стороне. Через него можно было попасть к стадиону и театру. С востока площадь замыкалась стоей с двойным рядом торговых помещений и складами со стороны улицы.  Южный рынок стал полностью замкнутым только в римское время, после застройки южного прохода и устройства парадных северных ворот. Меньший, Северный, рынок, примыкавший к булевтерию и северной гавани, имел традиционную форму ионийской агоры, обнесенной П-образным портиком. Позднее с четвертой, восточной, стороны его замкнули стеной с колоннадой, дополненной в римское время рядом лавок.

Типографическая карта Милета

Булевтерий в Милете

Строительство булевтерия в Милете датируется 175—164 гг. до н.э. Здание представляло собой зал заседаний прямоугольной формы. Внутри это был амфитеатр с концентрическими рядами мест. Вмещал он 1500 человек. Внутри здания имелись четыре круглые опоры на прямоугольных цоколях, поддерживавшие прогоны, на которые опирались конструкции деревянного перекрытия.

Перед залом заседаний находился перистильный дворик с портиками дорического ордера. Главный вход был со стороны городской площади и оформлялся портиком коринфского ордера. Капители колонн портика имели тонкую прорисовку листьев аканта и усиков, необычайно пластичных и гибких. Внутри здания наружным полуколоннам соответствовали гладкие дорические пилястры, расчленяющие стену.

Здание было двухъярусное с рустованным цокольным ярусом и верхним, расчлененным дорическими полуколоннами, с антаблементом. Это соответствовало структуре его внутреннего пространства. Ордер полуколонн имел ряд ионических деталей — тупые ребра каннелюр, прорезанные иониками эхины.

Основные входы в зал заседания были предусмотрены со стороны двора, дополнительные, расположенные на западной стороне здания подводили к угловым лесенкам, ведущим на верхний уровень мест для зрителей. Зал булевтерия освещался оконными проемами, расположенными на уровне второго яруса между полуколоннами.

Значимость здания подчеркивалась общим монументальным характером архитектуры. Формы и масштаб здания были укрупнены. А фасад и интерьер были богато украшены.

Совершенно по-новому архитекторы используют ордеры, сочетая их между собой.  Применяют дорогие строительные  и отделочные материалы, которые раньше применяли только в постройках храмов.

Спортивно-зрелищные сооружения Милета

Помимо торгово-административного комплекса Милет имел ещё группу спортивно-зрелищных сооружений: стадион, палестру, гимнасий и театр, расположенные на высоком берегу южной гавани.

Прибывающие на торговых кораблях в южную гавань Милета видели прежде всего сооружения этого обширного комплекса, раскинувшегося по периметру бухты. Решающее влияние на живописную асимметричную композицию комплекса оказал крутой рельеф местности, по склонам которого расположены ступени амфитеатра и трибун, а также естественные очертания залива. Для территориальных и спортивных сооружений, открытых в пространство природы и вписанных в рельеф местности, такой принцип живописного построения ансамбля является наиболее эффектным.

Милетский гимнасий

Милетский гимнасий предназначался для спортивных и учебных занятий. В плане он был продолговатым и представлял из себя перистильный двор, строго симметричный и замкнутый. Размером гимнасий был 19,5 х 37,4 м. Вход в гимнасий был оформлен небольшим пропилоном с четырёхколонным портиком, увенчанным низким фронтоном.

Дорический перистиль замыкался северным портиком, лежащим напротив входа. Он был сделан значительно выше и имел ионический ордер. В данной композиции интересно контрастное сопоставление колоннад более низкого дорического ордера перистиля с более высоким и стройным ионическим портиком экседры.

Стадион в Милете

Стадион в Милете был построен во II в. до н.э. С двух сторон поля у стадиона расположены прямоугольные трибуны. Спортивное ядро стадиона имело 194,5 м в длину и в 27,44 м. в ширину. Беговых дорожек было несколько. Стадион вмещал 14 тыс. человек. Места для зрителей представляли сообой профилированные каменные ступени высотой 40 см. Они были частично вырублены в скале и частично возведены на искусственной подсыпке у северо-восточной трибуны.

Театр в Милете

В римскую эпоху был перестроен

Храм Аполлона в Дидимах

Храм Аполлона Филесия в Дидимах под Милетом является третьим из грандиозных ионических диптеров.  Целла этого храма была открыта лишь с передней стороны.

Храм Аполлона в Дидимах

Stitched Panorama

К храму Аполлона вела священная дорога, которую обрамляли портретные статуи местных правителей. Они восседали на тронах в неподвижных позах.

Храм Аполлона начали строить около 313 г. до н.э. и достраивали уже в последующие века. Архитекторами были Пеоний из Эфеса и Дафнис из Милета. Храм служит прекрасным примером нового варианта ионического диптера огромных размеров — 109,4 х 51,13 м. Здание стояло на высоком многоступенчатом стереобате. Высота колонн достигала 20 м.

Гипетральная целла храма превратилась в огромный двор, который был окружен высокой стеной с ионическими пилястрами. Между пилястрами тянулся фриз с изображением лиры — музыкального инструмента Аполлона. В глубине двора помещался храмик (эдикула), в котором хранилось древнее бронзовое изваяние бога Аполлона. Как предполагают, эдикула представляла собой небольшой простильный храмик ионического ордера.

Пронаос храма Аполлона был глубоким и многоколонным. За ним, на более высоком уровне, находилось помещение для оракула, которое открывалось в пронаос огромным порталом на высоте 1,5 м. от пола. Помещение было недоступно для молящихся.  А из пронаоса можно было по парадной лестнице попасть в гипетральный двор.  А также по бокам от лестницы располагались две узкие лестницы, которые были перекрыты цилиндрическими сводами.

Из-за того, что храм строили около 150 лет, детали наружного ордера получились немного разными.  Угловые капители украшены скульптурными бюстами Зевса и Аполлона.  Сами капители разнообразны по форме и рельефу базы.

Часть алтаря из храма Аполлона

Опоясывающий здание гигантский наружный фриз имел скульптурный рельеф. Полуколонны зала оракула со стороны гипетральной целлы были коринфского ордера и отличались изысканным рисунком.

Апполон из Милета

Декоративные украшения из Милета

Мужской торс из паросского мрамора 480-470 до н.э.

Статуя льва из Милета, находящаяся в Берлине

Мраморная статуя из храма Артемиды

Панорама террасы с храмом Артемиды

Серебряная тетрадрахма Милета — 175 г. до н.э.

Вид на замок

Замок в Милете

Милет в период Римской империи

Милет, который возник ещё в архаическую эпоху, перестраивался в эллинистическое время. А затем изменения вносили и в Римский период.

Отличительной чертой города всегда была регулярная планировка, ярко выраженный деловой и общественный центр, примыкающий к району морских гаваней.

Во II в. до н.э. Милет перешёл под власть Рима. В это время продолжает сохраняться его торговое и промышленное значение. Милет оставался одним из крупнейших портов в восточном Средиземноморье. Население его в римское время достигло 70—100 тыс человек.

Модель Милета в Римские города

Городская планировочная структура оставалась прежней. Воздействие Рима было ограниченным и проявлялось лишь в возведении некоторого количества новых, римских по характеру, общественных зданий и перестройке ряда старых. Принципы жилой застройки оставались неизменными.

В городе было построено несколько новых храмов, в том числе храм Римского народа и храм богини Ромы на Южном рынке. Возведение его посреди крупнейшей из городских площадей Милета имело глубокий смысл — подчеркнуть лояльность жителей города к Риму. Этот храм выполнял ту же роль, какую во многих городах, возведенных в римское время играл Капитолий. Характерно, что два других новых храма римского времени — Сабазия и Сераписа — посвящены новым, синкретическим божествам, распространившимся по всей империи. На их значение указывает постановка в центре города храма Сабазия около булевтерия и храма Сераписа рядом с Южным рынком. Среди других римских сооружений выделяются размерами и великолепием термы Фаустины и нимфей.

Фронтон  Серапиона

Термы Фаустины

Термы Фаустины

Термы Фаустины

Термы Фаустины

Термы Фаустины

Термы Фаустины

Одновременно в духе римской архитектуры перестраивается ряд старых сооружений. При реконструкции Южного рынка был закрыт южный проход и переделан северный, который приобрел богатый архитектурный декор. В целом рынок стал более замкнутым. То же произошло и при перестройке Северного рынка. В императорское время греческий театр на склоне холма заменяется римским. Тогда же улучшается ряд улиц (в частности, мостится мраморными блоками главная городская магистраль), перестраиваются городские ворота.

Таким образом, воздействие Рима на Милет, как и на многие другие городские центры, ранее получившие регулярную систему городской планировки, было небольшим и затрагивало главным образом центральный район.

Обмеление Милетского залива внесло свои корректировки и город перестал играть такую значимую роль.

Раскопки Милета

Раскопки в банях Фаустины в 1904 году

Раскопки театра в 1903 году

Центр города в 1985 году

Источники:

Всемирная история архитектуры. Том II

Савренская «История градостроительного искусства»

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть

Для детей

Храм Аполлона поражает воображение взрослых и детей. Приезжая сюда с маленькими детьми, нужно иметь в виду, что это экскурсия на открытом воздухе, передвигаться здесь придется по большой территории храмового комплекса, преодолевая ступеньки, камни, огромные валуны.

Детям старше 10 лет будет интересно осматривать руины, узнать исторические факты, послушать древнегреческие легенды, которые они потом, возможно, будут изучать в школьной программе.

Всегда интересно посмотреть места и вещи, связанные с временами, которые никак не перекликаются с современным миром и уносят нас далеко в древность.

Когда смотришь на храм Аполлона, начинаешь верить в существование греческих богов, мифы и легенды оживают в воображении любого туриста, находящегося в этих местах. Однозначно, этот опыт будет полезен не только взрослым, но и детям.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.