На неповторимый архитектурный облик столицы Каталонии оказало магическое влияние творчество великого мастера Гауди. Архитектор Антонио Гауди и Корнет (Antoni Gaudí i Cornet) родился 25 июня 1852 года в городе Реус каталонской провинции Таррагона.
Краткая биография Антонио Гауди:
Антонио Гауди родился в Таррагоне в 1852 году, в портовом городе на северо-востоке Испании. Гауди — каталонский архитектор и величайший представитель каталонского модернизма. В отличие от других архитекторов своего поколения, Антонио — создатель одних из самых красивых сооружений Барселоны, которые привели его к мировой известности.
Революционные идеи Антонио Гауди изменили мир модернизма и архитектуру в целом. Он проектировал яркие, оригинальные и инновационные здания, вдохновляясь в основном природой.
Антонио Гауди встретил Эусеби Гуэля, который впоследствии стал его главным спонсором и хорошим другом, во время участия в Парижской всемирной выставке 1878 года.
Благодаря Гуэлю Антонио Гауди получил заказ на реализацию важных проектов в Барселоне, включая Sagrada Família и Park Güell, которые считаются его великими работами. Он также разработал La Pedrera, Casa Batlló, Casa Vicens, Casa Calvet или уличные фонари в Plaça Reial.
Чтобы увидеть в Барселоне самые крутые места и сделать лучшие фотографии, почитайте нашу статью про ТОП-16 мест в Барселоне. Если вы ищите жилье, то выберите отель со скидкой до 60% тут. Бесплатная страховка на год — здесь.
Источник: https://gaudi-barcelona.ru/
Краткая биография Антонио Гауди
Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в небольшом каталонском городке Реус. В 1873 году он поступил в Провинциальную архитектурную школу в Барселоне. Его первыми проектами стали газовые фонари на Королевской и Дворцовой площадях и Национальном бульваре Барселоны. Поворотным моментом в биографии молодого мастера оказался заказ от хозяина перчаточного магазина: Гауди спроектировал ему стенд для Всемирной парижской выставки 1878 года. Богатый промышленник Эусеби Гуэль был настолько впечатлен витриной, что захотел познакомиться с автором. Так начался крепкий союз большого творца и щедрого мецената, который привел к созданию проектов, определивших облик Барселоны.
Фото: Public Domain
Благодаря коллаборации Гуэля и Гауди появились такие архитектурные объекты, как дворец Гуэль, парк Гуэль, винные погреба Гуэль, павильоны усадьбы в Педральбесе близ Барселоны, часовни и крипты Колонии Гуэль. После того как строительство дворца завершилось, Антонио стал одним из самых модных архитекторов Барселоны. В период с 1898 по 1912 год он построил три жилых дома — Кальвет, Мила и Бальо, которые вскоре стали значимыми достопримечательностями города.
Параллельно в 1880 годах Гауди реализует не менее знаковые проекты — дом Висенс, виллу Эль Каприччо — одна из немногих его работ, которые находятся за пределами Барселоны.
В 1884 году Гауди возглавил строительство храма Святого Семейства. Он пришел на смену архитектору Франсиско де Паула дель Вильяра, который из-за разногласий с заказчиком отказался от работы. Антонио полностью посвятил себя возведению храма.
В 73 года, так и не успев завершить свой главный проект, Гауди, который всегда предпочитал ходить пешком, попал под трамвай. Из-за того что последние годы жизни архитектор не особенно следил за внешним видом, местные таксисты приняли его за нищего и долго отказывались везти в больницу. Так некогда самый преуспевающий мастер, у которого была очередь из богатых заказчиков, оказался в лечебнице для малоимущих. Когда же Гауди наконец узнали, было слишком поздно — спасти его не удалось.
От Гауди до Хадид: 7 проектов, которые не были реализованы
Источник: https://realty.rbc.ru/news/603e0a809a79473f5ac566bc
Литература[править | править код]
- AA.VV. (2001). Gaudí. Hàbitat, natura i cosmos. Ed. Lunwerg, Barcelona. ISBN 84-7782-799-0.
- AA.VV. (2002). Gaudí 2002. Misceŀlània. Ed. Planeta, Barcelona. ISBN 84-9708-093-9.
- Bassegoda i Nonell, Joan (1989). El gran Gaudí. Ed. Ausa, Sabadell. ISBN 84-86329-44-2.
- Bassegoda i Nonell, Joan (2002). Gaudí o espacio, luz y equilibrio. Criterio, Madrid. ISBN 84-95437-10-4.
- Bergós i Massó, Joan (1999). Gaudí, l’home i l’obra. Ed. Lunwerg, Barcelona. ISBN 84-7782-617-X.
- Bonet i Armengol, Jordi (2001). L’últim Gaudí. Ed. Pòrtic, Barcelona. ISBN 84-7306-727-4.
- Castellar-Gassol, Joan (2000). Gaudí, la vida d’un visionari. Ed. 1984, Barcelona. ISBN 84-86540-54-2.
- Crippa, Maria Antonietta (2007). Gaudí. Taschen, Köln. ISBN 978-3-8228-2519-8.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE_%D0%93%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8
Дом Кальвет
Адрес:
Carrer de Sant Marc, 57
Годы постройки: 1898 – 1900
Дом Кальвет(Casa Calvet), также расположенный в районе Эшампле (Carrer de Casp, 48), был спроектирован Гауди для текстильного промышленника Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля. Это был доходный дом с апартаментами хозяев в бельэтаже; построен он был между 1898 и 1900 годами. В данный момент – жилой дом с рестораном на нижнем этаже.
Дом Кальвет
Исследователи творчества Гауди единодушны в том, что это здание является самым традиционным из его произведений, отчасти потому, что его нужно было внедрить между двумя старыми домами, да и расположение дома в одном из самых элегантных районов Барселоны сыграло свою роль. Симметрия, баланс и упорядоченный ритм архитектуры дома Кальвет необычны для работ Гауди. Тем не менее, здесь присутствуют и элементы модернизма – кривые линии и двойной фронтон наверху, выступающий, почти барочный эркер у входа, а также отдельные интересные детали. Выпуклые балконы чередуются с более мелкими балкончиками. Изображения грибов над эркером в центре намекают на любимое хобби владельца дома. Столбы, примыкающие к входу, выполнены в виде нагроможденных друг на друга гигантских катушек, указывающих на семейный текстильный бизнес. Между 1899 и 1906 ежегодную премию среди художественных зданий (Concurso Annual de edificios artísticos) в числе прочих выдающихся модернистских домов получил и Дом Кальвет.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/599ad16b9044b567589d9153/barselona-antonio-gaudi-5b6030ddf5c3ac00a94e6735
Дом Висенс
Первой значительной работой Гауди считается именно это здание. Мануэль Висенс, владелец фабрики по производству плитки и кирпича, заказал архитектору построить летнюю семейную резиденцию в 1878 году. Фасад здания выполнен из кирпича и цветных керамических плиток с растительными орнаментами, расположенных в шахматном порядке. Выбор этих материалов послужил фактически нативной рекламой деятельности главы дома. По всему периметру расположены многочисленные декоративные элементы — эркеры, балконы, башенки, выступы фасадов. Каждую деталь архитектор спроектировал лично, поэтому ни один элемент не выбивается из общей картины.
Фото: Pol Viladoms/wikipedia.org
Дизайн дома выполнен в стиле нео-мудехар, отсылающем к испанской архитектуре времен средневековья. Но уже тогда был заметен узнаваемый почерк Гауди, и одна из первых его работ сразу же обращала на себя внимание своей оригинальностью по сравнению с общим видом Барселоны того времени.
Фото: Andrea G/Pexels
Вокруг дома был разбит сад, в котором Гауди спроектировал фонтан, часть ограды и ротонду в форме листьев пальмы. Дом в середине ХХ века несколько раз менял владельцев, и до наших дней эти детали не сохранились. В 2005 году Дом Висенс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2017-м в нем открыли музей.
Источник: https://realty.rbc.ru/news/603e0a809a79473f5ac566bc
Фонтан на площади Каталонии
Гауди (архитектор и его дома известны всему миру) проектировал не только здания, но и другие значимые объекты. Одним из них является фонтан на площади Каталонии, представляющий собой одновременно триумфальную арку и каскадный водопад.
Самое первое творение талантливого архитектора Испании находится на главном плацу Барселоны.
Добраться до фонтана можно на автобусе либо на метро. Посещение достопримечательности бесплатное и свободное. Полюбоваться монументальным фонтаном может каждый, кто очутился на каталонской площади.
Источник: https://touristam.com/gaudi-arhitektor.html
Рабочий кооператив Матаронина
Архитектура данного объекта выдержана в стиле помпейской живописи. Гауди работал над рабочим комплексом в Матаро почти 4 года. Зодчему в 1878 г. поступил заказ на создание кооператива с игорным домом и другими сооружениями. Но в итоге свет увидели лишь несколько служебных зданий и фабрика.
В настоящее время открытый рабочий комплекс применяют как выставочную площадку, куда наведываются для ознакомления с начальным периодом творчества Гауди.
Время действия кооператива:
- 15 июля – 15 сентября с 6 до 9 вечера, все рабочие дни, кроме понедельника;
- в остальные сезоны – вторник – суббота, с 5 до 8 после полудня;
- с 11 до 14 часов в воскресенье. Понедельник – выходной день.
Посещение кооператива Матаронина бесплатное. Нахождение: г. Матаро, ул. Кооперативная, 47.
Способы проезда к достопримечательности:
- на авто вдоль северного побережья более 30 мин.;
- на автобусе или поезде из Барселоны.
Источник: https://touristam.com/gaudi-arhitektor.html
Храмы, парки и дома Гауди в Барселоне
Барселона — столица архитектурных изысков, где дома Гауди занимают центральное место. Его произведения пленяют сердца. Боготворя природу, архитектор приложил максимум усилий для создания строений в гармонии с природным началом:
- Верхушка собора заканчивается снопами злаков и посадками кукурузы.
- Проемы окон завершают корзины с фруктами.
- Фасады похожи на виноградные лозы.
- Трубы водостока, как правило, безыскусные, у Гауди обретает форму змей и рептилий.
- Дымоходы завинчиваются в улитки, листья пальмы превращаются в забор.
Безупречность природы Гауди дублирует в безупречности архитектурных форм.
За свою жизнь Антонио Гауди воплотил свыше 20 архитектурных шедевров, 10 из которых находятся в Барселоне.
Предлагаем вашему вниманию самые яркие произведения гения.
Источник: https://Barcelonatm.ru/doma-gaudi-v-barselone/
Башня Бельесгуард
В 1900 году к Антонио Гауди обратилась жена промышленника Жауме Фигераса с просьбой построить дом на месте бывшей резиденции короля Мартина Арагонского, с которым связывают расцвет Каталонии. Когда архитектор взялся за дело, от резиденции оставались лишь несколько стен и внутренний двор. Гауди был патриотом и бережно относился к истории, поэтому старался максимально передать дух средневековья в своем проекте. Внешне дом похож на замок того времени, дополненный яркими деталями в стиле архитектора. Проект был сдан в 1909 году.
Фото: Catalan Art & Architecture Gallery
Torre Bellesguard увенчана характерным для архитектуры Гауди крестом, украшенным красной и желтой мозаикой — цвета каталонского флага. Благодаря этому шпилю компактное квадратное здание кажется больше, чем на самом деле, высота в два раза превышает его длину. В этой работе Антонио оставил прямые линии, которых тщательно избегал в других проектах. Над входной дверью — яркий витраж в виде восьмилучевой звезды Венеры.
Фото: Catalan Art & Architecture Gallery
Дом Фигераса состоит из первого этажа, главного этажа, подвала и мансарды. Оригинальным решением в интерьере стала необычная система переходов: спиральная лестница завершается на террасе, окруженной зубцами, с которой открывается живописный вид на город. В этом проекте стиль Гауди все еще был в процессе формирования: в нем нет броских мавританских акцентов и ярких цветов, которые впоследствии стали отличительными чертами многих его поздних работ.
Источник: https://realty.rbc.ru/news/603e0a809a79473f5ac566bc
Дворец Гуэль
Дворец был построен в качестве главной резиденции Эусеби Гуэля в районе Эль-Раваль в центре Барселоны в 1885–1890 годах. Он стал первым крупным проектом Гауди, выполненным по заказу Гуэля.
Фото: Seth Lemmons/wikipedia.org
На фасаде здания две пары больших ворот, которые были сделаны специально для конных экипажей: гости могли выйти и сразу подняться по лестницам на нужный этаж, а повозки отправлялись в нижние конюшни и погреба. Входную арку украшает железная решетка, имитирующая виноградную лозу. В этом проекте впервые реализовалась идея Гауди декорировать не только фасад, но превращать в произведение искусства еще и крышу. На ней расположены 20 дымоходов, украшенных в технике тренкадис. Само здание облицовано серым гаррафским мрамором.
Фото: Thomas Ledl/wikipedia.org
Центральным помещением в интерьерах стал зал для приема гостей, который венчает параболический купол, проходящий через несколько этажей. Он окрашен в глубокий темно-синий цвет ночного неба, чтобы у всех приходящих во дворец создавалось ощущение единства с природой. В куполе Гауди проделал небольшие отверстия, а внутри шпиля подвесил фонари — таким образом, свет, который просачивается через них, похож на мерцающие в небе звезды. В 1984 году дворец Гуэль был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: Jun Seita/wikipedia.org
Источник: https://realty.rbc.ru/news/603e0a809a79473f5ac566bc
Примечания[править | править код]
- ↑ Указана даты перестройки старого здания, построенного в 1877 году.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE_%D0%93%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8
Дом Бальо
Дом Бальо представляет собой реконструкцию первоначального здания, построенного в 1877 году, которым с 1900 года владел текстильный магнат Хосе Бальо. Он расположен на Пасео-де-Грасиа, одном из самых главных бульваров в центре Барселоны. Площадь восьмиэтажного дома 4,3 тыс. кв. м, а высота — 32 м. Из-за каркаса, похожего на клетку, и вертикальных элементов, напоминающих своими изгибами формы человеческого скелета, здание прозвали «Дом костей». В дизайне проявилась характерная для последующих проектов черта Гауди — отсутствие прямых линий как во внешнем облике, так и во внутренних интерьерах. Архитектор также старался по-максимуму использовать природные материалы местного происхождения — так, первые три этажа дома украшены камнем горы Монжуик.
Фото: ChristianSchd/wikipedia.org
Во внутреннем дворе, чтобы освещение было равномерным, Гауди положил градиентную плитку, которая меняет цвет по мере продвижения вверх от белого до лазури. Для той же цели окна, выходящие в патио, отличаются по размеру: к верху они становятся все меньше.
Фото: Sara Terrones/wikipedia.org
Таким образом создается удивительная игра светотени. Мебель, которая делалась по проекту архитектора, упоминают в контексте его творчества не так часто. Но отдельные работы Гауди в этой области заслуживают внимания. Например, двухместный диван в доме Бальо — образец эргономики, которую взяли на вооружение многие мастера: два сиденья с общим подлокотником и уже традиционной для Гауди идеальной формой для человеческого тела подчеркивает еще и связь с природой — спинки сидений напоминают яблоко. Дом Бальо был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году.
В Москве появится стилизованная копия «Дома костей» Гауди
Источник: https://realty.rbc.ru/news/603e0a809a79473f5ac566bc
Хронология построек
Вы можете найти архитектуру Гауди в Барселоне и других муниципалитетах. Названия домов Гауди в Барселоне и других городах Испании:
Наименование | В каком городе/муниципалитете находится | Время строительства | Всемирное наследние ЮНЕСКО |
Рабочий кооператив Матаронина | Матаро | 1878 — 1883 | |
Дом Висенс | Барселона | 1883 — 1885 | Да |
Эль-Каприччо | Комильяс | 1883 — 1885 | |
Павильон усадьбы Гуэля | Барселона | 1884 — 1887 | |
Саграда Фамилия | Барселона | 1882 — наст. вр. | Да |
Дворец Гуэля | Барселона | 1885 — 1890 | Да |
Колледж Святой Терезы | Барселона | 1888 — 1894 | |
Епископский дворец в Асторге | Асторга | 1889 — 1913 | |
Дом Ботинес | Леон | 1892 — 1893 | |
Винный погреб Гуэля | Сиджес | 1895 — 1898 | |
Дом Кальвет | Барселона | 1898 — 1900 | |
Крипта Колонии Гуэля | Санта-Колома-де-Сервельо | 1905 — 1908 | Да |
Бельесгуард | Барселона | 1900 — 1909 | |
Парк Гуэля | Барселона | 1900 — 1914 | Да |
Дом Бальо | Барселона | 1904 — 1906 | Да |
Дом Мила | Барселона | 1906 — 1910 | Да |
Школа Саграда Фамилия | Барселона | 1909 — 1910 |
Архитектор Гауди и его дома в Барселоне известны по всему миру. На его произведения искусства приезжают посмотреть туристы из всех стран мира. Все дома Гауди на карте в Барселоне расположены довольно близко. Путешественникам не придется разъезжать по всему городу в поисках достопримечательностей.
Источник: https://gaudi-barcelona.ru/
Саграда Фамилия
Храм Святого Семейства остается самым знаменитым и противоречивым творением Гауди. Первый проект здания был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр в 1882 году — он планировал построить его в готическом стиле. Вильяр ушел в отставку спустя год после начала работ, строительство возглавил Гауди и внес в проект кардинальные изменения. Храм также приобрел звание самого известного долгостроя в мире: работы ведутся уже почти 140 лет, их планируют закончить только к 2030 году.
По замыслу инициаторов, финансирование происходит только за счет пожертвований прихожан, которые поступают «неравномерно», и это сильно тормозит строительство. Также завершение проекта задерживает сложность изготовления каменных блоков. Кроме того, во время Гражданской войны в Испании в июле 1936 года вся мастерская Гауди сгорела вместе с его макетами и эскизами церкви. Они были частично восстановлены в 1939–1949 годах, и по этим моделям, в которых сохранился изначальный замысел архитектора, продолжилось дальнейшее строительство. В 2010 году храм был освящен папой Бенедиктом XVI, в нем проходят ежедневные богослужения.
Фото: Enrico Perini/Pexels
Саграда Фамилия спланирована в форме латинского креста, с апсидой и крытой галереей для прогулок. У здания три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Они символизируют рождение, смерть и воскресение Христа. Над каждым должны возвышаться 12 башен, по числу апостолов, и еще шесть планировалось возвести над центральным нефом. Они должны быть посвящены Деве Марии, четырем евангелистам и Иисусу Христу. Высота башни Христа — 167 м, и она станет вторым по высоте объектом в городе: по замыслу Гауди, человеческое творение не должно было быть выше божьего — горы Монжуик.
Восточный фасад храма посвящен теме Рождества Иисуса Христа и разделен на три части-портала, которые олицетворяют Веру, Надежду и Милосердие. Фасад Рождества — главный вход в церковь, он украшен барельефами и скульптурными композициями, посвященными сценам из Библии. В центральной части — рождественское дерево, под которым из камня вырезана сцена прославления Богоматери. А в боковых порталах — сцены рождения Иисуса и символические фигуры апостолов. Для того чтобы фигуры были максимально правдоподобны, он снимал гипсовые слепки с птиц, животных и даже с мертворожденных младенцев. Моделями для скульптурных групп могли выступить и церковный сторож, и местный козопас.
Фото: Andrea G/Unsplash
Внутри храма также прослеживается подражание природе: своды, которые достигают 60 м в высоту, разветвляются к потолку и создают конструкцию, повторяющую лесные пейзажи. В этом решении есть и функциональный смысл: благодаря ветвящимся структурам, Гауди избежал строительства традиционных для готической архитектуры контрфорсов — вертикальных прямых опор для усиления несущих стен.
С противоположной стороны храма находится фасад Страстей. На контрасте с фасадом Рождества он смотрится более мрачным и лаконичным. Идея Гауди была в том, чтобы скульптуры и образы в порталах фасада Страстей символизировали грехи и вызывали трепет. В центре архитектурного сюжета — распятие Христа, которое окружают гротескные фигуры и мрачные сцены.
Фото: Joseph Gilbey/Unsplash
Гауди посвятил храму Святого Семейства 12 лет, и на момент смерти архитектора базилика была завершена всего на 20%. Антонио успел построить только часть апсиды, восточный фасад и крипту, в которой его похоронили. Гауди был ярым католиком, он догадывался, что не доживет до окончания проекта, но это его не останавливало. На вопрос о сроках он отвечал «Мой клиент никуда не торопится».
На данный момент ведется строительство третьего фасада (Славы), оформление интерьеров храма. На территории также есть дом-музей архитектора и школа. Гауди открыл ее в 1909 году для детей рабочих, которые строили церковь. Раньше она была расположена на месте главного фасада храма, но затем ее демонтировали и перенесли.
Фото: Greg Lois/Pexels
Все это время строительство Sagrada Famíliа было незаконным, поскольку на него не было официальной лицензии. Но в 2019 году ее наконец получили, и столетний конфликт разрешился. Руководство храма согласилось выплатить мэрии города £36 млн с рассрочкой на десять лет на развитие квартала Эшампле, транспортной сети города, организации прямого доступа из станций метро. В 2005 году Саграда Фамилия была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Самый известный проект Гауди достроят в 2026 году
Источник: https://realty.rbc.ru/news/603e0a809a79473f5ac566bc
Дом Кальвет
В 1900 г. на улице Касп в Барселоне появилось нео-барочное сооружение по проекту Гауди для вдовы местного богача. В этом же году дом Кальвет признали лучшим зданием. Первый этаж особняка внутри имеет рельефные арки и столбы из гранита. Наверх ведут лестница, отделанная голубой плиткой и железный лифт, деревянный внутри.
Доезжают до улицы Касп, 48, где находится дом Кальвет, на метро или местных автобусах. Здание доступно только снаружи. Внутри теперь живут обычные люди.
Источник: https://touristam.com/gaudi-arhitektor.html