Достопримечательности Чуйского тракта: поездка на машине


Чуйский тракт, Горный Алтай, Республика Алтай. Памятники и села, километраж, маршрут, путешествие, путеводитель, история строительства, базы и отели, отзывы. Где находится, где проходит, начало, длина

Описание и интересные факты

За потрясающую красоту горных ландшафтов трасса М52 (старое название), или федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (новое обозначение) официально признана национальным достоянием. Имеет общую протяженность 970 км. Проходит с севера на юг через три региона – Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Входит в состав азиатского маршрута АН4 (6000 км), идущего через Монголию и Китай до пакистанского города-порта Карачи. Длина исторического участка составляет 640 км (от Бийска до госграницы с Монголией). Полностью покрыта ровным асфальтом и не имеет туннелей. Проезды через горные хребты оборудованы в виде высокогорных перевалов (Семинский, Чике-Таман, Дурбэт-даба), придающих маршруту дополнительную эстетичность и экстрим.

Этимология названия «Чуйский тракт» неотрывно связана с рекой Чуей (правый приток Катуни), исток которой находится у хребта Чихачева. Здесь же начало маршрута для «иноземцев» или его конец для «нас». На протяжении 200 км дорога проходит по урочищу стремительной горной реки.

Каменисто-извилистое русло все время вплотную прижато к обочине. Иногда оно убегает на юг, чтобы обогнуть очередной отрог или возвышенность, но неизменно возвращается обратно.

До начала XX века Чуйский тракт оставался узкой тропой. В некоторых местах даже не могли разойтись два встречных каравана. Кардинально ситуацию изменило руководство Сибирской железной дороги, которое совместно с бийскими купцами приняло решение о строительстве колесного пути через горы. Логика здесь проста и понятна. Чем больше товарооборот с Восточной Азией, тем выше загрузка Транссибирской магистрали. Опыт оказался очень удачным. Все затраты мгновенно окупились. Но впопыхах обустроенная дорога просуществовала недолго. Суровая природа быстро разрушила переправы, вырубленные террасы и мосты.

Капитальное строительство Чуйского тракта осуществлялось постоянно, начиная 1920-х годов:

  • 1914-16 гг. – составление оптимального маршрута прохождения;
  • 1917-20 гг. – обустройство накатанного полотна и инженерных сооружений;
  • 1921-1925 гг. – расширение под крупногабаритный транспорт;
  • 1926-1934 гг. – выравнивание и нанесение толстого гравийного покрытия;
  • 1935 г. – начало полноценной эксплуатации;
  • 1936-1960 гг. – ремонт и внесение локальных инженерно-топографических изменений;
  • 1961 г. – официальное использование названия «Чуйский тракт» для всей трассы от Новосибирска до Ташанты;
  • 1962-1979 гг. – постепенная укладка асфальтированного покрытия;
  • 1980-1988 гг. – строительство безопасного маршрута через перевал Чике-Таман;
  • 1989-2007 гг. – укладка термостойкого асфальта высокого качества.
  • с 2008 г. – эксплуатация и регулярный ремонт.

На юге Алтайского края и по всему Горному Алтаю активно развиваются туристско-рекреационные зоны, обеспечивающие уникальные условия для оздоровления, отдыха и досуга. Главная роль в обеспечении транспортной доступности объектов возложена именно на трассу М52 (Р256), которая не имеет равнозначной альтернативы в условиях сложнейшего горного рельефа. При этом тщательно сохраняется археологически-экскурсионная составляющая дороги, вдоль которой исторически расположено огромное количество рукотворных и природных памятников.

Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля

Автопутешествие по Горному АлтаюАвтопутешествие по Горному Алтаю / фото автора

Наше автопутешествие по Чуйскому тракту начинается в Новосибирске. Здесь находится самый крупный аэропорт в регионе, который принимает рейсы со всей России.

По ссылке вы узнаете, что посмотреть в Новосибирске

Прилетайте сюда и берите в прокат автомобиль в аэропорту. Если вы из Москвы, гнать сюда свою машину бессмысленно. Это будет дорого и основную часть отпуска потратите на дорогу.

Для аренды автомобиля можно обратиться в представительство компании Avis Russia в аэропорту Новосибирска. Покрытие Чуйского тракта в идеальном состоянии на протяжении всего пути, поэтому подойдет седан. Например, Hyundai Solaris, при аренде на 5 дней обойдется в 3000 руб./сутки.

Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это либо гравийка, либо полное бездорожье. Поэтому, если вы планируете самостоятельно подняться на Акташский ретранслятор либо отклониться от маршрута и посетить долину Чулышмана, арендуйте автомобиль с высоким клиренсом. Например, Hyundai Creta — 3900 руб./сутки.

Также можно заранее воспользоваться сервисом проката avenuerent.ru. Цены —от 2400 руб./сутки. Обязательно уточняйте про ограничения на суточный пробег.

Вдоль Чуйского тракта есть все, что нужно для путешествия: столовые, кафе, места для отдыха и крупные АЗС (Роснефть, Газпромнефть, Лукойл встречаются часто). После села Усть-Муны будут попадаться АЗС — Ника, Опти, Салекс. Рекомендую заправиться до полного бака в основной туристической зоне, далее на АЗС в Онгудае или Акташе. Хорошее качество топлива на заправке Расул в Акташе и Кош-Агаче.

Крупных городов по пути нет, поэтому после Новосибирска первая наша остановка будет через 350 км в Бийске.

Новости

Стартовал Кубок России
Под занавес зимы

Под занавес зимы

22.03.2021

Новости туризма

Впервые после пандемии в поселке Затон г. Барнаула состоялись краевые соревнования по спортивному туризму «Гонки мотолыжных экипажей». Почти два года у мотолыжников отсутствовала возможность блеснуть своим мастерством. Соревнования состоялись на поляне у моста через протоку р. Обь по дороге из Барнаула в Затон.

Читать далее

Золотое кольцо Байкала

Золотое кольцо Байкала

16.12.2020

Мототуризм

Как-то в наши руки попал сборник «Ветер странствий» со статьей мастера спорта СССР Роберта Леви «Мототуристы на БАМе». И долгое время мужество орловцев было для нас, алтайских спортсменов, эталоном.

Читать далее

Поход века № 1
«Ветер странствий – 2020». Слет в Горной Колывани
Из Минска на Алтай

Из Минска на Алтай

05.03.2020

Новости туризма

Из столицы Белоруссии пришла радостная весть – автотуристы завоевали  бронзу в чемпионате мира по спортивному туризму. Сборная Алтайского края под руководством Ободец Виктора прошла маршрут четвертой категории сложности по плато Укок.

Читать далее

Предисловие

К этому путешествию мы готовились долго и тщательно. Больше месяца изучали достопримечательности, работали с картами дорог, читали отзывы, составляли маршрут. И вот в начале сентября 2017 года, выбив долгожданные 14 дней отпуска, мы выдвинулись на своем маленьком автомобиле навстречу приключениям, покорять российские просторы.

За все время пути мы проехали 4200 км, из них 2800 км основного маршрута (Оскемен – Змеиногорск – Белокуриха – Акташ – Кош-Агач – Улаган – Барнаул – Новосибирск – Оскемен) + заезды-разъезды.

Первые 100 км путешествия нам посчастливилось проехать по казахстанской дороге Усть-Каменогорск – Шемонаиха. Это дорога, на которой водитель не моргая всматривается в дорожное покрытие, пытаясь во время объехать ямы и кучи, насыпанные посреди дороги. Разметки на дороге нет никакой. Вообще. Зато каждые несколько километров ждет патрульная машина ДПС. Эту часть пути мы называем “тренировочная трасса”, после нее все российские дороги покрытые асфальтом кажутся песней.

Сейчас границы Казахстана и России открыты, таможню проходят очень быстро, никаких документов, кроме паспорта, не требуется.

Перевалы Алтая

Республика Алтай славится своими горами, но не менее знамениты и горные перевалы Алтая.

Всего на Алтае больше двух тысяч перевалов, и примерно тысяча приходится на зону, обжитую для переходов или даже переездов.

Некоторые из этих перевалов заслуживают особого внимания за свою красоту и живописность.

Сростки

Памятник Шукшину на горе ПикетПамятник Шукшину на горе Пикет, Алтай / фото wikimedia.org

На 388 км Чуйского тракта дорога проходит через село Сростки.

Сростки — родина Василия Макаровича Шукшина.

Именно здесь проводится ежегодный фестиваль «Шукшинские дни на Алтае». Рекомендую заехать в Мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина.

К объектам музея относится: дом, в котором провел детские годы Василий Макарович, школа, усадьба матери и гора Пикет.

  • Цены: 60 руб./40 руб. (льготный). Экскурсионный билет для группы от 5 человек: 100 руб./65 руб. (льготный).
  • Адрес: ул. Советская, 86.

В Сростках по обе стороны дороги расположен рынок, где продаются «сростинские пирожки».

Вдохновившись легендами Алтая направляемся дальше в Республику Алтай.

Как добраться

Поскольку для туристов наиболее интересной частью является историческая часть тракта и многие достопримечательности расположены именно там, то наиболее удобный для этого вариант — приехать в Горно-Алтайск. До него можно добраться из более крупных городов на автобусе. Ежедневно несколько рейсов следует из Новосибирска, Барнаула, Бийска. В Горно-Алтайск гости из более отдаленных регионов часто прилетают на самолете — в городе есть свой аэропорт.

От автостанции города ходит общественный транспорт до баз и других поселков, расположенных вдоль Чуйского тракта.

Панорама Курайской степи, через которую проходит тракт

Живописный участок Чуйского тракта между Семинским и Чике-Таманским перевалами на видео

Смотреть отзывы наtripadvisor

Кому подойдёт? Когда ехать?

Отдых на любой вкус: сплавы, конные и пешие вылазки в горы, погружение в алтайскую, казахскую быт и культуру, бурные реки и водопады — практически всё у дороги.

Инфраструктура не развита: берите наличные, готовьтесь к постоянным перебоям связи, туалету на улице и душу на этаже. Главное помните правило: что для Европы три звезды — для Алтая все пять.

Большинство курганов, Белобомская пещера, исчезающее озеро, водопад на Нижней Карасу, Мажойский каскад, танковый полигон, рябь течения, Талдуринский оползень зимой недоступны — сугробы, заснеженные дороги, холодно. Добавьте к этому короткий световой день.

В любое время года Чуйский тракт по-своему хорош.

Семинский перевал

На 583 км мы проезжаем самую высокую точку Чуйского тракта — Семинский перевал. Его высота — 1715 м.

Это уже среднегорье Алтая. В июне и сентябре, когда кругом тепло и зелено, я видела здесь снег.

На вершине перевала установлен обелиск в честь 200-летия включения Республики Алтай в состав Российской Империи. Здесь же кафе, туристический базар с дарами Алтая: брусника, кедровые орехи, вяленое мясо марала, медовуха и предметы одежды из верблюжьей шерсти. Не торопитесь покупать сразу, впереди еще будут сувенирные рынки, а в Кош-Агаче можно посетить местный базар.

Куда сходить и что посмотреть в Горно-Алтайске

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Петроглифы урочища Калбак-Таш

Алтай — кладезь культурного наследия древних народов. На 723 км расположен археологический комплекс наскальных рисунков, средний возраст которых 5000 лет. Рисунки относят к эпохе неолита, бронзового века, скифской и древнетюркской эпохам. Их значение расшифровано частично. Они изображают быт народов, мифологических существ и необычные объекты. Всего порядка 5000 изображений.

  • Входной билет — 100 руб.

Отправляясь дальше, мы вновь видим смену природных зон. Появляются таежные леса и Северо-Чуйский хребет.

Акташский ретранслятор

Северо-Чуйский хребет и Курайская степь - чуйский тракт достопримечательности на машинеПанорама на Северо-Чуйский хребет и Курайскую степь / фото автора

Одна из самых впечатляющих смотровых площадок Алтая. Высота — 3038 м.

Отсюда открывается вид на Северо-Чуйский хребет и Курайскую степь, а при ясной погоде видно Белуху.

Добраться можно самостоятельно на полноприводном автомобиле с высоким клиренсом. От Акташа двигаемся по указателям на Улаган. После выезда из села главная дорога пойдет налево, нам нужно повернуть направо и двигаться вдоль реки Ярлыамры. 5,5 км дороги идет вверх по большим камням, трубам до заброшенного рудника, где остались хозяйственные постройки и заваленные штольни.

Для проезда через рудник нужно заплатить охраннику 100 руб. Далее до ретранслятора 1,5 км крутого подъема по серпантину.

Я рекомендую поберечь автомобиль и приобрести экскурсию. По селу расклеены объявления о заброске, также можно взять экскурсию с базы «Красный лис».

Цена заброски: 1500 рублей с человека в обе стороны. Возят на УАЗах и подготовленных джипах.

На экскурсию лучше заложить целый день и подольше побыть на вершине. Следует взять с собой теплые вещи, термос и солнцезащитный крем.

Расстояние от Акташа до Кош-Агача — 103 км. Включайте видеорегистратор, Курайская и Чуйская степи — это самые живописные участки Чуйского тракта. По пути будут съезды к смотровым площадкам с видом на Северо-Чуйский хребет с его заснеженными вершинами. Дух захватывает, в прямом смысле слова.

Рекомендую перед поездкой установить на свой смартфон приложение Maps.Me, которое работает офлайн. Там отмечены смотровые площадки и другие туристические объекты.

Кош-Агач

Алтай, МонголияАлтай, Монголия. Юрты в степи

Последний крупный населенный пункт перед границей с Монголией и конечная точка нашего путешествия. Горы остались в стороне, мы оказались посреди Чуйской степи.

Местное население, в основном, казахи и алтайцы, живет за счет животноводства и торговли. По пути встречаются лошади, яки и верблюды. На местном рынке продаются товары из верблюжьей шерсти и кожи, которые везут из Монголии, ремесленные поделки и алтайские продукты. Цены ниже, чем в туристических местах.

В Кош-Агаче есть несколько кафе. Самое популярное — «Юлдуз», кафе узбекской кухни. Средний чек: 300 руб. Готовят вкусно, порции большие, а внешний вид заведения пусть не настораживает. Это уже нетуристические места.

Далее 50 км по прямой и попадаете на пограничный пункт Ташанта. Еще 20 км и Монголия, которую граждане РФ могут посетить по действующему заграничному паспорту.

Здесь завершается наше короткое, но насыщенное автопутешествие по Чуйскому тракту.

Автор: Яна Рахимкулова для проекта Dorogi-ne-dorogi.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.