Древнеримские акведуки – 📙 Архитектура

В переводе с латинского слово «акведук» означает «водопровод», то есть техническое сооружение для снабжения населенного пункта водой, своего рода искусственный канал. Наибольшее количество акведуков было построено древними римлянами. Императорский Рим снабжали водой 11 акведуков — такой рос­коши не было ни у одной столицы европейского государства. Правда, возводились акведуки в общей сложности в т

История[править | править код]

Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римскими постройками, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где вавилоняне и египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского образца использовались уже в VII столетии до н. э., когда ассирийцами был построен акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров для перетока воды через долину в столицу, Ниневию; полная длина акведука составляла 80 километров. Примерно в то же время, акведуки использовались в городах майя[1].

Известно, что в Древней Греции также строились акведуки. Самым выдающимся акведуком Геродот считал Эвпалинов тоннель на острове Самос. Этот акведук историк включил в список чудес света[2].

Считается, что древние народы строили акведуки, потому что не знали закон сообщающихся сосудов[3] и не умели изготавливать трубы, способные выдерживать высокое давление воды в дюкере (обратном сифоне). В действительности известны сифон в Пергаме, относящийся ко времени правления Эвмена II (197—159 годы до н. э.) и более 20 сифонов, относящихся ко времени Римской империи, главным образом на территории современной Франции[4].

Акведуки Древнего Рима[править | править код]

Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к хозяйственным центрам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (Айфельский акведук в Германии — очень хорошо сохранившийся тому пример). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры для поставки воды в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса); его длина составляла 141 километр.

При строительстве применялись передовые строительные материалы того времени — такие как водостойкий пуццолановый бетон.

Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через тысячу лет после падения Римской империи. Они были построены с удивительной точностью: акведук Пон-дю-Гар в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.

Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении впадин поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные впадины.

Дальнейшее развитие системы акведуков[править | править код]

Бо́льшая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных веков, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века. Воду часто добывали путём рытья колодцев, хотя это могло вызвать экологические проблемы, когда местные подземные водяные горизонты стали загрязняться.

Одним известным исключением был канал Нью-Ривер[en], искусственный водный путь в Англии, открытый в 1613 году для снабжения Лондона свежей питьевой водой. Его длина составляла 62 километра. Развитие каналов дало новый толчок в строительстве акведуков. Однако только в XIX столетии их строительство возобновилось в крупных масштабах для поставки воды в быстрорастущие города и к промышленным объектам, нуждающимся в воде. Разработки новых материалов (таких, как бетон и чугун) и новых технологий (например, паровой двигатель) позволили провести множество существенных усовершенствований. Например, применение чугуна позволило строить большие дюкеры, нагруженные бо́льшим давлением, а создание насосов на паровой тяге позволило значительно увеличить скорость и объём водяного потока.

В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем, Манчестер и Ливерпуль. Самые большие акведуки были построены в Соединённых Штатах для поставки воды в самые крупные города. Акведук Катскилл[en] доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние 190 километров, но это достижение было превзойдено акведуками на крайнем западе страны; наиболее примечательным был акведук Колорадо[en], который снабжал водой Лос-Анджелес и окрестности с расстояния в 400 километров с востока. Не смотря на все достоинства акведуков, они имеют и свойственный им недостаток — огромное количество воды, переносимое ими, может привести к серьёзному экологическому ущербу из-за истощения питающих рек.

Принцип работы акведуков Рима

По существу, акведуки Рима – система оросительных каналов, протянутых через разные ландшафты. Вода из источника поступала в акведук, из него – в специальный отстойник «кастеллу», и по трубам распределялась на город. Если водопровод сооружался не под землей, то его монтировали в арочные пролеты и закрывали сверху, чтоб вода оставалась чистой.

Схема построения акведуков Рима такова: вначале намечалась конечная точка водопровода, после, передвигаясь от конца к началу, прочерчивали карту местности, регистрируя рельеф и подбирая лучший путь. Деревянными сваями намечали линию будущей магистрали и начинали подготовку местности – рыли траншеи, срубали деревья, выкапывали тоннели в горах, строили мосты. После, блок за блоком тянули водопровод от источника.

Акведуки РимаАкведук в Риме

Акведуки Рима – это более 350 км акведуков. И только небольшая их часть располагалась под землей.

При возведении акведуков Рима задействовали пуццолановый бетон – смесь бетона с известью и вулканическим пеплом, крепкий прочный материал, который давал возможность многим акведукам уцелеть до сегодняшних дней.

Чтоб вода непрерывно поступала в город, нужен был правильный наклон кулуара. Если строители на пути попадалась гора, требовалось копать тоннели – акведук Рима в обход горы не обладал бы необходимым наклоном.

Что такое акведук — определение

Акведук – это такое сооружение в архитектуре, название которого дословно переводится с латинского языка как «подающее воду».

Акведук. Что это такое, фото, самые длинные, большиеВиадуки и акведуки это эстакады. Виадук — мостовое сооружение, соединяющее места с одинаковым уровнем на ландшафте. Акведук используется для подачи воды из источников к населённым пунктам или инженерным системам различных предназначений.

Акведуком с древних времен называли систему водоснабжения, состоящую из наземных и подземных каналов, труб, желобов, по которым вода попадала самотеком из высокорасположенного источника в заданную точку в низине. Это могли быть населенные пункты, сельскохозяйственные поля, какое-либо производство или инженерные объекты оросительного или иного предназначения.

Акведук. Что это такое, фото, самые длинные, большиеСхема классического акведука: транспортировка воды с высшей точки — горного историка, вниз — к населённому пункту.

Слово viaduc — французское, образовано из латинских via — дорога (путь), и duco — веду. То есть дословное значение — «вести путь». «Aqua» – слово, которое часто применяется в современном языке; оно переводится как «вода».

В латинском языке слова с корнем «дуко» (ducо) имеют значение:

  • проводить;
  • вести;
  • прокладывать;
  • продвигать.

Акведуки с древних времен использовались только в качестве сооружений, транспортирующих воду. Сегодня системы водоснабжения перешли на другие технологии, оставив подлинные акведуки истории. Теперь этот термин можно встретить в описании мостов через реки, овраги, пересеченные рельефы, по которым проложены автомобильные и железнодорожные пути.

Акведук. Что это такое, фото, самые длинные, большие

Строительство акведуков ввиду их высокой себестоимости оправдано лишь в густонаселенных горных районах, где прокладка подземных коммуникаций еще более дорога и трудоемка. Однако в ряде стран эти конструкции, соединяющие системы каналов, были приспособлены еще XVII веке для судоходства. Малые суда с небольшой осадкой до сих пор успешно используют эти «водяные мосты».

Самый широкий мост в мире находится в Санкт-Петербурге. Это Синий мост через реку Мойка. Его ширина 97,3 метра, что почти в три раза больше его длины.

Самый широкий мост в мире находится в Санкт-Петербурге. Это Синий мост через реку Мойка. Его ширина 97,3 метра, что почти в три раза больше его длины.

Путепровод мостового типа
Это сооружение, которое строится над другой дорогой, автомобильной или железной. Он технологически серьезно отличается от моста, потому и называется по-другому. Главное отличие – гораздо более простые опоры; ведь при проектировании путепровода не надо учитывать водоток, ледоход, размывы опор и возможный навал проходящих судов, о которых болит голова у проектировщиков мостов. В общем, путепровод — это мост над обычной дорогой.

Акведук — что это такое

Пожалуй, сначала обратим внимание на то, что является отправной точкой для любого строительство: цель. Википедия говорит нам, что древние акведуки aqueduct сооружались, чтобы обеспечить город питьевой водой.

акведук под землей

акведук под землей — фото римского подземного акведука

Именно так она доставлялась (самотёком) в город, для потока воды создавалось искусственное русло.

Чтобы выполнить эту задачу строители должны были обладать многими знаниями и умениями:

  • хорошо ориентироваться в местности,
  • знать все грунтовые воды,
  • уметь измерить не только длину, но и превышение рельефных точек на местности (найти правильные решения высотных задач).

Если посмотреть на существующие сооружения можно прийти к выводу, что ученые и архитекторы, что жили в те времена, нашли правильное решение поставленных задач, и их цель была достигнута. Чтобы создать необходимый уклон для водного потока, нужно было найти место для прокладывания тоннелей, и там, где не образовывались овраги, и менялось русло реки, нужно было его поднять над местностью, соорудив для этой цели акведуки.

Как вы считаете, римляне первыми придумали и соорудили акведуки? Справедливости ради необходимо отметить, что такие сооружения еще раньше возводили архитекторы дневного востока. Но, если брать во внимание масштабность проектов, то с римлянами не мог сравниться никто.

акведук рим

Акведук – не является всем водопроводом, это только его наземная часть, главные архитектурные и строительные секреты скрыты под водой.

Именитые акведуки Рима

За 538 лет в Риме соорудили 11 водопроводных систем, ставшим образцом для иных стран.

1Акведук Аква Аппия

Акведук Рима Аква Аппия соорудили в 312 году до нашей эры при поддержке городских правителей Аппия Клавдия и Гая Плавтия. Аппий составил план будущего водопровода, а Гай вел исследовательские работы:

  1. В Сабинских горах в 15 километрах от столицы обнаружил источник чистой воды.
  2. Изучил ее объем.
  3. Провел опрос населения на тему качества.

Но все почести досталась Аппию Клавдию.

Аква Аппия практически целиком проходил под землей, его длина была 16 километров. От Капенских ворот брала начало открытая часть сооружения в длину – 90 м, которая представляла собой арочную систему. Вода протекала до Бычьего рынка, где собиралась в резервуарах и распределялась по городу.

А это путепровод на «малой бетонке» у Белых столбов в Подмосковье.

А это путепровод на «малой бетонке» у Белых столбов в Подмосковье.

Путепровод тоннельного типа
Некоторые короткие тоннели тоже называют путепроводами! Обычно так называют тоннели, над которыми лежит пролет путепровода, а длина больше ширины пролета, но меньше 300 м.

Акведуки в России[править | править код]

Появление акведуков в России, как и в Древнем Риме, было связано с возведением централизованных систем водоснабжения для крупнейших городов. Первые акведуки были сооружены по трассе самотёчного Мытищинского водопровода 1781—1804 годов постройки в Москве. Вопреки распространённому мнению, акведуков на трассе этого водопровода было несколько. Кроме отреставрированного Ростокинского акведука существовало еще четыре, о двух из которых достаточно хорошо известно:

  • Акведук через реку Яузу в районе слияния с рекой Работней к западу от Ярославского шоссе (демонтирован при реконструкции шоссе в период между 2003—2006 годами);
  • Акведук через реку Ичку возле МКАД (его остатки разобраны в 1998 году).

Источником воды послужили подземные воды в верховьях реки Яузы около села Большие Мытищи. Вода подавалась в Москву самотёком, для чего был сооружён подземный кирпичный водовод длиной около 16 км. Через долину Яузы вода шла уже по Ростокинскому акведуку. Длина его составляла 356 м, при ширине водовода 90 см и высоте 1,2 м. Далее водовод шёл к Самотёчной и Трубной площадям, где находился бассейн, а затем к Неглинной улице с двумя фонтанами для разбора воды.

См. также[править | править код]

  • Арык
  • Виадук
  • Дюкер
  • Мост
  • Летающий паром
  • Путепровод
  • Эстакада

См. также

  • Виадук
  • Мост
  • Эстакада
  • Путепровод
  • Летающий паром
  • Минеральная вода «Акведук+»

Устройство древнеримского акведука

Большая часть акведуков представляли собой водоводы с простейшей самотечной конструкцией. Источник воды располагался в горах, а водовод имел постоянный уклон вниз, в результате чего вода под воздействием притяжения сама стекала по желобу. Уклон делался минимальным – достаточным для обеспечения постоянного самотека, но недостаточным, чтобы увеличить поток воды и предотвратить вымывание самого желоба.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

banner

Основная часть желоба, расположенная за пределами города, имела частично закрытую конструкцию для защиты от грязи и пыли, а в городе желоб изготавливался в виде прямоугольного закрытого водовода, облицованного изнутри водонепроницаемой замазкой на основе извести и измельченной терракоты. 

Внешняя часть водовода располагалась на земле – только на пересеченной местности или над препятствиями он поднимался на каменном фундаменте. Ближе к городу водовод устанавливался на арочные конструкции для обеспечения постоянного уклона и самотека воды. 

См. также

  • Арык
  • Виадук
  • Дюкер
  • Мост
  • Летающий паром
  • Путепровод
  • Эстакада

Примечания

  1. Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9

Wikimedia Foundation. 2010.

Ссылки

  • Акведук // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 26 апреля 2021 в 12:13.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

11Акведук Аква Александрина в Риме

akveduki-rima-2-2.jpg

Акведук Аква Александрина в Риме

Акведуки Рима очень древние. Аква Александрина соорудили в 226 году для водоснабжения терм Императора Александра. Новый акведук необходим был для обеспечения терм Александра Севера на Марсовом поле (между Пантеоном и площадью Навона). Длина водопровода была 22,5 километра. Часть акведука уцелела в римском районе Pignattara.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...