Координаты: 12°36′47″ с. ш. 43°20′55″ в. д. / 12.613056° с. ш. 43.348611° в. д.
История[править | править код]

Около 70 — 60 тысяч лет назад уровень океана был примерно на 50 метров ниже современного (по некоторым данным — на 80 метров), а сам пролив был на 1,2—1,4 км уже (поскольку Аравийская плита отдаляется от Африканской со скоростью около 2 см в год). Баб-эль-Мандебский пролив в то время напоминал в отдельных местах цепочку отмелей[4].
По версии генетика С. Оппенгеймера, около 80 тыс. лет назад (до извержения вулкана Тоба на острове Суматра 74 тыс. л. н.) малочисленная группа анатомически современных людей форсировала «Врата Смерти» (Баб-эль-Мандебский пролив) и стала расселяться за пределы Африки вплоть до Индии, Индонезии и Австралии, достигнув Европы 50 тысяч лет тому назад[5].
По версии учёных из Тюбингенского университета (Германия), первая волна людей современного типа форсировала Баб-эль-Мандебский пролив ок. 130 тыс. л. н., став предками австралийских аборигенов, папуасов и меланезийцев. А другие азиатские популяции являются потомками второй волны Homo sapiens, вышедшей из Африки к северу от Красного моря ок. 50 тыс. лет назад[6][7][8].
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B1-%D1%8D%D0%BB%D1%8C-%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2
Факты и цифры
Сведения о длине и ширине пролива, минимальной глубине его фарватера, скорости приливов и высоте подъема воды в те дни, когда они случаются, приведены в таблице.
Баб-эль-Мандебский пролив в цифрах |
||||||
Параметры |
Длина | Max
ширина |
Min
ширина |
Min
глубина фарватера |
Суточные показатели высоты подъема воды
во время приливов |
Min
скорость прилива |
Единицы измерения | км | км | км | м | м | км/ч |
Количества | 109 | 40 | 26 | 182 | 0,6–1 | 2 |
Источник: https://touristam.com/bab-el-mandebskiy-proliv.html
Ссылки
- Баб-эль-Мандебский пролив //Википедия
Источник: http://wiki.laser.ru/index.php/%D0%91%D0%B0%D0%B1-%D1%8D%D0%BB%D1%8C-%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2
Имя

Пролив получил свое название от опасностей, связанных с его судоходством, или, согласно арабской легенде , от числа людей, утонувших в результате землетрясения , отделившего Аравийский полуостров от Африканского Рога .
Источник: https://ru.abcdef.wiki/wiki/Bab-el-Mandeb
Фотографии

Добавить фотографию
Источник: https://rutraveller.ru/place/46618
Климат и погода
Баб-эль-Мандебский пролив появился на карте мира в результате тектонических процессов. Климатические условия его прибрежной зоны определяются влиянием соединяемых им морей, а также перемещением воздушных масс над ними. Для стран, расположенных на береговых землях, характерен сухой тропический климат.
Снежных зим здесь не бывает. Среднесуточная температура воздуха на прилегающей к водной территории суше всегда плюсовая и измеряется следующими цифрами:
- зимняя: +22°С (в начале январе);
- летняя: +35°С (в середине июля).
Температура воды зимой редко опускается ниже среднегодовой отметки +26°С.
Относительная влажность воздушного пространства колеблется в пределах 70%. Количество осадков в среднем в году достигает 300 мм.
Источник: https://touristam.com/bab-el-mandebskiy-proliv.html
Примечания[править | править код]
- ↑ Баб-эль-Мандебский пролив // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 31.
- ↑ Инструкция по передаче на картах географических названий арабских стран. — М.: Наука, 1966. — С. 20.
- ↑ 8. Baynes, T. S., ed. (1878), “Bab-el-Mandeb”, Encyclopædia Britannica, 3 (9th ed.), New York: Charles Scribner’s Sons, p. 179.
- ↑ Когда люди научились плавать? (рус.). www.znanie-sila.su. Дата обращения: 12 декабря 2018.
- ↑ Stephen Oppenheimer. Modern human spread from Aden to the Antipodes, and then Europe: with passengers and when? (англ.). books.google.ru. Дата обращения: 12 декабря 2018.
- ↑ Первые люди современного вида покинули Африку 130 тысяч лет назад (рус.) (недоступная ссылка). www.nkj.ru. Дата обращения: 12 декабря 2018. Архивировано 15 апреля 2019 года. — Наука и жизнь, 2014
- ↑ First Eurasians left Africa up to 130,000 years ago (неопр.). www.sciencedaily.com. Дата обращения: 12 декабря 2018. — ScienceDaily, 2014
- ↑ Hugo Reyes-Centeno, Silvia Ghirotto, Florent Détroit, Dominique Grimaud-Hervé, Guido Barbujani and Katerina Harvati[en]. Genomic and cranial phenotype data support multiple modern human dispersals from Africa and a southern route into Asia. PNAS, April 21, 2014 DOI: 10.1073/pnas.1323666111
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B1-%D1%8D%D0%BB%D1%8C-%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2
История

Палеоэкологические и тектонические события в эпоху миоцена создали перешеек Данакиль, наземный мост, образовавший широкую связь между Йеменом и Эфиопией. В течение последних 100 000 лет эвстатические колебания уровня моря приводили к попеременному открытию и закрытию проливов. Согласно недавней гипотезе единого происхождения , пролив Баб-эль-Мандеб, вероятно, был свидетелем самых ранних миграций современного человека . Предполагается, что в то время океаны были намного ниже, а проливы были намного мельче или суше, что позволило провести серию эмиграций вдоль южного побережья Азии.
Согласно традиции эфиопской православной церкви Тевахедо , пролив Баб-эль-Мандеб был свидетелем самых ранних миграций говорящих на семитском языке геэз в Африку, происходивших c. 1900 г. до н.э., примерно в то же время, что и еврейский патриарх Иаков . Королевство Аксума было главной региональной державой в районе Африканского Рога . Он распространил свое правление через пролив с завоеванием Химьяритского царства незадолго до появления ислама .
Британская Ост – Индская компания в одностороннем порядке захватила остров Перит в 1799 году от имени своей индийской империи . Правительство Великобритании заявило о своей собственности в 1857 году и построило там маяк в 1861 году, используя его для управления Красным морем и торговыми путями через Суэцкий канал. Он использовался как угольная станция для заправки пароходов до 1935 года, когда сокращение использования угля в качестве топлива сделало операцию нерентабельной.
Британское присутствие продолжалось до 1967 года, когда остров стал частью Народной Республики Южный Йемен . Перед передачей власти британское правительство выдвинуло в ООН предложение об интернационализации острова, чтобы обеспечить постоянную безопасность прохода и навигации в Баб-эль-Мандебе, но это было отклонено.
22 февраля 2008 года компания, принадлежащая Тареку бен Ладену, обнародовала планы строительства моста через пролив под названием «Роговой мост», который свяжет Йемен с Джибути . Компания Middle East Development LLC выпустила уведомление о строительстве моста через Красное море, который станет самым длинным приостановленным переходом в мире. Проект был передан инженерной компании COWI в сотрудничестве с архитектурной студией Dissing + Weitling из Дании. В 2010 году было объявлено, что этап 1 отложен, и по состоянию на середину 2016 года о проекте больше ничего не было слышно.
Источник: https://ru.abcdef.wiki/wiki/Bab-el-Mandeb
Исторические факты. Почему назван «Врата слез и скорби»
Баб эль Мандебский пролив на карте мира окрашен в красный цвет – это афоризм, в котором нашла отражение наблюдательность мудрого арабского народа.
Известно 3 версии происхождения загадочного названия пролива:
- историческая;
- экономическая;
- геологическая.
Первая из них связывает этимологию названия пролива с историческими фактами. В минувшие времена эта узкая полоска воды была морским торговым путем у народов Египта, арабов и финикийцев. Не сумев преодолеть непростой в навигационном отношении путь, утонуло приблизительно 10 тыс. судов разных эпох, унесших в морскую пучину жизни огромного количества мореплавателей, оплакиваемых овдовевшими женами, осиротевшими детьми и обездоленными матерями.
Специалисты в области ономастики считают, что именно поэтому пролив назвали Баб-эль-Мандебским, что в переводе с арабского означает «врата слез».
По так называемой экономической версии этимология названия пролива связана с фактами реальных кровопролитий, на протяжении всей истории человечества происходивших в здешних водах. Целью нескончаемых сражений было осуществление контроля над грузопотоками, а значит, слез здесь было пролито не меньше, чем крови.
Известна еще одна версия данного именования, нашедшая отражение в трагическом сюжете легенды, повествующей о том, что в этом сейсмоопасном районе, расположенном на стыке геологических плит, в древности произошло страшнейшее по своей разрушительной силе землетрясение, ставшее причиной гибели людей, некогда здесь обитавших.
Источник: https://touristam.com/bab-el-mandebskiy-proliv.html
Субрегион
Бабы эль-Мандебский также субрегион в Лиге арабских государств , которая включает в себя Джибути, Йемен и Эритрею.
Демография
Источник: https://ru.abcdef.wiki/wiki/Bab-el-Mandeb
Литература[править | править код]
- Баб-эль-Мандебский пролив // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B1-%D1%8D%D0%BB%D1%8C-%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2
Экономика региона
Как стратегическое, так и экономическое значение пролива сложно переоценить. Поскольку по нему проходит самый короткий морской путь из Европы в Восточную и Южную Азию, а также Австралию, он не утратил своего мирового значения и в наши дни, продолжая служить одной из важнейших транспортных артерий планеты.
И хотя сегодня пролив, соединяющий Красное море с Аденским заливом Аравийского, нельзя считать столь же коварным в плане навигации, как в древние времена, передвижение по его фарватеру по-прежнему требует немалого опыта. Кроме того, что корабли здесь подстерегают коварные течения, острые подводные скалы и бесформенные рифы, это довольно узкое для свободного передвижения современных супертанкеров место.
Неслучайно его относят к тем местам мирового океана, которые принято называть «бутылочным горлышком». Стоит гиганту, перевозящему по нему нефть из Персидского залива, застрять здесь, и проход надолго будет недоступен для судов.
На случай длительной закупорки «бутылочного горлышка» существует альтернативный вариант для танкеров, доставляющих в Европу черное золото. Это Трансаравийский нефтепровод «Восток-Запад» вокруг Африки, который проигрывает бабэльмандебскому в том, что его протяженность составляет 745 миль.
Кроме судоходства, экономическое значение пролива определяется развитием рыболовства и сельского хозяйства. Еще во времена СССР с помощью советских строителей в Ходейда был возведен рыбопромышленный комплекс, который успешно функционирует до сих пор.
В наши дни город Ходейда стал центром сельскохозяйственного региона. Продукция местных ферм экспортируется в страны Европы и Азии. Ежедневно из здешнего порта по бабэльмандебскому пути отправляются суда, нагруженные отменным кофе, высококачественным хлопком и финикам. В европейские и азиатские страны экспортирует также кожевенное сырье.
Развитое хлопчатобумажное, деревообрабатывающее и судостроительное производство позволило значительно повысить уровень жизни местного населения.
Источник: https://touristam.com/bab-el-mandebskiy-proliv.html
Центры населения
Наиболее значимые города по обе стороны Джибути и Йемена от Баб-эль-Мандеба.
Джибути
- Хор Ангар
- Moulhoule
- Фагал
Йемен
- В Турбах
- Шейх Саид
Источник: https://ru.abcdef.wiki/wiki/Bab-el-Mandeb
Смотрите также
- Мост рогов
Пролив:
- Плотина Красного моря
Область, край:
- Африканский рог
- Машрик
Источник: https://ru.abcdef.wiki/wiki/Bab-el-Mandeb