Ассирийская держава и ее гибель — кратко 5 класс


Первой империей Древнего мира была Ассирия, просуществовавшая почти 2000 лет. Где находилась цивилизация, искусство, архитектура, культура, религия, правители и достижения. Древнейшим городом является Ниневия, возникшая в результате слияния множества культур эпохи Неолита. Она стала столицей государства в новоассирийском периоде. Ассирийцы украшали здания росписями и комплексными орнаментами, чаще всего изображали быков с крыльями и человеческими головами, символизировавших правителей.

Староассирийский период (XX-XVI века до н.э.)

Появление Ассирии на карте мира

В староассирийский период государство Ассирия занимало сравнительно небольшую территорию, центром которой был город Ашшур. Население страны занималось земледелием: выращивало ячмень и полбу, разводило виноград, используя естественное орошение (дождевые и снеговые осадки), колодцы и в небольшом объеме – с помощью ирригационных сооружений – воды реки Тигр. В восточных районах страны большое влияние имело скотоводство с использованием горных лугов для летнего выпаса скота. Но главную роль в жизни раннего ассирийского общества играла торговля.

Дело в том, что через Ассирию в то время проходили важнейшие торговые пути: с Средиземноморья и из Малой Азии по Тигру в районы Средней и Южной Месопотамии и далее в Элам. Ашшур стремился создать свои торговые колонии, чтобы закрепиться на этих главных рубежах. Уже на рубеже 3-2 тыс. до н.э. он подчиняет себе бывшую шумеро-аккадскую колонию Гасур (к востоку от Тигра). Особенно активно колонизации подверглась восточная часть Малой Азии, откуда вывозилось важное для Ассирии сырье : металлы (медь, свинец, серебро), скот, шерсть, кожа, дерево – и куда ввозили зерно, ткани, готовую одежду и ремесленные изделия.

Староассирийское общество было рабовладельческим, но сохраняло сильные пережитки родового строя. Существовали царские (или дворцовые) и храмовые хозяйства, земля которого обрабатывали общинники и рабы. Основная часть земли являлась собственностью общины. Земельные участки находились во владении большесемейных общин “битум“, включавших в себя несколько поколений ближайших родственников. Земля подвергалась регулярным переделам, но могла находиться и в частой собственности. В этот период выделилась торговая знать, разбогатевшая в результате международной торговли. Уже было широко распространено рабство. Рабы приобретались путем долгового рабства, покупки у других племен, а также в результате удачных военных походов.

Ассирийское государство в это время называлось Алум Ашшур, что означало просто “город” или “община” Ашшур. Еще сохранились народные собрания и советы старейшин, которые выбирали укуллума – должностное лицо, ведавшее судебными и административными делами города государства. Существовала также наследственная должность правителя – ишшаккума, который обладал религиозными функциями, руководил храмовым строительством и другими общественными работами, а во время войны становился военачальником. Иногда эти две должности совмещались в руках одного человека.

Ассирия становится одной из ведущих держав региона

В начале 20 века до н.э. международная ситуация для Ассирии складывается неудачно: возвышение государства Мари в районе Евфрата стало серьезным препятствием для западной торговли Ашшура, а образование Хеттского царства вскоре свело на нет деятельность ассирийских купцов в Малой Азии. Затрудняло торговлю также и продвижение племен амореев в Месопотамии. Видимо, с целью ее восстановления Ашшур в правление Илушумы предпринимает первые походы на запад, к Евфрату, и на юг, по течению Тигра.

Особенно активную внешнюю политику, в которой преобладает западное направление, Ассирия ведет при Шамши-Ададе I (1813-1781 гг. до н.э.). Ее войска захватывают северомесопотамские города, подчиняет себе Мари, захватывают сирийский город Катной. К Ашшуру переходит посредническая торговля с западом. С южными соседями – Вавилонией и Эшнунной Ассирия поддерживает мирные отношения, но на востоке ей приходится вести постоянные войны с хурритами. Таким образом в конце 19 – начале 18 века до н.э. Ассирия превратилась в крупное государство и Шамши-Адад I присвоил себе титул “царь множеств“.

Ассирийское государство было реорганизовано. Царь возглавил обширный административный аппарат, стал верховным военачальником и судьей, руководил царским хозяйством. Вся территория ассирийского государства была поделена на округа, или провинции (хальсум), во главе которых стояли наместники назначаемые царем. Основной единицей ассирийского государства была община – алум. Все население государства платило в казну налоги и выполняло различные трудовые повинности. Армия состояла из профессиональных воинов и всеобщего ополчения.

Ассирия утрачивает самостоятельность

При приемниках Шамши-Адада I Ассирия начала терпеть поражения от Вавилонского государства, где тогда правил Хаммурапи. Он, в союзе с Мари разгромил Ассирию и она, в конце 16 века до н.э. стала добычей молодого государства – Митанни. Торговля Ассирии пришла в упадок, поскольку Хеттское царство вытеснило ассирийских купцов из Малой Азии, Египет из Сирии, а Митанни закрыло пути на запад.

Ассирийский царь с колесницы охотится на львов

Ассирийский царь с колесницы охотится на львов

Где находится Ассирия

Ассирия в моменты своего высочайшего развития владела обширными территориями как междуречья Тигра и Евфрата, так и обширным восточным побережьем Средиземного моря. На восток владения ассирийцев простирались почти до Каспийского моря. Сегодня на территории бывшего ассирийского царства находятся такие современные страны как Ирак, Иран, часть Турции, часть Саудовской Аравии.

Карта древней Ассирии

Карта древней Ассирии.

Занятия местного населения

Следует сказать, что занятие местного населения диктовали природные условия. Во-первых, местное население занималось земледелием: выращивали традиционные для этих мест культуры ячмень и эмэр — это разновидность пшеницы. Сажали также и виноградники. Но, самым основным занятием были охота и скотоводство, хотя эти занятия тоже были сопряжены с известными сложностями. Дело в том, что если зимой в этой местности мог даже выпасть снег, то летом жара достигала такой невиданной силы, что трава выгорала и скот приходилось отгонять подальше в горы.

Правитель Саргон Великий

К 2400 году до н. э. в Ашшуре появляются храмовые и дворцовые постройки, свидетельствующие о высокой концентрации ресурсов в городе. Потому что столь продвинутое строительство уже требует наличия определенного управления и организации общества.

Правитель Саргон Великий

Тем временем на юге в разгар очередного противостояния между правителями Уммы и Лагаша, возникает Аккадское царство. Придворный, чье имя неизвестно, узурпировал власть в городе Киш и назвал себя именем в переводе означающим «истинный царь». В современной историографии этого правителя называют Саргоном Великим.

Именно он, дабы оправдать свое низкое происхождение, сплотил вокруг себя простой народ, собрал из него сильное ополчение и начал завоевательные походы, призванные повысить его популярность, авторитет и, конечно, царскую власть.

Вокруг себя Саргон создал группу военной аристократии, и пока Аккадское царство вело войны, у царя была гарантированная поддержка как знати, так и простого народа.

Пройдя на север, Саргон основывает город Аккад, перенеся в него столицу, чтобы вывести управленческий аппарат и казну, извечно терзаемых внутренними раздорами Шумера. Именно в XXIV—XXIII вв. еках до н. э., ассирийский город Ашшур подпадает под власть Аккадского царства.

Саргон Великий

Сам город не имел в рамках Аккада серьезного политического значения, но из-за своего расположения на границе часто подвергался разорениям и разрушениям. Это делали как аккадцы, восстанавливающие свою власть в регионе, так и противники аккадцев, например, гутии, вторгшиеся в Аккад в конце XXIII века до н. э. и разорившие Ашшур.

Аккадское царство подвергалось постоянным вторжением с запада, севера и востока. Как только завоевания достигли своих естественных пределов, пошатнулось и внутреннее единство Аккада. Теперь знать сражалась не только за власть на местах, но еще и за царский титул.

Все скатилась до того, что военачальники и правители городов начали просто провозглашать себя царями, даже если не были наследниками аккадского трона.

Например, после смерти царя Шаркалишарри в 2176 году до н. э. на трон появилось сразу пять претендентов, и даже современники событий не могли понять, кто из них самопровозглашенный, а кто действительно являлся наследником трона.

Культура Ассирии

Несмотря на то, что ассирийское государство оставило недобрый след в древней истории, тем не менее, в период своего расцвета оно имело немало культурных достижений, о которых нельзя не упомянуть.

В Ассирии активно развивалась и процветала письменность, создавались библиотеки, крупнейшая из них, библиотека царя Ашшурбанипала насчитывала 25 тысяч глиняных табличек. По грандиозному замыслу царя, библиотека, служившая по совместительству и государственным архивом, должна была стать не много не мало, а хранилищем всех знаний, когда-либо накопленных человечеством. Чего тут только нет: и легендарный шумерский эпос и Гильгамеше, и работы древних халдейских жрецов (а по сути ученых) по астрономии и математике, и древнейшие трактаты по медицине дающие нам интереснейшие сведения об истории медицины в древности, и бесчисленные религиозные гимны, и прагматические хозяйственные записи, и скрупулезные юридические документы. При библиотеке работала целая специально обученная команда писцов, в чьи задачи входило переписывать все значительные произведения Шумера, Аккада, Вавилонии.

библиотека царя Ашшурбанипала

Значительное развитие получила и архитектура Ассирии, ассирийские зодчие достигли немалого мастерства в постройке дворцов, храмов. Некоторые украшения ассирийских дворцов, являются великолепными примерами ассирийского искусства.

Аcсирийское искусство

Правители Ассирии

Правитель Ашшура носил титул ишшиаккум (аккадизация шумерского слова энси). Его власть была практически наследственной, но не полной. Он ведал почти исключительно делами религиозного культа и связанным с ним строительством. Ишшиаккум был также верховным жрецом (шангу) и военным вождём. Обычно он же занимал и должность укуллу, то есть, видимо, верховного землеустроителя и главы совета старейшин. Этот совет, называемый «домом города», пользовался в Ашшуре значительным влиянием, в его ведении было решение важнейших государственных дел. Члены совета именовали себя «лимму». Каждый из них поочерёдно выполнял в течение года функции управления (под контролем всего совета) и, видимо, возглавлял казначейство. По имени очередного лимму получал своё наименование год. (Поэтому лимму обозначают часто в современной науке греческим термином эпоним). Но постепенно состав совета всё больше замещался людьми, близкими к правителю. С усилением власти правителя значение органов общинного самоуправления падало. Хотя порядок выдвижения лимму сохранился и впоследствии, когда ишшиаккум превратился в настоящего монарха.

Искусство Ассирии

Знаменитые ассирийские барельефы, бывшие некогда внутренними украшениями дворцов ассирийских царей и дожившие до нашего времени дают нам уникальную возможность прикоснуться к ассирийскому искусству.

искусство Ассирии

В целом искусство древней Ассирии исполнено пафоса, силы, доблести, в нем прославляется отвага и победа завоевателей. На барельефах часто встречаются изображения крылатых быков с человеческими лицами, они символизируют ассирийских царей – высокомерных, жестоких, могущественных, грозных. Таковыми они и были в реальности.

искусство ассирии

Ассирийское искусство впоследствии имело большое влияние на формирование персидского искусства.

См. также

  • Ассирийцы
  • Pax Assyriaca

5. Экономика

    Удачное географическое расположение Ассирии способствовало её и экономическому развитию. В южных регионах жители занимались земледелием, а в северных — скотоводством. В предгорных районах активно добывалась железная руда. Ассирийцы научились перерабатывать её и создавать первое железное оружие, которое и нашло свое применение в военном деле.Сельское хозяйство обеспечивало продовольствием большинство регионов: развитые торговые пути способствовали связям внутри государства и с соседними странами. Скотоводство обеспечивало сырьём кожевенное производство. Кожа широко использовалась в быту и военном оснащении, а также в качестве материала для письма.

     

    Основную роль в развитии экономики государства играла торговля. Активно развивались внешнеэкономические торговые связи. Торговцы из Ашшура и других крупных городов отправлялись в соседние государства, где у многих из них уже были собственные резиденции и торговые колонии, например в городах Мари, Угарит, на территории Египта и других соседних стран. Правитель города Ашшур Илушума ввел беспошлинный ввоз и вывоз меди взамен на беспошлинный ввоз тканей, в которой так нуждались жители Ашшура. А из северной части Месопотамии города Гасур привозили шерсть и олово в больших объемах. Шерсть также привозили и из Нижней части Месопотамии, где обитали кочевые западносемитские народы древней Передней Азии амореи.
   Стремительный рост торговли и производства товаров наблюдался в XX – XIX вв. до н.э. Так как город Ашшур находился поблизости к важнейшим торговым путям, ашшурские и аккадские купцы от своего имени и от имени государства, т.е. как торговые агенты, направлялись в соседние государства. Изначально они занимались продажей тканей, но в дальнейшем они стали заниматься и спекуляцией металлами: золотом, серебром, железом и свинцом, которого у торговцев было в избытке. Некоторые металлы было запрещено вывозить, например железо, поэтому его торговля велась контрабандой.

 

Купец в древней Месопотамии

Купец в древней Месопотамии

     

    Ремесленники Вавилона освоили ювелирное мастерство, т.е. изготавливали украшения из драгоценных и полудрагоценных металлов. По технологиям, применяющимся вавилонянами, впоследствии мастерские средневековой Европы создавали ювелирные украшения.
    Одним из крупнейших торговых центров был город Каниш, торговая организация которого практически сравнилась по оборотам и могуществу с государственной (дворцовой) торговой деятельностью, так как в этом городе открыли беспошлинную торговлю абсолютно на все товары, продаваемые на рынке. В общей своей массе основными товарами были изделия ремесленников: различное сырьё, продукты животноводства и оружие. Здесь торговцам открывались кредиты на определённую сумму, работали собственные торговые представители ассирийских купцов, производился учёт векселей между покупателями, вёлся полноценный бухгалтерский учёт.
    Торговая организация Каниша стала родоначальницей рынка ценных бумаг. По её примеру стали создаваться другие подобные организации на других территориях.Многочисленные путешествия ассирийских торговцев способствовали строительству каменных дорог и мостов из дерева или камня.

   

Конец Ассирийского владычества

С обновленной армией Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н.э.) возобновил захватническую деятельность. В 743-740 гг. до н.э. он разгромил коалицию северосирийских и малоазийских правителей и получил дань от 18 царей. Затем, в 738 и 735 гг. до н.э. он совершил два удачных похода на территорию Урарту.

В 734-732 гг. до н.э. организовалась новая коалиция, направленная против Ассирии, в которую вошли Дамасское и Израильское царство, многие города побережья, арабские княжества и Элам. На востоке к 737 году до н.э. Тиглатпаласару удалось закрепится в ряде районов Мидии. На юге был побежден Вавилон, и сам Тиглатпаласар короновался в нем короной вавилонского царя. Завоеванные территории отдавались под власть администрации, назначаемой ассирийским царем. Именно при Тиглатпаласаре III началось систематическое переселение завоеванных народов, с целью перемешать и ассимилировать их. Из одной лишь Сирии было переселено 73 000 человек.

При приемнике Тиглатпаласара III – Салманасаре V (727-722 гг. до н.э.) была продолжена широкая завоевательная политика. Салманасар V попытался ограничить права богатых жрецов и торговцев, но был в результате свергнут Саргоном II (722-705 гг. до н.э.). При нем Ассирия разгромила восставшее Израильское царство. После трехлетней осады, в 722 г. до н.э. ассирийцы штурмом взяли столицу царства – Самарию, а затем ее полностью разрушили. Жители были переселены на новые места. Израильское царство исчезло. В 714 г. до н.э. было нанесено тяжелое поражение государству Урарту. Тяжелая борьба шла за Вавилон, который пришлось несколько раз захватывать заново. В последние годы царствования Саргон II вел тяжелую борьбу с племенами киммерийцев.

Сын Саргона II – Синаххериб (705-681 гг. до н.э.) также вел ожесточенную борьбу за Вавилон. На западе ассирийцы в 701 году до н.э. осадили столицу Иудейского царства – Иерусалим. Иудейский царь Хизкия принес Синаххерибу дань. Ассирийцы подошли к границе Египта. Однако в это время Синаххериб был убит в результате дворцового переворота и на трон взошел его младший сын – Асархаддон (681-669 гг. до н.э.).

Асархаддон совершает походы на север, подавляет восстания финикийских городов, утверждает свою власть на Кипре, завоевывает северную часть Аравийского полуострова. В 671 году он завоевывает Египет и принимает титул египетского фараона. Умер он во время похода на вновь восставший Вавилон.

В Ассирии к власти пришел Ашшурбанапал (669 – около 635/627 гг. до н.э.). Это был очень умный, образованный человек. Он владел несколькими языками, умел писать, обладал литературным талантом, приобрел математические и астрономические познания. Он создал крупнейшую библиотеку, состоявшую из 20 000 глиняных табличек. При нем строились и реставрировались многочисленные храмы и дворцы.

Однако во внешней политике дела у Ассирии шли не так гладко. Восстает Египет (667-663 гг. до н.э.), Кипр, западносирийские владения (Иудея, Моав, Эдом, Аммон). На Ассирию нападают Урарту и Манна, против Ассирии выступает Элам, восстают мидийские правители. Только к 655 году Ассирии удается подавить все эти выступления и отбить нападения, однако вернуть Египет уже невозможно.

В 652-648 гг. до н.э. опять восстает мятежный Вавилон, к которому присоединяются Элам, арабские племена, финикийские города и другие покоренные народы. К 639 г. до н.э. большая часть выступлений была подавлена, но это были уже последние военные успехи Ассирии.

События развивались стремительно. В 627 г. до н.э. отпала Вавилония. В 625 г. до н.э. – Мидия. Эти два государства заключают между собой союз против Ассирии. В 614 г. до н.э. пал Ашшур, в 612 – Ниневия. Последние ассирийские войска были разгромлены в битвах при Харране (609 г. до н.э.) и Каркемише (605 г. до н.э.). Ассирийская знать была уничтожена, ассирийские города были разрушены, рядовое ассирийское население смешалось с другими народами.

Ассирия исчезла с лица земли. Оказалось, что создать крепкое государство с помощью страха, насилия и грабежей невозможно. Этому учит и история небольшого городка, купцы которого сначала хотели лишь одного – свободно торговать на мирных восточных рынках.

[sign author=”armedman.ru” source=”компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет”]

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • 
  • -jUDmN8A588.jpg?size=50x0&quality=96&crop=326,39,649,649&sign=24c943cf94e94c2bcacccad8d6c3a43a&c_uniq_tag=Fz2ibjCo-NSeGHcx5yrpBb0XNZLHp5YbcgnEnrKsY8Q&ava=1

    Екатерина Белоусова

    5/5

  • camera_50.png?ava=1

    Елена Рыбкина

    5/5

  • 024zGv3zjNo.jpg?ava=1

    Никита Сабиров

    5/5

  • NQpNMfwLO2E.jpg?ava=1

    Стас Градин

    4/5

  • EjQkXZteGJk.jpg?ava=1

    Анастасия Лукомская

    5/5

  • yXsqmuuS7JQ.jpg?ava=1

    Твой Наркотик

    5/5

  • PdScMltVYkg.jpg?ava=1

    Лейла Мамедова

    3/5

  • C9FojGjpB8I.jpg?ava=1

    Зухра Кардашева

    5/5

  • 60kzgLY8egs.jpg?ava=1

    Алексей Шариков

    5/5

  • camera_50.png?ava=1

    Алина Габдрахманова

    5/5

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 1312.

obrazovaka.ru

Урарту – царство (Закавказье), в которое вторгались ассирийские правители

Царство Урарту располагалось на территории Армянского нагорья и занимало территорию современных Армении, восточной Турции, северо-западного Ирана и Нахичеванской АР Азербайджана. Расцвет государства пришелся на конец IX – середину VIII века до нашей эры, упадку Урарту во многом способствовали войны с Ассирийским царством.

Получив трон после смерти отца, царь Тиглатпаласар III стремился вернуть своему государству контроль над малоазийскими торговыми путями. В 735 году до н. э. в решающем сражении на западном берегу Евфрата ассирийцы смогли разбить армию Урарту и продвинуться вглубь царства. Монарх Урарту Сардури сбежал и вскоре умер, государство оказалось в плачевном состоянии. Его наследник Руса I смог установить временное перемирие с Ассирией, которое вскоре было нарушено ассирийским царем Саргоном II.

Воспользовавшись тем, что Урарту было ослаблено поражением, полученным от племен киммерийцев, Саргон II в 714 году до н. э. уничтожил урартское войско, и, таким образом, Урарту и зависимые от него царства оказались под властью Ассирии. После этих событий Урарту утратило свое значение на мировой арене.

Религия Ассирии

Религия древнего ассирийского государства во многом была заимствована из Вавилона и многие ассирийцы покланялись тем же самым языческим богам, что и вавилоняне, но с одним существенным отличием – в качестве верховного бога почитался истинно ассирийский бог Ашшур, считавшийся начальником даже над богом Мардуком – верховным богом вавилонского пантеона. В целом боги Ассирии, как впрочем и Вавилона, чем то похожи на богов античной Греции, они могущественны, бессмертны, но в то же время обладают слабостями недостатками простых смертных: могут быть завистливыми или прелюбодейничать с земными красавицами (как это любил делать Зевс).

У разных групп людей, в зависимости от рода занятий, мог быть разный бог-покровитель, которому те отдавали больше всего почестей. Была сильна вера в различные магические церемонии, равно как и магические амулеты, суеверия. Часть ассирийцев сохраняла пережитки еще более древних языческих верований тех времен, когда их предки еще были кочевыми пастухами.

Ассирия – мастера войны, видео

И в завершение предлагаем вам посмотреть интересный документальный фильм об Ассирии на канале Культура.

1.jpg

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.

Видео про ассирийскую цивилизацию

Становление Ассирии и Нового Вавилона:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *