Где находится и как добраться. Режим работы. Правила посещения дацана. История храма. Строение дацана. Вводная экскурсия. Что посмотреть поблизости
Предыстория[править | править код]
По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга[кто?], первые буддисты на берегах Невы появились во времена строительства Петропавловской крепости, с которой начиналась новая столица России. Это были волжские калмыки (подданные Калмыцкого ханства, вошедшего в состав России в 1609 году), трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости после 1706 года[источник не указан 3571 день]. Жили они неподалёку, в Татарской слободе, расположенной за кронверком (в районе Большой Спасской улицы). О том, сколько их было и как долго они пробыли в Петербурге, сведений не сохранилось. В более поздних источниках XVIII — середины XIX веков, однако, нет упоминаний ни о калмыках, ни о каких-либо других представителях буддийской конфессии среди жителей российской столицы.
Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 году — 184 (163 мужчины и 21 женщина). В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки. Селились они, как правило, на Петербургской стороне (буряты) и в Литейных частях (калмыки).
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC
Где находится и как добраться
Дацан находится относительно далеко от центра города, но доехать сюда не составит никакого труда. Адрес храма — Приморский проспект, 91.
Ближайшая станция метро к дацану — это «Старая Деревня», то почти самый-самый север фиолетовой (пятой) ветки. От этой станции вы можете дойти пешком буквально за 5 минут. При желании, конечно, вы можете сесть на автобус 93 и проехать всего одну остановку, но, по моему опыту, лучше все-таки пройтись. Липовая аллея, то есть улица, по которой едет автобус, почему-то всегда загружена на этом участке, так что вы быстрее дойдете.
Еще вы можете доехать до храма от станции «Черная речка». Рядом с метро останавливаются трамваи под номерами 48 и 21 и автобусы 211 и 32 (а также масса маршруток, к примеру, 425, К206 и другие). Вашей остановкой будет ЦПКИО или Липовая аллея, в пути вы проведете около 15-ти минут, если не будет пробок.
Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/buddiyskiy-khram
© Pererburg.center, 2021
Все права защищены. Копирование и распространение аудио записей, текстов и другой информации запрещено.
Подписывайтесь, если Вы настоящий ценитель Санкт-Петербурга и его истории!
Не является офертой!
Источник: https://peterburg.center/place/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%94%D0%B0%D1%86%D0%B0%D0%BD_%D0%93%D1%83%D0%BD%D0%B7%D1%8D%D1%87%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8D%D0%B9-n
Ваш запрос не может быть обработан
Ваш запрос не может быть обработан
С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.
Источник: https://www.facebook.com/dazanspb.ru/
Режим работы
Дацан открыт каждый день, кроме среды, с 10:00 до 19:00. Помимо этого, на сайте дацана находится подробное расписание молебнов. Каждый месяц расписание изменяется. Посмотреть его вы можете по ссылке.
Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/buddiyskiy-khram
Строительство[править | править код]
Памятная доска об освящении дацана 21 февраля 1913 года


В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. Строительство храма началось после слов императора: «Буддисты России находятся под защитой двуглавого орла»[источник не указан 431 день]. 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.
Для научного руководства строительством был создан комитет учёных-востоковедов, куда вошли Б. Я. Владимирцов, В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Э. Э. Ухтомский, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер и др.
Архитектурный проект храма в соответствии с канонами тибетской архитектуры был разработан в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском. Строительством руководили Г. В. Барановский и Р. А. Берзен (на заключительном этапе). Средства, необходимые на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. руб), Далай-ламой XIII (50 тыс. руб), ургинским Богдо-гэгэном VIII и собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии. Однако действительные расходы намного превысили указанную в смете сумму на 151 694 рубля.
Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой VI[1]. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Первым настоятелем (ширээтэ) стал сам лама Агван Лобсан Доржиев.
В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные и кирпичные храмы, дацан в Петербурге построен из колотого гранита[2][3].
Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали значительных материальных вложений. Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными известным художником Николаем Рерихом, изобразившим на них восемь благих буддийских символов.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC
Алтарный зал
Буддийский храм в Санкт-Петербурге включает в себя алтарный зал. В алтаре расположено одно из главных достояний храма – статуя Будды (другое название — Шакьямуни).
Она была создана в 1994 году мастерами из Монголии в традиционном для них стиле. Выполнена статуя была из папье-маше, после чего она была покрыта сусальным золотом. Высота статуи, учитывая нимб и пьедестал, составляет, примерно, 5 м.
Рядом со спинкой трона просветленного продемонстрированы различные существа из мира мифов и легенд. Помимо основной статуи Будды в алтарном зале имеются скульптуры и изображения других существ, достигших просветления, а также более мелкие изображения самого Будды.
В помещении расположены низкие столики со священными книгами и необходимыми для различных ритуалов предметами. Они предназначены для лам. Посетители обычно располагаются в боковых нефах помещения.
В честь реставрации дацана прихожане и буддисты со всей России решили пожертвовать храму деньги, чтобы преподнести в виде подарка высококачественные цветы искусственного происхождения.
По словам руководства храма, им «самим будет неловко выставить на только что отремонтированный алтарь прошлые цветы – поблекшие и потрепанные в то время, как цветы же являются непременным элементом подношения Трем Драгоценностям».
Источник: https://touristam.com/buddiyskiy-hram-v-sankt-peterburge.html
История храма
Дацану Гунзэчойнэй (что переводится с тибетского как «источник святого учения Всесострадающего») пришлось пройти сквозь лед и пламя, чтобы прийти к тому состоянию, в котором он находится сейчас. Ему не много не мало уже больше 100 лет. Его строили в течение 6 лет с 1909 по 1915 годы при финансировании самого Далай-Ламы и множества верующих с Калмыкии и Бурятии. Правда, немногим после того, как в храме стали проводиться службы, он был покинут монахами. Храм разграбили, множество документов было уничтожено. В итоге по окончании Первой Мировой Войны в дацан стали возвращаться прихожане, но вскоре и это движение начало подавляться под действием правящей партии.
Долгие годы дацан так и переходит из рук в руки одной организации к другой. После того, как Советский Союз распался, храм наконец-таки вернули в управление буддийской общины. С того момента в храме сменилось двое настоятелей, последний из которых — Буда Бальжиевич — также некоторое время боролся за свободу дацана. В конце 90-х годов в храме обосновались сектанты, закрыв вход для всех, кроме своих. Лишь через несколько лет удалось отсудить здание обратно.
Сейчас в храме регулярно проходят лекции, отмечаются различные буддийские праздники, медитативные курсы и просто консультации у лам дацана.
Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/buddiyskiy-khram
Настоящее время[править | править код]

Внутри Санкт-Петербургского буддийского храма

В 1991 году храм получил своё нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является его тибетским именем, данным ему при освящении. Новым настоятелем (ширээтэ) был назначен лама-гелонг Данзан-Хайбзун Самаев. Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше, с последующим покрытием фигуры сусальным золотом. Высокую нефритовую спинку трона Будды (мандорла) украшают изображения различных мифологических существ, образующие яркую цветовую гамму. Высота туловища Будды составляет два с половиной метра, а вместе с троном — около пяти.


Регистрация буддийской общины и возобновление службы в храме способствовали дальнейшему распространению буддизма в Санкт-Петербурге. Однако надо отметить, что в ранний период (90-е годы) отношения с иерархией гелуг в Индии не были восстановлены, монашеская община (гелонги) не была сформирована. Первое руководство Дацана занимало во многом традиционную для буддизма в СССР негативную позицию по отношению к местным буддистам-европейцам, иностранным буддологам, а так же и к тибетским ламам, вплоть до ограничения посещения ими Дацана. Реакцией на это было недовольство самых широких слоев общественности, в дальнейшем такая противоречивая политика послужила поводом для фактически силового захвата Дацана в 1998 г. небольшой оккультной группой, состоящей в основном из жителей Калининграда, и удерживание ими храма на протяжении нескольких лет, с проживанием в нем, проведением загадочных ритуалов, а также коммерческого использования здания и прилегающей территории. В результате долгих судебных разбирательств, обвинений обеих сторон в самых разных нарушениях, и т. п., храм был вновь возвращен буддистам, с многочисленными долгами и утратами.
К началу 2000 года в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, традиции. Отношения между ними и руководством Дацана стали нормализовываться.
В дацан приезжают тибетские и западные учителя, читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения мирянам, проводят медитационные ретриты, которые, по вероучению буддистов, служат практикой для накопления благих заслуг и способом самопознания. К 2007 году в храме постоянно проживала группа из десяти лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойнхорлин. Монахи регулярно совершают молебны за благополучие живых и за лучшее перерождение усопших. Кроме того, в общине ведут приём астрологи и врачи-тибетологи (эмчи-ламы) — специалисты в области традиционной тибетской медицины, также в храме проводятся экскурсии и читаются лекции по философии и истории Буддизма.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC
Верхние этажи
Верхние этажи храма содержат в себе помещения для приема и консультации у различных мудрецов, целителей, философов и астрологов. Там принимает и сам настоятель дацана. Лекари, работающие в храме, излечивают пациентов, основываясь на догмах тибетской медицины. Тибетская медицина включила в себя основные понятия из китайской и индийской.
Большое внимание уделяется различным смесям, растворам и настоям из трав, солнечному свету, свежему прохладному воздуху и правильному поддержанию сил организма и разума.
На втором этаже Буддийского храма в Санкт Петербурге есть окно, через которое в зимнее солнцестояние светит свет на лицо Будды .
На верхних этажах можно попасть на лекции, на которых объясняется основная философия буддизма и история ее зарождения. Посетитель может задать вопросы касательно религии, что становится отличным выходом для тех, кто только захотел примкнуть к данному религиозному течению.
Найдутся здесь и мудрецы, которым посетитель может рассказать о тайнах и явлениях, тревожащих его душу и разум, и попросить в ответ совета. У астрологов возможно составить гороскоп на день, неделю и месяц и получить рекомендацию. Все консультации бесплатны.
Источник: https://touristam.com/buddiyskiy-hram-v-sankt-peterburge.html
См. также[править | править код]
- Неправославные храмы Санкт-Петербурга
- Культовые сооружения Санкт-Петербурга
- Дандарон, Бидия Дандарович
- Буддизм в России
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC
Строение дацана
Для большинства жителей России, привыкших к православным церквям, устройство храма вызывает массу вопросов: что, зачем и почему? Я постараюсь кратко и доступно рассказать вам о самых необычных и интересных составляющих храма.
Двор
Сам двор храма уже является одной из самых ярких частей комплекса. Величественное здание окружает каменный забор, в котором есть три входа, при это работают из них всего два. Парадный — тот, что со стороны Приморского проспекта, — не функционирует. Все посетители входят через две калитки с западной стороны храма.
Первая интересность — это множество барабанов с надписями на тибетском языке по периметру забора в южной части двора. Проходить по ним следует по часовой стрелке или, как говорится в буддизме, по ходу движения солнца. Вы можете увидеть, как прихожане крутят эти барабаны, начиная свой круг по двору. Главное, делать это с добрыми мыслями в своей голове, закладывая смысл в каждое свое действие.
Если пойти дальше вокруг храма, то вы увидите столбы с сотнями разноцветных флажков, повязанных тут и там. Эти флажки называются лунг-та и, как и с барабанами, вешать их так же стоит, думая о добром и светлом; в буддизме вообще рекомендуется их вешать в определенные дни по тибетскому календарю. У каждого цвета — свое значение.
Закончите вы свой обход двора у огромных дверей, ведущих внутрь храма. Его охраняют два льва, символизирующих мужское и женское начало. У них можно попросить соответствующее благословение. Так, я, подойдя к львице, покручу шарик в ее пасти и попрошу ее о благополучии в семье, а вот мужчина, выполнив аналогичную процедуру у льва, попросит о стабильности и успехе в работе.
Дальше ваш путь пролегает вперед — в дацан, через двери, открыть которые у меня самой иногда не хватает сил. Над дверьми высечены надписи на тибетском языке, гласящие, что необходимо очистить свою голову от дурных мыслей и настроиться на благо, прежде чем входить внутрь.
Алтарный зал
Иначе его еще называют дуганом. Это тот зал, войдя в который, вы сразу увидите величественного Будду, мирно смотрящего на каждого посетителя. У каждой из стен дугана расположены статуи различных божеств, а на самих стенах висят изображения разных созданий, символизирующих определенные вещи в буддизме. Алтарный зал поразил меня своей гаммой цветов — флажки на столбах чередуются по цвету, над Буддой располагается огромный зонт, защищающий его от бед и невзгод.
В центре зала сидят ламы во время проведения хуралов (молебнов или обрядов). Прихожане начинают свой путь так же, как и вокруг храма – по ходу движения солнца или по часовой стрелке. Отходя от алтаря с Буддой, следует так же двигаться спиной назад — таким образом принято показывать уважение к Будде. По всему дугану расположены разные символы, несущие сакральный смысл для буддистов. При желании, любой посетитель может оставить пожертвования для храма и для лам, опустив деньги в один из нескольких ящиков. Как говорится на одном из стендов в холле дацана, так люди подавляют в себе жадность и развивают щедрость.
Мне нравится сидеть здесь на одной из скамеечек по краям зала, спрятавшись от общего взгляда. В дугане стоит особая атмосфера, дающая возможность уединиться в тишине и покое, думая обо всем и ни о чем одновременно.
Верхние этажи
Второй этаж — это вотчина настоятеля храма, Буды Бальжиевича. Чтобы посетить его, нужно прийти в его рабочее время с 14:00 до 19:00 в любой день, когда работает дацан, и занять очередь. Сколько раз я приходила в храм — к настоятелю всегда была длинная очередь, все скамейки были заняты, люди набивались в маленькую комнатку ожидания. У него можно проконсультироваться по поводу философии буддизма (по которой он читает лекции по субботам в 20:00), лечению каких-либо заболеваний и личным вопросам.
На третьем этаже, с которого открывается вид на дуган сверху, располагаются кабинеты других лам. Двое из них занимаются тибетской медициной и остеопатией, на сеанс к которым можно записаться в киоске. Остальные ламы, которые работают на этом этаже, консультируют по другим вопросам — естественно, по вопросам буддизма, личным и разным другим. Так, когда я впервые пришла в дацан и совершенно в нем не ориентировалась, я обратилась к одному ламе с вопросом своего гороскопа. Полистав несколько книжек, он рассказал мне, что меня ждет в этом месяце.
Практически ко всем ламам на верхних этажах можно попасть без предварительной записи, но, как правило, к ним выстраивается длинная очередь. Так что если захотите посетить кого-то из них, то придется немного потолкаться.
Столовая
Некоторые люди приходят в дацан исключительно ради столовой, в которой можно попробовать настоящую бурятскую кухню. Для меня столовая является неотъемлемой частью храма, так как она дополняет эту восточную, загадочную атмосферу. Чтобы попасть в столовую, при входе в здание вам необходимо повернуть налево и спуститься вниз. Стены небольшого зала расписаны какими-то красочными бурятскими рисунками, описывающими их жизнь в старину. В остальном, комната совсем непримечательная — стулья из пластика, несколько столов, небольшое окошко, в котором выдаются и принимаются заказы.
Если вы хотите тут перекусить, то не рассчитывайте на какой-то уровень обслуживания: вы сами подходите к оконцу, говорите, что хотите, и тут же получаете это. Оплата, конечно, только наличными. Главное блюдо этой столовой — бурятские «хинкали» (это моя личная ассоциация, но так говорить, конечно, не стоит), которые называются буузами. Даже если я прихожу не голодная, я никогда не могу отказать себе в удовольствии скушать 3-4 штучки — настолько они вкусные, да и готовятся вручную девушками-бурятками, работающими в дацане. Помимо бууз, в меню вы найдете несколько вариаций супов, салатов и чай. Средний чек на одного человека — около 150-200 рублей.
Столовая открыта с 12:00 до 19:00 (кроме среды).
Киоск
Это первое, что видит посетитель дацана после того, как откроет величественные двери. Киоск располагается левее входа в дуган (алтарный зал). Основной ассортимент — это различная литература на тему буддизма и его философии, благовония, четки, тибетские флажки и хадаки. Оплата, как и в столовой, только наличными.
Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/buddiyskiy-khram
Столовая
Одним из других достояний храма можно отметить местную столовую. Многие посетители приезжают в храм лишь за тем, чтобы насладиться бурятской кухней. Помещение выглядит просто, но практично: пластмассовые столы и стулья, и относительно старый интерьер. Стены украшены картинами, изображающими жизнь и быт бурятов в прошлом.
В столовой практикуется метод самообслуживания. Следует подойти окошку, дозваться до персонала в лице бурятских девушек при помощи колокольчика ветров (другое название – китайские колокольчики) и назвать интересующее блюдо. В ассортименте местной кухни представлены блюда бурятского происхождения — множество видов супов и салатов. В качестве напитка выступает чай.
Вся еда готовится вручную. Главным блюдом столовой по неофициальному мнению являются буузы – блюдо народной бурятско-монгольской кухни, получившее среди русскоговорящего населения неофициальное название — позы. Оплата принимается исключительно наличными. Единственным выходным в столовой является только среда, в остальные дни она принимает посетителей с 11:00 до 19:00.
Источник: https://touristam.com/buddiyskiy-hram-v-sankt-peterburge.html
Вводная экскурсия
Каждую субботу в 17:00 приглашаются все желающие посетить бесплатную экскурсию по дацану. На ней Антон-лама в миру и Цультим-лама в духовном мире расскажет вам вкратце историю постройки дацана, значение каждого элемента в храме, почему, что и как делается, как происходят обряды и, разумеется, осветит для вас все вопросы, касающиеся философии буддизма (поверхностно, конечно же —изучение этой науки требует много-много времени). Я была на этой экскурсии — у меня сложилось впечатление, что мне дали такую информацию о дацане, которую я не смогла бы узнать нигде больше.
Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/buddiyskiy-khram
Киоск
Буддийский храм включает в себя местный киоск. Оплата также производится только наличными. Большую часть ассортимента составляют буддийские книги, четки, различные религиозные атрибуты, которые трудно найти или купить в остальных торговых пунктах в Санкт-Петербурге.
Литература, продающаяся в магазине, посвящена буддистской тематике. Некоторые книги эксклюзивны и продаются только в данном киоске за редким случаем.
К примеру, книги «Воззрения четырех буддийских философских школ» за авторством Геше Джампа Тинлея. Продающаяся в киоске литература будет полезна новичкам, так как отвечает на многие вопросы, сообщает и рассуждает о философских течениях и направлениях буддизма.
Источник: https://touristam.com/buddiyskiy-hram-v-sankt-peterburge.html
Адрес
197374,Санкт-Петербург,Приморский проспект, 91
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_21125.htm
Буддийский храм на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва |
Казань |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/1057-buddijskij-khram-v-sankt-peterburge
Телефон
+7 (812) 67−99−108
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_21125.htm
Ссылки
![]() |
|
---|---|
Бурятия | |
Забайкальский край | |
Иркутская область | |
Санкт-Петербург | |
Якутия |
Якутский дацан |

Эта страница в последний раз была отредактирована 18 февраля 2019 в 06:18.
Источник: https://aeroflot-trip.ru/datsan-sankt-peterburge/