Чуйский тракт – путеводитель по самой красивой дороге России


Чуйский тракт, Горный Алтай, Республика Алтай. Памятники и села, километраж, маршрут, путешествие, путеводитель, история строительства, базы и отели, отзывы. Где находится, где проходит, начало, длина

Технические характеристики[править | править код]

С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией. Тоннелей нет. Имеется несколько перевалов — Семинский, Чике-Таман и Дурбэт-даба, на котором дорога заканчивается.

Развязки и путепроводы[править | править код]

Где находится и начинается, длительность трассы

На языке водителей Чуйский тракт звучит как трасса Р256. Федеральная автодорога стартует от Новосибирска, а финальная её точка — село Ташанта, что на границе с Монголией. Трасса артерией бежит через всю Новосибирскую область, затем Алтайский край и приводит прямиком в Республику Алтай. Вдоль дороги можно ещё встретить города Бердск, Новоалтайск и Бийск. В общей сложности Чуйский тракт растянулся на 968 км.

Чуйский тракт на карте

Чуйский тракт в привычном понимании туристов начинается на нулевом километре, аккурат возле одноименного музея в городе Бийск и заканчивается в Ташанте.

Сама по себе дорога ровная, чистая, без туннелей — настоящая мечта всех водителей. Да и было бы странно не вкладываться в трассу, которая единственная во всём Алтайском крае и Республике Алтай служит местом транспортировки всех туристов на базы отдыха. Помимо своей практической ценности, трасса ещё и безумно красива. Путешествуя по ней, вы увидите огромное количество рукотворных и природных памятников. В этом плане Чуйский тракт не уступает Дороге больших ворот в Китае или Великой океанской дороге в Австралии.

Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля

Автопутешествие по Горному АлтаюАвтопутешествие по Горному Алтаю / фото автора

Наше автопутешествие по Чуйскому тракту начинается в Новосибирске. Здесь находится самый крупный аэропорт в регионе, который принимает рейсы со всей России.

По ссылке вы узнаете, что посмотреть в Новосибирске

Прилетайте сюда и берите в прокат автомобиль в аэропорту. Если вы из Москвы, гнать сюда свою машину бессмысленно. Это будет дорого и основную часть отпуска потратите на дорогу.

Для аренды автомобиля можно обратиться в представительство компании Avis Russia в аэропорту Новосибирска. Покрытие Чуйского тракта в идеальном состоянии на протяжении всего пути, поэтому подойдет седан. Например, Hyundai Solaris, при аренде на 5 дней обойдется в 3000 руб./сутки.

Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это либо гравийка, либо полное бездорожье. Поэтому, если вы планируете самостоятельно подняться на Акташский ретранслятор либо отклониться от маршрута и посетить долину Чулышмана, арендуйте автомобиль с высоким клиренсом. Например, Hyundai Creta — 3900 руб./сутки.

Также можно заранее воспользоваться сервисом проката avenuerent.ru. Цены —от 2400 руб./сутки. Обязательно уточняйте про ограничения на суточный пробег.

Вдоль Чуйского тракта есть все, что нужно для путешествия: столовые, кафе, места для отдыха и крупные АЗС (Роснефть, Газпромнефть, Лукойл встречаются часто). После села Усть-Муны будут попадаться АЗС — Ника, Опти, Салекс. Рекомендую заправиться до полного бака в основной туристической зоне, далее на АЗС в Онгудае или Акташе. Хорошее качество топлива на заправке Расул в Акташе и Кош-Агаче.

Крупных городов по пути нет, поэтому после Новосибирска первая наша остановка будет через 350 км в Бийске.

Бийск

Горный Алтай. Фото в путиГорный Алтай. Фото в пути

Бийск называют воротами Горного Алтая. Отсюда начинается путешествие по Чуйскому тракту.

Для того, чтобы познакомиться с культурой Горного Алтая, рекомендую посетить Бийский краеведческий музей им. В. В. Бианки. Здесь увидите саркофаг, предметы культа алтайских шаманов, ознакомитесь с коллекцией пазырыкской культуры скифов. Воспользуйтесь услугами экскурсовода при музее и послушайте историю о стране Беловодье, которую искал Николай Рерих в горах Алтая. Поверьте, интересно.

  • Время работы: с 10:00 до 17:00, выходные дни — понедельник, вторник.
  • Цена: 450 руб./2 чел., 100 руб./от 4 чел.

Проезжая Бийск остановитесь рядом с памятником нулевому километру Чуйского тракта. Он расположен перед мостом через реку Бия у музея Чуйского тракта. Загляните сюда, если интересна история Великого Шелкового пути. Чуйский тракт — северное ответвление этого пути, по которому происходила не только торговля со Средней Азией, но и коммуникация цивилизаций, обмен культурным опытом.

Едем дальше.

География местности[править | править код]

Чуйский Тракт

Рельеф[править | править код]

По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет,[источник не указан 3691 день] Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).

Климат[править | править код]

Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяжённость тракта с севера на юг и сильнорасчленённый рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13°С до −17°С, июля от +16°С до +19°С. В этой зоне выпадает значительное количество осадков (до 550—750 мм).

Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до посёлка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.

Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.

Современное состояние

Сейчас Чуйский тракт – достаточно современная и благоустроенная трасса, ведущая из Южной Сибири в Монголию. Исторический Чуйский тракт тянется от Бийска до Ташанты (Республика Алтай) на 630 км, это двухполосная дорога с двумя горными перевалами: Семинским (1709 м) и Чике-Таман (1269 м). Семинский перевал характеризуется затяжными спуском и подъемом, Чике-Таман – большим числом горных серпантинов.

От Бийска и до г. Бабырган в Республике Алтай продолжается предгорная часть. Высокогорная часть магистрали начинается от села Акташ и продолжается до границы. Здесь дорога проложена на высоте чуть менее 2 км над уровнем моря. В Кош-Агаче действует пограничная зона, для дальнейшего пути необходимо предъявить паспорт гражданина РФ. Иностранцам без разрешения погранслужбы дальнейший проезд запрещен.

Крупные населённые пункты[править | править код]

Новосибирская область

0 км — Новосибирск37 км — Бердск52 км — Искитим104 км — ЧерепановоАлтайский край151 км — Тальменка217 км — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу — 17 км (234 км))

364 км — Бийск381 км — Верх-Катунское400 км — Сростки412 км — Берёзовка

М-52 Последний километровый столбик на границе с

Монголией

419 км — Быстрянка (подъездная дорога к райцентру Красногорское — 30 км)Республика Алтай453 км — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску — 5 км (458 км))511 км — Усть-Сема (дорога до райцентра Чемал — 37 км)530 км — Черга564 км — Шебалино572 км — Топучая629 км — Туекта636 км[источник не указан 732 дня] — Онгудай722 км — Иня783 км — Чибит788 км — Акташ (дорога до райцентра Улаган — 53 км)893 км — Кош-Агач942 км — Ташанта

Чуйский тракт на карте

Во весь экран  

Манжерок

Горнолыжный МанжерокГорнолыжный Манжерок / на фото автор статьи — Яна Рахимкулова

На 470 км трассы Р-256 по указателям сворачиваем налево и выезжаем к курорту Манжерок.

С 2017 г. началось инвестиционное финансирование и это круто поменяло облик Манжерока. Теперь это курорт европейского уровня с гостиничным комплексом и развитой инфраструктурой. В 2019 г. построена гондольная канатная дорога — 2500 м. Ведет она на вершину горы Малая Синюха, откуда открывается панорамный обзор на реку Катунь и озеро Манжерокское.

Здесь же построен самый крупный в России байк — парк с экстремальной трассой черного уровня. Зимой работает горнолыжный курорт с трассами для новичков и опытных райдеров. Есть спортивные площадки, каток, тюбинг- трассы, зоны отдыха, сувенирные лавки, стрит-фуд и ресторан «Горный». В любой сезон здесь каждый найдет развлечения.

Цены:

  • проживание в гостиничном комплексе: стандартный номер с мини- кухней — от 4000 руб./номер на двоих. Завтрак включен.
  • подъем на канатной дороге — 500 руб./взр, 400 руб./дет.
  • Ski-pass на день пт-вск — 1300 руб.

Подробнее про Манжерок и горнолыжный отдых на Алтае, мы писали на Dorogi-ne-dorogi.ru вот в этой статье

История[править | править код]

Чуйский тракт в Чуйской степи, Кош-Агачский район Республики Алтай

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины.

Торговля с Монголией[править | править код]

Освоение этого пути началось c 1756 года, когда южные алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи[2], однако долгое время русские дальше своего крайнего поселения, села Алтайское, не ездили.

Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево[3]. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников среди теленгитов, сами стали ездить в Чуйскую степь — первыми до ярмарки в поселении Кош-Агач добрались бийский купец Хабаров и змеиногорец Токарев[4]. К середине XIX века русские уже имели там десяток складов и торговали тканями, топорами, пилами, молотками и прочими железными изделиями, галантереей, выделанной кожей; в обмен они покупали у монголов, китайцев и тибетцев скот, шерсть, пушнину и чай.

В то время тракт представлял собой лишь узкую вьючную тропу с выступами скал над ущельями — бомами[4]. При их проезде возница шел к началу узкого места и клал на дорогу шапку, чтобы встречный караван заметил и пропустил путников. Иначе было не разъехаться. Отсутствие колёсной дороги на 250 километров от Онгудая до Кош-Агача сдерживало торговлю и препятствовало связям Российской империи в Центральной Азии.

Обустройство дороги[править | править код]

Купцы и ранее обустраивали свой путь, наводили мосты и переправы, но полностью благоустроить тракт для них было бы разорительно.

В течение 1860−1890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, но государство не решалось вкладывать сюда внушительные суммы: по разным оценкам, требовалось от 393 тысяч рублей до 560 тысяч. В 1893 году Комитет Сибирской железной дороги выделил 45 тысяч рублей, ещё 35 тысяч собрали бийские купцы[2]. После многочисленных дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта под руководством инженера И. И. Биля. Расчётная ширина дороги была 5 аршин, а на бомах — 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сёл[5].

В 1902−1903 годах вьючная тропа переоборудована в колёсную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы. Оборот купцов-чуйцев вырос с 500 тысяч рублей в 1870-е до 3 миллионов. Однако дорога начала разрушаться сразу после строительства, через несколько лет вернувшись в первобытное состояние[2].

Подготовка для автомобилей[править | править код]

Летом 1914 года на Алтай прибывает искательная экспедиция под руководством инженера и писателя Вячеслава Шишкова, её цель — изучить новые прямые варианты дороги вдоль реки Катунь от Бийска через Майму и Усть-Сему, минуя Алтайское, Чергу и Шебалино[2]. Инженеры метр за метром наносили на карты новый и старый варианты Чуйского тракта, и после их изучения к концу 1916 года для улучшения и расширения был выбран современный маршрут трассы.

26 мая 1922 года Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения, тем не менее к середине 1920-х годов она уже 10 лет не ремонтировалась и пришла в полнейший упадок. Во время гражданской войны были разрушены почти все мосты через горные реки. В 1924 году стоимость ремонта тракта оценивалась в 300 тысяч рублей[6].

В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.

Чуйский тракт перед Иней, Республика Алтай

В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты (в частности Ининский мост), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключённых, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-м отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях, а орудиями труда являлись только кирка, лом, тачка и лопата.

Также в это время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск — Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь.

1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

Зимой 1941—1942 годов по тракту прошёл монгольский караван в помощь советской армии.

С 1961 года название Чуйский тракт закреплено за автодорогой от Новосибирска до Ташанты[7].

Последнее коренное переустройство произошло в середине 1980-х годов, когда проложили новую дорогу через перевал Чике-Таман[2].

В июле 2019 года на Чуйском тракте в Майминском районе Республики Алтай в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года была открыта первая двухуровневая развязка с выездом из Горно-Алтайска в сторону аэропорта. Новая трасса пролегает параллельно улице Энергетиков, проходит вдоль участка перспективной застройки «Катунский промузел» и выходит на Чуйский тракт возле села Карлушка, присоединяясь к уже введенному в эксплуатацию шестому пусковому комплексу[8].

Крупные населенные пункты вдоль дороги

Крупнейший населенный пункт Чуйского тракта лежит у основания трассы. Новосибирск – самой большой по численности населения город автомагистрали с населением более 1 млн. 600 тыс. человек. Также среди крупных городов, лежащих на трассе, можно отметить:

  • Бердск (100 тыс. жителей);
  • Искитим (57 тыс.);
  • Новоалтайск (73 тыс.);
  • Барнаул (633 тыс.);
  • Бийск (203 тыс.);
  • Горно-Алтайск (63 тыс.) – единственный город на территории Республики Алтай.

Последний относительно крупный населенный пункт на трассе – пос. Кош-Агач, лежащий в Чуйской степи, обладает населением в 9 тыс. человек.

Как добраться

Поскольку для туристов наиболее интересной частью является историческая часть тракта и многие достопримечательности расположены именно там, то наиболее удобный для этого вариант — приехать в Горно-Алтайск. До него можно добраться из более крупных городов на автобусе. Ежедневно несколько рейсов следует из Новосибирска, Барнаула, Бийска. В Горно-Алтайск гости из более отдаленных регионов часто прилетают на самолете — в городе есть свой аэропорт.

От автостанции города ходит общественный транспорт до баз и других поселков, расположенных вдоль Чуйского тракта.

Панорама Курайской степи, через которую проходит тракт

Живописный участок Чуйского тракта между Семинским и Чике-Таманским перевалами на видео

Смотреть отзывы наtripadvisor

Интересные факты о Чуйском тракте

Возле села Тигирёк в окрестностях Чуйского тракта стоит Лев-гора. Там археологи нашли обработанные руками древних людей камни. Их плоская форма позволят сделать вывод, что породы использовались в качестве жертвенников. А под землёй, возле села Покровка специалисты обнаружили золотую статую Будды весом 25 кг.

На Алтае хранится множество курганов, которым больше 5000 лет. В них были захоронены мумии. Например, на курганах у берега реки Сентелек установлены полутораметровые пирамиды в форме ступеней.

На реке Иня, в кратере верхушки горы есть пещера, которую ещё никто не смог пройти до конца.

Царский курган на АлтаеЦарский курган на Алтае. Фото: google maps

Туризм[править | править код]

Трасса популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.

На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена курортная зона Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Туристы посещают озеро Ая, Чемал, Каракольские озера, реку Чибитку, долину Чулышмана и перевал Кату-Ярык.

Ведётся масштабное строительство туристско-рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у села Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Соузга).

Но наибольший интерес для видового, экологического и активного туризма представляют удаленные районы республики Алтай: Онгудайский, Улаганский и Кош-Агачский. Они крайне малонаселенны, количество турбаз и кемпингов также не велико, заправочные станции для автомобилей расположены в среднем на расстоянии 100—120 км. В селе Кош-Агач открыта АГНКС[9].

От Чуйского тракта начинаются самодеятельные маршруты по горным популярным у туристов хребтам — по Северо-Чуйскому хребту и Южно-Чуйскому хребту. В селе Курай у тракта расположена гостиница «Ак-Тру», откуда осуществляется автодоставка туристов в долину реки Актру, к ледникам Правый Большой, Левый Большой и Малый Актру. Для путешествия по Чуйской степи и отрогам Южно-Чуйского хребта имеет смысл воспользоваться услугами перевозчиков из села Кош-Агач.

Развитием туризма на территории Республики Алтай занимается Министерство экономического развития и туризма республики Алтай[10].

Вид на Южно-Чуйский Хребет

Панорама Чуйского тракта в районе границы с Монголией

Панорама с перевала Чике-Таман в южном направлении

Панорама с перевала Чике-Таман в северном направлении

Зубровый питомник

В питомнике 50 особей, среди них чистокровные беловежские зубры. Летом на них можно полюбоваться издалека, а зимой зубры подходят к ограде, где их можно покормить, погладить.

Чтобы добраться в питомник нужно на 510 км Чуйского тракта, не доезжая села Черга, повернуть направо и проехать еще 2 км. Указатели есть.

  • Питомник работает без выходных.
  • Входной билет: 250 руб./взрослые, 150 руб./дети.

На заметку: в селе Черга есть одноименный маслосливочный завод. Советую купить там сыр и масло. Вкусно и качественно.

Инфраструктура трассы

На всем протяжении Чуйского тракта положен асфальт отличного качества. От Новосибирска до Бийска автомагистраль – классическая российская автодорога федерального значения с большим количеством заправок, кафе и мест для ночлега. Исторический Чуйский тракт можно разделить на 2 части: промежуток от Бийска до Акташа и отрезок от Акташа до границы. Первый отрезок – туристический центр Алтая с хорошей инфраструктурой, большим количеством сел, туристических баз и достопримечательностей.

Сразу за Акташем местность становится более пустынной, следующие очаги цивилизации встречаются уже в Кош-Агаче в 100 км от Акташа, хотя за 15 км до Кош-Агача на побережье реки Тыдтуярык есть пара гостиниц. От Кош-Агача до Ташанты местность практически пустынна, нет ни заправок, ни гостиниц, почти нет сотовой связи.

В культуре и искусстве[править | править код]

В Алтайском крае и Республике Алтай популярна песня местного поэта Михаила Михеева[11][12], главными героями которой являются водители Колька Снегирёв и девушка Рая. Действие в песне разворачивается в 20-30-х годах XX века на Чуйском тракте. Колька Снегирёв водит грузовик «АМО», а Рая — «Форд». По местному преданию, у персонажей песни были реальные прототипы. По мотивам этой песни снят кинофильм «Ехали два шофёра». В сентябре 2014 года на месте предполагаемых событий установлен мемориальный комплекс из двух автомобилей АМО и Форд на постаментах, где также приведены слова песни[4].

Василий Шукшин, уроженец расположенного на тракте села Сростки, в 1964 году снял фильм «Живёт такой парень», действие которого разворачивается на Чуйском тракте.

В 2014 году журнал National Geographic Россия включил Чуйский тракт в список из десяти самых красивых автодорог мира[13].

Гарик Сукачев написал песню, посвященную Чуйскому тракту. Впервые песня была сыграна 02 апреля 2018 года на Авторадио – https://www.youtube.com/watch?v=V_17t2VC27U

Музей Чуйского тракта[править | править код]

Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в Бийске, на втором этаже отдела природы Бийского краеведческого музея имени В. Бианки (ул. Советская, 42). В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы. Основателем и создателем Музея Чуйского тракта является Елена Грехова.

Памятник Чуйскому тракту в

Бийске

Кордон Кур-Кечу

Кордон Кур-КечуКордон Кур-Кечу / фото автора

После села Купчегень на 678 км автодороги поворачиваем налево к реке и едем до базы. Это самая крупная база в Онгудайском районе. Разместиться можно в аиле, в двухэтажных коттеджах или в отдельно стоящих домиках.

Осенью 2018 г. я останавливалась на этой базе в домике под горой. Внутри дома: 4 кровати, стол и дровяная печь, которую мы топили. Все аскетичное, но уютно. Треск печи, шум реки и вокруг ни души. На основной территории базы есть беседки, баня, столовая. Сотовой связи почти нет.

  • Цены: 700 руб./чел.
  • Баня: 800 руб./час

Кур-Кечу примечателен Ильгуменскими порогами, которые образует слияние рек Б. Ильгумень и Катунь. Мощь водной стихии во всей красе, часами можно наблюдать за бурлящим потоком горных рек. Проверено, здесь ловится хариус.

Песчаная скала - чуйский тракт достопримечательности на машинеПесчаная скала на 687 км / фото автора

Далее на 687 км Чуйского тракта встретится природный феномен — отвесная песчаная скала, расположенная вдоль дороги. Фотографируемся, наслаждаемся панорамой на Катунь и движемся дальше.

Чуй-Оозы

Смотровая площадка с видом на слияние рек Чуя и Катунь расположена на 713 км Чуйского тракта. Завораживающее место, где четко видны границы переплетения вод серой Чуи с бирюзовыми водами Катуни. Алтайцы почитают это место. Здесь все имеет свою легенду или историю.

Петроглифы урочища Калбак-Таш

Алтай — кладезь культурного наследия древних народов. На 723 км расположен археологический комплекс наскальных рисунков, средний возраст которых 5000 лет. Рисунки относят к эпохе неолита, бронзового века, скифской и древнетюркской эпохам. Их значение расшифровано частично. Они изображают быт народов, мифологических существ и необычные объекты. Всего порядка 5000 изображений.

  • Входной билет — 100 руб.

Отправляясь дальше, мы вновь видим смену природных зон. Появляются таежные леса и Северо-Чуйский хребет.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *