Баб-эль-Мандебский пролив — ЭНЭ


Координаты: 12°36′47″ с. ш. 43°20′55″ в. д. / 12.613056° с. ш. 43.348611° в. д. 

История[править | править код]

Около 70 — 60 тысяч лет назад уровень океана был примерно на 50 метров ниже современного (по некоторым данным — на 80 метров), а сам пролив был на 1,2—1,4 км уже (поскольку Аравийская плита отдаляется от Африканской со скоростью около 2 см в год). Баб-эль-Мандебский пролив в то время напоминал в отдельных местах цепочку отмелей[4].

По версии генетика С. Оппенгеймера, около 80 тыс. лет назад (до извержения вулкана Тоба на острове Суматра 74 тыс. л. н.) малочисленная группа анатомически современных людей форсировала «Врата Смерти» (Баб-эль-Мандебский пролив) и стала расселяться за пределы Африки вплоть до Индии, Индонезии и Австралии, достигнув Европы 50 тысяч лет тому назад[5].

По версии учёных из Тюбингенского университета (Германия), первая волна людей современного типа форсировала Баб-эль-Мандебский пролив ок. 130 тыс. л. н., став предками австралийских аборигенов, папуасов и меланезийцев. А другие азиатские популяции являются потомками второй волны Homo sapiens, вышедшей из Африки к северу от Красного моря ок. 50 тыс. лет назад[6][7][8].

Факты и цифры

Сведения о длине и ширине пролива, минимальной глубине его фарватера, скорости приливов и высоте подъема воды в те дни, когда они случаются, приведены в таблице.

Баб эль Мандебский пролив на карте мира. Где находится, фото, история "Врат слез и скорби"

Баб-эль-Мандебский пролив в цифрах

 

Параметры

Длина Max

ширина

Min

ширина

Min

глубина

фарватера

Суточные показатели высоты подъема воды

во время приливов

Min

скорость прилива

Единицы измерения км км км м м км/ч
Количества 109 40 26 182 0,6–1 2

Ссылки

  • Баб-эль-Мандебский пролив //Википедия

Имя

Пролив получил свое название от опасностей, связанных с его судоходством, или, согласно арабской легенде , от числа людей, утонувших в результате землетрясения , отделившего Аравийский полуостров от Африканского Рога .

Фотографии

54543_603x354.jpg

Добавить фотографию

Климат и погода

Баб-эль-Мандебский пролив появился на карте мира в результате тектонических процессов. Климатические условия его прибрежной зоны определяются влиянием соединяемых им морей, а также перемещением воздушных масс над ними. Для стран, расположенных на береговых землях, характерен сухой тропический климат.

Снежных зим здесь не бывает. Среднесуточная температура воздуха на прилегающей к водной территории суше всегда плюсовая и измеряется следующими цифрами:

  • зимняя: +22°С (в начале январе);
  • летняя: +35°С (в середине июля).

Баб эль Мандебский пролив на карте мира. Где находится, фото, история "Врат слез и скорби"

Температура воды зимой редко опускается ниже среднегодовой отметки +26°С.

Относительная влажность воздушного пространства колеблется в пределах 70%. Количество осадков в среднем в году достигает 300 мм.

Примечания[править | править код]

  1. Баб-эль-Мандебский пролив // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 31.
  2. Инструкция по передаче на картах географических названий арабских стран. — М.: Наука, 1966. — С. 20.
  3. 8. Baynes, T. S., ed. (1878), “Bab-el-Mandeb”, Encyclopædia Britannica, 3 (9th ed.), New York: Charles Scribner’s Sons, p. 179.
  4. Когда люди научились плавать? (рус.). www.znanie-sila.su. Дата обращения: 12 декабря 2018.
  5. Stephen Oppenheimer. Modern human spread from Aden to the Antipodes, and then Europe: with passengers and when? (англ.). books.google.ru. Дата обращения: 12 декабря 2018.
  6. Первые люди современного вида покинули Африку 130 тысяч лет назад (рус.) (недоступная ссылка). www.nkj.ru. Дата обращения: 12 декабря 2018. Архивировано 15 апреля 2019 года. — Наука и жизнь, 2014
  7. First Eurasians left Africa up to 130,000 years ago (неопр.). www.sciencedaily.com. Дата обращения: 12 декабря 2018. — ScienceDaily, 2014
  8. Hugo Reyes-Centeno, Silvia Ghirotto, Florent Détroit, Dominique Grimaud-Hervé, Guido Barbujani and Katerina Harvati[en]. Genomic and cranial phenotype data support multiple modern human dispersals from Africa and a southern route into Asia. PNAS, April 21, 2014 DOI: 10.1073/pnas.1323666111

История

Палеоэкологические и тектонические события в эпоху миоцена создали перешеек Данакиль, наземный мост, образовавший широкую связь между Йеменом и Эфиопией. В течение последних 100 000 лет эвстатические колебания уровня моря приводили к попеременному открытию и закрытию проливов. Согласно недавней гипотезе единого происхождения , пролив Баб-эль-Мандеб, вероятно, был свидетелем самых ранних миграций современного человека . Предполагается, что в то время океаны были намного ниже, а проливы были намного мельче или суше, что позволило провести серию эмиграций вдоль южного побережья Азии.

Согласно традиции эфиопской православной церкви Тевахедо , пролив Баб-эль-Мандеб был свидетелем самых ранних миграций говорящих на семитском языке геэз в Африку, происходивших c.  1900 г. до н.э., примерно в то же время, что и еврейский патриарх Иаков . Королевство Аксума было главной региональной державой в районе Африканского Рога . Он распространил свое правление через пролив с завоеванием Химьяритского царства незадолго до появления ислама .

Британская Ост – Индская компания в одностороннем порядке захватила остров Перит в 1799 году от имени своей индийской империи . Правительство Великобритании заявило о своей собственности в 1857 году и построило там маяк в 1861 году, используя его для управления Красным морем и торговыми путями через Суэцкий канал. Он использовался как угольная станция для заправки пароходов до 1935 года, когда сокращение использования угля в качестве топлива сделало операцию нерентабельной.

Британское присутствие продолжалось до 1967 года, когда остров стал частью Народной Республики Южный Йемен . Перед передачей власти британское правительство выдвинуло в ООН предложение об интернационализации острова, чтобы обеспечить постоянную безопасность прохода и навигации в Баб-эль-Мандебе, но это было отклонено.

22 февраля 2008 года компания, принадлежащая Тареку бен Ладену, обнародовала планы строительства моста через пролив под названием «Роговой мост», который свяжет Йемен с Джибути . Компания Middle East Development LLC выпустила уведомление о строительстве моста через Красное море, который станет самым длинным приостановленным переходом в мире. Проект был передан инженерной компании COWI в сотрудничестве с архитектурной студией Dissing + Weitling из Дании. В 2010 году было объявлено, что этап 1 отложен, и по состоянию на середину 2016 года о проекте больше ничего не было слышно.

Исторические факты. Почему назван «Врата слез и скорби»

Баб эль Мандебский пролив на карте мира окрашен в красный цвет – это афоризм, в котором нашла отражение наблюдательность мудрого арабского народа.

Известно 3 версии происхождения загадочного названия пролива:

  • историческая;
  • экономическая;
  • геологическая.

Первая из них связывает этимологию названия пролива с историческими фактами. В минувшие времена эта узкая полоска воды была морским торговым путем у народов Египта, арабов и финикийцев. Не сумев преодолеть непростой в навигационном отношении путь, утонуло приблизительно 10 тыс. судов разных эпох, унесших в морскую пучину жизни огромного количества мореплавателей, оплакиваемых овдовевшими женами, осиротевшими детьми и обездоленными матерями.

Специалисты в области ономастики считают, что именно поэтому пролив назвали Баб-эль-Мандебским, что в переводе с арабского означает «врата слез».

По так называемой экономической версии этимология названия пролива связана с фактами реальных кровопролитий, на протяжении всей истории человечества происходивших в здешних водах. Целью нескончаемых сражений было осуществление контроля над грузопотоками, а значит, слез здесь было пролито не меньше, чем крови.

Известна еще одна версия данного именования, нашедшая отражение в трагическом сюжете легенды, повествующей о том, что в этом сейсмоопасном районе, расположенном на стыке геологических плит, в древности произошло страшнейшее по своей разрушительной силе землетрясение, ставшее причиной гибели людей, некогда здесь обитавших.

Субрегион

Бабы эль-Мандебский также субрегион в Лиге арабских государств , которая включает в себя Джибути, Йемен и Эритрею.

Демография

Литература[править | править код]

  • Баб-эль-Мандебский пролив // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.

Экономика региона

Как стратегическое, так и экономическое значение пролива сложно переоценить. Поскольку по нему проходит самый короткий морской путь из Европы в Восточную и Южную Азию, а также Австралию, он не утратил своего мирового значения и в наши дни, продолжая служить одной из важнейших транспортных артерий планеты.

Баб эль Мандебский пролив на карте мира. Где находится, фото, история "Врат слез и скорби"

И хотя сегодня пролив, соединяющий Красное море с Аденским заливом Аравийского, нельзя считать столь же коварным в плане навигации, как в древние времена, передвижение по его фарватеру по-прежнему требует немалого опыта. Кроме того, что корабли здесь подстерегают коварные течения, острые подводные скалы и бесформенные рифы, это довольно узкое для свободного передвижения современных супертанкеров место.

Неслучайно его относят к тем местам мирового океана, которые принято называть «бутылочным горлышком». Стоит гиганту, перевозящему по нему нефть из Персидского залива, застрять здесь, и проход надолго будет недоступен для судов.

На случай длительной закупорки «бутылочного горлышка» существует альтернативный вариант для танкеров, доставляющих в Европу черное золото. Это Трансаравийский нефтепровод «Восток-Запад» вокруг Африки, который проигрывает бабэльмандебскому в том, что его протяженность составляет 745 миль.

Кроме судоходства, экономическое значение пролива определяется развитием рыболовства и сельского хозяйства. Еще во времена СССР с помощью советских строителей в Ходейда был возведен рыбопромышленный комплекс, который успешно функционирует до сих пор.

Баб эль Мандебский пролив на карте мира. Где находится, фото, история "Врат слез и скорби"

В наши дни город Ходейда стал центром сельскохозяйственного региона. Продукция местных ферм экспортируется в страны Европы и Азии. Ежедневно из здешнего порта по бабэльмандебскому пути отправляются суда, нагруженные отменным кофе, высококачественным хлопком и финикам. В европейские и азиатские страны экспортирует также кожевенное сырье.

Развитое хлопчатобумажное, деревообрабатывающее и судостроительное производство позволило значительно повысить уровень жизни местного населения.

Центры населения

Наиболее значимые города по обе стороны Джибути и Йемена от Баб-эль-Мандеба.

Джибути

  • Хор Ангар
  • Moulhoule
  • Фагал

Йемен

  • В Турбах
  • Шейх Саид

Смотрите также

  • Мост рогов

Пролив:

  • Плотина Красного моря

Область, край:

  • Африканский рог
  • Машрик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *